«Эколого-математическое путешествие».Интегрированный урок математики и географии.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Перцева Елена Валентиновна

Цель урока: Дать общее  представление о взаимодействии компонентов окружающей среды: вода, воздух, почва, растения и животные. Повторение задач на нахождение дроби от числа.

Задачи:

Образовательные: Осуществить обобщение и  систематизацию знаний  учащихся об окружающей среде, осуществить межпредметную связь с  математикой; расширять кругозор и обогащать знания учащихся.

Коррекционно - развивающие: развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать представления, воображение, внимание, правильное восприятие иллюстраций; формировать умения анализировать, обобщать.

Коррекционно - воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание сохранить богатства природы; пробуждать эмоциональные чувства с помощью музыки, стихов, загадок.

Тип урока: систематизация знаний и способов   деятельности.                           

Форма урока: урок-путешествие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Эколого-математическое путешествие.

Класс: 6

Цель урока: Дать общее  представление о взаимодействии компонентов окружающей среды: вода, воздух, почва, растения и животные. Повторение задач на нахождение дроби от числа.

Задачи:

Образовательные: Осуществить обобщение и  систематизацию знаний  учащихся об окружающей среде, осуществить межпредметную связь с  математикой; расширять кругозор и обогащать знания учащихся.

Коррекционно - развивающие: развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать представления, воображение, внимание, правильное восприятие иллюстраций; формировать умения анализировать, обобщать.

Коррекционно - воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание сохранить богатства природы; пробуждать эмоциональные чувства с помощью музыки, стихов, загадок.

Тип урока: систематизация знаний и способов   деятельности.                           

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование и раздаточный материал:

  • Рисунки учащихся и фотографии.
  • Глобус.
  • Схемы пользования и охраны воздушного пространства, водного пространства и земельных ресурсов.
  • Карточки (смайлики) для рефлексии.
  • Проектор, слайды.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Учитель географии : “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Так говорил русский писатель М.М. Пришвин.

Долгая, счастливая, а самое главное – здоровая жизнь человека зависит от состояния окружающей нас природы.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества.

Даже современного человека порой удивляет богатство, разнообразие мира и удивительная жизнестойкость живой природы.

Умение уважать и любить мир, в котором мы все живём, и от состояния  которого  зависит наше здоровье  - важное качество современного человека. Я думаю, что наше сегодняшнее путешествие  поможет вам задуматься над некоторыми цифрами и выработать некоторые нормы поведения в быту, на отдыхе, обеспечивающие бережное отношение к природе. Сегодня нам предстоит раскрыть некоторые проблемы окружающей среды математическим языком.

     

Учитель математики.  

Математическая разминка

  1. 20кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100кг макулатуры?

  1. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет?

  1. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды?

  1.  Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?

III. Систематизация и обобщение изученного

I. Вода

Учитель географии.  Первая станция, где мы сделаем остановку, называется «Водная»

  • Посмотрите на модель Земли – глобус. Какого цвета на нём больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода. Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, то можно её не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
  • Да, воды-то много. На нашей планете есть пресная и солёная вода. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ и растений пригодна только пресная вода. А остальная вода - в океанах, морях - солёная. Пресной же воды очень мало, всего 3% от общего водного пространства.  Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
  • Вода очень интересное вещество. Она одна–единственная бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.
  • При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)
  • При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.)
  • При какой температуре лёд начинает таять? (При плюс одном градусе.)

Ребята, скажите, как человек использует воду? А как охраняет? (смотрим получившуюся схему)

  • Кто же губит воду? (Человек.)

Ученик читает: Необходимый источник жизни – воду – загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озёра и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаём о новых, губящую морскую живность  нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты – вода – может быть отравлен окончательно. А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды!

Задача 1

Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?

  • Помните: воду надо беречь!
  • - Путешествие продолжается. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на самолете.
  • (физкультминутка).

 

II. Воздух

Учитель географии:  Мы прилетели на станцию «Воздушная». Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета – это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера – это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он порвётся. Вот так же легко мы губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?

Хорошенина

Ученик читает: «Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состо-ит в следующем: атмосфера обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятель-ности растений, животных и людей; защищает Землю и всё живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли».

Учитель: Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами  промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.

      Ребята, а теперь, давайте вспомним какое значение, имеет воздух в жизни человека, растений, животных. После диалога с классом появляется схема 2 (проецируется на экран).

  • Учитель математики: Человеку нужен чистый воздух для дыхания. Состав воздуха атмосферы таков:      азот – 78%; кислород – 21%; прочие газы – 1%. Посмотрим на  круговую диаграмму и вы наглядно увидите какую долю составляет кислород. (Приложение 3)

             Задача 2

Без пищи человек может прожить 1 месяц, без воды – 5 дней. А без кислорода?

Чтобы узнать, сколько минут человек может прожить без кислорода, нужно

найти 0,06 от числа 50.

Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки:

Золотое яблочко по небу катается,

С утра улыбается, а улыбки – лучи

Очень горячи. (Солнце.)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь.)

 

        Без рук, без ног, по полю рыщет,

        Поёт да свищет, деревья ломает,  

        К земле приклоняет. (Ветер.)        

III. Почва.

Учитель географии.  Мы на следующей остановке «Почвенная».  Плодородный верхний слой Земли мы называем - почвой. Давайте вспомним, какое значение имеет почва для жизни на Земле, какой вред наносит человек почве? Итак, вот что у нас получилось. (Демонстрируется схема – Приложение 3).

В результате хозяйственной деятельности человека почвы загрязняются избытком химических удобрений, металлами, пестицидами, отходами производства и бытовыми отходами.

Учитель математики.

Задача 3

Из 36 деревьев, росших вдоль придорожной канавы, погибли от засоления почвы 25% деревьев. Зная, что каждое дерево обеспечивает кислородом трех человек. Вычислите, скольких людей могли бы обеспечить кислородом погибшие деревья.

 

Учитель географии: Без воды, почвы и воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы всё это вдруг совершенно исчезло. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут менять своё качество. Люди в результате своей производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

Вы не должны забывать, что и мы с вами являемся прямыми виновниками этой экологической проблемы.

Учитель математики:

Вы знаете, что:

  • от 2 до 10 лет - время необходимое,  для разложения бумаги. Помните     это, выкидывая бумагу на улице.
  • более 200 лет – идет процесс разложения полиэтиленовых пакетов.
  • через 1000 лет – разлагается стекло.

Прежде чем бросить в лесу бутылку, бумагу или полиэтиленовый пакет, подумайте какой вред, вы наносите природе.

  • Учитель географии: Наше путешествие подходит к концу. Последняя станция «Бережливая». О чём она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.) Всё ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? (Человек.) Правильно. Сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Давайте составим правила поведения на природе.

Правила (см. Приложение 1)

 IV.  Заключительная часть. Рефлексия.

Учитель географии:  Закончить урок я бы хотела стихотворением

Я обнял глобус – шар земной,

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Учитель математики.  Сегодня на уроке мы убедились, что каждая цифра, каждый пример, каждая задача, решенные вами, не надуманы, а возникли из потребностей человечества в различных областях его существования

.А   теперь дайте оценку своим  знаниям и умениям, полученным на уроке,

  • на уроке мне было все понятно и интересно;
  • у меня возникли некоторые вопросы;
  • я многое не понял.

V. Подведение итогов урока

Сегодня на нашем необычном уроке все дети поработали хорошо. Поэтому все получаете «отлично» за урок. Спасибо за сотрудничество. На память о сегодняшнем уроке я подарю вам правила поведения на природе.

Урок закончен.

Приложение 1.

Использование

Охрана

Приложение 2.

Использование

Охрана

Приложение 3.

Состав воздуха

Кислород – 78%

Азот – 21%

Прочие газы – 1%


                                                                                                                                                                       Приложение 6.

                                                               Использование

        

       

                                                                    Охрана



Предварительный просмотр:

  1. 20кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100кг макулатуры?

  1. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет?

  1. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды?

  1.  Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?

Задача 1

Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?

              Задача 2

Без пищи человек может прожить 1 месяц, без воды – 5 дней. А без кислорода?

Чтобы узнать, сколько минут человек может прожить без кислорода, нужно

найти 0,06 от числа 50.

 

Задача 3

Из 36 деревьев, росших вдоль придорожной канавы, погибли от засоления почвы 25% деревьев. Зная, что каждое дерево обеспечивает кислородом трех человек,

вычислите, скольких людей могли бы обеспечить кислородом погибшие деревья.

Ф.И.______________________________________6а класс, ______________

Разминка

1. Выполните умножение:

а)   =    

(Сформулируйте правило умножения обыкновенных дробей)

б)  =

(Сформулируйте правило умножения смешанных чисел)

2. Найдите:

а)  от 15   (Как найти дробь от числа?)

б) число, если 30% составляет 27   (Как найти число по его процентам?)

3. Найдите значение числового выражения:

а)   =

(Какие числа называются взаимно обратными?)

б) 4,2: 0,6 =          

(Как разделить одну дробь на другую?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий интегрированный урок математики и географии в 6-м классе по теме «Масштаб»

Цели урока:систематизировать и закрепить понятие масштаба;закрепить умение  решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте, зная масштаб карты;развивать мыслительную деятель...

Открытый интегрированный урок математики и географии, 5 класс (городской семинар для заместителей директоров по УМР) Тема: «Действия с десятичными дробями»

Предложенная  разработка интегрированного урока математики и географии  предложена для учащихся 5-го класса,  высокого  уровня подготовленности. Так как  предложенные задания ...

Интегрированный урок математики и географии в 6 классе: «Символ 2011»

Интегрированный урок математики и географии. Тема: Сложение и вычитание четырёхзначных чисел. Формы земной поверхности.Задачи: активизировать ранее усвоенные знания по темам: «Сложение и вычитани...

Межпредметный урок (математика, английский, география, этика)

Фрагменты урока можно использовать на любых уроках математики для разнообразия урока....

Интегрированный урок математики и географии по теме: « География и проценты».

Цели урока:Продолжить работу по формированию  умения решать задачи трех видов на проценты;Закрепить навыки действий с десятичными дробями, провери...

Интегрированный урок математики и географии

Цель урока: Дать общее  представление о взаимодействии компонентов окружающей среды: вода, воздух, почва, растения и животные.Повторение задач на нахождение дроби от числа....

Интегрированный урок математики и географии

Интегрированный урок математики и географии по теме "Координатная плоскость" для 6 класса....