Урок коррекции знаний по теме «Путешествие по планете Земля»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Переверзева Светлана Васильевна

Цель: Проверка  знаний  по теме «Путешествие по планете Земля», навыков умения объяснять особенности природы и населения материков, определять специфику природы и населения материков по тексту и картам, называть и показывать на карте географические объекты

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx51.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок коррекции знаний по теме

                           «Путешествие по планете Земля» 5 класс.

Цель: Проверка  знаний  по теме «Путешествие по планете Земля», навыков умения объяснять особенности природы и населения материков, определять специфику природы и населения материков по тексту и картам, называть и показывать на карте географические объекты

Задачи:

  • Образовательные: завершить формирование у учащихся общих представлений о материках Земли, разнообразии их природы. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
  • Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с печатным материалом, географическими картами. Развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
  • Воспитательные:  воспитания чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
  • Проверка навыков умения объяснять особенности природы и населения материков, определять специфику природы и населения материков по тексту и картам, называть и показывать на карте географические объекты

Форма урока: урок  - заочное  путешествие.

Оборудование:

  • физическая карта полушарий;
  • атлас по географии для 5-го класса; глобус;
  • контурные карты по географии для 5-го класс;
  • слайдовая презентация урока;
  • листок путешественника

ХОД УРОКА

 (  Слайд 1 )   Преподаватель :  Ребята, 22 апреля отмечается праздник – Всемирный день Земли.                                                                                                                                                          Интересный факт:  В День Земли в разных странах и городах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли помнить , что мы – жители одной планеты,  и нам надо приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома.

(  Слайд 2 – звук   колокола  )   Преподаватель :  Колокол Мира — символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время — это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на планете Земля, сохранения Человека и Культуры.  

   (  Слайд 3 )   Преподаватель :   Земля - наш общий дом для всех, кто на ней живёт.  У нас над головой общая крыша - голубое  небо. Под ногами общий пол - земная  поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце.  

Стук в дверь. Входят две подружки ( можно взять двух- трех девочек из другого класса ):   Светлана Васильевна ! Ой ! Что случилось !!!  Что случилось !!!

Преподаватель : Что же случилось ? Не волнуйтесь ! Расскажите !

(  География всмятку )

  1. Батюшки! Глобус попал под автобус!
    Смялся в лепешку новенький глобус!
    Многое наша Земля повидала,
    Но не видала такого скандала!

  2. Неузнаваема стала планета.
    Все перепуталось: части света,
    Материки, острова, океаны,
    Все параллели и меридианы.

Компасы, бедные, бьются в истерике:
Северный полюс - в Южной Америке!
Южный распался, как менее прочный,
На два: на Западный и на Восточный.


  1. Африка сделала сальто-мортале,
    Дыбом обе Америки встали.
    И в довершение безобразия
    Влезла в Австралию Малая Азия!

  2. Слышите? Слышите шип ядовитый?
    Это кипит океан Ледовитый -
    Он заливает пустыню Сахару
    И превращается в облако пара!

  3. От высочайшей горы - Эвереста -
    Ныне осталось мокрое место.
    А знаменитое озеро Эри
    Спряталось в очень глубокой пещере.

  1. Белое море слегка обмелело,
    Черное море совсем побелело,
    И неизвестно даже ученым -
    Белым его называть или Черным!

  2. Вместо могучей реки Ориноко
    Пик Ориноко стоит одиноко
    И, очевидно, сильно страдает,
    Так как уже никуда не впадает!

  3. В небе парят перелетные птицы,
    Не понимая, куда опуститься, -
    К Южному тропику птицы летели,
    А прилетели в царство метели.

  1.  
    Возле экватора плавают льдины,
    Бродят пингвины в степях Украины,
    И по шоссейным дорогам Европы
    Бегают тигры, слоны, антилопы!

  2. Белый медведь носится по лесу:
    Ищет дорогу на родину, к полюсу.
    А из-под елки глядит, обомлев,
    Мишку впервые увидевший лев!

  3. Где-то в Антарктике громко ревет
    Синий от холода бегемот:
    - Эй! Не пора ли вернуться к порядку?!
    Нам ни к чему география всмятку!

Преподаватель : Несомненно, надо вернуться к порядку ! ( Обращаясь к подружкам  

-  Девочки, вы идите на урок, а мы попробуем разобраться и  вернуть все на свои места !

Девочки уходят. )

Преподаватель :  Я предлагаю срочно прийти на помощь новенькому глобусу и нашей  планете Земля,  и  приглашаю вас в путешествие по ней. Я раздам вам листок путешественника. В нем вы будете записывать  свои ответы. В конце урока вы поменяетесь этими листочками с соседом, и мы проверим ответы. Ваши ответы помогут стать  нашей  планете  узнаваемой .

На протяжении многих веков люди отправлялись  в путешествия. Делали они это по-разному, кто на лошадях, кто на верблюдах, кто на кораблях, а некоторые просто пешком.

(  Слайд 4 )   I.Конкурс  « Первооткрыватели »

Преподаватель :  Наш первый конкурс называется: « Первооткрыватели »

 и состоит он  из 2 заданий.

Задание 1. Напишите названия всех материков.  Отметьте тот материк, на котором живёте вы.

Задание 2 . В этом конкурсе вам необходимо по очертанию угадать  материки  и написать их название.  Внимание на экран !

C:\Users\PC\Desktop\Земля\geography_12_probne_11_q.jpg

II конкурс.

Преподаватель : 

 Наш  второй конкурс  называется  « Земля в иллюминаторе » .

Задание : По описанию  надо узнать материк.  На экране для вас будут подсказки.  Кадры будут чередоваться. Будьте внимательны !

(  Слайд 5 ) 

a)  для этого  материка  характерны широколиственные и смешанные леса, предгорные и горные природные зоны. Ближе к северу среди растений часто встречаются сосны, ели, березы, а южнее дубы, оливковые деревья и теплолюбивые растения. Среди животных частые гости лесов белки, лисы, волки, медведи, олени, зайцы и многие другие. Попадая под влияние экваториального пояса, климат становится  теплый и влажный, поэтому здесь преобладают густые тропические леса с обилием растительности. Среди животных много таких, которых можно назвать экзотическими, это носороги, слоны, тигры, крокодилы и другие.  

(  Слайд 6 ) 

б) этот материк  располагается на самом жарком континенте, через который проходит линия экватора. Поэтому здесь  очень жарко и круглогодичное лето. Климат  засушлив, жаркий, а местность по большей части пустынная с огромными барханами песков на многие километры. И здесь в самой жаркой части планеты есть место для растительного мира, например, пальмы, пробковые и каучуковые деревья. На оазисах посреди песков живут необычные экзотичные животные антилопы, львы, гепарды, крокодилы и другие.  

(  Слайд 7 ) 

в) Этот материк лежит во всех климатических поясах, кроме экваториального, что и стало причиной многообразия видов растительного и животного мира. Особенности климата обусловлены влиянием океанов и морских течений (Гольфстрим, Аляскинское, Калифорнийское). Гудзонов залив на севере, почти полностью покрытый льдом, способствует проникновению холодных воздушных масс вглубь материка, а теплый Мексиканский залив, воды которого имеют температуру в 28 градусов, обеспечивают теплые воздушные массы, которые движутся с юга на север.  

(  Слайд 8 ) 

г) Пять климатических поясов определяют особенности растительного и животного мира: экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический и умеренный, большая часть материка отличается теплым климатом. Растительный и животные миры очень богаты, многие виды встречаются исключительно здесь. Этот материк— рекордсмен во многом, здесь течет самая длинная и самая полноводная река в мире Амазонка, находятся самая длинная горная цепь Анды, расположено самое большое горное озеро Титикака, это самый дождливый материк на земле. Все это значительно повлияло на развитие живой природы.   

(  Слайд 9 ) 

д) Это удивительный , по мнению ученых  древнейший материк на нашей планете. Уникальность природы объясняется и ее ландшафтом: прибрежные районы тонут в зелени деревьев, центр материка представляет собой зону полупустынь и саванн, изредка перемежающуюся островками растительности в глубоких низменностях и вдоль поймы рек. Там  выпадает мало осадков, поэтому  рек и озер здесь мало. Растительным символом считают эвкалипт. Здесь можно увидеть огромные пальмы и заросли бамбука, встречаются бутылочные деревья .  

(  Слайд 10  ) 

е)  Это самый загадочный и самый малоизученный континент на нашей планете. Большую часть материка занимает ледяной покров. И лишь в западной части около 40 тыс. кв. км представляют собой районы, свободные ото льда. Климат – самый холодный на Земле. Зимой температура  здесь держится на отметке минус 60-75ºC, летом столбик термометра поднимается до минус 50ºC. Флора , в силу особых климатических условий, чрезвычайно бедна. Больше всего здесь водорослей – около 700 видов. Побережье материка и его равнины, свободные ото льдов, покрывают мхи и лишайники.  

 (  Слайд 11 )  Физкультминутка

Эй,Лежебоки,ну ка вставайте! на зарядку выбегайте,

хорошенько потянулись, наконец-то вы проснулись

Начинаем! Все готовы? отвечаем-Все готовы!

отвечаем, все здоровы?!Отвечаем-все здоровы!

Становитесь по порядку, на веселую зарядку.

Приготовились, начнем и все вместе подпоём.

Солнышко лучистое, любит скакать,

С облачка на облачко перелетать! вот так вот

Раз,два,три,четыре,раз,два три,четыре

Раз,два,три,четыре,пять.

Еще раз!Раз,два,три,четыре,раз,два,три,четыре,

Раз,два,три,четыре,пять!

Все разрабатываем руки! Нету места больше скуки!

Все разрабатываем плечи чтоб походу было легче!

Все разрабатываем ноги, чтоб не уставать в дороге.

Все разрабатываем шею, что бы пелось веселее.

Солнышко лучистое любит скакать, с облачка на облачко перелетать

Все вместе! Раз,два,три,четыре,раз,два,три,четыре,раз,два,три,четыре,пять!

III конкурс.

(  Слайд 12  ) 

Преподаватель :   Третий конкурс  называется  «Местожительство ». В этом конкурсе надо  помочь  животным  отыскать свой дом.  Для этого необходимо зачеркнуть  по два лишних названия животных в каждом ряду .  

1. Жираф,  утконос,  зебра,   ягуар,  окапи  –    Африка

2. Императорские пингвин,  бегемот,  морской котик,  морской леопард,  лось –

                                                                                                         Антарктида

3. Кенгуру, лев,  ехидна, лисица,  коала   –     Австралия

4. Амурский тигр ,  большая панда,  двугорбый верблюд,  горилла  ,  броненосец  -

                                                                                                          Евразия

5.Орангутан,  китайский аллигатор , лесной бизон ,  гризли,  скунс-  Северная  

                                                                                                                    Америка

6.  Буйвол,  гигантский муравьед,  бегемот,  ленивец, слон -   Южная Америка

        

(  Слайд 13  ) 

IV конкурс   «Рекордсмены ».

Преподаватель :   Четвертый конкурс называется «Рекордсмены ».

Необходимо вспомнить рекорды планеты Земля  и вписать ответы.

1. Самый большой полуостров мира.

2. Самое высокое место в мире

3. Самый большой остров мира

4. Самая многоводная река мира

5. Самая длинная река мира

6. Самое глубокое озеро мира

7. Самое  соленое море мира  

8. Самый сухой материк

9. Самый влажный материк
10.
Самый большой материк
11. Самый большой океан

12. Самый холодный океан

V  конкурс  : «Записки капитана Врунгеля »

(  Слайд 14  ) 

Преподаватель :   Необходимо найти в тексте 5 ошибок , а в лист путешественника вписать правильные  варианты.  После выполнения заданий, по моей команде вы должны  обменяться листиками со своим соседом по парте.  За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу.

 «Самое большое по площади государство мира Россия расположено на материке Северная Америка. Самые крупные по численности населения страны Китай, Индия, расположены на материке Евразия. Африку населяют многочисленные народы, население этого континента отличается светлым цветом кожи. Коренными жителями Северной Америки являются эскимосы, индейцы, переселенцы из Европы. Территорию Австралии занимает одно государство - Австралийский Союз, его столица город   Сидней. На материке Антарктида нет постоянного населения, материк принадлежит государству Дания.»

(  Слайд 15  )     Итак, давайте подведем итоги :

I  конкурс -  « Первооткрыватели »

Задание 1.

  1. Евразия 
  2. Африка 
  3. Северная Америка 
  4. Южная Америка 
  5. Австралия  
  6. Антарктида 

(  Слайд 16  )     Задание 2.

C:\Users\PC\Desktop\Земля\geography_12_probne_11_q.jpg

А -  Южная Америка,  Б -  Северная Америка,  В – Австралия,  Г - Африка

(  Слайд 17  )     II  конкурс  -  « Земля в иллюминаторе » .

a) – Евразия,  b) – Африка,  В) - Северная Америка, Г) - Южная Америка,

 д) – Австралия,  е) - Антарктида

(  Слайд 18  )     III конкурс  - « Где мой дом ? ». 

1. Жираф,  утконос,  зебра,   ягуар,  окапи  –    Африка

2. Императорские пингвин,  бегемот,  морской котик,  морской леопард,  лось –

                                                                                                         Антарктида

3. Кенгуру, лев,  ехидна, лисица,  коала   –     Австралия

4. Амурский тигр ,  большая панда,  двугорбый верблюд,  горилла  ,  броненосец  -

                                                                                                          Евразия

5.Орангутан,  китайский аллигатор , лесной бизон ,  гризли,  скунс-  Северная  

                                                                                                                    Америка

6.  Буйвол,  гигантский муравьед,  бегемот,  ленивец, слон -   Южная Америка

        

(  Слайд 19  )     IV конкурс   «Рекордсмены ».

1. Самый большой полуостров мира -  Аравийский.

2. Самое высокое место в мире -   гора Эверест

3. Самый большой остров мира -   о.Гренландия, принадлежащий Дании 

4. Самая многоводная река мира -  Амазонка, она расположена на территории Южной Америки. 

5. Самая длинная река мира -  Амазонка - самая длинная река

6. Самое глубокое озеро мира –  Байкал – самое глубокое озеро в мире

7. Самое  соленое море мира –  Мертвое море — на самом деле озеро, то можно считать Красное самым соленым морем в мире

8. Самый сухой материк – Австралия - это самый сухой материк на Земле.

9. Самый влажный материк –Южная Америка
10.
Самый большой материк – Евразия - самый большой материк Земли.
11. Самый большой океан –Тихий океан самый большой и глубокий

12. Самый холодный океан – Северный Ледовитый.

(  Слайд 20 )     V  конкурс  : «Записки капитана Врунгеля »

«Самое большое по площади государство мира Россия расположено на  материке  Северная Америка  ( Евразия) .  Самые крупные по численности населения страны Китай, Индия, расположены на материке Евразия. Африку населяют многочисленные народы, население этого континента отличается светлым ( темным)   цветом кожи.  Коренными жителями Северной Америки являются эскимосы, индейцы, переселенцы из Европы    ( переселенцы не являются коренным населением) . Территорию Австралии занимает одно государство - Австралийский Союз, его столица город   Сидней  ( Канберра ).  На материке Антарктида нет постоянного населения, материк принадлежит государству Дания   (не принадлежит ни одному государству).

Преподаватель :   Теперь подсчитайте  общее  количество  баллов верните листы путешественников своим хозяевам. Посмотрите, много ошибок вы наделали ? Сегодня я не буду ставить вам отметок.

А вас попрошу дома  проанализировать свои ответы и исправить ошибки с помощью учебника. Закончим мы наш урок замечательным стихотворением.

(  Слайд 21  ) Наш дом родной, наш отчий дом-

Земля, где мы с тобой живём;,

Ты только посмотри вокруг;

Тут - речка, там - зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

  Воды в пустыне не найдёшь;

  А где-то снег лежит горой,

  А где-то жарко и зимой.

 (  Слайд 22  )  Чудес нам всех не перечесть,

 Одно у них названье есть,

 Леса, и горы, и моря-

  Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

   Ты из окна ракеты

   Увидишь шар наш голубой,

   Любимую планету!

(  Слайд 23  )  Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами...

Такая планета нужна нам с вами!

До скорых встреч !!!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Осмысление мира / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с. 24–25.
  2. Путешествия по Африке. Дэвид Ливингстон / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с.118–119.
  3. Открытие Южного полюса. Исследования Антарктиды / Энциклопедия для детей. Т.3. География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с.157.
  4. Штурм Эвереста. / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с. 163-164.
  5. Антарктида – “ледяная шапка” планеты / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с. 222.
  6. Реки / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с. 267.
  7. Сарезское озеро – озеро, рожденное землетрясением / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с.291.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по планете Земля.

Данная работа направлена на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение заинтересованности и активизации деятельности учеников к предмету “география”....

Презентация урока обобщения знаний по теме: "Путешествие по Древней Греции"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса, изучающих курс "История Древнего мира" по учебнику Михайловского...

Обобщающий урок в 5 классе по теме "Путешествие по планете Земля".

Данный материал по географии за 5 класс включает 6 маршрутных листов для работы на уроке в группах с целью обобщения и закрепления знаний, полученных во время изучения темы "Путешествие по планете Зем...

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме "Земля и её изображение"

Обобщение и систематизация знаний по теме раздела. Проверка уровня усвоения тематического материала. Проверка уровня сформированности навыков практической деятельности. Коррекция знаний и навыков деят...

Контрольная работа по теме "Путешествие по планете Земля" 5 класс

Контрольная работа по теме "Путешествие по планете Земля" подойдёт для школьников 5 класса, изучивших основную информацию о физических объектах всех материков нашей планеты. При написании ко...

Технологическая карта урока географии в 5 классе "Путешествие по планете Земля"

Урок закрепления. Региональный компонент по РСО-Алания....