Статья. Исследовательская деятельность на уроках географии
статья по географии по теме
Статья, посвященная исследовательской деятельности на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah_geografii.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно.
М.В.Ломоносов
Исследовательская деятельность на уроках географии для достижения образовательных результатов.
География – один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения работы.
Занимаясь развитием исследовательской деятельности решаю следующие задачи:
-обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
- учить приемам осмысленной географической мысле-деятельности: поиску ответов на вопросы, умению излагать и отстаивать свою точку зрения;
- помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализ;
- подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.
Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его, направляя на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению.
Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть путь к самостоятельному познанию истины.
Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся. Значимость исследовательской работы в школе очевидна, и учить приёмам этой работы нужно уже на начальных этапах обучения географии.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Исследовательская деятельность, дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:
■ ученик работает самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды;
■ реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;
■ проявляются творческие способности;
■ развиваются у школьников способы овладения познавательной,
рефлексивной, коммуникативной деятельностью;
Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности, а возможностей для этого в процессе преподавания географии множество:
- организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов.
- проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства территории, прилегающих местностей.
- проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии.
- Практические работы и т.д.
Чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал.
В основе уроков лежит деятельностный способ обучения, т. е. личностное включение школьника в процесс. Основными отличиями подобных уроков являются:
- Обязательное наличие проблемной ситуации.
- Максимальная степень самостоятельности учащихся
- Заинтересованность учащихся в поставленной проблеме
При проведении уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:
- Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.
- Работа должна быть адресована всему классу.
Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос.
Результаты исследовательской деятельности учащихся:
- участие в муниципальных, региональных конкурсах исследовательских работ;
- выбор экзамена по географии для итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
- поступление выпускников на естественнонаучные специальности в профильные вузы.
Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География — один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Литература
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с.
2. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. -- М.: Народное образование, 2001. -- 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ"
Данная статья написана на основании доклада на Всероссийской научно-практической конференции "Развивающая среда образовательной организации: идеи и практика", которая состоялась 23 января 2014 г. в г....
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Статья "Обеспечение эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии".
Выступление об обеспечении эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии было сделано на конференции в РГПУ им. А.И. Герцена в октябре 20...
План самообразования учителя географии по теме «Применение проектной и исследовательской деятельность на уроках географии»
Главная педагогическая идея моей работы в образовательном учреждении - развитие личностных качеств обучающихся, повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельности, создание условий...