Статья. Исследовательская деятельность на уроках географии
статья по географии по теме

Статья, посвященная исследовательской деятельности на уроках географии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah_geografii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Везде исследуйте всечасно,

 Что есть велико и прекрасно.
М.В.Ломоносов

Исследовательская деятельность на уроках географии для достижения образовательных результатов.

География – один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. 

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к  самостоятельной  познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения работы. 

Занимаясь развитием  исследовательской деятельности решаю следующие задачи:

 -обучать  учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

- учить приемам осмысленной географической мысле-деятельности: поиску ответов на вопросы, умению излагать и отстаивать свою  точку зрения;

- помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализ;

 - подкреплять знания  практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его, направляя  на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению.

 Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть путь к самостоятельному познанию истины.

Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся. Значимость исследовательской работы в школе очевидна, и учить приёмам этой работы нужно уже на начальных этапах обучения географии.

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. 

  

 Исследовательская деятельность,  дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:                                                                                       

■ ученик  работает самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды;
■ реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;                                   

 ■ проявляются творческие способности;
■ развиваются у школьников способы овладения познавательной,
рефлексивной, коммуникативной деятельностью;


Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности, а возможностей для этого в процессе преподавания географии множество:

  • организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов.
  • проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства территории, прилегающих местностей.
  • проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии.
  • Практические работы и т.д.

Чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал.

В основе уроков лежит  деятельностный способ обучения, т. е. личностное включение школьника в процесс. Основными отличиями подобных уроков являются:

  • Обязательное наличие проблемной ситуации.
  • Максимальная степень самостоятельности учащихся
  • Заинтересованность учащихся в поставленной проблеме

При проведении уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

  • Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.
  • Работа должна быть адресована всему классу.

Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос.

Результаты исследовательской деятельности учащихся:

- участие в муниципальных, региональных  конкурсах исследовательских работ;

- выбор экзамена по географии  для итоговой аттестации в форме  ЕГЭ;

- поступление выпускников  на естественнонаучные  специальности в профильные вузы.

 Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.   

  Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География — один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Литература                      

1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с.

2. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.

3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. -- М.: Народное образование, 2001. -- 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ"

Данная статья написана на основании доклада на Всероссийской научно-практической конференции "Развивающая среда образовательной организации: идеи и практика", которая состоялась 23 января 2014 г. в г....

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Статья "Обеспечение эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии".

Выступление об обеспечении эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии было сделано на конференции в РГПУ им. А.И. Герцена в октябре 20...

План самообразования учителя географии по теме «Применение проектной и исследовательской деятельность на уроках географии»

Главная  педагогическая идея моей работы в образовательном учреждении - развитие личностных качеств обучающихся, повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельности, создание условий...