Ориентирование на местности
методическая разработка по географии (5, 6 класс) на тему

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovanie_na_mestnosti.docx38.44 КБ
Файл orientirovanie_na_mestnosti.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

География

Класс

5

Тип урока

Урок изучения нового материала

Тема урока

«ОРИЕНТИРОВАНИЕ  НА  МЕСТНОСТИ»

Цель урока

-формирование и развитие  навыков ориентирования на местности;

-формирование умения определять азимут;

-раскрытие роли компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

Задачи урока

Образовательные: приобрести навык умения ориентироваться на местности и в пространстве.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитание любви  и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

УУД

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать – зачем нужно уметь ориентироваться в пространстве, что такое азимут и как его определить, для чего человеку необходим план местности.
  • Уметь – ориентироваться на местности, определять азимут, читать план местности и понимать, что на нём изображено.

Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению,

осознание ценностей географического знания  как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения: для чего необходимо ориентироваться на местности и где в жизни это может пригодиться, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия

Ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок.

Межпредметные связи

Геодезия, астрономия, биология, математика.

Ресурсы урока

Компас, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, таблицы и картины «Ориентирование в пространстве», учебник, плакат «Стороны горизонта», компьютерная презентация «Стороны горизонта»

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащих-ся, выполнение кото-рых приведёт к дос-тижению запланиро-ванных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1) Организа-ционный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие учителя.

Настраиваются на урок.

Самоконтроль готовности к уроку

2) Мотивация учебной деятельности

Настраивает на формирование темы урока: человек часто бывает в лесу, собирает грибы, ягоды, лекарственные травы. Если солнечный день, то из леса легко и просто выйти. А если пасмурно и солнца нет на небе, как же выбраться из леса? Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт разговор на уроке?

Учащиеся формулируют тему урока:

«Ориентирование на местности» и цели урока:

-узнать, что такое ориентирование;

- правильно ориентироваться  на местности;

-научиться определять азимут;

-узнать, какое значение имеет компас в жизни людей; записывают в тетрадь тему урока.

Вопрос учителя.

Формулирование темы и цели урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока.

3) Изучение нового материала

1.Учитель предлагает открыть учебник на стр.30 и внимательно прочитать раздел «Для чего необходимо уметь ориентирова-ться на местности?» первый и второй абзацы, выписать в тетрадь основные стороны горизонта.

2.Предлагает уч-ся внимательно рассмот-реть плакат на доске «Стороны горизонта».

Какие стороны горизонта мы видим между севером и западом, югом и западом? Севером и востоком, югом и востоком? Как вы думаете, какие это стороны горизонта, если они находятся между основными сторонами?

3.Что такое азимут? Как определяют азимут? Для чего нужно уметь определять  азимут? Как измеряют азимут? Внимательно посмотрите на компас, настройте его, чтобы синяя стрелка совпадала с направлением на север. Для этого обратимся к учебнику на стр.30-31 и внимательно прочитаем текст.

4.Давайте сделаем в тетради рисунок, показав соответствие сторон горизонта азимуту.

5.Предлагает практические задания по определению азимута на предметы рис.19 учебника.

6.Учитель усложняет задачу, предлагает уч-ся разделиться на группы и найти азимуты на предметы в кабинете.

7.Для чего человеку необходим план местности?

Внимательно читают текст, осмысливают прочитанный материал. Узнают об основных сторонах горизонта. Записывают в тетрадь основные стороны гори-зонта – север, юг, запад, восток.

2.Внимательно рассматривают плакат «Стороны горизонта» и отвечают на вопросы учителя:

-Между севером и западом находится северо-запад.

-Между югом и западом находится юго-запад.

Между севером и востоком находится северо-восток.

-Между югом и востоком находится юго-восток.

-Это промежуточные стороны горизонта.

Записывают в тетрадь промежу-точные стороны горизонта: северо-запад, юго-запад, северо-восток, юго-восток.

Внимательно слушают вопрос учителя. Рассматривают компасы.

Внимательно читают текст на стр.30-31 и отвечают на вопрос учителя:

-Азимут – это угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки. Его отсчитывают по ходу часовой стрелки от направления на север.

-Азимут позволяет определить направление на объект по отношению к северу.

-Азимут измеряют в градусах – от 0 до 360. Азимут на север соответствует 0 °, на восток - 90°, на юг - 180°, на запад - 270°.

Делают в тетради рисунок (приложение 1), сопоставляя стороны горизонта и величину азимута.

Внимательно рассматривают стр.30 рис.19 и определяют азимут на предметы. Рассуждают, как это сделать. Устанавливают компас, чтобы направление на север совпадало с отметкой 0°.

Работают в группах по 4-5 человек, определяют азимут на различные предметы в кабинете географии.

Работают в парах, внимательно читают текст учебника на стр.31 «Для чего человеку необходим план местности» и отвечают на вопрос учителя:

-План даёт представление о небольшом участке территории и помогает ориентироваться в нём.

-По плану можно определить взаимное расположение объектов и их приблизительные размеры.

-Планы помогают строить дома, новые кварталы, посёлки.

-Перед экскурсией люди приобре-тают план города, и изучив его, свободно ориентируются в незнакомом месте.

Работа с текстом учебника.

Определение основных и промежуточных сторон горизонта, работа  с плакатом «Стороны горизонта»

Работа с текстом параграфа, находят ответы на вопросы.

Выполняют в тетради рисунок.

Определяют азимут на различные объекты.

Определяют азимут на различные объекты.

Читают и выбирают ответы из текста учебника на вопрос учителя.

Узнают, для чего необходимо уметь ориентироваться на местности.

Узнают об основных и промежуточных сторонах горизонта.

Узнают что такое азимут, для чего он нужен и как его применить на практике.

Устанавливают соотношение сторон горизонта и величину азимута.

Отрабатывают навык определения азимута различных объектов на рис.19.

Отрабатывают навык определения азимута различных предметов в кабинете географии.

Узнают о значении планов местности в жизни людей и учатся «читать» план местности, то есть получать максимум информации с плана местности.

Понимание  значения знаний об умении ориентироваться на местности, о значении умения определять азимут и умении работать с компасом. Осознают значение компаса в жизни человека, в использовании его в различных профессиях.

Выполнение  учебных действий в соответствии с заданием. Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других, умение общаться с одноклассниками, умение работать в паре, в группе.

4) Физкультми-нутка (здоровьесбере-гающий компонент)

«Игра на внимание»

Говорит утверждения:

1.Север и юг – основные стороны горизонта.

2.Северо-запад и северо-восток – основные стороны горизонта.

3. Запад и восток – промежуточные стороны горизонта.

4.Запад и восток – основные стороны горизонта.

5. Юго-запад и юго-восток – основные стороны горизонта.

Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.

Игровой компонент на закрепление основных и промежуточных сторон горизонта

Играют, демонстрируя свои знания по новой  теме.

5) Закрепление нового материала: выполнение практической работы

Предлагает выполнить задание 8 на стр.32.

Внимательно читают задание 8 на стр.32 учебника, выполняют его, применяя полученные знания, используя рис.21:

А) Ю-з  225°;

Б) С  0°;

В) Ю-в  135°;

Г) Ю-з  225°;

Д) В  90°;

Е) С-в  45°

Выполнить задание 8 на стр.32 в рабочей тетради.

Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П).

Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р)Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

6) Закрепление новых знаний

Задает вопросы для беседы:

•Назовите основные стороны горизонта.

•Назовите промежуточные стороны горизонта.

•Что называют азимутом?

•Как определяют азимут?

•Что такое ориентирование?

•Для чего человеку необходим план местности?

•Как на планах изображается местность?

Демонстрируют знания.  Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Отвечают на вопросы учителя, находят правильные ответы.

Использование приобретенных знаний и умений.

Устная речь. Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

7) Рефлексия

Подводит итоги урока.

-Продолжите фразу на листочке:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке             2 3 4 5

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Оценка достигнутых результатов.

8) Домашнее задание

Параграф 8 внимательно прочитать, выучить все определения, стр.32 зад.4 и 9 выполнить письменно в тетради.

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике

Самоконтроль и взаимоконтроль

Приложение 1.

                                                                       С 0°

        С-З  315°        С-В 45°

        

        З 270°        В 90°

        Ю-З 225°         Ю-В 135°

        Ю 180°



Предварительный просмотр:

Предмет

География

Класс

5

Тип урока

Урок изучения нового материала

Тема урока

«ОРИЕНТИРОВАНИЕ  НА  МЕСТНОСТИ»

Цель урока

-формирование и развитие  навыков ориентирования на местности;

-формирование умения определять азимут;

-раскрытие роли компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

Задачи урока

Образовательные: приобрести навык умения ориентироваться на местности и в пространстве.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитание любви  и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

УУД

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать – зачем нужно уметь ориентироваться в пространстве, что такое азимут и как его определить, для чего человеку необходим план местности.
  • Уметь – ориентироваться на местности, определять азимут, читать план местности и понимать, что на нём изображено.

Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению,

осознание ценностей географического знания  как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения: для чего необходимо ориентироваться на местности и где в жизни это может пригодиться, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия

Ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок.

Межпредметные связи

Геодезия, астрономия, биология, математика.

Ресурсы урока

Компас, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, таблицы и картины «Ориентирование в пространстве», учебник, плакат «Стороны горизонта», компьютерная презентация «Стороны горизонта»

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащих-ся, выполнение кото-рых приведёт к дос-тижению запланиро-ванных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1) Организа-ционный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие учителя.

Настраиваются на урок.

Самоконтроль готовности к уроку

2) Мотивация учебной деятельности

Настраивает на формирование темы урока: человек часто бывает в лесу, собирает грибы, ягоды, лекарственные травы. Если солнечный день, то из леса легко и просто выйти. А если пасмурно и солнца нет на небе, как же выбраться из леса? Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт разговор на уроке?

Учащиеся формулируют тему урока:

«Ориентирование на местности» и цели урока:

-узнать, что такое ориентирование;

- правильно ориентироваться  на местности;

-научиться определять азимут;

-узнать, какое значение имеет компас в жизни людей; записывают в тетрадь тему урока.

Вопрос учителя.

Формулирование темы и цели урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока.

3) Изучение нового материала

1.Учитель предлагает открыть учебник на стр.30 и внимательно прочитать раздел «Для чего необходимо уметь ориентирова-ться на местности?» первый и второй абзацы, выписать в тетрадь основные стороны горизонта.

2.Предлагает уч-ся внимательно рассмот-реть плакат на доске «Стороны горизонта».

Какие стороны горизонта мы видим между севером и западом, югом и западом? Севером и востоком, югом и востоком? Как вы думаете, какие это стороны горизонта, если они находятся между основными сторонами?

3.Что такое азимут? Как определяют азимут? Для чего нужно уметь определять  азимут? Как измеряют азимут? Внимательно посмотрите на компас, настройте его, чтобы синяя стрелка совпадала с направлением на север. Для этого обратимся к учебнику на стр.30-31 и внимательно прочитаем текст.

4.Давайте сделаем в тетради рисунок, показав соответствие сторон горизонта азимуту.

5.Предлагает практические задания по определению азимута на предметы рис.19 учебника.

6.Учитель усложняет задачу, предлагает уч-ся разделиться на группы и найти азимуты на предметы в кабинете.

7.Для чего человеку необходим план местности?

Внимательно читают текст, осмысливают прочитанный материал. Узнают об основных сторонах горизонта. Записывают в тетрадь основные стороны гори-зонта – север, юг, запад, восток.

2.Внимательно рассматривают плакат «Стороны горизонта» и отвечают на вопросы учителя:

-Между севером и западом находится северо-запад.

-Между югом и западом находится юго-запад.

Между севером и востоком находится северо-восток.

-Между югом и востоком находится юго-восток.

-Это промежуточные стороны горизонта.

Записывают в тетрадь промежу-точные стороны горизонта: северо-запад, юго-запад, северо-восток, юго-восток.

Внимательно слушают вопрос учителя. Рассматривают компасы.

Внимательно читают текст на стр.30-31 и отвечают на вопрос учителя:

-Азимут – это угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки. Его отсчитывают по ходу часовой стрелки от направления на север.

-Азимут позволяет определить направление на объект по отношению к северу.

-Азимут измеряют в градусах – от 0 до 360. Азимут на север соответствует 0 °, на восток - 90°, на юг - 180°, на запад - 270°.

Делают в тетради рисунок (приложение 1), сопоставляя стороны горизонта и величину азимута.

Внимательно рассматривают стр.30 рис.19 и определяют азимут на предметы. Рассуждают, как это сделать. Устанавливают компас, чтобы направление на север совпадало с отметкой 0°.

Работают в группах по 4-5 человек, определяют азимут на различные предметы в кабинете географии.

Работают в парах, внимательно читают текст учебника на стр.31 «Для чего человеку необходим план местности» и отвечают на вопрос учителя:

-План даёт представление о небольшом участке территории и помогает ориентироваться в нём.

-По плану можно определить взаимное расположение объектов и их приблизительные размеры.

-Планы помогают строить дома, новые кварталы, посёлки.

-Перед экскурсией люди приобре-тают план города, и изучив его, свободно ориентируются в незнакомом месте.

Работа с текстом учебника.

Определение основных и промежуточных сторон горизонта, работа  с плакатом «Стороны горизонта»

Работа с текстом параграфа, находят ответы на вопросы.

Выполняют в тетради рисунок.

Определяют азимут на различные объекты.

Определяют азимут на различные объекты.

Читают и выбирают ответы из текста учебника на вопрос учителя.

Узнают, для чего необходимо уметь ориентироваться на местности.

Узнают об основных и промежуточных сторонах горизонта.

Узнают что такое азимут, для чего он нужен и как его применить на практике.

Устанавливают соотношение сторон горизонта и величину азимута.

Отрабатывают навык определения азимута различных объектов на рис.19.

Отрабатывают навык определения азимута различных предметов в кабинете географии.

Узнают о значении планов местности в жизни людей и учатся «читать» план местности, то есть получать максимум информации с плана местности.

Понимание  значения знаний об умении ориентироваться на местности, о значении умения определять азимут и умении работать с компасом. Осознают значение компаса в жизни человека, в использовании его в различных профессиях.

Выполнение  учебных действий в соответствии с заданием. Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других, умение общаться с одноклассниками, умение работать в паре, в группе.

4) Физкультми-нутка (здоровьесбере-гающий компонент)

«Игра на внимание»

Говорит утверждения:

1.Север и юг – основные стороны горизонта.

2.Северо-запад и северо-восток – основные стороны горизонта.

3. Запад и восток – промежуточные стороны горизонта.

4.Запад и восток – основные стороны горизонта.

5. Юго-запад и юго-восток – основные стороны горизонта.

Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.

Игровой компонент на закрепление основных и промежуточных сторон горизонта

Играют, демонстрируя свои знания по новой  теме.

5) Закрепление нового материала: выполнение практической работы

Предлагает выполнить задание 8 на стр.32.

Внимательно читают задание 8 на стр.32 учебника, выполняют его, применяя полученные знания, используя рис.21:

А) Ю-з  225°;

Б) С  0°;

В) Ю-в  135°;

Г) Ю-з  225°;

Д) В  90°;

Е) С-в  45°

Выполнить задание 8 на стр.32 в рабочей тетради.

Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П).

Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р)Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

6) Закрепление новых знаний

Задает вопросы для беседы:

•Назовите основные стороны горизонта.

•Назовите промежуточные стороны горизонта.

•Что называют азимутом?

•Как определяют азимут?

•Что такое ориентирование?

•Для чего человеку необходим план местности?

•Как на планах изображается местность?

Демонстрируют знания.  Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Отвечают на вопросы учителя, находят правильные ответы.

Использование приобретенных знаний и умений.

Устная речь. Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

7) Рефлексия

Подводит итоги урока.

-Продолжите фразу на листочке:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке             2 3 4 5

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Оценка достигнутых результатов.

8) Домашнее задание

Параграф 8 внимательно прочитать, выучить все определения, стр.32 зад.4 и 9 выполнить письменно в тетради.

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике

Самоконтроль и взаимоконтроль

Приложение 1.

                                                                       С 0°

        С-З  315°        С-В 45°

        

        З 270°        В 90°

        Ю-З 225°         Ю-В 135°

        Ю 180°


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Ориентирование на местности

В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....

Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.

 Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...

Ориентирование на местности разными способами.

В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности...

Ориентирование на местности

Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....

Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".

Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....