Методическая разработка по теме "Циклоны и антициклоны"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Данная методическая разработка может быть использована при изучении раздела "Климат", темы "Циклоны и антициклоны" на уроках географии в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Объедков Александр Владимирович

учитель географии I КК

ГБОУ лицей им. Н.В. Белоусова

г. Санкт-Петербург

8 класс

Тема урока «Циклоны и антициклоны»

Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

1. Сформировать понятия циклон, антициклон.

2. Закрепить умение учащихся формулировать понятия, используя компьютерную модель, составлять рассказ-описание по опорным словам и модели, сравнивать природные явления.

Воспитательные:

3. Формирование самостоятельности и активности в учебном процессе.

4. Использование информационных технологий с целью привития интереса географии.

Развивающие:

Формирование информационной культуры, логического мышления.

Оборудование: мультимедийный учебник «География России: природа и население», модель «Циклон, антициклон», технологические карты к уроку (приложение 1)

План урока

Этап урока

 Методы и приемы:

виды деятельности

Продолжительность

этапа урока, мин

1. Организационный этап

Формулируются цели и задачи урока, учащиеся настраиваются на сотрудничество. Мотивационный момент.

2-3 мин.

2. Актуализация знаний

Учитель организует воспроизведение ранее усвоенных знаний (фронтальная беседа).

5 мин

3. Этап изучения нового

материала

1 этап: Работа по группам.

Группы работают самостоятельно с компьютерной моделью, отвечает на вопросы в технологической карте.

2 этап: Первая группа обсуждает наработанный материал, вместе с учителем вносит коррективы, совместно составляет таблицу по сравнению, делают вывод;

вторая группа работает с компьютерной моделью, отвечают на вопросы и выполняют

компьютерный практикум 2

18-20 мин.

(по 10 минут на каждый этап)

4. Анализ результатов

Учащиеся оценивают результаты и отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока

8 мин.

5. Рефлексия. Домашнее

задание

Учащиеся высказывают отношение к уроку. Учитель поясняет домашнее задание

4 мин.

Примечание: урок может проходить как  в кабинете информатики (класс делится на 2 групп) так и в кабинете географии с использованием ноутбуков.

Инструктивная карта для 1 группы.

Работа с мультимедийным учебником «География России: природа и население»

  • Откройте «Меню»
  • Найдите раздел «Характеристика природы», тема «Климат»
  • Активизируйте вкладку «Циклоны и антициклоны»

           Задания к моделям:

       1. Используя интерактивную модель, составьте рассказ с                    опорой на слова «давление, движение воздуха (ветер), вертикальное движение воздуха (токи воздуха), облака, конденсация, осадки, солнце».

       2. Сформулируйте понятия циклона и антициклона, используя правило «Главное слово + существенные признаки».

   

      3. Проведите сравнительный анализ, заполните в тетради таблицу и сделайте вывод.

Инструктивная карта для 2 группы.

Работа с мультимедийным учебником «География России: природа и население»

  • Откройте «Меню»
  • Найдите раздел «Характеристика природы», тема «Климат»
  • Активизируйте вкладку «Циклоны и антициклоны»

            Задания к моделям:

       1. Используя интерактивную модель, составьте рассказ с            опорой на слова «давление, движение воздуха (ветер), вертикальное движение воздуха (токи воздуха), облака, конденсация, осадки, солнце».

       2. Сформулируйте понятия циклона и антициклона, используя правило «Главное слово + существенные признаки».

   

        3. Выполните компьютерную практическую работу № 2    

           Активизируйте пункт «Практика» и выберите практическое

задание № 2;

  • Расставьте признаки циклонов и антициклонов из правой части

экрана в соответствующие клетки сравнительной таблицы в левой

части экрана методом перетаскивания;

  • Сделайте вывод и запишите его в тетрадь;
  • Назовите оценку, поставленную Вам компьютером.

Ход урока

I. Организационный этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ставит перед учащимися учебные задачи, мотивирует к изучению темы, задавая проблемный вопрос.

Прогноз погоды на завтра: «На северо-западе России дожди, температура воздуха +7 С, ветер сильный, давление 740 мм.рт.ст.

На Европейском севере России погода без осадков, температура воздуха  - 23 С, безветренно, давление воздуха 760 мм.рт.ст.

Вопрос: почему на Северо-западе России и Европейском севере России разные погодные условия?

Объясните, используя полученный материал, в конце урока».

Слушают учителя, записывают проблемный вопрос в тетрадь.

II. Актуализация знаний

Учитель задает вопросы:

  1. На рисунке изображены изобары. Что это за линии?

                                           765            730

  1. Почему воздух движется?

  1. Почему движение воздуха непрямолинейно?

  1. Какое вертикальное движение воздуха  наблюдается в областях высокого давления?
  2. Какое вертикальное движение воздуха наблюдается в областях низкого давления?

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Изобары – линии на карте, соединяющие точки с одинаковым давлением.

  1. На земной поверхности формируется разное давление из-за неравномерного нагревания. Воздух движется из области высокого давления в область низкого давления.

 

  1. Происходит отклонение потоков воздуха из-за осевого вращения Земли
  2. Нисходящее.

  1.  Восходящее.

III. Изучение нового материала

Организация деятельности учащихся

1. Учитель ставит перед учащимися учебные задачи и выдает инструктивные карты.

2. Наблюдает, консультирует

1. Слушают учителя.

2. Группы работают самостоятельно с компьютерной моделью, отвечает на вопросы в технологической карте.

Результаты, полученные первой группой

Примерный рассказ, составленный по опорным словам и моделям.

На первой модели изображены изобары, показывающие в центре низкое давление, а по краям высокое. Воздух движется из области высокого давления в область низкого давления, т.е. от краев к центру. Благодаря вращению Земли воздух отклоняется и образует движение против часовой стрелки. В центре воздух поднимается вверх.

Вертикальное движение воздуха восходящее, образуются облака, охлаждаясь на высоте, влага конденсируется и выпадает дождь.

На модели 2 – антициклон – изображены изобары, показывающие в центре область высокого давления, а по краям низкого, поэтому воздух движется из области высокого давления в область низкого давления, т.е. от центра к краям. Благодаря вращению Земли воздух отклоняется и образует движение по часовой стрелке. На краях воздух нагревается, становится теплым, поднимается вверх, там охлаждается и в центре опускается, образуя нисходящее вертикальное движение. Облака не образуются, светит солнце.

Вывод по таблице: сравнив признаки циклона и антициклона, можно сделать заключение, что это два противоположных по своим характеристикам природных явления, приносящих разную погоду

Понятия

 Циклон – это атмосферное явление, вихревое движение воздуха, связанное с областью низкого давления.

Антициклон – это атмосферное явление, вихревое движение воздуха, связанное с областью высокого давления.

Обсуждение составленных понятий и рассказов первой группой

               3. Учитель слушает и корректирует

3.Обсуждают, добавляют, приходят к правильному решению.

Выполнение сравнительной таблицы. Всей группой заполняют таблицу, делают вывод, записывают в тетрадь. Воспроизводят вслух полученный результат.

см. Приложение

Вторая группа выполняет задание к компьютерной модели и выполняет компьютерный практикум, получает оценку компьютера.

IV. Анализ результатов

  1. Учитель задает проблемный вопрос, который прозвучал в начале урока

  1. Учитель задает итоговый вопрос.

Посмотрите на картинку и скажите, где изображена циклональная и антициклональная погода. Почему? В каком случае воздух будет загрязнен больше и меньше, почему?

1. Учащиеся обдумывают и отвечают на поставленный вопрос.

Примерный ответ

Различные погодные условия объясняются тем, что Северо-запад России будет находиться в области циклона, который приносит ветреную, дождливую погоду. А над Европейским Севером  – антициклон, поэтому ясно, без осадков, безветренно.

2. Творчески мыслят, отвечают на поставленные вопросы.

Примерный ответ:

На первой картинке изображена циклональная погода, т.к. воздух

поднимается кверху, благодаря ветряной погоде дым рассеивается в атмосфере и загрязнение воздуха минимальное.

На второй картинке изображена антициклональная погода, т.к. вертикальное движение воздуха нисходящее, безветренно и дым не рассеивается и концентрируется над городом. Загрязнение максимальное.

V. Рефлексия, домашнее задание

Задает домашнее задание: изучить параграф, ответить на вопросы. Схематично изобразить в тетради циклон и антициклон

Учащиеся высказывают свое отношение к уроку, что изучили, чему научились.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Технологическая карта к уроку

Сравнительная характеристика циклона и антициклона

План сравнения

Циклон

Антициклон

Распределение давления

Движения воздуха по вертикали в центре и на периферии

Направление движения ветра

Размеры в диаметре и высота по вертикали

2000-3000 км., 2-4км.. максимальная 15-20 км.

1500-3000 км., 2-3 км.

Скорость движения

20-40 км/час (700 км/сутки)

30-40 км/час (до 700 км/в сутки)

Влияние на погоду

Районы распространения

Господствующие типы климата

Умеренно-континентальный

Континентальный и резко континентальный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Циклоны и антициклоны. Презентация к уроку географии в 8 классе Учитель географии I КК Объедков А.В. ГБОУ лицей 387 им. Н.В. Белоусова г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Климатообразующие факторы географическая широта подстилающая поверхность циркуляция воздушных масс солнечная радиация рельеф характер подстилающей поверхности воздушные массы, атмосфер. фронты, циклоны и антициклоны

Слайд 3

Какое давление в центре вихря?

Слайд 4

ЦИКЛОНЫ Как движется воздух в вихре?

Слайд 5

Как происходит круговое движение воздуха в циклоне ?

Слайд 6

Как движется воздух по вертикали в центре циклона?

Слайд 7

Какая погода связана с циклоном?

Слайд 8

Антициклон – это атмосферный вихрь, в центре которого находится область высокого давления.

Слайд 9

Как происходит круговое движение воздуха в антициклоне?

Слайд 10

Какая погода связана с антициклоном?

Слайд 11

Атмосферные вихри

Слайд 12

Заполните таблицу Признаки циклонов и антициклонов Признаки Циклон Антициклон 1.Что это? Атмосферный вихрь, переносящий ВМ. 2.Атмосферное давление в центре. Низкое. 3.Движение воздуха. От периферии к центру. 4.Явления. Охлаждение воздуха, конденсация, образование облаков, выпадение осадков. 5. Скорость перемещения. 30-40 км/ч, подвижны 6. Погода. Пасмурная с осадками.

Слайд 13

Признаки циклонов и антициклонов Признаки Циклон Антициклон 1.Что это? Атмосферный вихрь, переносящий ВМ. Атмосферный вихрь . 2.Атмосферное давление в центре. Низкое. Высокое. 3.Движение воздуха. От периферии к центру. От центра к периферии. 4.Явления. Охлаждение воздуха, конденсация, образование облаков, выпадение осадков. Прогревание и иссушение воздуха. 5. Скорость перемещения. 30-40 км/ч, подвижны Малоподвижны. 6. Погода. Пасмурная с осадками. Малооблачная, летом – тёплая, зимой морозная.

Слайд 14

Синоптические карты – карты погоды.

Слайд 15

Дайте характеристику циклона

Слайд 16

Дайте характеристику антициклона

Слайд 17

Географический диктант Из предложенного списка найдите признаки циклона , антициклона, атмосферного фронта. 1.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре. 2.Атмосферный вихрь с низким давлением в центре. 3.Приносит пасмурную погоду. 4.Устойчив, малоподвижен. 5. Устанавливается над Восточной Сибирью. 6. Зона столкновения тёплых и холодных воздушных масс. 7.Приносит ясную погоду.

Слайд 18

Оцените свою работу 1. Антициклон 2. Циклон 3.Циклон 4. Антициклон 5. Антициклон 6.Атмосферный фронт 7. Антициклон

Слайд 19

Домашнее задание: § 20, стр. 57-60 Ответить на вопросы в конце § 20

Слайд 20

Информационные ресурсы Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.:Дрофа, 2016. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России 8 кл. Издательство «ВАКО», 2015г. Учебное электронное издание «География России. Природа и население». Для учащихся 8 классов общеобразовательных школ; Электронная книга. География, 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...