Классный час "Дети многонациональной России"
классный час по географии (9 класс) на тему

Гнучева Светлана Александровна

Сохранение национальной идентичности народов  России в 21 веке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование (проект)

«Дети многонациональной России»

Авторы: обучающиеся 9 «А» класса.  Представляют проект

Руководитель: Гнучева Светлана Александровна

учитель географии МБОУ г. Шахты «Гимназия им. А.С. Пушкина»

Крестьянин и сыновья

Сыны у крестьянина все были в ссоре:
То драки возникнут, то вечные споры.
Задумал отец сыновей помирить,
Наглядным примером одним убедить.
Дал прутьев пучки и ломать их велел,
Но как не старались, пучок лишь скрипел.
Когда дал всем прутики по одному,
Нетрудно ломать их было никому.
Сказал им Отец: "Не сломать вас несчастьем,
Когда вы все вместе и в мире, в согласии!"
Крестьянин мудрей был иного правителя,
Народа подвластного разъединителя.
                                                   (из Эзопа)
           Существенной чертой нашего времени  является рост межнациональных и межрелигиозных проблем. Особенно актуальной данная проблема является для России.

Многообразие национальностей и вероисповеданий стало одной из исторических особенностей                                        России - гигантского Востоко-Запада, территорию которого населяют сотни народов. Каждое столетие привносило в духовную жизнь страны новые религиозные течения. На сегодняшний день в России сосуществуют уже около 70 конфессий. Проблема веротерпимости — терпимого отношения к той или иной религии, допущения государством свободы вероисповедания — стала главная проблема современности.

             Россия - одно из самых крупных государств в мире. В такой стране особенно важно мирное сосуществование народностей и религий, это невозможно, если человек не имеет представления о своем происхождении и о национальном и религиозном многообразии своей Родины.

             Для изучения реальной ситуации в школе мы провели опрос обучающихся с целью выяснить национальный состав учащихся нашей школы. В результате исследования оказалось, что в нашей школе вместе обучаются дети 5  национальностей России.

Урок географии в 9-м классе 23.09.2016

«РФ – многонациональная страна»

Цель:  познакомить с особенностями национального состава России, с размещением народа по территории страны, воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов, отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Оборудование:

Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», учебник В.П. Дронова и В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» 9 класс, Москва, «Дрофа», 2012 год, раздаточный материал для учащихся, карточки-задания, таблицы ОЛК по национальному составу, словари, атласы России.

Этапы урока:

Организационный момент.

Проверка д/з

Актуализация знаний.

Изучение новой темы.

Обобщение и закрепление знаний.

Тестирование.

Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

2. Проверка Д.З. Тест (5 мин.)

Актуализация знаний (3 мин.)

– Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на плакате:

ПАТРИОТИЗМ

НАЦИОНАЛИЗМ

ЭТНОС

МОНОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

АССИМИЛЯЦИЯ

КОРЕННОЙ (ТИТУЛЬНЫЙ, СТАТУСНЫЙ) ЭТНОС

– Кто из вас может объяснить значение этих слов? (Если трудно, посмотрите в словарях на партах): (Приложение №1)

– С чем связаны эти понятия? Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Верно, «РФ – многонациональная страна».

– Почему, как вы думаете, эту тему изучает география?

– Для чего же необходимо изучать национальный состав России? (Значение особенностей, традиций, культуры позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами)

– Давайте попробуем сформулировать цели и задачи урока:

Цели:

Познакомиться с особенностями национального состава России, с размещением народа по территории страны.

Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Задачи:

Совершить экскурс в историю.

Познакомиться с количеством народов России, их численностью. Классификацией народов.

Размещение народов по территории.

Особенности национального состава Ростовской области. Есть ли коренной, статусный народ.

3. Изучение новой темы. (25 мин.)

1. Вводное слово учителя.

1. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создаёт будущее и всегда готов встать на защиту своей Родины. Для того чтобы беззаветно любить свою страну, надо знать её историю, её героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими славянскими предками.

2. Работа с таблицей ОЛК (Опорно-логический конспект).

Национальный состав населения России.

Века

Территория

Рускоязычное население

I – II

Восточнославянские Племена.

 

IX

Сформировалось славянское государство – Киевская Русь.

 

XII

Заложена Москва.

 

XV

Централизованное Государство – Московское княжество (Великая Русь).

90%

XVI – XVII

Продвижение к нижнему Дону, побережью Тихого океана.

 

XVIII

Заселение Крыма, Северного Кавказа, Юга Сибири.

70%

XIX

Освоение Закавказья, Средней Азии.

49%

XX

Распад Советского Союза.

43%

Наука – изучающая народы, называется этнографией.

Мир

Россия

Республика Саха

Количество народов

4000

130

Более 80

Крупнейшие по численности народы.

Китайцы – 20%

Хиндустанцы – 7,2%

Англичане – 6,1%

Бенгальцы – 4,1%

Русские – 3,6%

Русские – 43%

Татары – 3,7%

Украинцы – 3%

Народы Дагестана – 1,5%

Русские – 50%

Якуты – 34% Украинцы – 7%

Татары – 1,6%

Эвенки, эвены, долганы, чукчи, юкагиры.

– Давайте вспомним историю нашей Родины с помощью ОЛК (Опираясь на знания курса истории, учащиеся дают ответы на предложенные учителем вопросы)

Какие племена жили в древности на территории России?

Какие тенденции наблюдаются? (уменьшение доли русских)

Каковы причины этих изменений? (расширение границ, «вливание» новых народов)

Какие народы составляют оставшиеся 51%, т.е. какие народы кроме русских вам известны?

3. Работа с картой «Народы России», атласы.

Какие народы живут сейчас на территории России, и как они размещаются на территории России? Достаточно одного взгляда чтобы увидеть, что Россия многонациональное государство.

Что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски)

Значит, для России характерна мозаичность, многонациональность в отличие, например, от Японии.

Мы с вами ведём разговор о нациях и народах. А что такое народ? Как вы объясните это слово? (Народ – это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком)

Итак, делаем запись.

Наука – изучающая народы, называется этнографией.

Тюменская

область

Количество народов

4000

130

Крупнейшие по численности народы.

Китайцы – 20%

Хиндустанцы – 7,2%

Англичане – 6,1%

Бенгальцы – 4,1%

Русские – 3,6%

Русские – 43%

Татары – 3,7%

Украинцы – 3%

Народы Дагестана – 1,5%

4. – Сколько народов проживает на территории России?

– Какие народы составляют большинство?

– Какова причина многонационального состава населения России?

5. Работа в группах по алгоритму.

По сходству языка в географии принято объединять народы в языковые группы, а их – в языковые семьи.

– Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская (защита у доски).

Сейчас я предлагаю послушать доклад «Малочисленные и многочисленные народы Сибири», который приготовили Божена и Георгий.

4. Обобщение и закрепление знаний.(2 мин.)

Выводы:

Россия – многонациональное государство.

Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.

Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.

Тест по теме «Национальный состав России».(5 мин) (Приложение №4)

5. Подведение итогов урока (2 мин.)

- Что нового для себя узнали?

- Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?

- Как не допустить межнациональной напряжённости?

- Какие взаимоотношения должны складываться между народами, проживающими в одном государстве. Почему? (Конституция, Статья 46)

- Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (толерантность)

Дома: 1. §20. 1 слайд о традициях того народа, который вы сами взяли на карточках.

2. На дополнительную оценку письменно в тетради – «Представьте, что вы министр по делам национальностей. Как бы вы решали конфликтные ситуации на межнациональной почве?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Символы России"

На классном часе мы коснулись символики вообще и подробнее остановились на гербе как символе государства....

Внеклассное мероприятие по географии: "Воспитание толерантности у школьников в условиях многонациональной России"

Важное направление деятельности педагогического коллектива  школы - реализация социально -значимого проекта "Гражданско-правовое образование в школе".Главная задача: создание образовательного про...

Многонациональная Россия

Мероприятие подготовлено к 16 ноября - Международному Дню Толерантности.Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить обучающихся с понятием...

Многонациональная Россия, многонациональный Татарстан

Многонациональная Россия, многонациональный Татарстан...

Методическая разработка урока – конференции «Многонациональная Россия: мы разные, но мы вместе»

Многонациональная Россия: мы разные, но мы вместеОсознанная любовь к своему народу не соединима сненавистью к другимД.С. ЛихачевУчебно-воспитательные цели и задачи урока:- выявить качество и уро...

Сценарий мероприятия "Многонациональная Россия. Мордва".

Данный сценарий рассчитан на знакомство с мордовским народом. Позволит расширить представления об этнокультурных особенностях города Москвы....

Сценарий мероприятия "Многонациональная Россия. Чуваши".

Данный сценарий рассчитан на знакомство с чувашским народом. Позволит расширить представления об этнокультурных особенностях города Москвы....