Комплекс проблемных задач по климату
учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему

Краснова Елена Николаевна

Задания, охватывающие все особенности климата, климатообразующие факторы, движение воздуха, строения розы ветров, проблемные вопросы об особенностях климата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_po_klimatu.docx87 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1.

Пункт А и пункт Б расположены на одном меридиане. В полдень 23 сентября в пункте А Солнце находится на высоте 74° над горизонтом, причем тени падают на север. В пункте Б Солнце находится на той же высоте в полдень 22 декабря, причем тени падают на юг. Определите:

1) широту пункта А;                                       2) широту пункта Б;
3) расстояние между А и Б в градусах;        4) расстояние между А и Б в километрах.

Задание 2.

Чем объяснить, что Мурманск и Астрахань имеют почти одинаковую среднюю температуру января (-8° и – 7°), тогда как между температурами июля большая разница (+12°  и +25°)?  

Задание 3.

Чем объяснить, что у Лофотенских островов (68°10’с.ш. и 13°30’ в.д.) море зимой не замерзает и средняя температура января + 10, т.е. почти такая же, как и в Южном Крыму, который расположен южнее почти на 24°?

Задание 4. Название этого явления.

Известно, что с высотой температура воздуха падает. Однако в горах Южной и Северо-Восточной Сибири зимой эта закономерность часто нарушается: на вершинах горных хребтов температура воздуха значительно выше, чем в межгорных котловинах.  Как называется это явление и чем оно объясняется?

Задание 5.

Используя карту среднемноголетнего годового слоя испарения (рис. 1), приближенно определите среднемноголетнее годовое испарение для территории городов Архангельск, Астрахань, Белгород, Казань, Норильск, Хабаровск.

Задание 6.

По данным таблицы  постройте диаграмму, характеризующую режим ветра в данном месте.

№ варианта

Скорость

ветра, м/с

Скорость ветра

с

св

в

юв

ю

юз

з

сз

1

0-5

16

28

34

26

32

46

54

 24

6-10

23

26

42

48

58

71

61

38

11-15

6

6

10

16

29

35

25

11

16-20

1

-

2

3

6

9

5

11

21-25

-

-

-

1

2

4

1

-

2

0-5

14

12

8

5

8

11

6

14

6-10

41

42

28

26

56

76

55

54

11-15

29

17

15

11

22

35

34

33

16-20

10

4

2

5

4

7

9

11

21-25

1

 -

 -

 -

-

1

2

3

3

0-5

6

6

8

6

10

17

12

10

6-10

24    

22

26

15

55

101

66

38

11-15

10

9

10

14

46

67

32

15

16-20

3

3

4

6

13

18

8

4

21-25

-

1

2

3

4

5

1

-

Задание 7.

Почему на северо-западе Псковской области много болот и заболоченных земель? Укажите одну причину, связанную с климатическими особенностями, и одну причину, связанную с особенностями рельефа указанной территории.

 Псковско-Чудская приозёрная низменность расположена на северо-западе Псковской области и охраняется как водно-болотная территория (угодье) международного значения. На ней много обширных низинных, переходных и верховых болот и многочисленных мелких озёр. Они представляют собой огромный источник пресной воды, регулируют водный баланс обширного региона, являются важными местами массового гнездования птиц. В пределах низменности охраняется большая часть торфяников Псковско- Чудского болотного района.

Задание 8.

В Забайкалье в 1789 г. был основан посёлок Петровский Завод, названный в честь Петра I. Он возник вокруг чугунолитейного и железоделательного завода, на котором использовались местные железные руды. Когда через посёлок прошла Транссибирская магистраль, железнодорожная станция также получила название Петровский Завод. Позже посёлок получил статус города и был переименован в Петровск-Забайкальский. Город расположен в межгорной котловине в Забайкальском крае. Относился к городам России с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Зимой загрязнение атмосферного воздуха особенно велико.

 Почему в городах, расположенных в межгорных котловинах, как правило, наблюдается повышенная степень загрязнения атмосферного воздуха? Почему во многих городах Сибири степень загрязнённости атмосферного воздуха особенно велика зимой?

Задание 9.

Города Магадан и Санкт-Петербург расположены примерно на одинаковой широте. Однако в окрестностях Магадана широко распространена многолетняя мерзлота. Объясните, как сохранение многолетней мерзлоты в окрестностях Магадана связано с климатом этого города.

Вечная (многолетняя) мерзлота распространена более чем на половине территории нашей страны. Она охватывает север европейской части России и Западной Сибири, а за Енисеем распространена от северных морей до южных границ нашей страны.

Задание 10.

Работа с синоптической картой.

Какие из перечисленных городов, обозначенных на карте, находятся в зоне действия антициклона?

Карта погоды составлена на 1 января. В каких  городах, обозначенных на карте, на следующий день  наиболее вероятно существенное понижение температуры воздуха?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные задачи

Составлены две познавательные задачи по обществознанию, которые можно использовать в 9, 11 классах...

Проблемные задачи

Проблемные задачи по математике...

Проблемные задачи на уроках истории

Сборник проблемных задач для уроков истории....

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников

Следует отметить, что в настоящее время имеется большое разнообразие развивающих методик, обучающих чтению, письму и счету, но, как правило, они направлены на развитие одной из составляющих общей грам...

Цикл внешкольных бесед "Проблемные задачи"

   Организация социально значимых внешкольных бесед сегодня начинает преобретать определённую актуальность. Возможно это связано с общительностью и открытостью современной молодёжи. Ц...

СБОРНИК ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ» Пособие для учителей биологии и обучающихся

Проблемное обучение открывает широчайшие педагогические возможности формирования личности ребенка. Школьник в проблемном обучении – активный исследователь, а потому знания, обретенные на таком п...