Численность населения России
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Васильева Елена Александровна

Цели урока: Определить численность населения России; раскрыть особенности демографических кризисов; выяснить, с чем связаны демографические потери населения в XX в.; научиться строить и анализировать графики.

Задачи:

Образовательные: 1) ввести понятия «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв», «естественный прирост», «рождаемость», «смертность»; 2) продемонстрировать изменение демографических показателей России в XIX-XX вв.; 3) научить рассчитывать и анализировать показатели естественного прироста населения России; 4) раскрыть сущность понятия «воспроизводство».

Развивающие: 1) продолжить развивать умение и навыки анализировать аналитические и картографические материалы, строить диаграммы;

2) развивать аккуратность, усидчивость, логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике;

3) развивать навыки работы со справочным материалом.

Воспитательные:1)сформировать способы соответствующего поведения и деятельности в коллективе учащихся; 2) воспитывать самостоятельность в постижении основ географической науки; 3) воспитывать патриотические чувства и гражданскую ответственность за будущее своей страны и своего народа.

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, творческий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Численность населения России»

Учитель географии МБОУ СОШ п. Солидарность – Васильева Е.А.

Цели: Определить численность населения России.
      • Раскрыть особенности демографических кризисов.
      • Выяснить, с чем связаны демографические потери населения в XX в.
      • Научиться строить и анализировать графики.
Задачи:

Образовательные: 1) ввести понятия «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв», «естественный прирост», «рождаемость», «смертность»; 2) продемонстрировать изменение демографических показателей России в XIX-XX вв.; 3) научить рассчитывать и анализировать показатели естественного прироста населения России; 4) раскрыть сущность понятия «воспроизводство».

Развивающие: 1) продолжить развивать умение и навыки анализировать аналитические и картографические материалы, строить диаграммы;

2) развивать аккуратность, усидчивость, логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике;

3) развивать навыки работы со справочным материалом.

Воспитательные:1)сформировать способы соответствующего поведения и деятельности в коллективе учащихся; 2) воспитывать самостоятельность в постижении основ географической науки; 3) воспитывать патриотические чувства и гражданскую ответственность за будущее своей страны и своего народа.

Оборудование: настенные физическая и административная карты России; Атлас 8-9 класса; учебник А. И. Алексеева «География России. Природа и население» 8 класс - § 38; ИКТ; раздаточный материал.

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, творческий.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Развивать память, мышление, внимание у обучающихся

1.Развивать познавательный интерес и творческие способности

1.Умение работать с разными источниками географической информации

2. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала

2. Умение определять цели, задачи и организовывать свою деятельность

2. Умение выделять, описывать, объяснять причины изменения численности населения

3. Осознание, что  человек – высшая ценность на Земле и каждый человек важен для общества!

3. Умение работать в паре и в группе

3. Умение решать простые географические задачи

4. Умение контролировать результат своей  деятельности

4. Развивать умение отбирать информацию любой сложности

4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями географической среды

5. Умение грамотно излагать свои мысли

6.Умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями.

6. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Технологическая карта урока «Численность населения России»

Этапы урока

Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(Подготовка класса к работе)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.  

Вы получили листы-приложения со статистическим материалом и листы  самооценки, которые помогут  вам  оценить свою работу в конце урока. Подпишите на листе свою фамилию. (прокомментировать!!!)

(настрой на работу)

Учащиеся слушают учителя, подписывают лист самооценки, знакомятся с системой оценивания.

2. этап Актуализация опорных знаний

1 слайд:

Много в природе дивных сил, но сильней человека – нет.

Софокл

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

Софокл

2 – 3 слайды: фотографии представителей разных профессий

(Активизирует знания учащихся и создает проблемную ситуацию.)

1.Обратите внимание на слова Софокла. Что хотел выразить этими словами древнегреческий драматург?

2. Уже скоро, в 9 классе, нам предстоит познакомиться с хозяйством страны:  Промышленностью, сельским хозяйством, непроизводственной сферой.

3. Как вы думаете, что или кто является промежуточным, связующим звеном между природой и хозяйством?

4. Поразмышляйте, что нам предстоит узнать о населении? (выслушать мнения учащихся, при необходимости задавать наводящие вопросы).

(рассуждают)

1. Что имел в виду Софокл?

2. Слушают учителя, смотрят на экран

3. Отвечают на поставленный вопрос (население)

4. На доске записывают, что мы хотели узнать о населении? Что надо определить? Что мы сможем сделать на сегодняшнем уроке?

3 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4 слайд: вопросы, связанные с географией населения

5 слайд: Тема урока «Численность населения России»

1. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела географии – население нашей страны.

Каждый из нас ежедневно общается с другими людьми, разными по возрасту, с различным образованием, национальностью, религией.

2. Как вы думаете, на какие вопросы может ответить география населения? (Учитель фиксирует на доске вопросы учеников 5-7)

3. Подведем итоги: Сегодня на уроке мы будем искать  ответы на вопрос СКОЛЬКО людей?

4. Как вы думаете, как же звучит тема нашего урока?

(Учитель выслушивает идеи,  уточняет формулировку темы)

1. Слушают учителя, смотрят на экран

2. Формулируют возможные вопросы (записывают их на доске).

  1. Слушают учителя, смотрят на экран

  1. 4. Формулируют тему урока – «Численность населения России»

4 этап. Применение знаний и умений в новой ситуации

(учебно-познавательная деятельность)

6 слайд: определение «демография»

7 слайд: Место современной России в населении мира

8 слайд: перепись населения (к микросообщению)

9 слайд: Динамика численности населения России (1900-2010)

10 слайд: фото 1941-1945гг

11 слайд: термин «демографический кризис»

12 слайд: современная перепись населения

13 слайд: 14-25 октября 2010 года (142, 9 млн. чел.)

14 слайд: фактическая и гипотетическая численность населенияна современной территории России (1900-2000)

15 слайд: Основные показатели воспроизводства населения по РФ  до 2045 г.

1. Работа с учебником: Как называется наука о населении? (стр. 222)

Кроме географии в школе вы изучаете и другие науки, в том числе и историю России. Так, что вам уже известно о численности населения Российской империи и СССР.

По численности населения в течении XIX-XX вв. Российская империя и СССР относились к числу самых многолюдных стран. До распада в 1991 году СССР уступал по числу жителей, правда в несколько раз, только Китаю и Индии. Сейчас ситуация изменилась.

2. Как вы думаете, с какой целью на вашем столе лежит приложение №1?

 Задание 1.  Рассмотрите статистические данные таблицы 1 (раздаточный материал) и определите место современной России в населении мира.

3. Откуда берутся сведения о численности населения?

4. Как часто проводится перепись населения в нашей стране? Через сколько лет?

   

5. Делают вывод о периодичности переписи населения (1 раз в 10 лет).

6. Работа с учебником: Анализ рис. 168 (стр. 223): Численность населения на территории России в 18-20вв

(ознакомиться с тем, как читать график).

7. Сколько людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов 20 века?

Воспроизводство населения, т. е. смена поколений поколениями прерывается демографическими кризисами – периодами резкого снижения численности населения.

8. Кто из вас знает, когда была проведена первая перепись населения в РФ?  (проводилась в 2002 году). Где можно найти ответ на поставленный вопрос?

       А когда была проведена последняя перепись? (2010г.) Счетчики в течение недели совершали обход всех жилых помещений и записывали каждого жителя страны: его возраст, пол, национальность, гражданство, образование и так далее.

       Перепись показала, что на 2010 год россиян насчитывалось 142, 9 млн. чел.

9. Работа с учебником: Используя рис. 169 с. 224 определите:

1) фактическую численность населения России; (145,2 млн. чел.)

2) гипотетическую численность; (300 млн. чел.)

3) людские потери в результате исторических потрясений; (300-145,2≈155 млн. чел.)

Зачитать последний абзац §38.

10. По прогнозам ученых если демографическая ситуация не изменится, то нас ожидают следующие показатели: (см. Основные показатели воспроизводства населения по РФ до 2045г)

1. Слушают учителя. Отвечают на вопрос.

Смотрят на экран

Делают выводы.

2. Работают с приложением 1 «Двадцать первых стран мира по численности населения (млн. чел), 2015 г»

Делают вывод: Россия занимает 9-е место в мире с населением 146, 27 млн. чел.

3. Осуществляются переписи населения.

4. Микросообщение ученика (Садовова Оля):

Еще в Древней Руси составляли писцовые книги, где учитывали население, обобщались сведения о положении крестьян. С XVII в. проводились переписи подворные, затем подушные, называвшиеся «ревизиями». Первая всеобщая перепись населения была проведена в Российской империи в 1897 г.

В СССР проводились 7 переписей населения в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и последняя в 1989 годах.

 5. (Перепись населения обычно проводится 1 раз в 10 лет, но иногда ее сроки сдвигаются в связи с различными потрясениями – войнами, экономическими трудностями.)

 (Продолжение микросообщения ученика)

Во время войн, эпидемий, социально-политических потрясений детей рождалось мало, а гибло людей много.

Во время I  мировой  войны, гражданской войны, в период репрессий 30-40 годов 20 века численность населения страны  сократилась.

Но самым большим  испытанием стала Великая отечественная война  1941 – 45 годов. За время войны  на фронте и в тылу погибло около 20 миллионов человек, а если прибавить потери из-за снижения рождаемости, то общее количество потерь составит 26-30 млн. человек.

Такие потери понесла наша страна в 20 веке.

6. Работа в парах: проанализировать рис. 168 по плану.  Ищут ответы на поставленные вопросы.

Приблизительно половину населения страны.

Записывают определение «Демографический кризис»

 

В учебнике или в Интернете.

9. Анализируют график «Фактическая и гипотетическая численность населения на современной территории России (1900-2000)

10. Смотреть приложение №2.

5 этап.

Этап построения коррекции выявленных затруднений, проекта выхода из затруднения. (Интеллектуально-преобразова-тельная

деятельность).

16-19 слайды:

(Россия, Липецкая область, Елецкий район)

Звучит музыка!!!

20 слайд: социологическое исследование

 

1. Предлагает работу со статистическим материалом (Приложения 3, 4, 5) по РФ, Липецкой области, Елецкому району.

2. В чём причина снижения численности населения в регионах и в стране в целом?

3. Соц. Исследование.   Аня Новикова провела небольшое  социологическое исследование, о котором сейчас расскажет.

4. А сколько детей будет в ваших будущих семьях? О чем вы мечтаете?  (Результат -  у нас  будет примерно 1-2 ребёнка???)

Давайте в этом убедимся. Проведём  с вами тематическую динамическую паузу.

Работают в группах, выполняют задания по составлению графиков (от каждой группы по одному представителю делают выводы)

Проверяют правильность выполнения задания (сверяют с эталоном – слово учителя и презентация). Производят самооценку

2. Низкая рождаемость и высокая смертность в стране

3. Слушают учителя, одноклассницу, смотрят на экран, делают выводы.

Новикова Аня: Среди одноклассников я провела социологическое исследование. Произвела опрос о том, какое количество детей было у их прадедушек и прабабушек, у бабушек и дедушек, у их родителей. И пришла к выводу, что у наших прадедушек и прабабушек было в среднем 6-7 детей;  у наших дедушек и бабушек – 3-4, а у родителей сейчас 1-2 детей.

Вывод: Количество детей в каждом последующем поколении   меньше, чем в предыдущем.

4. Отвечают на вопрос.

6  Динамическая пауза (рефлексия)

Звучит музыка!!!

1. Упражнения:

1. Исходная позиция: Облокотите голову на руки, расслабьте мышцы спины, закройте глаза.

2. Откройте глаза только те, кто в семье старший ребёнок, встаньте.

3. Откройте глаза все и посмотрите на «старшеньких», поаплодируем им!

4. Садитесь, займите  исходную позицию.

5. Откройте глаза только те, кто в семье является средним ребенком, встаньте.

6. Откройте глаза все и посмотрите на «средненьких», поаплодируем им!

7. Садитесь, займите  исходную позицию.

8. Откройте глаза только те, кто в семье младший, встаньте.

9. Откройте глаза все и посмотрите на «младшеньких», поаплодируем им!

  1. Садитесь

Кто из вас вставал дважды и как старший и как младший ребёнок? Почему?

2. Для государства важно, сколько детей будет в ваших семьях? Почему?

1. Учащиеся выполняют упражнения

Делают вывод о том, что в своих семьях они являются единственными детьми (сколько таких семей в нашем классе?)

Но есть семьи исключения (семья Поремской Дины – 8 детей, Садововой Ольги – 4 детей; Цедовой Вероники – 4 детей, Мокринаского Данилы – 3 детей, Паршина Романа – 3 детей).

2. Для того, чтобы численность населения  в стране увеличивалась, необходимо, чтобы в каждой семье, было 3 и более детей.  

6 этап. Применение знаний и умений в новой ситуации

(учебно-познавательная деятельность)

Закрепление

21 слайд: определение «демографическая политика»

22 слайд: национальные проекты в современной России

23 слайд: итоги урока

1. Одной из бед  нашей страны является соотношение низкой рождаемости и высокой смертности.

2. Для того чтобы повлиять на  численность населения в нашей стране – проводится демографическая  политика, которая направлена на увеличение численности населения.

3. Подумайте, какие меры демографической политики в нашем государстве известны вам?

4. Этих мер демографической политики достаточно для того, чтобы численность населения в нашей стране стала возрастать? Будет ли она увеличиваться?

5. По прогнозам Госкомстата, население России к 2050 году население России сократится до 90-100 млн. чел. Решением демографической проблемы правительство и государство занялось вплотную путем введения приоритетных национальных проектов.

Каковы основные задачи по выходу страны из демографического кризиса?

Итоги урока:

1. Какова численность населения России?

2. От чего зависит численность населения?

3. Что называют:

        - демографией;

        - демографическим кризисом;

        - демографической политикой.

4. Какая демографическая ситуация характерна для современной России?

5. Какие меры предпринимает государство по увеличению численности населения?

1. Микросообщение Морозова Ильи

2.Записывают определение  термина «демографическая политика» в тетрадь

3. Отвечают на вопрос учителя, формулируют меры демографической политики в России:

Родители получают пособие на детей.

Матери – материнский капитал.

Многодетные семьи - льготы, могут  бесплатно получить участок земли для строительства дома.

4. Формулируют свой ответ. (Нет.) В каждой семье должно быть более 4-х детей.

5. 1) увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни;

2) снижение преждевременной смертности, в первую очередь младенческой;

3) сокращение заболеваемости, травматизма, инвалидности;

4) стимулирование многодетных семей, усыновление;

5) поддержка семейно-брачных отношений.

8 этап. Этап самопроверки

По листам самооценки познакомьтесь  с правилами оценивания:

А теперь поднимите смайлики, отражающие результаты вашей ученической деятельности на сегодняшнем уроке:

«5» - красный смайлик;

«4» - зелёный смайлик;

«3» - жёлтый смайлик.

Заполняют листы самооценки.

Поднимают смайлики (демонстрируют результаты своей деятельности)

8. Домашнее задание

(Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты. Заполняют лист самооценки)

Домашнее задание:

Параграф 38, термины, указанные в параграфе.

Тот, кто оценил себя на оценку «3» - необходимо ответить на вопросы после параграфа.

(намечают перспективу последующей работы)

Учащиеся получают домашнее задание, читают, задают вопросы.

9. Заключительное слово

Надеюсь, что этот урок у вас оставит только хорошие воспоминания, кроме того, полученные знания на этом уроке,  помогут вам в дальнейшем, например, при прохождении  государственной итоговой аттестации по географии в 9 и 11классе.  

Спасибо за урок, до свидания. Берегите себя, ведь нам важен каждый!

Сдают листы самооценки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Много в природе дивных сил, но сильней человека – нет. Софокл Много есть чудес на свете, Человек их всех чудесней. Софокл

Слайд 4

Население Где живут люди? Кто они? Как они живут? Сколько людей?

Слайд 5

Тема урока: «Численность населения России»

Слайд 6

Демография – наука о населении (от греческого demos – народ, grapho – пишу)

Слайд 7

Место современной России в населении мира № Страна Численность населения 1 Китай 1 339 450 000 2 Индия 1 187 550 000 3 США 318 613 000 4 Индонезия 252 812 245 5 Бразилия 203 260 228 6 Пакистан 188 048 027 7 Нигерия 178 516 904 8 Бангладеш 156 951 230 9 Россия 146 206 093 10 Япония 127 040 000

Слайд 8

Перепись населения XVII век – подворная перепись XVIII век – «подушная» перепись Февраль 1897 г. – первая научно- организованная перепись 1926 1937 1939 1959 7 переписей в СССР 1970 1979 1989

Слайд 10

1941-1945 г.г.

Слайд 11

Демографический кризис - Резкое уменьшение численности населения (в результате превышения смертности над рождаемостью)

Слайд 12

Современная перепись Первая перепись в Российской Федерации была проведена в 2002 году.

Слайд 13

142,9 млн. чел.

Слайд 14

Фактическая и гипотетическая численность населения на современной территории России (1900-2000)

Слайд 15

Основные показатели воспроизводства населения по РФ до 2045 года Годы Рождаемость Смертность Естественный прирост 2005 5,4 13,1 - 7,7 2010 4,9 14,5 - 9,6 2015 3,9 15,7 - 11,9 2020 2,9 16,9 -14,0 2025 2,5 18,3 - 15,7 2030 2,4 20,0 - 17,6 2035 2,3 22,0 - 19,7 2040 2,0 23,8 - 21,7 2045 1,8 25,3 - 23,5

Слайд 16

Работа в группах со статистическим материалом По данным таблиц составить графики изменения численности населения: 1 группа – в России; 2 группа – в Липецкой области 3 группа – в Елецком районе. По одному представителю от каждой группы выступить с выводом.

Слайд 17

Проверить правильность выполнения задания (сверить с эталоном) График по России

Слайд 18

График по Липецкой области

Слайд 19

График по Елецкому району

Слайд 20

Социологическое исследование № Фамилия, Имя Количество детей у прабабушек и прадедушек Количество детей у бабушек и дедушек Количество детей у ваших родителей 1 Морозов Илья 6 - 8 4 - 6 1 2 Цедова Вероника 4 - 5 3 - 6 4 3 Сурина Алёна 8 2 1 4 Поремская Дина 2 - 5 2 - 5 8 5 Марченко Кристина 1 - 3 2 1 6 Паршин Роман 3 4 3 7 Сиротина Татьяна 2 - 4 2 2 8 Новикова Анна 3 - 4 3 1 9 Садовова Ольга 1 3 4 10 Мокринский Даниил 3 1 - 2 3 11 Першикова Валерия 3 - 5 2 - 5 1

Слайд 21

Демографическая политика - комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на изменение численности населения в желаемом для себя направлении.

Слайд 22

Приоритетные национальные проекты в современной России направлены на: Увеличение продолжительности жизни населения за счёт улучшения качества жизни; Снижение преждевременной смертности, в первую очередь младенческой; Сокращение заболеваемости, травматизма, инвалидности; Стимулирование многодетных семей, усыновление; Поддержка семейно-брачных отношений.

Слайд 23

Подведём итоги 1. Какова численность населения России? 2. От чего зависит численность населения? 3. Что называют: - демографией; - демографическим кризисом; - демографической политикой. 4. Какая демографическая ситуация характерна для современной России? 5. Какие меры предпринимает государство по увеличению численности населения?

Слайд 24

Домашнее задание § 38, повторить термины. «3» – вопросы 1,3 после параграфа



Предварительный просмотр:

Социологическое исследование.

Ученицы 8А класса Новиковой Анны.

            Среди одноклассников я провела социологическое исследование. Произвела опрос о том, какое количество детей было у их прадедушек и прабабушек, у бабушек и дедушек, у их родителей. Обратите внимание на результаты социологического исследования на экране (прокомментировать на примере 3-х одноклассников).

            И пришла к выводу, что у наших прадедушек и прабабушек было в среднем 6-7 детей;  у наших дедушек и бабушек – 3-4, а у родителей сейчас 1-2 детей.

            Вывод: Количество детей в каждом последующем поколении   меньше, чем в предыдущем. Хотя среди семей наших одноклассников есть исключения. Причиной того является современная демографическая политика.



Предварительный просмотр:

Микросообщение Морозова Ильи

О демографической ситуации Липецкой области 
за январь-март 2016 года

В январе-марте 2016 года в области родилось 3,1 тыс. человек, что на 0,6% меньше 2015 года. Среди родившихся живыми 40% детей родилось у матерей первыми, 41% - вторыми, 19% - третьими и последующими. В январе-марте 2016 года родилось 45 пар близнецов.

Число умерших в январе-марте 2016 года составило 4,5 тыс. человек и уменьшилось на 8%.

По предварительной оценке, численность постоянного населения Липецкой области на 1 апреля 2016 г. составила 1155,8 тыс. человек. Естественная убыль населения за январь-март 2016 г. составила 1,4 тыс. человек или 4,7 человека на 1000 населения.

Миграционный прирост за январь-март 2016 года составил 1037 человек и компенсировал естественную убыль населения на 76,4%.

Естественное движение населения в январе-марте

 

Человек

2015

2016

Число родившихся

3153

3134

Число умерших

4862

4491

в том числе детей до 1 года

28

37

Естественная убыль населения

-1709

-1357

Число браков

1305

1252

Число разводов

1202

1141

 

Пресс-служба Липецкстата

 



Предварительный просмотр:

Микросообщение.

Перепись населения в стране.

Ученицы 8А класса Садововой Ольги.

        Ещё в Древней Руси составляли писцовые книги, где учитывали население, обобщались сведения о положении крестьян. С XVII в. проводились переписи подворные, затем подушные, называвшиеся «ревизиями». Первая всеобщая перепись населения была проведена в Российской империи в 1897 г.

        В Советском Союзе проводились 7 переписей населения в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и последняя в 1989 годах.

         Во время войн, эпидемий, социально-политических потрясений детей рождалось мало, а гибло людей много.

         Во время I  мировой  войны (1914-1918гг.), Гражданской войны (1918-1921гг.), сопровождающихся эпидемиями и голодом, массовым отъездом из России, в период репрессий 30-х – 40-х годов 20 века численность населения страны  сократилась, по разным оценкам, от 12 до 18 млн. человек.

         Следующий демографический кризис был вызван насильственной коллективизацией, повлекший за собой репрессии, выселение сотен тысяч крестьянских семей и упадок сельского хозяйства. Засуха, постигшая многие районы юга России, более усугубила ситуацию. Всё это привело к всероссийскому голоду 1933-1934гг., во время которого страна потеряла от 5 до 6,5 млн. человек.

         Но самым большим  испытанием стала Великая Отечественная война  1941 – 1945 годов. За время войны  на фронте и в тылу погибло около 20 миллионов человек, а если прибавить потери из-за снижения рождаемости, то общее количество потерь составит около 26-30 млн. человек.

         Такие потери понесла наша страна в 20 веке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Численность населения России".

 Резкое сокращение численности населения страны называется демографическим кризисом или демографической катастрофой. Резкое сокращение численности населения страны называется демографическим...

Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса

Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....

Конспект урока по теме: Численность населения Росс и Тульской области

           Цели: - познакомиться с численностью населения России и Тульской области;- определить причины, влияющие на изменение численности населения России ...

Численность населения России

Численность населения России...

Презентация к уроку «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»

Приводится презентация к уроку географии "Численность населения России  и причины, влияющие на изменение численности страны"...