Рабочая программа "Занимательная география 7 класс"
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс)

Малушина Ульяна Хайдеровна

Рабочая программа по курсу «Родные просторы» составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Курс «Родные просторы» введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности.

На  изучение  отведено  35 часов в год (1 час в неделю).

Актуальность внеурочной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования. Современные развивающие программы общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Данная программа актуальна тем, что позволяет дать целостное представление о природе, населении и хозяйстве республики.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_geografiya_7_klass_2018.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Жилино»

Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

протокол №__________

от «______»_______________2018 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ п.Жилино

_____________________Н.К.Щур Приказ №__________

от «____»_______________2018г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по внеурочной деятельности

«Занимательная география. Родные просторы»

в 7 классе

Направление: общеинтеллектуальное

(с учетом психофизических возможностей, особенностей обучающихся (воспитанников) c ограниченными возможностями здоровья)

Срок реализации: 1 год

учителя географии

Малушиной Ульяны Хайдеровны

2018 год

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Родные просторы» составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Курс «Родные просторы» введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности.

На  изучение  отведено  35 часов в год (1 час в неделю).

Актуальность внеурочной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования. Современные развивающие программы общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Данная программа актуальна тем, что позволяет дать целостное представление о природе, населении и хозяйстве республики.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы создать условия для развития географических знаний, умений, опыта, творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к своей республике.

Основными задачами являются

- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов и явлений;

- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы;

- формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту;

- развивать практические умения при работе с картой Калининградской области, планом местности для получения необходимой географической информации.

II. Место учебного предмета

Программа рассчитана на 35 учебных часа в 7 классе, из расчета 1 час в неделю.

Изучение ведётся по четырем разделам:

1. Физическая география Калининградской области – 14 часов

2. Экономическая география Калининградской области – 6 часов

3. Природа и экономика своего района  – 6 часов

4. Рельеф Калининградской области. Экология. – 4 часа

5.Итоговые занятия- 5часов

В первом разделе – раскрываются основные природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, почва), взаимодействие между ними и охрана.

Во втором разделе – раскрываются природные и трудовые ресурсы региона, территориальная структура хозяйства, география важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, основ природопользования и охрана природы.

В третьем разделе – представлено комплексное изучение Неманского района, на территории которого мы проживаем (экономика, природные ресурсы, население)

В четвертом разделе – рассматривается природа, рельеф и экология своей области. В ходе занятий предусматриваются экскурсии.

Цель которых поближе познакомить учащихся с окружающей средой, вызвать желание беречь и сохранять её природные ресурсы.

Занятия могут состоять из лекционного материала, практических классных работ, экскурсий, а также с использованием компьютеров и имеющихся на рынке готовых программных продуктов и электронных карт и атласов.

III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

- Иметь представления о состоянии географической науки своего региона, источниках географической информации, о компонентах природы и хозяйства, пространственной организации хозяйства и населения республики, района.

- Знать основные черты устройства земной поверхности своей местности.

- Уметь объяснять связи между компонентами природного комплекса, отраслями хозяйства региона, анализировать влияние природных условий на деятельность человека, оценивать место и роль республики (района) в территориальном разделении труда, ориентироваться на местности по картам республики.

- Понимать: суть экологических проблем; принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание внеурочной деятельности:

I  Физическая география Калининградской области (14ч)

Раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.

Географическое положение и границы. Площадь. Сравнение географического положения  Калининградской области с географическим положением других республик. Географические координаты крайних точек. Тектоника, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые.

Основные тектонические структуры, время их возникновения. Особенности геологического строения. Горные породы и их возраст. Развитие форм рельефа. Карст, оползни, оврагообразование, эрозия, выветривание. Меры предупреждения этих явлений. Полезные ископаемые и их размещение по территории. Охрана недр.

Понятие о почве. Факторы почвообразования. Основные типы почв и их плодородие. Свойства, закономерности пространственного распространения почв. Охрана почв от ветровой и водной эрозии. Мелиорация почв.

Климат. Значение климата в природе и жизни человека. Исследование связи времен года и народных примет.

Внутренние воды и их хозяйственное значение. Основные речные системы, питание и водный режим рек. Реки как природные комплексы. Озера, их генезис и морфологические характеристики. Географическое распространение озер и их рациональное использование.

Физико-географическое районирование Калининградской области в целях научного обоснования размещения промышленного, сельскохозяйственного производства и рационального использования природных ресурсов. Основные таксономические единицы. Область равнин и предгорий, горно-лесная область. Физико-географические районы. Природно-ресурсное районирование Калининградской области.  Взаимодействие природы и общества. Антропогенные изменения природных условий. Экологические и хозяйственно-экономические последствия загрязнения окружающей среды. Охрана природных ресурсов: вод, земель, недр, воздуха, растительности, животного мира. Охрана природных комплексов. Охраняемые природные объекты и территории. Памятники природы. Калининградский биосферный заповедник. Заказники. Экологические проблемы и пути их решения. Основные правила поведения в природе. Формирование экологической культуры.

II  Экономическая география Калининградской области (6ч) Местное, поясное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. История географических исследований.

Трудовые ресурсы. Размещение населения и трудовых ресурсов. Рынок труда и занятость населения.

Национальный состав населения. Районы компактного проживания различных народов. Быт и религия народов. Этнокультура.

Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, инфраструктура. Межотраслевые и межрайонные производственные связи. Инвестиционная деятельность.

Транспорт - материальная основа хозяйства и социальных связей. География транспорта: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, авиационный. Современное взаимодействие всех видов транспорта. Возможные варианты развития транспорта. Транспортные узлы.

Развитие сельского хозяйства Калининградской области  и его тенденции. Формирование рыночных отношений. Приватизация предприятий и организация фермерских хозяйств.

III  Природа и экономика своего района(6ч)

Географическое положение и границы. Площадь.  Основные типы почв и их плодородие.

Влияние природных ресурсов на хозяйственную деятельность жителей района.

Национальный состав населения района

Экологические проблемы и пути их решения.

Кавказский биосферный заповедник его цели и задачи.

IV  Рельеф Калининградской области (5ч)

Изучение месторасположения станицы. Особенности рельефа. Влияние людей и  природных факторов на рельеф.

Составление топографической карты с нанесением  водоемов: озер, прудов, родников.

V Итоговые занятия(4ч)

IV.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Всего часов

Тема уроков

Дата план.

Дата факт.

I  Физическая география Калининградской области (14ч)

1

1

Физико-географическое положение, территории и границы.

2

1

Государственно административное устройство.

3

1

Геология родного края

4

1

Рельеф

5

1

Полезные ископаемые

6

1

Климат.

7

1

Значение климата в природе и жизни человека

8

1

Времена года и народные приметы

9

1

Внутренние воды и водные ресурсы.

10

1

Экскурсия.

11

1

Почвы и земельные ресурсы. Рассмотреть на примере почв станицы. Экскурсия по окрестностям.

12

1

Природные комплексы. Ландшафты.

13

1

Физико-географическое районирование.

14

1

Охрана природных ресурсов республики

II  Экономическая география Калининградской области (6ч)

15

1

История формирования современной территории и населения

16

1

Национальный состав населения.

17

1

Трудовые ресурсы.

18

1

Ведущие отрасли промышленности.

19

1

Общая характеристика народного хозяйства. Территориальная организация народного хозяйства.

20

1

Перспективы развития Калининградской области

III  Природа и экономика своего района(6ч)

21

1

Географическое положение. Природно-ресурсные факторы развития.

22

1

Природно-ресурсные факторы развития.

23

1

Народонаселение.

24

1

Хозяйство.

25

1

 Калининградский областной биосферный заповедник.

26

1

Охрана природной среды района

IV  Рельеф с(4ч)

27

1

Географическое положение района.

28

1

Природный рельеф.

29

1

Влияние людей на рельеф

30

1

Водные ресурсы станицы.

V Итоговые занятия(5ч)

31

1

Викторина «Наш край»

32

1

Подготовка проектов "Родные просторы"

33

1

Защита  проектов "Родные просторы"

34

1

Мои земляки в истории России

35

1

Подведение итогов по курсу Родные просторы 7 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...

Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.

Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...