Тема урока: Обобщение темы «Южная Америка»
методическая разработка по географии (7 класс)

Салий Елена Витальевна

Тема урока: Обобщение темы «Южная Америка» (география материков и океанов, 7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok3.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Салий Елена Витальевна- учитель географии и обществознания МБОУ «Агинская СОШ №2» Саянского района Красноярского края

Эл почта: salyelena@yandex.ru

Урок обобщения

Тема урока: Обобщение темы «Южная Америка»

(география материков и океанов, 7 класс)

Планируемые результаты:

  • ученики должны определить основные черты природы и населения материка,
  • на основе карт, знания понятий имеющихся знаний, логического мышления анализировать суждения и приводить аргументы, характеризовать основные особенности природы,
  • составить и описать маршрут на основе применения имеющихся знаний и анализа новых источников информации.
  • Т. о.,  через  обобщение  изученного материала, более полное и логически выстроенное представление о природе материка и особенностях населения, на основе анализа известной и новой информации   получить выход на новое знание.

Идея урока:

Повторить и обобщить главные черты природы и населения материка через анализ суждений и аргументирование своего мнения (вариант для более подготовленных учащихся) или работу с текстом, в котором нужно закончить предложения, результатом работы с данным заданием будет краткая характеристика природы и населения материка, построенная в соответствии с планом изучения и с учётом взаимосвязей компонентов (для учащихся со сравнительно низким уровнем подготовки).

Во второй части урока (по выбору учащихся или выбору учителя) они составляют характеристику индивидуальных (уникальных) черт материка или составляют тематический туристический маршрут по материку. Предлагаются темы и дополнительные источники информации. Например, темы: удивительный мир рек, озёр и водопадов Южной Америки, ландшафты Южной Америки, народы Южной Америки и их жилища, памятники  древней культуры и достижения современной культуры стран Южной Америки.

Такой подход позволяет обобщить предметные знания, через формирование метапредметных умений (анализ понятий, фактов, их сопоставление, выстраивание логической последовательности) придти к более осознанному и прочному усвоению знаний и их применению в новой ситуации.

Источники информации:

  тексты параграфов учебника, хрестоматия по курсу географии 7 класса,  атласы, печатные тесты, фотоальбомы, тематические журналы с соответствующими статьями и подборками фотографий.

Если есть возможность – подборка материалов в ноутбуках: презентации, видеоролики, альбомы, подборка слайдов, рассказы путешественников и туристов, Интернет. Учитель в соответствии с предлагаемыми маршрутами готовит материалы заранее  сам или привлекает своих ИКТ-грамотных учеников.

Виды деятельности

  • анализ карт, текстов учебника источников дополнительной информации,
  • сравнение особенностей природы разных частей материка и  других материков
  • установление взаимосвязей между изучаемыми понятиями через анализ текста, составление логически выстроенных схем, заполнение таблиц, выявление признаков (структурирование информации и преобразование её  из обычной текстовой  в  схемы и таблицы),
  • обобщение понятий, формулирование выводов.

Задания для первой части урока

Вариант для учащихся со сравнительно низким уровнем подготовки

Задание: вставьте в текст  пропущенные слова, чтобы получилось верное  утверждение.

В давние века ценились в Европе индийские шелка, самоцветы,  __________________.

 Их везли через пустыни, горы .На поиски морского пути   отправилась экспедиция под руководством ______________,

 которая открыла новую часть света, состоящую из двух  материков, соединённых _________________________________.

 В Южной Америке преобладает рельеф ________________,т.к. в  основании  лежит ________________ _____________. Вдоль  западного побережья располагаются __________ _______. В  ________________ части часты извержения вулканов и   землетрясения т.к здесь проходит _____________________.

   На севере Южную Америку пересекает ____________________, на юге _______________, …………..

 поэтому в Ю. Америке преобладает климат ____________  (теплый, холодный). ____________________, Ю. Америка  лежит в климатических поясах ____________________,

 _________________, ______________________,

 ______________________, -_________________. На  территории Ю Америки осадков выпадает _______________,   поэтому _______________________ рек.. В Ю Америке  протекают реки: _______________________                               На территории Ю. Америки располагаются природные зоны

 _______________________________. Особенно богата жизнью  сельва, где растут _____________________________________,  обитают животные …………………………………………….____________________________________.

   Интересен животный мир пампы ,там обитают ____________.

   Коренными жителями Ю. Америки являются ____________.

 Большая часть современного населения состоит из потомков  ___________, ________________, _____________,  ________________. В Ю .Америке выращивают ___________,  разводят животных ____________________________________.

 Государства Ю. Америки относятся к странам ______________  т. к.. в прошлом были _________________________________.

Вариант для более подготовленных учащихся

 Задание: подтвердите или опровергните   утверждения, своё мнение аргументируйте.

  1. Южная Америка самый южный материк,
  2. Южную Америку открыл Христофор Колумб
  3. Южную Америку открыл Фернанн Магеллан
  4. Южная Америка самый жаркий материк
  5. Южная Америка самый влажный материк
  6. В Южной Америке преобладают равнины
  7. В южной Америке редко наблюдаются вулканы и землетрясения
  8. В Южной Америке преобладают равнинные реки
  9. В Южной Америке находятся знаменитые водопады
  10.  По разнообразию природных зон Южная Америка сравнима с Африкой
  11. В Южной Америке, несмотря на огромное видовое разнообразие видов растений и животных, нет эндемичных видов.
  12. Наибольшее видовое разнообразие характерно для сельвы
  13. К степным ландшафтам Южной Америки относятся  льянос, кампос, пампа.
  14. В тропическом поясе освещённости  в Южной Америке осадков больше на западе, а в умеренном – на востоке.
  15.  В Южной Америке есть тайга
  16.  Коренными жителями Южной Америки являются индейские народы.
  17.  Колонизаторами  после открытия Америки  стали страны Африки, которые и привозили рабов из своих стран.
  18.  В южной Америке выращивают только кофе и пшеницу
  19. В Южной Америке хорошо развито скотоводство и разведение лам
  20.  Формирование современно  национального состава населения  произошло в результате смешения трёх рас.
  21. Страны Южной Америки по уровню социально-экономического развития относятся к развивающимся странам.

Примечание: количество утверждений дано из расчёта, что их можно разбить на блоки и дать разным группам или ребята вытягивают их как билетики, на которых одно- три- пять  утверждений. Учитель может организовать  дублирование одинаковых по содержанию карточек, чтобы состоялось полное обсуждение всех утверждений, даже если кто-то не справится. Интересным может быть вариант компановки нескольких логически связанных суждений в одной карточке (или все суждения как на выше указанном образце, но разбиты  на логически взаимосвязанные блоки и  сгруппированы при определении задания для работы), отвечающий ученик даёт ответ из правильных (исправленных) утверждений в виде короткого монолога.  На общем листе ученики видят верные и неверные утверждения, а слышат правильный по смыслу и грамотно аргументированный монолог. Работа может быть дана и письменно.

 При организации работы в упрощённом варианте можно использовать подобный подход в варианте диктанта с  ответами да/нет.  Но в таком варианте мы лишаемся возможности работать над  формированием речевой грамотности, умений аргументировать своё мнение, но зато количество суждений может быть достаточно большим, чисто предметные знания по теме мы можем проверить быстро с точки зрения затрат времени урока   и времени учителя при проверке Это оправданно, если учитель планирует решить задачи, которые он в данном случае опускает,  во второй части урока.

Во второй части урока  одни ребята составляют свои маршруты, другие готовят сообщение об удивительном материке Южная Америка.

Если затем работы ребята оформить в виде газеты, альбома, буклета - мы выходим на общий проект по результатам урока. В случае удачных работ, почему бы и не отправиться с такими интересными работами в младшие классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Путешествие по материку Южная Америка»

Обобщение знаний учащихся о природных комплексах, о населении Южной Америки, подведение итогов изучения темы. Проверка знаний учащимися характерных черт природы материка: рельефа, климата, внутренних ...

Разработка урока по теме "Население и страны Южной Америки"

Разработка урока географии для учащихся 7 класса....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

разработка урока по теме Влажный экваториальный лес Южной Америки

Цель урока : познакомиться с характерными для материка природными зонами;- знать отличительные признаки природных зон Южной Америки, характерных природных богатств, размещение и причины смены природны...

Технологическая карта урока географии в 7 классе Тема урока:Природные зоны Южной Америки

Урок открытия новых знаний.Дана разработка урока, с указанием образовательных, развивающих и воспитательных целей. В технологической карте указаны УУД; даны приложения к уроку...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...