Конспект урока по географии "Африка. Животный мир саванн"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Карасева Мария Васильевна

Конспект урока по географии о жимотном мире саванн Африки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnyy_mir_savann.docx103.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема ««Африка. Животный мир саванн»

Цель: знакомство с  животным миром саванн.

Задачи:

1.Обучающие:

 -сформировать  представления животном мире саванн Африки .

2. коррекционно-развивающая:

–развивать способности по обобщению и систематизации     изученного материала, логического мышления, установлению причинно-следственных связей, умения делать выводы, работать с различными источниками географической информации;

3. Воспитательная:

-способствовать развитию познавательного интереса к предметам география.

Оборудование: карта природных зон мира, приложение к учебнику, учебник, раздаточный материал (карточки с самостоятельной работой).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся  

1.Орг. момент

 (1 мин)

Садитесь, ребята. Начинаем наш урок. Проверти все ли вы приготовили на урок?

Приветствуют учителя, проверяют  

2.Проверка ранее изученного материала.

(10 мин)

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы вспомним то, что проходили на прошлом уроке.

Индивидуальный опрос.

- Какие растения встречаются в саваннах?

- Что вы знаете о баобабах?

Самостоятельная работа по карточкам.

- Подпишите таблицу.

- Отметьте знаком «+» особенности растительного мира саванн.

особенности растительного мира саванн

- Передаем на первую парту.

Отвечают на вопросы устно

Выполняют самостоятельную работу

Передают на первую пару.

3.Изучение нового материла

(27 мин)

Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетрадь.

- Сегодня продолжим путешествие по саваннам и узнаем, какие животные там обитают.

Целевая установка

 Ребята, сегодня вы узнаете о многих животных саванн.

Работа с приложением к учебнику: откройте приложение на 4 страницы и определите какие животные обитают в саванне. Выпиши из в рабочую тетрадь.

Сейчас мы о них узнаем подробно

У него огромный рот

О зовется…….

 Правильно, это бегемот (слайд 1)

- Бегемот — одно из крупнейших современных наземных животных. Вес крупных старых самцов иногда превышает 4 тонны. Бегемоты проводят бо́льшую часть светлого времени суток в воде. Бегемот, по ряду данных, является самым опасным зверем Африки — от его нападений гибнет значительно больше людей, чем от нападений львов, буйволов или леопардов. Внешность бегемота весьма характерна. У него массивное бочкообразное туловище на коротких толстых ногах. Ноги настолько короткие, что брюхо его при ходьбе почти касается земли. Бегемот — травоядное животное. Корм бегемотов — околоводная или наземная трава.

В настоящее время бегемот обитает только в Африке. Их популяция постоянно сокращается. Часто это вызвано тем, что в неблагополучных странах Африки государство не в силах наладить адекватные мероприятия по борьбе с браконьерством.

- Отгадайте следующую загадку.

В Африке живёт.
Траву жуёт.
Носит матроску
В чёрно - белую полоску.

Правильно это зебра. (слайд 2)
Зебра — чёрная лошадь в белую полосу. Полоски являются, вероятно, средством маскировки против мух цеце, чьи глаза не воспринимают подобной окраски. Согласно другой гипотезе, полоски являются также хорошей маскировкой от хищников, так как из-за них труднее оценить очертания тела животного. Каждая зебра имеет уникальный рисунок из чёрных и белых полос, подобно отпечаткам пальцев у человека. По рисунку детёныш зебры узнаёт свою мать. Первое время после рождения жеребёнка она прикрывает его своим телом от сородичей, чтобы он запомнил её окраску.

- Отгадайте следующую загадку.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев.(слайд 3)

Жираф является самым высоким наземным животным планеты. Тёмный язык жирафа очень длинный и мускулистый: жираф может высовывать его на 45 см и способен хватать им ветки. Рисунок на шерсти состоит из тёмных пятен, выделяющихся от более светлого оттенка базовой окраски, и у каждого жирафа индивидуален, как у человека отпечатки пальцев. Жирафы умеют быстро бегать и в случае острой необходимости достигают галопом скорости 55 км/ч, то есть на коротких дистанциях они могут перегнать скаковую лошадь. Однако, как правило, они ходят не спеша, передвигая одновременно обе правые ноги, затем обе левые. Из-за своего большого веса и тонких ног жирафы могут ходить только по твёрдой поверхности.

- Большое количество травоядных животных привлекает в саванну многочисленных хищников. Давайте же узнаем, какие хищники встречаются в саваннах.

Отгадайте загадку:

Царь зверей раскатисто рычит,

Всех зверей собрать спешит,

На камень грациозно сев,

Скажите, кто же это —……

Правильно, это лев. (слайд 4)

Лев – хищное животное. Львы охотятся на крупных антилоп и зебр. Лев – очень крупный зверь. Масса тела взрослого самца достигает 280 кг, длина тела 240 см, хвоста – 110 см. Львицы поменьше и отличить их от самца очень легко: они не имеют гривы. Грива – характерная особенность самца льва. Львы сейчас встречаются только в Африке.

Отгадайте загадку

Самый быстрый хищный зверь

Обитает здесь, поверь!

Кто же это?

Правильно, это гепард (слайд 5).

У гепарда тело стройное, с развитой мускулатурой и практически без жировых отложений, кажется даже хрупким. Небольшая голова, высоко расположенные глаза и маленькие закруглённые уши — то есть аэродинамическое построение тела, что служит для лучшей обтекаемости во время бега. Окраска песочно-жёлтая, с разбросанными по всему телу мелкими чёрными пятнами, по бокам морды — тонкие чёрные полосы. Чаще всего гепарды охотятся на мелких антилоп. В отличие от других кошачьих, гепарды охотятся, преследуя добычу, а не из засады. Сначала они приближаются к выбранной жертве на расстояние около 10 метров (при этом практически не скрываясь), а затем пытаются поймать её в коротком забеге. В погоне за жертвой развивает скорость до 110—115 км/ч, разгоняется до 75 км/ч за 2 секунды. Гепард также способен быстро менять направление бега. Когти его действуют как шиповки при беге. Несмотря на высокую скорость, около половины погонь заканчивается безуспешно.

Записывают тему в тетрадь

Работают с приложением и определяют животных  и выписывают в тетрадь

Отгадывают загадку

Ответ: бегемот

Внимательно слушают

Отгадывают загадку

Ответ: зебра

Внимательно слушают

Отгадывают загадку

Ответ: Жираф

Внимательно слушают

Отгадывают загадку

Ответ: Лев

Внимательно слушают

Отгадывают загадку

Ответ: гепард

Внимательно слушают

Физминутка

(2 мин)

Вы наверно устали, сейчас мы с вами отдохнем и выполним физминутку.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена

И расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Выполняют физминутку

4.Закрепление

( 3 мин)

Чтение текста параграфа на страницах

Приём «Составь описание».

- Рассмотрите рисунок страуса на с. 99 учебника и попробуйте его описать. (2-3 ученика пробуют составить описание страуса)

- Ребята, у кого получилось самое точное описание?

Игра «Узнай по описанию»

- В Африке живут:

огромные, сильные, длинноносые, «большеухие»     …; (слоны)

большие, толстокожие, исключительно растительноядные…; (бегемоты)

пугливые, быстрые, полосатые, черно-белые, длинноногие …; (зебры)

пятнистые, длинношеие, длинноногие …; (жирафы)

пятнистые, быстрые, хищные, «усатые» …; (гепарды)

сильные, рыжие, гривастые … (львы)

Фронтальный опрос.

- Какие из угаданных вами животных являются травоядными?

- Какие из них являются хищными?

Приём «Убери лишнее». Работа по карточкам.

Жираф, кролик, лев, олень, зебра, кузнечик, страус, журавль, слон, гепард.

Читают текст учебника

Рассматривают учебник и составляют описание страуса

Называют животных по описанию

Отвечают на вопросы

Выполняют задание на карточке

5.Подведение итогов урока(1 мин)

Сегодня на уроке м с вами познакомились с животными, которые обитают в саванне Африки.

6.Рефлексия, оценивание

(1 мин)

- О чём вам было интересно узнать?

- Что понравилось больше всего?

- Вы все молодцы. Очень хорошо поработали на уроке.

За урок следующие оценки…….

7.Домашнее задание

(1 мин)

На следующий урок подготовить сообщение на темы

«Животные пустынь Африки» ;

«Растительный мир пустынь Африка».

Остальные запомнить животных саванн.

Записывают задание в дневник

Карточка для проверка закрепления

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Особенности питания животных". Биология 7 кл.

Урок изучения нового материала. Тема "Питание"....

План-конспект урока на тему "Животные"

урок предназначен для учащихся 5-го класса. по типу - урок применения знаний и умений. вид урока - дидактическая игра...

План – конспект урока «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»

Экологизация образования в настоящее время  требует обновления форм учебных занятий, методов обучения и подходов к отбору содержания экологической направленности. Занимаясь в рамках самообразоват...

Конспект урока "Натуральные волокна животного происхождения"

Сценарий урока составлен с учетом деятельностного подхода. Учащиеся максимально вовлечены в учебный процесс: участвуют в постановке целей и задач, выполняют лабораторную работу, проводят само- и взаим...

Конспект урока "Особенности питания животных", 6 класс

Урок в 6 классе по УМК Сонина. Разработан в технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

План-конспект урока по теме: "Животные"

Материал представляет собой план-конспект, методические рекомендации, рабочие листы для учащихся к уроку по данной теме в рамках курса УМК "Английский в фокусе-5". В материале содержатс...