Метод проектов
статья по географии

Значение проектной деятельности в рамках ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_tehnologiya_dostizheniya_planiruemyh_uud.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках географии  - технология достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС ООО

 

В настоящее время   перед педагогами стоит важнейшая проблема: переход к стандартам второго поколения.  

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями.  

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ФГОС нового поколения отводит главную роль формированию ключевых компетентностей обучающихся: предметных, метапредметных, личностных. Важной составляющей   компетентности обучающихся является сформированность универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия - это навыки, которые   закладываются с начальной школы на всех уроках. Сегодня УУД придается огромное значение. В своей работе педагоги используют разные формы и методы обучения. Одним из них является метод проектов. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, метод проектов не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании этот метод становиться наиболее востребованным и актуальным.  

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения дети учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.  Для  ученика проект - это возможность раскрыть себя в  процессе  индивидуальной или  групповой работы, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу. Для учителя - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания.  

Как проектная деятельность предполагает развитие Универсальных Учебных Действий? Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Существует 4 блока УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Рассмотрим коммуникативные УУД. Проектная деятельность предполагает формирование умений   вступать в диалог со взрослыми, задавать вопросы,   умения  отстаивать свою точку зрения,  вести дискуссию между учениками. Развиваются умения устанавливать взаимопонимание, строить взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между членами группы, развивается способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель, четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Познавательные УУД: проектная деятельность предполагает развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести умения самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле,  запрашивать необходимую информацию   у эксперта, умения  изобретать способ действия, привлекая знания.

Защита или презентация проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их применение к новым ситуациям,  умение отвечать на незапланированные вопросы - все это компоненты проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД.

        Регулятивные УУД развиваются при постановке целей, выборе путей достижения, определении последовательности этапов деятельности, оценке того, что усвоено и чему нужно научиться для решения поставленной задачи. Развитию эти универсальных действий способствуют рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время,  находить и исправлять ошибки в работе,    выработка критериев оценки.  

Развитие личностных УУД отражается в умении проявлять активность при решении задач, уверенно держать себя, артистические умения, осознание  ответственности за общее дело, построении индивидуальных  жизненных планов,  эмпатии (способности   представить себя на месте другого человека).

   Существует много разных видов и  типов проектов. Остановлюсь на тех, которые чаще используем с детьми в процессе изучения географии. (Классификация в разных источниках различная).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ.

Цель проекта – доказательство или опровержение какой – либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы,  проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования. Примером такого проекта можно назвать анализ естественного движения населения по нашему сельскому поселению при изучении темы «Численность населения и его воспроизводство” в 9, 10 классах.  Группа  9- классников работала над проектом «Куда пойти работать?», изучила уровень занятости населения района,  выясняла причины роста трудовой миграции; были предложены пути решения проблемы безработицы”. В проектную деятельность вовлечены и учащиеся 6 класса. Они работают над выяненим возможных причин заболачивания берегов местной плотины.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ.

Цель проекта - сбор информации о каком – либо объекте или явлении   для дальнейшего использования.   Проектным продуктом могут стать статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете. Это любимый вид проектов у школьников. Они краткосрочные. Обычно в начале изучения какого-либо раздела с учащимися определяется итоговый  продукт проекта, и  к итоговому уроку по изучаемому разделу накапливается занимательный материал. Такие проекты мы обычно называем «К зачету» (состоит он из серии индивидуальных проектов).   Такая форма практикуется с учениками 6-8 классов.

   

ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ.

Цель проекта – решение практических задач. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т. п.  

НАДПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ.

Цель проекта – сбор дополнительной информации по изучаемой теме.  Выполняется на основе сведений, не входящих в школьную программу. В мир информатизации продуктом таких проектов являются   в основном   мультимедийные презентации или видеоролики. В качестве таких проектов можно назвать работу учащихся 7 класса «Самый. Самая.  Самое», «По следам путешественников», в 8 классе «Экскурсия по России», в старших классах «Памятники всемирного культурного наследия», «Урок в музее», «Турагентство» и т.д.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.  

Цель проекта – привлечение интереса   к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблеме, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

ИГРОВОЙ И РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ.

Цель – предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное).  

        Любой  проект включает в себя пять П: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Можно добавить ещё шестое П – Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).  

        Первые два П учащиеся осуществляют совместно с учителем.   Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.

        Проектный метод обучения, в сочетании с традиционным, является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников. Через проектную деятельность происходит становление современного человека с помощью формирования универсальных учебных действий.

        Проектная деятельность, или проектирование, является сегодня

неотъемлемой частью профессиональной культуры в любой сфере деятельности. По словам действительного члена Российской академии образования, доктора педагогических наук Марка Максимовича Поташника:  «проектная деятельность делает всех её участников (учителей, руководителей, детей, родителей) субъектами собственной жизни, судьбы, работы, учебы, побуждает тех, кто занимается проектированием, думать, изобретать, творить, фантазировать, мечтать, поступать сообразно своим убеждениям, искать новые пути развития, саморазвития, новые пути изменения своей жизни. В этом очень важное… значение проектной деятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.

«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...

Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"

Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....

Метод проектов и дифференцированный метод обучения

Сущность собственной методической системы...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...