Урок в 5 классе
план-конспект урока по географии

методич разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_razrabotka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 5 классе «Расы и народы»

АННОТАЦИЯ

Тема урока - «Расы и народы». Материал предназначен учителям географии.   Данный урок является вторым занятием раздела «Человек на Земле». разработан в соответствии с требованиями ФГОС Данная тема является весьма актуальной в современном мире. В процессе изучения темы учащиеся  приобретают новые знания, знакомятся с новыми понятиями, участвуют в исследовательской и проектной деятельности. С целью повышения наглядности и эффективности восприятия учебного материала используются информационно-коммуникативные технологии (компьютер, проектор, специально разработанная презентация). использование иллюстративного материала активизирует познавательную деятельность обучающихся. На уроке применяются личностно-ориентированные технологии, технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии и технологии проектной деятельности. В методическую разработку учебного занятия входят: Технологическая карта урока и презентация к уроку.

ВВЕДЕНИЕ

        Цель: Узнать какого цвета население Земли и сколько людей живут на Земле.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • Уметь вести диалог на основе взаимного уважения
  • Положительно принимать свою этническую идентичность.
  • Уважать другие народы России и мира
  • Понимать существование различных мнений и подходов к решению проблем.

Метапредметные УУД

  • Давать определения понятиям
  • Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание
  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения
  • Аргументировать свою точку зрения
  • Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания для указанной логической операции
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии
  • Делать аргументированные умозаключения и выводы.

Предметные УУД

  • Знать определения понятий «раса», «расизм», «народ», «человечество», «население», толерантность»
  • Называть расовый состав населения планеты
  • Приводить примеры представителей различных рас
  • Уметь отличать по внешним чертам представителей различных рас;
  • Объяснять распространение рас на планете
  • Знать численность населения планеты
  • Знать численность населения России.

Формы работы:

        - работа с текстом учебника

        - работа с географическими картами  

        - обобщение результатов исследовательских работ

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, мультимедийные презентации учащихся, атласы, тетрадь «Мой тренажер», карты (физическая и политическая мира)

Тип урока: изучение нового материала

Эпиграф к уроку: «Наша истинная национальность – человечество». Герберт Уэльc

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент (настрой на урок).

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Создание эмоционального настроя.

У: Ребята, повернитесь друг к другу пожелайте успехов на уроке!

Приветствие учителя.

2

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

У: Ребята, вы дома работали над небольшими проектами. Давайте, посмотрим, какие презентации вы подготовили.

- Ребята, а как вы считаете, приспособление человека к различным условиям жизни могло отразиться на внешности людей, их физиологических особенностях?

Презентация сообщений о способах приспособления людей к различным природным условиям.

Да

3

Определение темы и постановка цели урока.

На прошлом уроке мы с вами говорили о появлении не Земле человека. Рассмотрели разные точки зрения. История своего происхождения интересует не только нас.  Древние люди тоже пытались объяснить историю своего происхождения. Так у разных народов сложились мифы и легенды.

Учитель знакомит с двумя разными мифами.

Как вы думаете, почему я рассказала именно эти мифы?  А как же они связаны с сегодняшним уроком?

Ребята, а кто догадался, какой теме посвящен наш сегодняшний урок?

Давайте запишем тему урока «Расы и народы»

Какую цель вы ставите перед собой при изучении темы сегодняшнего урока?

Наша цель – узнать какого цвета население Земли и сколько людей живут на Земле.

Также мы с вами ознакомимся с множеством  новых понятий.    

   

Дети отвечают, предлагают свои варианты.

Определяют тему урока

Оформляют записи в тетрадях.

Дети отвечают. Формулирует цели урока

4

Изучение нового материала

Как, что такое раса?

Мы с вами знаем, что у каждого понятия есть свое определение. Обратимся к учебнику стр.62        

Давайте уточним это понятие в словаре Ожегова.

Чтобы иметь более точное представление о расах, давайте посмотрим небольшой видео ролик.

Демонстрирует видеоролик.

Давайте повторим, сколько основных рас и запишем все в тетрадях

Как вы думаете, откуда же появились такое разноцветное население Земли.

 Точная причина расовых различий еще не выяснена. Одни ученые предполагают, что на Земле было несколько очагов зарождения человека и расовые признаки передавались по наследству. Другие считают, что люди расселяясь по Земле приспосабливались к разным природным условиям. Пока вторую версию ученые считают наиболее вероятной.

 Как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, умение сопереживать, радоваться - от цвета кожи, формы глаз и других различий?

 

Все народы мира равны между собой. Принадлежность человека к какой-нибудь расе не может помешать ему, сделать научное открытие или написать прекрасную музыку, стать знаменитым.

Как вы думаете, в ходе развития человечества существовали разногласия между людьми разных рас или они всегда жили в мире и согласии? Вы можете привести примеры?

Именно это послужило причиной появления теории расизма. Она говорит о том, что одна раса превосходит другую, так как ее составляют более высокоорганизованные и совершенные существа.  

Но мы же с вами знаем, что у всех у нас есть нос, глаза, по пять пальцев на руках и ногах. Все мы относимся к одному виду "современных" людей, составляем единое человечество.

Существует общечеловеческий закон "Люди всех рас и народов равны между собой".

Ребята, мы познакомились с понятием «расы».

А как вы понимаете слово "народ"? Как вы думаете, понятия "народ" и "раса" означают одно и то же?

 

И снова давайте,   обратимся к словарю: «Народ - большая общность людей, которая сложилась на определенной территории из разных племен. Каждый народ отличается от других особым языком, культурой, традициями».

Основных рас на земле всего три, а вот народов очень много, около 4-5 тыс.

В России живут более 180 народов. Назовите известные вам.

Самым многочисленным народом России являются русские. На втором месте идут татары.

 
Как вы думаете, в ходе развития человечества существовали разногласия между разными народами?  

А что мешает людям жить в мире?

Подумайте и назовите,  какими качествами должен обладать человек,  чтобы не было различных конфликтов, национальных конфликтов.

 Посмотрите на доску. Все названные вами качества называют «толерантностью»

Обратите внимание - появилось новое понятие – «человечество». Что это такое?

Найдите точное определение в учебниках.

Там же вы можете узнать, что обозначает слово «население».  

Ребята, вы узнали, что население Земли состоит из населения деревень, поселков, городов, стран.

Алсу провела небольшую исследовательскую работу. Она узнала данные о численности населения нашего сельского поселения.

Высказывают свое мнение.

 

Читает ребёнок.

Из слайда читают толкование слова «раса»

 

Смотрят видеоролик про расы и расовые признаки

Составляют таблицу «Расы и  внешние признаки»

Высказывают свое мнение

Ребята обсуждают, приходят к единому мнению, что конечно, нет. Ведь среди представителей разных рас есть ученые, артисты, политики, спортсмены и другие.

Класс высказывает свое мнение. (Долгое время считалось, что представители разных рас различаются не только внешне, но и умственно. Раньше представители европеоидной расы (белые люди), считали только себя полноценными людьми,  считали представителей экваториальной расы способными только к физическому труду. Поэтому долгое время народов экваториальной расы вывозили с Африки в качестве рабов,  истребляли индейцев Америки.

Из слайда читают «Люди всех рас и народов равны между собой».

Класс высказывает свое мнение

Пользуясь учебником и информацией со слайда

формулируют точное определение понятия «народ» - Народ - это люди, которые живут на одной территории, разговаривают на одном языке.

Называют народов России  

Дети высказывает свое мнение

Называют качества людей

Формулируют вывод, что

Мы все жители одной планеты, граждане единого человечества.

Дети дают свое объяснение понятию «человечество»

Работа с учебником

(стр. 62)  

Ученица знакомит с результатами своей проектной работы. (Я узнала, что в нашем Алашайском поселении 5 деревень:  

Алашайка, Куянково

Купай, Портчара и

Тоштоял.

На 1 января 2019 года в этих деревнях живут 1441 человек. Есть постоянно проживающие и есть просто зарегистрированные.

В нашем поселении 484 хозяйства.  

 Я также узнала, как менялась численность населения за последние три года

В 2016 году  родились 9, а умерли 22 человека. Наблюдается снижение численности на 13 человек.

        В 2017 году на свет появились 16 малышей, а ушли из жизни 31 человек. Население сократилось на 15 человек.

        В 2018 году тоже идет снижение на 19 жителей. Родились 9 детей, а умерли 28 жителей.

5

Динамическая пауза (физкультминутка)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Отдохнули и готовы продолжать работу.

6

Первичное закрепление

 Вернемся к началу урока.
Какую цель ставили на уроке?

Какие новые знания вы приобрели (уточнили для себя)

Отвечают на вопросы учителя.

7.

Рефлексия.  Подведение итогов урока.

Отмечает успехи учащихся.

 Подводит итоги урока, выставляет оценки учащимся, аргументирует отметки.

Проводят рефлексию своей деятельности

Проводят самооценку своей деятельности

8.

Домашнее задание

§ 19, Ответить на вопросы

На этом наш с Вами урок закончен, всем хочу сказать огромное спасибо!!!

Записывают домашнее задание.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая материал урока, знакомятся с различными понятиями. На каждом этапе особое внимание уделяется формированию толерантности. В ходе диалогов с учителем, обсуждения вопросов развивается речь. Дети учатся смело высказывать и отстаивать свое мнение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ УРОКА

  1. География. 5-6 классы.  Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др., 2-е изд. - М.: 2015.  -  192 с.
  2. http://www.nado5.ru/e-book/chelovechestvo-mozaika-ras-i-narodov
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%B0
  4. https://yandex.ru/video/search?text=%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B&path=wizard&noreask=1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...