методическая разработка урока по географии в 7 классе " Мировой океан"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Иванова Мария Ильична

Формирование у учащихся представления  о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах;  продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 7

.

Тема урока: Мировой океан и его части. Схема морских течений

Цель:организовать деятельность обучающихся по получению новых знаний о природе Мирового океана на основе анализа физических карт и текста учебника;

выяснить причины образования течений в Океане;

• сформировать представление о системе поверхностных течений в Океане;

Предметно - дидактическая: Формирование у учащихся представления  о Мировом океане. Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

Методы:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные  (работа с рисунками, схемами);

- практические  (составление описание океана, работа по  карте, поиск информации);

- дедуктивные  (анализ, применение знаний, обобщение).

- смысловое чтение ( работа с текстом)

Дополнительный текстовый материал об океанах.

Презентация « Мировой океан и его части»;

Оценочный лист.

Ход урока (см. технологическую карту)

Основные    понятия,  изучаемые на уроке -Мировой  океан,  море, залив, пролив, волна, течения.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для учащихся 7 класса, контурные карты, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, компьютерная презентация,, экран, компьютер.

Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

7

Учитель

Иванова Мария Ильична

Тема урока

Мировой океан и его части.

Тип урока

 Урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.

Цели

Формирование у учащихся представления  о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах;  продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся смогут:

- сформулировать определения понятиям: море, залив, пролив, Мировой океан,течения.

- смогут показывать на карте  океаны, моря, заливы, проливы;

- показывать на карте составные части Мирового океана.

Познавательные:

- Смогут находить в учебнике достоверную информацию,

- делать выводы, определять существенные признаки понятий; строить логически обоснованные рассуждения;

Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной

деятельности;

Коммуникативные:

- Излагать свое мнение.

- Аргументированно оценивать свои и чужие поступки  в общении со сверстниками; - умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Мировой  океан,  море, залив,  пролив, течение.

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

Задачи этапа

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Организационный момент.

      Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Друзья мои, я очень рада,                               Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда                 Вниманье ваших умных глаз.  

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмем же ручки и мелок,  

И вместе сочиним урок.

У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания.

 Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По мере выполнения  каждого задания, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с заданием без затруднений,

"±" - справился с заданием, но возникали сложности,

"-" - не справился с заданием.

Слушают учителя. Проверяют готовность к уроку

Включаются в деловой ритм урока.

2 мин

2

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Коммуникативные:

Участие в совместной деятельности

И так ребята из начально чтоб отправится в наше первое  путешествие по земле нам нужно вспомнит материал за прошлый урок

аполните пропуски в  предложенном

тексте

Водная оболочка нашей планета называется …………

   Большая часть воды

  сосредоточена в …………

 Отдельные части водной оболочки земли связаны между собой процессом……….

И так ребята справились, давайте проверим, что у нас получилось.

Так молодцы хорошо знаете материал! И теперь нам пора путь внимательно прослушайте загадку и попробуйте отгадать о чем идет  речь

Учащиеся записывают слова в тетради.

Взаимопроверка выполненного задания.

2 мин

3

Мотивационно – ориентировочный этап.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.Постановка учебной задачи.

Личностные: мотивация учения.

Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

Мотивирует обучающихся  на получение знаний. Организует устную работу, подводит к целям и теме урока.

Предлагает учащимся отгадать загадкуи сформулировать тему и цели урока.

Он могучий и огромный,

Много в нем морей глубоких.

Состоит он из морей

Ну, давай, ответь скорей

Это не воды стакан,

А огромный …….

Как вы думаете, почему я урок начала именно с этих слов? О чем мы будем вести речь сегодня на уроке?

Какие ассоциации   возникают у вас в связи с понятием « Мировой океан?»?

Попробуйте сформулировать определение  понятия  « Мировой океан?»

Отгадывают загадку и формулируют тему и цели урока.

Высказывают свои определения понятия.

Презентация

Слайд 1.2

2 мин

4.

Изучение нового материала.

Совместная учебная деятельность.

Физкультминутка

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предметные:

Познавательные:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Познавательные:

- уметь  ориентироваться в системе своих  знаний, структурировать их, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Лингвистический конструктор.

Используя все предложенные слова и словосочетания, составтиь определение географического понятия «мировой океан и запишите в свою легенду карт.

Мировой океан – …(планеты, нашей, большой, водоем, самый, это).

Площадь Мирового океана равна 361 млн.кв. км. Суша делит мировой океан на океаны.

Что бы вы хотели узнать о Мировом океане? Дети отвечают ( что хотели бы знать что в ходить в мировой океан) а теперь я вам предлагаю по работать в парах.

Самостоятельная работа в парах.

Используя карту  полушарий,  карту океанов, текст учебника стр.76,  дополнительные тексты, составьте описание одного из океанов по плану.

                  План:

1.Название океана.

2. Происхождение названий океанов.

3. Географическое положение.

4. Размеры

 5.Максимальная глубина

1.2 пара – Тихий океан

 Атлантический океан

3.4 пара – Индийский океан

Северный Ледовитый океан.

Отчет групп о выполненной работе.

А теперь подведем итоги  выполненной работы.Подведем итоги.

1.Назовите океаны в порядке убывания их площадей.

2.Назовите океаны в порядке возрастания их глубины.

Работа на контурной карте .

Задание: Обозначьте  Океаны   на  контурной карте.

И так мы разобрались что на планете существует 4 океана а теперь ребята Выскажите  свое предположение, какие еще части можно выделить в Мировом океане? Вот вам подсказка

Подсказка.Отгадывание загадки.

Здесь - куда не кинем взор-

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной,

А порой тут тишь да гладь

Все смогли его узнать.(море)

Молодцы Попробуйте сформулировать определение «море» как части Мирового  океана.

Лингвистический конструктор.

Море -….(океана, отделенная, отличающаяся, это,  от него, полуостровами, островами, части, океана, от, остальной, воды, свойствами).

Молодцы Записывайте в свою легенду карт.

Работа по физической карте мира.

С помощью атласа определите, о каких объектах идёт речь:

- Море к юго-востоку от Австралии.

 - Самое северное море Тихого океана.

- Море, названное в честь братьев-мореплавателей.

 - Море, у которого нет берегов.

  - Это самое большое по площади и самое глубокое море в мире. Оно расположено в Тихом океане.

Проведение физкультминутки:

Дружно с вами мы читали про моря, океаны   рассуждали,                              

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.                    

 На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем.                

 На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам.

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись.                              

 Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.                    

На счет шесть прошу всех сесть.

 Я и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Подсказка. Отгадывание загадки.

Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво.
(Залив)

- Правильно, в  Мировом океане есть еще заливы.

Лингвистический конструктор.

Используя все предложенные слова и словосочетания, составить определение понятию

Залив – это …..(в, пространство, глубоко,  часть, вдающаяся,  водного, сушу). Очень хорошо так же записываем в свою легенду карт.

Задание.

Найдем на карте заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский.

Он ведет из моря в море,
Не широк – всего верста.
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота
. (Пролив)

Лингвистический конструктор.

Используя все предложенные слова и словосочетания, составить определение понятию пролив

Пролив   –  это ….( пространство,

достаточно, узкое,  ограниченное, двух, сушей, сторон, с, водное).

  1. В далёком XVI веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив

1.Найдите его на карте.

2. Какие океаны соединяет данный пролив?

3. А какой материк  и остров разделяет?

Викторина.

1.Пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку.

  2. Пролив между островом Огненная Земля и Южной Америкой.

 3.Пролив между Антарктидой и островом Огненная Земля.

Подведем итог.

Назовите части Мирового океана.

Приведите примеры.

А теперь ребята еще одно

В романе Ж. Верна  « Дети капитана Гранта» потерпевшие кораблекрушение моряки бросили  в воду бутылку с письмом, в котором сообщали свои координаты. А другие моряки ее выловили. Причем  бросили бутылку в Тихом океане, а выловили – в Атлантическом.

Задание.

Выскажите предположение, как это могло произойти.

Сформируйте определение понятия «течения».Течение- это горизонтальное  перемещение воды в океане на большие растояния.Это интересно. Течение

Задание.

Разделите течения  Мирового океана на две группы. Теплым называется течение, температура которого выше, чем температура окружающей воды

Холодным называется течение, температура которого ниже, чем температура окружающей воды

Вопросы по теме «Течения»

  1. Это высказывание принадлежит известному американскому океанографу и метеорологу М,Ф. Мори: « В океане есть река. Она не пересыхает в самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных ливнях и наводнениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из теплой. Нигде в мире нет вод более величавого потока вод. Он быстрее Амазонии, стремительнее Миссисипи, а масса обеих рек, взятых вместе не составит и тысячной доли объема воды, который несет он».

О какой реке идет речь? (Гольфстрим)

  1. Мореплаватели, встречая на пути айсберги, неоднократно замечали, что они плывут против ветра. Представьте себе, как льдины, гонимые ветром плывут в одну стону, а айсберги совершенно в другую и даже против ветра.

Почему происходит такое явление? (1/10 часть айсберга находится над водой, и 9/10 под водой и его несет течением)

Формулируют определение понятия.

Составляют определение из предложенных слов.

Под руководством учителя делятся на три группы, выбирают лидера в группе, выполняют задания. По окончании работы лидер представляет отчет.  (Ребята  дают характеристику каждому из океанов, делают выводы).

Работу каждой группы оценивают учащиеся других групп совместно с учителем.

Самостоятельно выполняют работу на контурной карте.

Высказывают свое мнение.

Отгадывают загадку.

Учащиеся высказываю свои  определения

Используя все предложенные слова и словосочетания, составляют  определение понятие понятия «море».

Работа по физической  карте.

Работают по карте.

Отгадывают загадку.

Составляют определение из предложенных слов.

Определяют на карте заливы.

Отгадывают загадку.

Составляют определение из предложенных слов.

Работа по карте.

Показывают проливы на карте.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы,

Выполняют задание

Ответ: Атлантический и Тихий океаны.

Ответ: Материк Южная Америка и остров Огненная Земля.

Выполняют задание.

Рассуждают,  высказывают свое мнение.

Работа по карте.

Формулируют определение понятия «течения»

Работа по учебнику стр.99.

Учащиеся выполняют задание.

Презентация

Слайд 3

Презентация

Слайд 4.5.6.7

Слайд 8,9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд 12

Слайд № 13

Слайд14,15,16

30 мин

5

Итог урока

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Организует закрепление материала и рефлексию.

Задание. Выполнение двухвариантного теста. Выбери верное утверждение:

Отметьте «да» или «нет».

1.Самый большой по площади океан – это Тихий.

2.Северный Ледовитый океан самый холодный.

3. Бразильское течение является холодным.

4.Атлантический океан является самым глубоким океаном.

5.Пролив Дрейка является самым широким на Земле проливом.

6.В Тихом океане расположено Аравийское море.

.

Индивидуальная работа.

Анализируют фрагменты карт,

формулируют ответ на вопрос.

4 мин

6

Рефлексия.

Регулятивные:

оценивание собственной деятельности на уроке

Участие в подведении итогов урока;

Самооценка.

Подведение итогов.

Какую цель мы ставили на уроке?

Удалось решить нам поставленную задачу?

Где можно применить новое знание?

 Что на уроке у вас хорошо получалось?

 Над чем еще нужно поработать?

Какие впечатления об уроке остались у вас?

Пожалуйста,  поделитесь своими впечатлениями.

Работа в паре - взаимопроверка.

Анализируют свою деятельность на уроке, оценка собственной деятельности;Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Участие в подведении итогов урока;

Самооценка.

3 мин

7

Домашнее задание. Инструктаж по домашнему заданию.

Дает комментарий к домашнему заданию

Дом. Задание: 1.Параграф 10, выучить определения.

2.Проложите по контурной карте полушарий маршрут кругосветного путешествия  так, чтобы он проходил через  все океаны. Подпишите  моря, заливы, проливы, через которые проложен ваш маршрут.

3.Составить синквейн

  • 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного
  • 2 строка – два прилагательных.
  • 3 строка – три глагола.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Записывают задание в дневники.

Слайд 17,18

2 мин

Карточка    самооценивания.   Ф.И._____________________________

№ задания

Задание

Оценка

1

Заполните пропуски в  предложенном   тексте.

2

Описание океана по плану

3

4

Викторина.

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

Урок по географии 6 класс. Мировой океан как среда жизни.

На уроке изучение нового материала ведется на основе знаний, полученных детьми ранее, с использованием фото и видео материалов....

Методическая разработка урока по географии 6 класс "Гидросфера"

Методическая разработка урок-игра по географии 6 класс "Гидросфера"...

Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему " Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота "

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 года ( соотвествует ФГОС)....

Методическая разработка урока по географии 10 класс по теме " «Городское и сельское население мира. Урбанизация»

География . 10 класс.Тема урока  «Городское и сельское население мира. Урбанизация»Тип урока: освоение новых знаний - комбинированныйЦели:изучить основные виды расселения;сформировать...

Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы».

Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы»....