статья "Экологическое воспитание школьников"
статья по географии (9, 10, 11 класс)

Соколова Людмила Владимировна

В статье содержится материал о формировании экологической культуры школьников при помощи разнообразных форм уроков, разных видов учебной деятельности в урочное и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-ekologicheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx14.09 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание школьников

Решение проблем окружающей среды становится все более активным и важным общественным вопросом. Основные экологические знания заложены в программах по географии. Формирование и развитие экологически грамотного поколения осуществляется не только в процессе овладения им системой знаний, но и путем выработки умений и навыков практической деятельности и проведения в окружающей среде. Формирование системы умений и навыков тесно связано с системой знаний и является по сути своей практической реализацией теоретических основ. Учащиеся во время обучения в школе должны с равной степенью полноты овладеть системой как экологических знаний и навыков тесно связано с мотивами и оценочными суждениями.

Система умений и навыков состоит из двух взаимосвязанных видов деятельности: учебно-познавательной и практической.

Первая из них осуществляется школьниками главным образом в ходе внеклассных мероприятий, таких как, например, осенняя ярмарка «дары осени», экологический субботник, конкурсы рисунков, фотографий, рассказов, сочинений и т.д., КВН, брейн-ринг, классные часы об экологических проблемах родного края. Этот вид деятельности позволяет расширить и углубить экологические знания учащихся, осмыслить нравственные и правовые поведения в природе.

К числу эффективных форм организации экологического образования можно отнести игры учащихся, наполненные разным экологическим содержанием. В основе игр лежит подражание поступкам специалистов, способных решать те или иные  научные или практические вопросы. В игре школьник совершенствуется, развивается, приобретает ценные морально- волевые качества: находчивость, ответственность, инициативу, приобретают необходимые практико- ориентированные знания и умения.

В игровой учебной ситуации школьники учатся правильно, доходчиво, убедительно излагать свои мысли. Общение формирует навыки и культуру поведения как со сверстниками, так и со взрослыми. Знания, сообщаемые каждым «специалистом», приобретают общешкольную и личную значимость, доносятся школьником как собственные знания. Ученик выступает от ответственного лица: общественного или политического деятеля, ученого, технического специалиста. В процессе сообщения ученик выбирает наиболее убедительные факты, отбрасывает второстепенные, строит объяснение как ответ на вопрос о сложившейся ситуации, понимает, что его объяснение должно быть ясным, кратким и убедительным. Подобная работа развивает, формирует собственное мышление и характер.

Для ролевой игры выбираются проблемы, имеющие важное значение для формирования экологической культуры школьников. Это проблемы многообразия живой природы, сохранения среды жизни и всего живого и др.

Применение игровых ситуаций в целях экологического образования способствует развитию экологического мышления, расширению и углублению знаний об основных путях и конкретных способах расширения проблем окружающей среды, развитию навыков творческой деятельности школьников.

Проведение ролевых игр требует тщательной предварительной подготовки: совместное обсуждение темы, выбор исполнителей ролей, консультации по выбору литературы и иллюстраций, подготовка выступлений, что позволяет формировать у школьников высокую активность и самостоятельность.

Игровые обучающие ситуации как способ формирования активной природоохранной позиции личности несут в себе еще многие нераскрытые воспитательные резервы. Чтобы развить у учащихся интерес, любовь и бережное отношение к природе, учителю необходимо на профессиональном уровне, глубоко и всесторонне знать структуру эколого-природоохранительной деятельности школьников, ее цели и содержание, организованные формы, способы регуляции и контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».

Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26:  «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....