Рабочая программа География 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)

Белявская Юлия Николаевна

Данная рабочая программа  по географии  для основной школы составлена в соответствии:

требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.

 «География. Начальный курс» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_5_klass_mbou_sosh_no_19.docx53.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа  по географии  для основной школы составлена в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,                    представленными в  федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
  • фундаментального ядра содержания общего образования;
  • с рабочей программой «география», авторы-составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя
  • с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
  • идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в   образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов,  об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального);
  • познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;
  • понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном политической, экономической и социальной жизни России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
  • формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
  • формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

«Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины.

В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России

Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развить познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно - географических  знаний. 

Методическое обеспечение

  1. «География. Начальный курс» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
  2. «География. Дневник географа-следопыта» Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс». А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
  3. «Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф»

          Место курса в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них по 35 ч. (1 ч. в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч. (2 ч. в неделю) на 7, 8 и 9 классы.

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

Рабочая программа составлена с учетом того, что классы состоят из обучающихся с разным уровнем учебных возможностей, поэтому содержат задания не только базового, но повышенного и творческого уровня. Для этого используются разные формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.

Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам учебной деятельности обучающихся – формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандарта второго поколения.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

 №  п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема

Содержание урока

Планируемые результаты

Формы контроля

личностные

предметные

метапредметные

Введение. Географическое познание нашей планеты. – 2 ч.

1

География — одна

из наук о планете

Земля. Входной контроль.

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии

осознание значимости  географических знаний для современного человека,

ознакомление с примерами природного наследия  ЮНЕСКО,

мотивация на изучение географии

 различать географические объекты и правильно называть их,

определять значение объектов ЮНЕСКО для человечества

приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий                                  

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи

Фронтальный опрос, выполнение заданий Школы географа-следопыта, ответы на вопросы в конце параграфа

2

Наблюдение — метод географической

науки

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов

развитие умения фиксировать проводимые  наблюдения в письменном описании  результатов

 развитие умения работать индивидуально и в группе

отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом

осознанно  использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; составлять план своего наблюдения;  устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение

организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Географическая викторина

Земля как планета солнечной системы – 5 ч.

3

Земля среди других

планет Солнечной

системы

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике

развитие умения работать индивидуально и в группе

называть планеты Солнечной системы в порядке увеличения их расстояния от Солнца

приводить примеры планет земной группы

выделять существенные признаки понятий

находить и выделять необходимую информацию

строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

соотносить свои действия с планируемыми результатами. 

Тестирование с взаимопроверкой

4

Форма и размеры

Земли

Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

измерять «земные окружности» по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус – наиболее точная модель Земли

использовать понятия «глобус», «полярный радиус», «экваториальный радиус» для решения учебных задач по определению формы глобуса и сравнения ее с формой Земли

выделять существенные признаки понятий анализировать информацию (текстовую и графическую) для подготовки письменного ответа на вопрос

Фронтальный опрос

5

Движение Земли

по околосолнечной

орбите

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле.

осознание значимости  географических знаний для современного человека

развитие познавательных интересов, учебных  мотивов

отбирать источники географической информации с целью подготовки презентации по теме

изучать модель «Земля-Луна-Солнце» с помощью, которой можно наблюдать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси

осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств

демонстрировать модель с целью выявления существенных признаков понятий

работать в группе; находить общее решение на основе согласования позиций

Устный диктант

6

Пояса освещённости. Суточное вращение

Земли

Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги

развитие умения фиксировать проводимые  наблюдения в письменном описании  результатов

развитие умения работать индивидуально и в группе

называть пояса освещенности

составлять рассказ по плану о четырех особых положения Земли

организовывать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение

Выполнение заданий Школы географа-следопыта

7

Обобщающее повторение

Повторение материала темы

развитие умения работать индивидуально и в паре,

планировать и оценивать деятельность

выполнять итоговые задания

выполнять тестовые задания

отвечать на вопросы по разделу «Земля как планета Солнечной системы»

работать индивидуально и в группе

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

владеть устной и письменной речью

планировать и регулировать свою деятельность

обучающийся

оценивать правильность

выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Тестирование

Раздел: Геосферы Земли (28ч). Литосфера  - 9 ч.

8

Слои «твёрдой»

Земли

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике

формирование устойчивых познавательных интересов при создании модели «твердой Земли»

развитие умения планировать деятельность, оценивать способы достижения цели

строить модель «твердой» Земли

использовать понятия «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли

составлять характеристику внутренних слоев Земли

составлять определение понятиям

выделять существенные признаки понятий

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

создавать модели с целью развития познавательных интересов и творческих способностей

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Путешествие к центру Земли

9

Вулканы Земли

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

формирование устойчивых познавательных интересов при создании иллюстрированного рассказа об образовании и «жизни» вулкана

создание  модели литосферных плит для понимания закономерностей

развитие умения анализировать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи

показывать на карте и определять положение, название и высоту вулканов

строить схему, показывающую строение вулкана

обозначать на схеме действующие вулканы

выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;  

создавать модели с целью развития познавательных интересов и творческих способностей

самостоятельно организовывать учебную деятельность

Фронтальный опрос

10

Из чего состоит

земная кора

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород.

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах 

формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

развитие чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону

приводить примеры горных пород, отличающихся условиями образования

определять значение горных пород своей местности

выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород

составлять  определение  понятиям, создавать обобщения

оценивать правильность выполнения учебной задачи; собственные возможности ее решения

Выполнение заданий Школы географа-следопыта

11

Горные породы

Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

формирование устойчивых познавательных интересов при создании коллекции горных пород

создавать коллекцию горных пород своей местности

строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

Геологический диктант

12

Строение земной

коры.

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры.

развитие умения анализировать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи

различать типы земной коры

сравнивать океаническую и континентальную земную кору, объяснять причины установленных различий

строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

Игра «Найди на карте»

13

Землетрясения

Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения

осознание значимости  географических знаний для современного человека

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах 

давать определение понятиям: «землетрясение», «цунами»

определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-бальной шкалы

выделять, описывать и объяснять существенные признаки землетрясений

использовать приобретенные знания и умения для оценки интенсивности землетрясений

устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений

составлять определение понятиям

смысловое чтение

осуществлять самостоятельный поиск,  анализ и отбор

информации, её

преобразование,

сохранение

владение письменной речью

анализировать текстовую информацию  для подготовки письменного ответа на вопрос

Ответы на вопросы в конце параграфа

14

Рельеф земной

поверхности

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов

осознание ценности географических знаний для применения их на практике

развитие коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при создании и использование самодельного нивелира

развитие умение работать индивидуально и в группе

давать определение понятиям «рельеф», «относительная высота»

различать выпуклые и вогнутые формы рельефа

изготавливать самодельный нивелир

определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

приводить примеры

различных форм рельефа своей местности

составлять определение понятиям, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации

выделять существенные признаки понятий

создавать самодельные простейшие инструменты

работать индивидуально и в паре; находить общее решение на основе согласования позиций

управлять своей познавательной активностью

развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Игра «Найди ошибку»

15

Человек

и литосфера

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые

формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде

развитие чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

давать определение понятиям «полезное ископаемое», «месторождение»

работать с топонимическим словарем и определять происхождение название географических объектов

приводить примеры

полезных ископаемых и месторождений своей местности

обсуждать преимущества отдыха на равнинах и в горах

составлять определение понятиям

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

осознанно  использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью

осуществлять самостоятельный поиск, анализ, отбор

информации, ее преобразование, сохранение

Мини сочинение

16

Обобщающее повторение

Повторение материала темы

Формирование ответственного отношения к учению

Знание основных понятий темы «Литосфера»

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Контрольная работа

Атмосфера 

17

Воздушная оболочка Земли-атмосфера

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы

формирование ответственного отношения к учению,

развитие умения фиксировать проводимые  наблюдения в письменном описании  результатов

проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления

изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление

объяснять существенные признаки понятия «атмосфера»

использовать понятие «атмосфера» для решения учебных задач по определению атмосферного давления

выделять существенные признаки понятий

соотносить свои действия с планируемыми результатами

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

оценивать правильность выполнения учебной задачи

Тест «Строение атмосферы» (с пропущенными словами)

18

Погода и метеорологические наблюдения (урок – практикум)

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия  на метеорологическая станция

осознание ценности географических знаний для применения их на практике

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

давать определение понятию «погода»

отбирать источники географической информации для составления описания погоды своей местности

обучающийся

объяснять существенные признаки понятия «погода»

описывать погоду своей местности

составлять определение понятиям

выделять существенные признаки понятия

осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации с помощью различных источников информации

создавать обобщения, устанавливать аналогии

 Воросы № 1-3,5 после параграфа 13, сообщение о прогнозах погоды по народным приметам

19

Человек и атмосфера

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

составлять прогноз погоды по народным приметам

определять комфортность условий проживания человека

отбирать необходимую географическую информацию, используя интернет-ресурсы

оценивать влияние атмосферы на человека

приводить примеры влияния человека на состояние атмосферы

выделять существенные признаки понятий

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

смысловое чтение

владение устной и письменной речью

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

формировать и развивать экологическое мышление 

Задания № 1-3 в рабочей тетради

20

Опасные и редкие явления в атмосфере.

Виды опасных и редких атмосферный явлений,  их природа образования, последствия для человека

формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

составлять и обсуждать презентации о различных видах атмосферных явлений

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Фронтальный опрос

21

Обобщающее повторение

Повторение материала темы

Формирование ответственного отношения к учению

Знание основных понятий темы «Атмосфера»

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Тестировавние

Гидросфера 9ч

22

Вода на Земле

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике

развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать

называть составные части гидросферы, свойства воды, основные элементы круговорота воды

выявлять различия

между большим и малым круговоротом воды

выделять существенные признаки понятий

создавать, применять и преобразовывать знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач

смысловое чтение

создавать обобщения, строить логическое рассуждение, анализировать текстовую информацию для подготовки ответа на вопрос

Кроссворд «Гидросфера»

23

Вода на Земле (урок – практикум)

Проведение опытов по изучению свойств воды

развитие коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при проведении опыта

развитие умения анализировать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи

развитие умения фиксировать проводимые  наблюдения в письменном описании  результатов

проводить опыт по изучению свойств воды

выделять, описывать и объяснять

существенные признаки воды

выделять и описывать существенные признаки понятий

соотносить свои действия с планируемыми результатами

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Мини сочинение «Путешествие капельки воды»

24

Мировой океан – главная часть гидросферы

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

формирование ИКТ компетентности,

развитие устойчивого познавательного интереса при выполнение учебных задач творческого характера

 

давать определение понятиям: «гидросфера», «море», «залив», «пролив», «остров», полуостров»

показывать на карте и глобусе океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова

составлять маршрут морского путешествия, используя карты атласа

определять происхождение названий географических объектов

создавать игру

«Знатоки морских названий»

выделять существенные признаки понятий

«гидросфера», «мировой океан», «море», «залив», «пролив», «остров», полуостров»

определять понятия

выделять существенные признаки понятий

осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств

самостоятельно

приобретать

новые знания и

практические умения с помощью географических карт

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Игра «Знатоки морских названий»

25

Воды суши. Реки.

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел.

формирование  целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике

развитие умения использовать основные понятия для решения учебных задач

называть составные части вод суши

давать определение понятиям: «река», «речная система», «бассейн реки», «водораздел»

использовать понятии: «река», «бассейн», «водораздел» для решения учебных задач по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами

определять понятия выделять существенные признаки понятий

анализировать информацию (текстовую и графическую) для подготовки письменного ответа на вопрос

Географический диктант

26

Горные и равнинные реки.

Горные и равнинные реки. Пороги и водопады, описание реки по плану

формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде

развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах 

развитие чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране

выявлять основные различия горных и равнинных рек

проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку

называть и показывать на карте крупнейшие водопады мира

устанавливать взаимосвязи между формами рельефа и характером реки

приводить примеры горных и равнинных рек

выделять существенные признаки понятий

осознанно

устанавливать причинно-следственные связи

 анализировать 

объекты с целью выделения существенных признаков

сравнивать объекты с целью установления сходств и различий

Путешествие по рекам своей местности

27

Озера.

Что такое озеро?  Виды озерных котловин Озёрная вода.

осознание значимости  географических знаний для современного человека

развитие умения анализировать и обобщать, делать выводы, представлять информацию в разных формах

давать определение понятиям: «озеро»,

показывать на карте России и полушарий крупные озера

различать озера по степени солености воды

объяснять существенные признаки понятий: «озеро», приводить примеры озер по солености озерных вод

определять понятия

выделять существенные признаки понятий

устанавливать

причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы

Показывают озера на карте, классифицируют озера по степени солёности их воды.

28

Вода в «земных кладовых». Ледники, подземные воды.

Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды, их образование и схема расположения.

развитие коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при построении и демонстрации модели, проведении опыта

развитие умения работать индивидуально и в группе, планировать деятельность, оценивать

развитие умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

давать определение понятиям: «ледник», «айсберг» проводить опыт для определения скорости просачивания воды образцы пород (глина, песок, суглинок)

создавать и работать с самодельной моделью родника

устанавливать взаимосвязи между составом горных пород и скоростью просачивания воды

определять понятия

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

работать индивидуально и в группе

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и   сверстниками

Фронтальный опрос

29

Человек и гидросфера.

Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли

формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

определять значение воды в жизни человека

составлять маршруты путешествий для укрепления здоровья человека

работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным объектам гидросферы

устанавливать взаимосвязи между формой рельефа и мощностью ГЭС

осознанно  использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

смысловое чтение

осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации с помощью различных источников информации

анализировать текстовую информацию для подготовки письменного ответа на вопрос

Подготовить сообщение на тему «Мой отдых «на воде»: за и против»

30

Обобщающее повторение

Повторение материала темы

Формирование ответственного отношения к учению

Знание основных понятий темы «Гидросфера»

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Тестирование

Биосфера 5 ч

31

Оболочка жизни

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Значения биологического разнообразия для сохранения биосферы

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Кроссворд

32

Жизнь в тропическом поясе.

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Выявление изменчивости организмов;

приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Фронтальный опрос

33

Растительный и животный мир умеренных поясов

Степи. Лиственные леса. Тайга

Воспитание российской

гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину

Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов

Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Вопросы после параграфа.

34

Жизнь в полярных поясах и в океане

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане

Воспитание российской

гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину

Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов

Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Вопросы после параграфа.

35

Природная среда. Охрана природы.

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Дарвинским заповедником

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

давать определение понятиям: «окружающая среда»,  «природная среда», «искусственная среда»

назвать особо охраняемые природные территории

составлять схему экологической тропы

составлять схему взаимосвязей оболочек Земли

приводить примеры

различных видов особо охраняемых природных территорий своей местности

определять понятия, создавать обобщения

выделять существенные признаки понятий

создавать схемы для решения учебных  и познавательных задач

осознанно  использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей

применять экологическое мышление  в познавательной, коммуникативной практике

Тестированиме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...