Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)

Киряева Наталья Николаевна

Рабочая программа 8 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass.doc424 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Задачи:

  • овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Оценочные практические работы

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.
  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

 

Название раздела, темы урока

Дата 

план

факт

 

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации

 

 

    Пространства России (8 часов)

2

Географическое положение России

 

3

Моря, омывающие территорию России

 

4

Как осваивали и изучали территорию России

 

5

Как осваивали и изучали территорию России

 

6

Картографический метод в географии

 

7

Россия на карте часовых поясов

 

8

Практическая работа

 

9

Итоговый урок по теме

 

 

Раздел L ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (19 ч)

 

Рельеф н недра России (4 ч)

10

Особенности рельефа России

 

11

Геологическое строение территории нашей страны

 

12

Минеральные ресурсы России

 

13

Развитие форм рельефа. Итоговый урок по теме

 

 

Климат и климатические ресурсы (5 часов)

14

От чего зависит климат нашей страны

 

15

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны

 

16

Типы климатов России

 

17

Зависимость человека от климатических условий

 

18

Обобщающий урок по теме

 

 

Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч)

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки

 

20

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

 

21

Водные ресурсы. Охрана вод

 

22

Обобщающий урок по теме

 

 

Почва и почвенные ресурсы (3 ч)

23

Образование почв и их разнообразие

 

24

Закономерности распространения почв

 

25

Почвенные ресурсы

 

 

Растительный и животный мир (3 ч)

26

Растительный и животный мир России

 

27

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

 

28

Природно-ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний I раздела

 

 

Раздел П. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 ч)

 

Природное районирование (6 ч)

29

Разнообразие ПК России. Природное районирование

 

30

Моря как крупные ПК

 

31

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

 

32

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса

 

33

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни

 

34

Высотная поясность. Обобщающее повторение

 

 

Природа регионов России (23 ч)

35

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы

 

36

Природные комплексы Русской равнины

 

37

Географическое положение своей области

 

38

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области

 

39

Особенности климата своей области

 

40

Природные зоны области

 

41

Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты

 

42

Северный Кавказ -самые молодые высокие горы России

 

43

Природные комплексы Северного Кавказа

 

44

Урал — «каменный пояс» земли Русской

 

45

Своеобразие природы Урала

 

46

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

 

47

Западно-Сибирская низменность

 

48

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

 

49

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения

 

50

Природные районы Восточной Сибири

 

51

Жемчужина Сибири-Байкал

 

52

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения

 

53

Дальний Восток-край контрастов. ГЦ состав территории. История освоения

 

54

Природные комплексы Дальнего Востока

 

55

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

 

56

Обобщение и систематизация знаний по теме

 

57

Обобщение и систематизация знаний по теме

 

 

Человек и природа (8 ч)

58

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

 

59

Географический фактор в развитии общества

 

60

Антропогенное воздействие на природу

 

61

Рациональное природопользование

 

62

Особо охраняемые территории

 

63

Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране

 

64

Экологическая ситуация в России

 

65

Обобщение и систематизация знаний

 

 

Резерв времени -4ч

 

Раздел Ш. ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ (3 ч)

66

Особенности географической оболочки

 

67

Взаимодействие природы и общества

 

68

Обобщающее повторение

 

 

Резерв времени - 2 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела, темы урока

Сроки

Вид урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации

 

Изучение нового материала

 

Фронтальный

 

 

    Пространства России (8 часов)

2

Географическое положение России

 

Практикум

Уметь показывать и называть факторы; определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе

Практическая работа

На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины

 

3

Моря, омывающие территорию России

 

Практикум

 

4

Как осваивали и изучали территорию России

 

Семинар

Сообщения учащихся

 

5

Как осваивали и изучали территорию России

 

Семинар

 

б

Картографический метод в географии

 

Практикум

Географический диктант

 

 

7

Россия на карте часовых поясов

 

Изучение нового материала

Решение задач на поясное время

 

 

8

Практическая работа

 

Практикум

 

Решение задач на определение поясного времени

 

9

Итоговый урок по теме

 

Обобщающий

 

 

Раздел I ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (19 ч)

Рельеф н недра России (4 ч)

10

Особенности рельефа России

 

Изучение нового материала

Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны; наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства. Оценивать условия добычи

Тестовая самостоятельная работа

 

 

11

Геологическое строение территории нашей страны

 

Изучение нового материала

Работа с контурной картой

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых

 

12

Минеральные ресурсы России

 

Практикум

Составление картосхемы

Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Влияние рельефа на жизнь людей

 

13

Развитие форм рельефа. Итоговый урок по теме

 

Практикум

Тестирование

 

Климат и климатические ресурсы (5 часов)

14

От чего зависит климат нашей страны

 

Изучение нового материала

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации. Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла;

Самостоятельная работа

Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей

 

15

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны

 

Практикум

давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей

Фронтальный опрос

Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определение состояния погоды по синоптической карте

 

16

Типы климатов России

 

Исследование

Самостоятельная работа

 

17

Зависимость человека от климатических условий

 

Практикум

Индивидуальный опрос

 

18

Обобщающий урок по теме

 

Деловая игра

Тестирование

 

Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч)

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки

 

Изучение нового материала

Уметь показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком, использования реки в хозяйственных целях; давать характеристику реки крупных озер страны и области; объяснять значение каналов и водохранилищ

Работа с картами

Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона

 

20

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

 

Практикум

Самостоятельная работа

 

21

Водные ресурсы. Охрана вод

 

Практикум

Практическая работа

 

22

Обобщающий урок по теме

 

Исследование

Зачет

 

Почва и почвенные ресурсы (3 ч)

23

Образование почв и их разнообразие

 

Изучение нового материала

Уметь объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья»; необходимость охраны почв, рационального использования земель;

Фронтальный опрос

Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

 

24

Закономерности распространения почв

 

Практикум

называть факторы почвообразования; свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного значения

Проверочная работа

 

 

25

Почвенные ресурсы

 

Обобщающий

Зачет

 

Растительный и животный мир (3 ч)

26

Растительный и животный мир России

 

Изучение нового материала

Знать ресурсы леса. Уметь приводить примеры использования человеком безлесных пространств; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; значение животного мира в жизни человека; прогнозировать последствия уничтожения болот

Работа с картами атласа

 

 

27

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

 

Исследование

Сообщения

 

28

Природно-ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний I раздела

 

Практикум

Самостоятельная работа

 

Раздел П. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 ч)

Природное районирование (6 ч)

29

Разнообразие ПК России. Природное районирование

 

Изучение нового материала

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

Тест

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон

 

30

Моря как крупные ПК

 

Практикум

Вычерчивание схемы

 

31

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

 

Практикум

Заполнение таблицы

 

32

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса

 

Практикум

Работа с картами атласа, заполнение таблицы

 

33

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни

 

Практикум

 

Работа с картами атласа, заполнение таблицы

 

 

34

Высотная поясность. Обобщающее повторение

 

Исследование

Тематический зачет

 

Природа регионов России (23 ч)

35

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы

 

Изучение нового материала

Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека

Работа с контурными картами

 

 

36

Природные комплексы Русской равнины

 

Семинар

Сообщения учащихся

 

37

Географическое положение своей области

 

Изучение нового материала

Составление картосхемы

 

38

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области

 

Практикум

Работа с картами атласа

 

39

Особенности климата своей области

 

Лекция

Анализ карт атласа

 

40

Природные зоны области

 

Семинар

Сообщения учащихся

 

41

Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты

 

Практикум

Заполнение таблицы, вычерчивание схемы

 

42

Северный Кавказ -самые молодые высокие горы России

 

Путешествие

 

Индивидуальный опрос

 

 

43

Природные комплексы Северного Кавказа

 

Практикум

Фронтальный опрос

 

44

Урал — «каменный пояс» земли Русской

 

Игра

Тестирование

 

45

Своеобразие природы Урала

 

Практикум

Самостоятельная работа

-

46

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

 

Семинар

Сообщения

 

47

Западно-Сибирская низменность

 

Изучение нового материала

Тестирование

 

48

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

 

Практикум

Работа с контурными картами

 

49

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения

 

Практикум

Анализ карт атласа

 

50

Природные районы Восточной Сибири

 

Практикум

Заполнение таблицы

 

51

Жемчужина Сибири-Байкал

 

Путешествие

Сообщения

 

52

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения

 

Практикум

Заполнение таблицы

 

53

Дальний Восток-край контрастов. ГЦ состав территории. История освоения

 

Практикум

 

Составление прогнозов

 

54

Природные комплексы Дальнего Востока

 

Семинар

Тестовый контроль

 

55

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

 

Исследование

Самостоятельная работа

 

56-57

Обобщение и систематизация знаний по теме

 

Игра

Зачет

 

 

Человек и природа (9 ч)

58

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

 

Изучение нового материала

Знать законы об охране природы. Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы «

Заполнение таблиц

 

 

59

Географический фактор в развитии общества

 

Изучение нового материала

 

60

Антропогенное воздействие на природу

 

Семинар

Вычерчивание схемы

 

61

Рациональное природопользование

 

Практикум

Составление прогнозов

 

62

Особо охраняемые территории

 

Путешествие

Работа с контурными картами и картами атласа

 

 

63 64

Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране

 

Исследование

 

Защита проектов

 

 

65

Экологическая ситуация в России

 

Семинар

 

Тестовый контроль

 

 

66

Обобщение и систематизация знаний

 

Игра

Зачет

 

 

Резерв времени -4ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...