Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)

Киряева Наталья Николаевна

Рабочая программа 9 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии.

Рабочая  программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Изучение географии в 9  классе основной школы направлено на достижение следующих задач:

  • приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению     производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
  • изучение природно-ресурсного  потенциала  России;
  • анализ закономерностей, факторов  и условий  размещения производительных сил;
  • изучение отраслевой  структуры экономики России;
  • знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
  • изучение территориально-административного и экономического  районирование России,   основных  принципов районирования;
  • анализ внешнеэкономических  связей, обоснование  их роли в экономике России.

В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем.

Оценочные практические работы

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
  3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
  6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
  7. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
  8. Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.
  9. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
  10. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них ( Восточная экономическая зона).
  11. Определение по картам географического положения Республики Татарстан.
  12. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Республики Татарстан

Требования к уровню подготовки учащихся

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

 

Название раздела

Количество часов

1

1

Введение

1

 2

Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР. Геополитическое положение России

2

 3

Население России и новых независимых государств

5

 4

Экономика Российской Федерации

6

 5

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

22

6

Региональная часть курса

31

 7

Резерв времени

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела, темы уроков

Практические

работы

Дата

план

факт

1

Введение (1 ч)

 

Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР. Геополитическое положение России (2 ч)

2

Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение

Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ПГП России и направлений

3

Политико-административное устройство России

изменений ГП во времени и пространстве

Население России и новых независимых государств (5 ч)

4

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ - многонациональная страна

 

Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ

5

Миграции населения. Расселение населения

 

Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей области. Сопоставление со средними показателями по стране

6

Городское и сельское население. Расселение населения

 

7

Рынок труда, занятость населения России

 

8

Итоговый урок по теме «Население России»

 

Экономика Российской Федерации (6 ч)

9

 

 

10

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России

11

Структура экономики России

 

12

Проблемы ресурсной основы экономики России

13

Научный комплекс -вершина экономики России

14

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ

 

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (22 ч)

Машиностроительный комплекс (4 ч)

15

Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

 

Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения

16

Факторы размещения отраслей машиностроения

 

17

География машиностроения

 

18

Военно-промышленный комплекс

 

Топливно-энергетический комплекс (4 ч)

19

Роль и особенности ТЭК

 

Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атла

20

Топливная промышленность

 

са, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России

21

Электроэнергетика России

 

22

Итоговый урок по теме «Топливно-энергетический комплекс России»

 

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ (7 ч)

23

Состав и значение комплекса

 

Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

24

Металлургический комплекс

 

25

География металлургического комплекса

 

26

Цветная металлургия

 

27

Химико-лесной комплекс

 

28

География химико-лесного комплекса

 

29

Итоговый урок по теме «Комплексы конструкционных материалов» 

Агропромышленный комплекс (4 ч)

30

Состав и значение АПК

 

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности

31

Земледелие и животноводство

 

32

Пищевая и легкая промышленность

 

33

Территориальная организация АПК

 

Инфраструктурный комплекс (3 ч)

34

Состав инфраструктурного комплекса

 

 

35

Связь, сфера обслуживания

 

 

36

Роль транспорта. Виды транспорта

 

 

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

Региональная часть курса (31 ч)

Территориальная организация и районирование России (2 ч)

37

Районирование территории России

 

38

Проблемы экономического районирования

 

Центральная Россия (4 ч)

39

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы

 

 

40

Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России

 

Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России

41

Московская столичная агломерация

 

Сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга

42

Народные промыслы Центральной России

 

 

Северо-Западная Россия (2 ч)

43

Общая характеристика Северо-Западной России

 

44

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада

 

Составление характеристики территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм его представления

Европейский Север (2 ч)

45

ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения

 

Составление и а и ал из схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района

46

Хозяйство Европейского Севера

 

Европейский Юг - Северный Кавказ (2 ч)

47

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

48

Население и хозяйство района

 

Поволжье (2 ч)

49

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

 

Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

50

Население и хозяйство района

 

 

 

География своей области (5 ч)

51

Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала области

 

Определение по картам географического положения своей области. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Определение по картам плотности и особенностей размещения населения области

52

Население области

 

53

Особенности хозяйства. Факторы размещения отраслей промышленности

 

54

Специализация АПК области

 

Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства, характеристик ТПК, промышленных узлов своей области

55

Экологические, демографические, социально-экономические проблемы области

 

56

Географическое положение, природные условия и ресурсы

 

У меть составлять характеристику района

57

Население и хозяйство района

 

 

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем

Восточный макрорегион - Азиатская Россия (5 ч)

58

Восточный макрорегион - Азиатская Россия

 

Изучение и оценка природных условии Западносибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики одного из ТПК Восточной Сибири

59

Западная Сибирь

 

60

Экономика Восточной Сибири

 

61

Дальний Восток: особенности развития

 

Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока

62

Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»

 

Новые Независимые Государства (3 ч)

63

Страны ближнего зарубежья

 

64

Закавказье и Азиатский Юго-Восток

 

65

Взаимосвязи России с другими странами

 

66-67

Итоговое повторение

 

Резерв времени - 3 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...