открытый урок в 9 классе
план-конспект урока по географии (9 класс)

Дорофеева Татьяна Николаевна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_9.docx224.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 9-м классе.

Тема: "Электроэнергетика России"

Цели урока.

  1. Дать определение понятиям “электроэнергетика”, “энергосистема”.
  2. Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики;
  3. Познакомить воспитанников с электроэнергетикой, её ролью и значением;
  4. Рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки;
  5. Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами;
  6. Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны;
  7. Познакомить учащихся с проблемами энергетики.

Задачи.

Образовательная: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России. Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.

Развивающая: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.

Воспитательная: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду. Воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.

План.

  1. Значение электроэнергетики для страны.
  2. Состав электроэнергетики.
  3. ТЭС.
  4. ГЭС.
  5. АЭС.
  6. Работа с картой.
  7. Альтернативные источники энергии.
  8. Проблемы и перспективы развития отрасли.

Понятия: электроэнергетика, ТЕС, ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, АЭС, ЛЭП, Единая энергосистема.

Время: 40 минут.

Литература.

  1. География России. Население и хозяйство 9 класс. Учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром
  2. Поурочные разработки по географии “Население и хозяйство России” 9 класс. Е.А. Жижина
  3. Атлас и контурные карты по географии для 9 класса.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 9 класс.
  5. Карта Электроэнергетика России Мультимедийный диск.
  6. Презентация к уроку “Электроэнергетика”

Технические средства обучения и материальное обеспечение.

  1. Компьютер в комплекте – 1 компл.
  2. Видеопроектор – 1 шт.
  3. Интерактивная доска – 1 шт.
  4. Компьютерные программы и носители – 1 компл.

Ход урока

 

Содержание урока

Деятельность учеников

1.

Организационный момент. (2 мин.)

Проверка домашнего задания.

Сдают филворды по прошедшей теме

2.

Изучение нового материала.

Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, т.к. без энергии не возможна работа ни одного предприятия.

Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач.

Тип электро

станции

Доля в выработке электро

энергии

Технико-экономи

ческие особенности

Преиму

щества

Недос

татки

Крупнейшие электростанции

Заполняют опорный конспект (таблицу)

 

 

 

 

3

Виды электростанций.

1. Виды электростанций.

Тепловые (ТЭС) – работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны.

Крупные ТЭС называют ГРЭС (государственные районные электростанции). Самая крупная ТЭС России – Сургутская.

Разновидностью тепловых станций являются ТЭЦ – теплоэлектроцентрали, которые кроме энергии вырабатывают тепло.

Недостатки ТЭС:

  1. Работают на невозобновимых ресурсах.
  2. Дают много отходов (самые чистые ТЭС на газе).
  3. Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2-3 суток).
  4. Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки топлива требуется много людей (затраты на зарплату).

Гидроэлектростанции (гидравлические) – ГЭС. Их строят на реках с быстрым течением с высокими берегами, и большим расходом энергии. Преимущества ГЭС заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте. Саяно-Шушенская, Красноярская, Волжская, Саратовская, Волгоградская.

Недостатки ГЭС:

  1. Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15-20 лет).
  2. Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей плодородных земель. В зоне затопления оказываются сотни деревень и даже городов.
  3. Вода в водохранилище быстро загрязняется, так как идет накопление отходов. А прошедшая через турбину вода становится “мертвой”, поскольку в ней погибают все микроорганизмы.

Атомные электростанции (АЭС) – работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Доля АЭС в производстве электроэнергии составляет 16%. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет дорог, а энергия нужна.

Для производства равного количества энергии на АЭС надо 1 кг ядерного топлива, а на ТЭС – 3000 т каменного угля. На 20-30 т ядерного топлива АЭС может работать несколько лет. Курская, Ленинградская, Балаковская, Смоленская, Кольская, Тверская, Нововоронежская, Белоярская, Ростовская, Билибинская, Димитровская.

Недостатки АЭС:

  1. Риск экологических катастроф от аварий на АЭС очень велик. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
  2. Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.

 

 

Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

 

4.

Создание энергосистем повышает надёжность обеспечения потребителей электроэнергии и позволяет передавать её из района в район.

Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередачи (ЛЭП) высокого напряжения (500–800 кВ) в энергосистему. Большая часть электростанций объединена в Единую энергосистему России . Ее цль:

  1. Надежное обеспечение энергией.
  2. Покрытие “пиковых” нагрузок.
  3. Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум энергопотребления, а на другой – вечер и пик потребления).

 Анализ рис.46 стр.105.

Заполнение таблицы в опорном конспекте.

5

Каковы перспективы энергетики?

  1. Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии (приливы, геотермальную энергию, солнечную, ветровую).
  2. Строить мини ГЭС.
  3. Увеличить использование газа на ТЭС, как экологически чистое топливо.
  4. Применять энергосберегающие технологии в экономике.

Самостоятельно формулируют перспективы развития электроэнергетики России в опорном конспекте. Проверка с классом.

6

Закрепление.

1. Минимальные затраты на перевозку топлива.

2. Возможность размещения практически в любом месте.

3. Низкая себестоимость электроэнергии.

4. Увеличивает мощность в пиковые часы..

5. Работают на невозобновимых ресурсах.

6. Относительно низкая стоимость строительства.

7. Возможность использования различных видов топлива.

8. Возможность комплексного использования водохранилищ (обеспечение хозяйства водой, разведение рыбы, орошение земель, развитие судоходства).

9. Возникновение экологической катастрофы в случае аварии.

10. Проблема утилизации и захоронения отходов.

11. Затопление плодородных земель и населенных пунктов.

12. Высокая стоимость и продолжительность строительства.

13. Препятствуют естественным миграциям рыб.

14. Заболачивание территорий.

15. Сильное загрязнение атмосферы.

16. Высокие расходы на транспортировку топлива.

17. Высокая себестоимость электроэнергии.

18. Строительство возможно рядом с используемым ресурсом.

19.Изменяют режим рек, влияют на климат территории.

Письменно отвечают на вопросы, занося номер утверждения в нужную ячейку таблицы.

Фронтальный опрос. (6 минут)

Тип электро-
станции

Преи-
мущества

Недо
статки

ТЭС

2, 6, 7

5, 15, 16, 17

ГЭС

3, 4, 8,

11, 12, 13, 14, 18, 19

АЭС

1, 2,

5, 9, 10

Взаимопроверка. Выставление оценок.

7

Отвечают

 

Характеристика электростанций.

Особенности

ГЭС

ТЭС

АЭС

Доля в выработке электроэнергии

19%

65%

16%

Топливо

Энергия воды

Уголь, газ, мазут, торф

Урановые руды, ТВЭЛы

Время работы

“часы пик” быстро включается

Постоянный базовый режим

Работает постоянно

Размещение

Крупные реки. Восточная Сибирь + Волга

У топлива (уголь).

У потребителя (газ, мазут)

У потребителя, в дефицитных районах

Время и сроки строительства.

Долго и дорого

Быстрее и дешевле ТЭС

Сложные объекты

Влияние на окружающую среду

Затопление территории.

Мало выбросов.

Влияет на органический мир рек

Загрязнение атмосферы.

Твердые отходы.

Сброс теплой воды в водоемы

Риск радиоактивного загрязнения

Эксплуатация

Проста.

Низкие затраты труда

Требуется много трудовых ресурсов

Высокие требования, высокие затраты

Примеры электростанций

Саяно-Шушенская, Братская, Красноярская.

Красноярская, Рефтинская

Обнинская, Билибинская, Балаковская, Курская

8

Д/З. Параграфы 18, в контурной  карте выделить по 3 станции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....