Рабочие программы по географии для 5-6 класса на 2016-17 уч.г.
рабочая программа по географии (5 класс)

Свиридова Юлия Александровна

Пояснительная записка

Количество недельных часов – 5 кл.- 1, 6 кл.- 1

Количество часов в год  - 5 кл.- 35, 6 кл. - 35

Уровень рабочей программы  - базовый

Предметная область – естествознание

Составлена  на основе     авторской программы  по географии  под редакцией Е.М. Домогацких «Программы курса «География 5-9 классы», Москва, «Русское слово», 2012.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74).
  • Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской· области №840 от 30.08.2013г. «О внесение изменения в Приказ №760 от 27.07.2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Минобрнауки Российской Федерацииот 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 8 июня 2015 г «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»».
  • Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 года №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении  изменений в ФГОС ООО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_5-6_geo_fgos.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Согласовано с заместителем директора по УВР»:

«__»_________20   г.

________________

Ф.И.О.

«Принято   Педагогическим советом школы»

     Протокол №____

     от «___» _______ 20___г.    

                                                                               

«Утверждаю»                                  

Директор школы:______

Ф.И.О.

                                     

Приказ №____

от «__»  ______  20___ г.                                        

Рабочая программа

учебного предмета

«География»

для 5-6 классов

Составитель: учитель 1КК

Свиридова Ю.А.

С. Никольское, 2016г.

Пояснительная записка

Количество недельных часов – 5 кл.- 1, 6 кл.- 1

Количество часов в год  - 5 кл.- 35, 6 кл. - 35

Уровень рабочей программы  - базовый

Предметная область – естествознание

Составлена  на основе     авторской программы  по географии  под редакцией Е.М. Домогацких «Программы курса «География 5-9 классы», Москва, «Русское слово», 2012.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74).
  • Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30.08.2013г. «О внесение изменения в Приказ №760 от 27.07.2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Минобрнауки Российской Федерацииот 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 8 июня 2015 г «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»».
  • Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 года №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении  изменений в ФГОС ООО»

Учебно-методический комплект:

автор

название

издательство

год

учебник

5кл. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., плешаков А.А.

6 кл. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

  • География: Физическая география: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций
  • География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций

Русское слово

2015

атлас

Банников С., Домогацких Е.М.

География: Введение в географию, физическая география

Русское слово

2015

рабочая тетрадь

Домогацких Е.М. Домогацких Е.Е.

Рабочая тетрадь к учебнику

Русское слово

2015


Результаты изучения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • Использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач.
  • Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию
  • Находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности
  • Определять, сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания
  • Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации  содержащуюся в них противоречивую информацию
  • Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации
  • Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
  • Различать различные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы т явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию
  • Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий
  • Проводить с помощью приборов  измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков
  • Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития
  • Объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям
  • Различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов
  • Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий
  • Описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов
  • Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий
  • Создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентаций

Обучающийся получит возможность научится:

  • Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов
  • Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты
  • Строить простые планы местности
  • Создавать простейшие географические карты различного содержания
  • Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ
  • Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
  • Приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических геоэкологических проблем человечества, примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности
  • Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ
  • Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
  • Приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении геоэкологических проблем человечества, стран и регионов
  • Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке
  • Сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах глобальных изменений климата
  • Оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран

Содержание учебного предмета (5 класс)

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия

География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • специфику географии как науки;
  • специфики методов географических исследований.

Умение определять:

  • отличительные особенности географических методов исследования;
  • рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.
  2. Составление описания учебного кабинета географии.
  3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
  4. Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия

Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности формы и размеров Земли;
  • свойства географической карты и плана местности;
  • географические следствия вращения Земли;

Умение определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверхности;
  • направления на карте и плане;
  • стороны горизонта.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
  2. Составление плана кабинета географии.
  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий (14 часов)

Содержание темы

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия

Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение определять:

  • причины и следствия географических путешествий и открытий;
  • маршруты путешествий

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • географические особенности природы и населения материков и океанов;
  • особенности взаимодействия океана и суши;
  • значение Мирового океана.

Умение определять:

  • специфику природы и населения материков;
  • характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (3 часа)

Содержание темы

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия

Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности оболочек Земли;
  • специфику географической оболочки.

Умение определять:

  • отличия природных объектов;
  • отличия оболочек Земли.

Практические работы

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.

Резерв времени – 1 час


Содержание учебного предмета (6 класс)

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Содержание темы

Земля и Вселенная.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Учебные понятия:

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Основные образовательные идеи:

  • Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)
  • Создание системы географических координат  связано с осевым движением Земли.
  • Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • влияние космоса на жизнь на Земле;
  • географические следствия движения Земли;
  • особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Умение определять:

  • географические координаты;
  • особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;
  • географические следствия движений Земли.

Практические работы:  

  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта (5 часов)

Содержание темы

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.  Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия

Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Основные образовательные идеи:

  • Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.
  • План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:
  • Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • свойства географической карты и плана местности;
  • специфику способов картографического изображения;
  • отличия видов условных знаков;
  • отличия видов масштабов;
  • значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

  • существенные признаки плана, карты и глобуса;
  • классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;
  • расстояния по карте;
  • азимут по карте местности;
  • абсолютную и относительную высоту;
  • читать условные знаки;
  • масштаб карты.

Практические работы:

  1. Определение направлений и расстояний по карте.
  1. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
  2. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (7 часов)

Содержание темы

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Учебные понятия

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Основные образовательные идеи:

  • Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;
  • Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.
  • Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил. 
    Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности внутреннего строения Земли;
  • причины и следствия движения земной коры;
  • действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;
  • особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • по заданным признакам горные породы и минералы;
  • отличие видов земной коры;
  • виды форм рельефа;
  • районы землетрясений и вулканизма.

Практические работы:

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (7 часов)

Содержание темы

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Учебные понятия

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Основные образовательные идеи:

  • Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:
  • Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере атмосферы;
  • вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;
  • причины возникновения природных явлений в атмосфере;
  • зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
  • особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • основные показатели погоды.

Практические работы:

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Содержание темы

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Учебные понятия:

Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Основные образовательные идеи:

  • Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.
  • Необходимость рационального использования воды.
  • Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере гидросферы;
  • выделение существенных признаков частей Мирового океана;
  • особенности состава и строения гидросферы;
  • условия залегания и использования подземных вод;
  • условия образования рек, озер, природных льдов;
  • характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • вид рек, озер, природных льдов;
  • особенности размещения и образования объектов гидросферы.

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Содержание темы

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Учебные понятия

Биосфера, Красная книга.

Персоналии

Владимир Иванович Вернадский 

Основные образовательные идеи:

  • Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.
  • Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.
  • Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере биосферы;
  • особенности приспособления организмов к среде обитания;
  • роль царств природы;
  • необходимость охрны органического мира.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • сущность экологических проблем;
  • причины разнообразия растений и животных;
  • характер взаимного влияния живого и неживого мира.

Практическая работа

  1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и географическая оболочка (4 часа)

Содержание темы

Почва. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Учебные понятия

Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Основные образовательные идеи:

  • Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.
  • В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.
  • Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.

Персоналии

Василий Васильевич Докучаев.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности образования почвы;
  • особенности строения и состава географической оболочки;
  • взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
  • законы развития географической оболочки;
  • сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • условия образования почв;
  • характер размещения природных зон Земли.

Практические работы:

  1. Описание природных зон Земли по географическим картам.
  2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Резерв времени – 1 час


Тематическое планирование учебного материала (5 класс)

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Наука география

2

Земля и ее изображение

5

История географических открытий

14

Путешествие по планете Земля

10

Природа Земли

3

Резерв времени

1

Итого

35

Тематическое планирование учебного материала (6 класс)

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Земля как планета

5

Географическая карта

5

Литосфера

7

Атмосфера

7

Гидросфера

4

Биосфера

2

Почва и географическая оболочка

4

Резерв времени

1

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Биология» для 5 класса 2015-2016 уч. год.

Рабочая программа составлена в соответствии со Стандартом, с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования по биологии, авторской учебной программы  Н. И. Сонин...

рабочая программа внеурочная деятельность по информатике 3 класс 2015-2016 гг

рабочая программа внеурочная деятельность по информатике 3 класс 2015-2016 гг...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по географии Якутии для 10 класса базового уровня, среднего (полного) общего образования на 2016-2017 учебный год

Курс «География Якутии» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны он закрепляет базовое географическое о...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г.ФГОС

Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г....