Технология проблемного обучения
методическая разработка по географии

Власенко Светлана Васильевна

Технология проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология проблемного обучения19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Создание проблемной ситуации на разных этапах работы

        Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач ,в создающихся для этого проблемных ситуациях.        

Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

  1. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся.
  2. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.
  3. Такими заданиями могут быть усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая организация учебной деятельности , при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать знания, планировать поиск.

        Например, в 7 кл., в курсе географии материков и океанов можно предложить решить следующую ситуацию: «Пользуясь картами, установите, почему вода в  бессточном озере Чад является пресной?».

     Первый этап. Составляют цепочку причинно-следственных связей и выявляют противоречия между сложившимися представлениями и новыми фактами. Это противоречие и составляет проблему, которую нужно решить.

Причина                                                                             Следствие

Отсутствие поверхностного стока  -----------------    соленая вода в озере

Наличие поверхностного стока---------------------     пресная вода в озере

Отсутствие поверхностного стока -----------------      наличие почти пресной воды

     Второй этап. Нужно высказать предположение о том, как, помимо поверхностного, может осуществляться сток в озеро Чад. На основе высказываний формулируется гипотеза, например: отсутствие поверхностного стока должно было привести к засолению его вод, однако этого не произошло. Видимо ,сток в озеро Чад все-таки существует.

      Третий этап. Теперь учащиеся должны ответить на вопрос: каким образом осуществляется сток в озеро Чад? Для ответа на этот вопрос школьники должны активизировать ранее полученные знания. Они вспоминают, что сток может быть не только поверхностным, но и подземным, временным и постоянным.

       Четвертый этап. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором  углубляются и расширяются знания школьников о причинах и условиях засоления воды в озерах.

       Ценными результатами технологии проблемного обучения являются:

- осознание детьми характера своей  умственной деятельности;

-формирование умений творчески мыслить, выдвигать гипотезы

-активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблемы.

                 Учитель географии Власенко С.В.                                              01.11.2013год.

Инновационные уроки ( из опыта работы)

        Любая технология обладает средствами активизирующими деятельность учащихся. К ним можно отнести игровую технологию, технологию проблемного обучения. Данные инновационные технологии мною используются на уроках географии.

        Использование интерактивных методов обучения способствует созданию комфортных условий обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой, моделируют на уроках жизненные ситуации; участвуя в ролевых играх, приходят к общему решению вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций.

        Усвоению школьниками материала способствуют проводимые на уроках географии игры. В результате в игре осуществляются два взаимосвязанных процесса – освоение ценностей и их переоценка. Игры с географическим содержанием позволяют моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать решения и делать выводы. Усваивать правила поведения в природе и обществе. Например, в 11 классе в теме «Китай: ГП, ресурсный и демографический потенциал» провожу ролевую игру.

            Группам  предлагается сыграть роли:1гр. Реформаторы, 2гр. Белые оппоненты, 3гр. Черные оппоненты. Реформаторам предлагается разработать систему мер , направленных на уменьшение прироста населения Китая. Белые оппоненты выступают с поддержкой и защитой предложенных реформ. Черные оппоненты выступают с критикой предложенных реформ.

             В 8-м классе в теме  «Озера России» проводила деловую игру «Озеро Байкал и строительство на его берегах ЛПК». Класс делится на комиссии: гидрологи, климатологи, экологи, экономисты. Игровая ситуация создается благодаря распределению ролей среди участников «специалистов» и постановки учебных задач каждой группе учащихся. Деловая игра помогает не просто усвоить  учебный материал, а активизировать интеллектуальную деятельность и глубокому осознанию информации.

        Учитель географии Власенко  С.В.                        08.02.2014 г.                    

Реализация интеграции в учебной деятельности

        

        Повышение качества обучения неразрывно  связано с совершенствованием педагогического процесса. А его улучшение зависит от возможности выбора учителем эффективных средств обучения.

        Одно из эффективных средств обучения – интеграция на разных уровнях познавательной деятельности, т.к. включает учащихся в процесс обдумывания.

        Содержание среднего географического образования предоставляет широкие возможности для интеграции физико и экономико-географических знаний и формирования у детей комплексного географического мышления и поведения.

        Действующая программа по географии содержит вопросы, темы и даже целые разделы интеграционные по своему  содержанию. В частности, в курсе «География России» одна из таких тем «Почвы и земельные ресурсы». При выявлении закономерностей распространения главных типов почв России, связей между природными условиями, свойствами почв и характером их использования человеком можно систематизировать знания в таблице. Перед заполнением таблицы нужно ознакомить учащихся с почвенной картой России. Затем каждая группа учащихся получает задание: составить характеристику одного типа почв. В ходе этой работы им предстоит выполнить следующие учебные действия:

  1. Проследить по карте смену типов почв с севера на юг.
  2. Определить, в какой ПЗ распространен каждый из них.
  3. Выявить связи между условиями образования и их свойствами.
  4. Оценить тип почв как почвенный ресурс.
  5. Выявить взаимосвязи в системе «почва - человек», т.е. что дает почва человеку.
  6. Все выводы занести в таблицу.
  7. После выполнения задания учащиеся приступают к обсуждению полученных результатов.
  8. Вычерчивают диаграмму площадей земельных угодий для одной из ПЗ.

    Смысл выполнения описанного задания – в организации процесса обучения с учетом особенностей психического развития подростков. Наличие предметной деятельности, в процессе которой  учащиеся активно взаимодействуют с материалом, преобразуют его, резко повышает результативность учебного труда.

        Использование моделей в обучении для целей интеграции географических знаний могут быть применены и при изучении других тем школьных курсов географии.

Учитель географии Власенко С.В.                                                       26.10.2014 г.

                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...