Рабочая прогорамма по географии 10 класс
рабочая программа по географии

Потопахин Александр Анатольевич

Рабочая прогорамма по географии 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019_geografiya_10_kl.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ПАНИКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”

307054, Курская область, Медвенский район, с. Паники

тел. № 8 (47146) – 4 – 66 – 67

эл.адрес: panikishcool@yandex.ru

Принято на педагогическом совете школы

Протокол № ___

От «_  _» __          __ 2019г.

Председатель ПС:________/Суровцева Н В./

Утверждено

Приказ №      ___

От «__   __»                     2019г.

Директор МОУ «Паникинская СОШ»:

_______________/ Придворова С.В./

Рабочая программа учебного предмета

«География»

(10 класс)

2019-2020уч.год

программа составлена на основе программы  среднего (полного) общего образования по географии для 6-10 классов  под редакцией  Е. М.  Домогацких - М.: Русское слово, 2010.

                                       Учитель географии:

                                                                     Потопахин А.А.

2019год

Пояснительная записка 

Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. Географию на базовом уровне на изучение предмета отводится 70 часов учебного времени.   Рабочая программа составлена на основе  программы  среднего (полного) общего образования по географии для 10-11 классов  под редакцией  Е. М.  Домогацких - М.: Русское слово, 2014.

Количество часов – 34 ч , по 1часу  в неделю.

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Цели и задачи курса:

- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

- развить пространственно-географическое мышление;

- воспитать уважение к культурам других народов и стран;

- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Требования к подготовке учащихся.

Знать.

- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;

Уметь.

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;

- оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

- оценивать территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- составлять комплексную характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Содержание

Кол-во часов

 

Современная география.

1

Тема 1

Страны современного мира.

3

Тема 2

География населения мира.

5

Тема 3

Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы.

13

Тема 4

Мировое хозяйство и научно-техническая революция.

2

Тема 5

Общая характеристика современного мирового хозяйства.

9

Тема 6

Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь.

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Часть 1. Общая характеристика мира

 Современная география (1 час)

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Основные понятия: геоинформационные системы.

Тема 1. Страны современного мира (3 часа)

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Практическая работа: составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации

Тема 2. География населения мира (5 часов)

 Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.  Этно-религиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация  как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Практические работы:. 1.сравнительный анализ карт народов и мировых религий

2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий.

3.Подбор примеров мононациональных  и много национальных стран.

4. Объяснение причин  миграционных процессов в европе.

5.Составление списка стран, в которыхз государственным языком является а)английский; б)французский; в)русский; г)немецкий

6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов

Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (13 часов)

 Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале  и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.  Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы.  Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана.  Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

 Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Практическая работа: 1.Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран  мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Практическая работа. Определение стран – экспортеров, сырья, Промышленной и сельхозпродукции,основных видов услуг

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (9 часов)

   Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

 Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

 Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.  

Основные понятия:  «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Практическая работа Составление тест-опросника по теме

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития.

ПОВТОР Е НИ Е( 1 Ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 10 КЛАССЕ
ВСЕГО: 35 ЧАСОВ


Темы уроков 

К-во час

Дата

примечания

план

факт

Страны современного мира (4 ч)

4

-

Типы стран современного мира

1

Развитые и развивающиеся страны

1

П.р.№1Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации

1

Обобщающий урок по теме: «Страны современного мира»

1

География населения мира (8 ч)

8

-

Численность и динамика населения мира

1

Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы. П.р.№2 Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий.

1

Расовый и этнический состав населения.

1

Религиозный состав населения.Этнорелигиозные конфликты.

1

П.р.№3 Сравнительный анализ карт народов и мировых религий

П.Р.№4 Подбор примеров мононациональных  и много национальных стран.

Размещение населения и его миграции П.Р.№5 Объяснение причин  миграционных процессов в Европе.

П.Р.№ 6. Составление списка стран, в которых государственным языком является а)английский; б)французский; в)русский; г)немецкий

1

Сельское и городское население П.Р.№ 7 Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов

1

Обобщающий урок по теме: «География населения мира»

1

Мировые природные ресурсы. (9 ч)

9

-

Природа и человек

1

Природные ресурсыП.р.№8 Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

1

Исчерпаемые  невозобновимые ресурсы

1

Исчерпаемые  возобновимые ресурсы

1

Неисчерпаемые ресурсы

1

Ресурсы Мирового океана 

1

Пути решения экологических проблем

1

Обобщающий урок по теме: «Мировые природные ресурсы»

1

Мировое хозяйство и

научно-техническая революция (2 ч)

2

-

Формирование мирового хозяйства П.р. №9 Определение стран-экспортёров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.

1

Мировое хозяйство современная эпоха НТР.

1

Отрасли мирового хозяйства (11 ч.)

11

-

Топливно-энергетический комплекс

1

Металлургия

1

Машиностроение

1

Химическая и лесная промышленность

1

Легкая промышленность

Сельское хозяйство. 

1

Транспорт.

1

Международные экономические отношения П.р.№10Составление тест –  опросника по теме

1

Международная торговля услугами

1

Обобщающий урок по теме: «Мировое хозяйства»

1

Глобальные проблемы

современности и их взаимосвязь ( 1 ч)

1

-

Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития П.р.№11 Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».

1

Обещающе повтор е ни е


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Учебник: Домогацких  Е. М.,  Алексеевский  Н. И. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. часть 1.- М.: Русское слово, 2008

1.Географический атлас. 10 кл.- М.:,201

2.Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 кл.- М.: Дрофа, 2007.

 

Дополнительная литература:

1.Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира./ А. П. Кузнецов - М.: Дрофа, 2004.

2.Максаковский В.П. Дополнительные главы  -  М.:Дрофа,2007.

3.Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т.  -  М.: Дрофа,2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая прогорамма по астрономии 11 класс

Рабоча программа по астрономии в 11 классе, 1 ч. в неделю...

Рабочая прогорамма по физической культуре ФГОС 5-9 классы

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов разработана на основе авторской программы Ляха В.И., 3 часа в неделю....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...