Методическая разработка
методическая разработка по географии (5 класс)

Биче-оол Олеся Хереловна

История географических открытий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: История географических открытий

Тип урока: урок обобщения знаний и умений в форме географической викторины.

Цель урока: Создание условий для формирования навыков и умений обобщения тематического материала.

Задачи: 

  • Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных путешественниках, географах-исследователях и их вкладе в развитие науки.
  • Систематизировать знания по данным вопросам.
  • Развивать умение работать в команде; умение использовать различные источники информации.
  • Развивать интерес к предмету.
  • Воспитывать чувство патриотизма (вклад русских ученых в изучение Земли).

Планируемые результаты: Называть имена путешественников, их заслуги. Правильно использовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.

Метапредметные результаты

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  • Оценивать работу одноклассников;
  • Получать различную информацию из различных источников.

Образовательный аспект: 

  • Проверить степень усвоения материала по теме "История географических открытий", выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект: 

  • Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации и др.);

Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные знания для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

Социальной: определять свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать знания, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Оборудование: презентация, карта полушарий, учебник, атласы, рабочие тетради.

Эпиграф к уроку:

Географию, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука -
Это география!

Ход урока

I. Организационный момент

Класс делится на 2 команды. Команды занимают свои места. Выбирается капитан команды. Команда придумывает себе название (это можно сделать и заранее). Учитель выдает жетоны лучшим, подсчитывает баллы. За дополнение ответов других команд можно заработать дополнительные баллы.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята!  Посмотрели на себя. Улыбнитесь друг другу, вот в таком хорошем доброжелательном настроении я вас приветствую на нашем уроке. Садитесь. Давайте познакомимся, ребята. Меня зовут Олеся Хереловна, я работаю в Бояровской средней школе.

- Начинается урок точно вовремя и в срок. Сели правильно, красиво. Чтоб на урок хватило силы. Работаем старательно, слушаем внимательно.

Предлагает учащимся сформулировать тему и цели урока, корректирует.

-Ребята, по слайду определите тему урока.

(Формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетради. Тема: «История географических открытий»).

- Открываем тетради и записываем тему урока.

- Какие основные задачи урока стоят перед вами?

- Закрепить полученные знания для того чтобы не только сегодня вы могли ответить на любой вопрос по теме. Эти вопросы есть во Всероссийских проверочных работах.

II. Актуализация знаний

Мотивация.

Для этого мы проведем с вами игру в ходе, которой вспомним имена путешественников. Пройдем их маршрутами. Вспомним, какие уголки земного шара были ими открыты и исследованы. Для этого Вам понадобятся знания, умение работать в команде, слушать и слышать друг друга. А начнем мы наш урок с географической разминки.

III. Обобщение и систематизация знаний. (Воспроизведение на новом уровне)

Ход викторины

1. Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю. Очень много для развития знаний о Земле сделали древнегреческие ученые. Именно они первыми высказали предположение о форме Земли

Какой древнегреческий ученый первым высказал предположение, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)

Какой древнегреческий ученый доказал, что Земля имеет форму шара? (Аристотель)

Кто из знаменитых картографов составил карты всего земного шара? (Меркатор 1512-1594.)

2. Слово учителя. Человеку понадобились века, чтобы узнать, как выглядит наша планета на самом деле. Эти века были отмечены чередой замечательных географических открытий.

Венецианские и генуэзские купцы, занимающиеся торговлей на Средиземном море, не могли остаться равнодушными к исследованиям.

Прославились и русские путешественники. В XV веке купец из Твери...совершил путешествие в Индию.

Какие три моря он преодолел на пути туда и обратно? В какой книге Никитин изложил свои впечатления? (Афанасий Никитин, "Хождение за три моря", Черное, Каспийское, Аравийское).

3. Слово учителя. Эта часть света была открыта, можно сказать, по ошибке. В 15 веке европейцев манили к себе далекие страны Азии, прежде всего Индия и Китай, славившиеся несметными богатствами.

Какая часть света изображена на карте и кем она была открыта? (Америка, Х. Колумб).

Европа, Азия и Африка уже значились на картах, а Америка появилась на карте гораздо позже и была открыта: по ошибке!

Днём открытия Америки считают 12 октября 1492 г. Итальянец из Генуи Христофор Колумб (1451-1506) искал короткий путь в Индию, а открыл Америку. Почему произошла ошибка? (Колумб не знал о существовании новых земель на западе от Европы. Плывя на запад, он хотел открыть другой путь в Индию).

4. Слово учителя. На протяжении многих веков считалось, что далеко на юге существует огромный материк, населенный людьми, богатый золотом, алмазами, жемчугом. И хотя этот материк никто не видел, его наносили на карты и называли Неведомой Южной землей.

Какой материк и какая часть света изображены на карте? (Австралия).

До Австралии – «Неведомой Южной земли» - первым добрался голландский мореплаватель ...в 1606 г.

Полагая, что побывал в Новой Гвинее, :, подобно Колумбу, до конца жизни не узнал о том, что стал первооткрывателем нового континента (В. Янсзон).

После В. Янсзона другие мореплаватели открыли большие участки северного, западного и южного побережья Австралии. Тогда же были впервые обнаружены и описаны удивительные животные-кенгуру.

Какой великий английский путешественник XVIII века наконец исправил ошибку В. Янсзона, доказав, что Австралия - самостоятельный материк? (Д. Кук).

5. Слово учителя. Огромный вклад в развитие географических знаний о земле внесли русские путешественники - исследователи.

Российские мореплаватели адмирал...(1770-1846) и :(1773-1837), возглавили первое русское кругосветное плавание (1803-1806) (Иван Фёдорович Крузенштерн, Юрий Лисянский).

Определите, какой материк и какая часть света, изображены на карте. Какие русские мореплаватели считаются его первооткрывателями? (Антарктида, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев).

В 1820 г. русские мореплаватели Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев открыли шестой континент - Антарктиду.

Русский исследователь :(1839-1888) исследовал труднодоступные районы Азии.

Благодаря этому, на карту было нанесено более 20 горных хребтов, целый ряд рек и озёр (Николай Михайлович Пржевальский).

В 1909 г. американский полярный исследователь Роберт Пири (1856-1920) первым достиг Северного полюса.

На карте изображены маршруты четырёх экспедиций. Какой великий мореплаватель совершил эти экспедиции?

Во время, каких из этих экспедиций он побывал только на островах, а во время каких на материках? (Х. Колумб).

Маршруты, каких путешественников изображены на карте? (Д.Кук, А. Тасман).

  1. Слово учителя.

Вы разделены на 2 команды. Сейчас я  вам предлагаю поиграть в игру «Кто я?»  То есть, ваша задача сопоставить изображение исследователя с его описанием. И так начинает 1 команда. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

1 команда. Я венецианский путешественник, купец и писатель, много странствовал по землям Центральной Азии и Дальнему Востоку, описал свое путешествие в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Кто я? МАРКО ПОЛО

2команда. Я португалец, совершил первое кругосветное путешествие ... (1480-1521) во главе испанской морской экспедиции.  КТО Я? Магеллан

1 команда. Я (1469-1524) – португальский мореплаватель. Проведя свои корабли вокруг Африки, я первым проложил морской путь в Индию. Кто я? ВАСКО да ГАМА

2 команда. Я (1680-1741), мореплаватель, офицер  русского флота, капитан-командор, исследовал северные и восточные берега России. Одно из моих самых больших открытий - пролив между Азией и Америкой. Кто я? Витус Беринг

1 команда. Я английский исследователь, исследовал труднодоступные районы Африки. Я открыл один из крупнейших водопадов – Викторию. Кто я? (Давид Ливингстон).

2 команда. Я (1827-1928), норвежский полярный путешественник и исследователь, в 1911 году первым достиг Южного полюса земли.  Кто я? Руаль АМУНДСЕН

- Далее. Вы видите на доске, представлены портреты путешественников, а у вас на партах лежат открытия и корабли. Ваша задача: каждый член команды по очереди выходят и приклеивают рядом с портретом путешественника его открытие и корабль. За правильные ответы получаете жетоны.

(Колумб и Васко да Гама)

- Давайте по одному выходить и приклеивать.

Колумб: открытие Америки. Корабль - Санта-Мария

Васко да Гама: обогнув Африку, открыл новый путь в индию. Корабль – Сан-Габриэл

- Ребята, что происходит, почему никто не выходит и не берет оставшихся открытий и не приклеивают?

- Совершенно верно, эти открытия к нашим путешественникам не относятся.

А сейчас я предлагаю вам ____________________ взаимопроверку.

1 команда проверяет 2 команду.

2 команда проверяет 1-ую команду.

Физминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. .

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

7.  - Далее я вам предлагаю игру - Я сегодня «Магеллан». (Приложение 1)

То есть вы должны показать на карте предложенные географические объекты, затратив как можно меньше времени.

Ребята вы выбираете «Магеллана» - то есть того, кто, по вашему мнению, лучше всех знает карту. (Приложение__ )

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Сейчас каждая команда получит 5 звездочек с заданиями. Один луч содержит вопрос, остальные – варианты ответов. Каждый член команды отвечает на одно задание. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Команды отвечают по очереди. Громко читаете вопрос и ответ. (Приложение__ )

- Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие.

VII Рефлексия. 

- Ребята, посчитайте сейчас жетоны. У кого больше жетонов, я вам обменяю их на ВЕСЕЛЫЙ ГЛОБУС. Ребята, прочитайте что написано в вашем глобусе. (ребята читают)

- А вам я даю карту.  А теперь вы прочитайте, что у вас написано. (Ребята читают)

- К этим пожеланиям я добавлю, чтобы вы всегда были любознательными, внимательными и совершали как можно больше открытий в своей жизни.

- Спасибо вам за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...