Урок географии в 6 классе
учебно-методический материал по географии (6 класс)

Королева Татьяна Владимировна

Урок географии в 6 классе с применением ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы-составители:

Королева Т.В. – учитель географии  1 категории,

 МКОУ «Лихачёвская ООШ» Варгашинского района

Проект урока географии 6 класс

Учебник Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова

Тема: Движения земной коры и их значение.

Цель: Создать условия для осознанного усвоения темы.

Задачи:

  1. Помочь обучающимся осознать то, что земная кора совершает вертикальные и горизонтальные движения;
  2.  Обеспечить усвоение и закрепление содержания понятий «землетрясения, цунами, вулканы, гейзеры»
  3. Организовать деятельность по выявлению  строения вулкана, происхождения гейзеров
  4. Содействовать развитию у школьников умений формулировать определения понятий, выделять главное из прочитанного, формулировать выводы из всего изученного.

Основное содержание темы: литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения.

Содержание темы предполагает:

  • Усвоения содержания, понятий и терминов: литосферные плиты, их движение: вертикальные и горизонтальные, складки, глубинные разломы, горсты, грабены, землетрясения, эпицентр землетрясения, сейсмографы, шкала землетрясений, цунами, вулканы: лава, магма; типы вулканов: площадные, трещинные, вулканы центрального типа; гейзеры.
  • Выявление особенностей территорий, подверженных землетрясениям и вулканизму.

Планируемые результаты:

  1. Личностные

Проявление:

- эмоционально-целостного отношения к проблеме современного вулканизма и сейсмически опасных территорий;

- личностные представления о движении земной коры и природных явлениях связанных с ним.

- творческого отношения к процессу обучения.

  1. Метапредметные
  1.  Познавательные

Умение:

- находить сходство и различие между явлениями: землетрясение и цунами, извержение вулкана и гейзеры, обобщать полученную информацию

  1. Регулятивные

Умение:

- Выполнять учебное задание в соответствии с целью и заданиями;

- Выполнять учебные действия в соответствии с планом: вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации.

  1. Коммуникативные

Умение:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками: работать индивидуально, в группе и в паре.

- формулировать высказывание

- согласовывать позиции и находить общее решение

- адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

  1. Предметные

Формирование знаний:

  • О целостности и неоднородности Земли в пространстве и во времени.
  • О закономерностях развития и  взаимосвязи природы и населения
  • Об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных процессов, происходящих в географическом пространстве.

Усвоение знаний:

- содержания понятий и терминов: движение земной коры: вертикальные и горизонтальные, складки, глубинные разломы, горсты, грабены, землетрясения, эпицентр землетрясения, сейсмографы, шкала землетрясений, цунами, вулканы: лава, магма; типы вулканов: площадные, трещинные, вулканы центрального типа; гейзеры.

- причинно-следственных связей, закономерностей:

  • между движением земной коры и явлениями, связанными с этим: землетрясения, цунами;
  • между вулканической деятельностью внутри земной коры  и извержениями вулканов, появлением гейзеров на поверхности Земли.

Формирование умений:

- самостоятельно находить в разных источниках и анализировать географическую информацию по данной теме;

- использовать географические знания и умения при анализе, оценке и объяснении процессов и явлений;

- решать бытовые  задачи с применением знаний;

- пользоваться современными компьютерными технологиями;

- пользоваться географической картой (атласом) для поиска информации;

Организация образовательного пространства

Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер на каждого ученика или пары учеников,  выход в Интернет  на сайт: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru.

Ресурсы, в том числе электронные: учебник География. Природа Земли и человек. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. – М.: Мнемозина, 2007., Физические карты мира и России, атласы, контурные карты, модель вулкана в разрезе.

Межпредметные связи:

Физика «Движение»

История (знакомство с конкретными событиями),

ИЗО (просмотр картины) «Гибель Помпеи»  

ОБЖ  Поведение в экстремальных ситуациях.

Ресурсы: персональный компьютер для  пары обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http:school-collection.edu.ru

Формы работы:

Фронтальная

Индивидуальная

В паре

В группе

Технология изучения темы

I этап: Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:  Актуализировать имеющиеся знания по теме, мотивировать обучающихся к изучению темы урока.

Ситуативное задание:

        Давайте все сядем правильно, выпрямим спинки, затаим дыхание и посидим так  несколько секунд, совсем не двигаясь.

  1. Как вы думаете в настоящий момент, если вы совсем-совсем не двигаетесь, то двигаетесь ли вы?
  2. Если я скажу, что сейчас каждый из вас двигается, то верно ли будет моё утверждение? Свой ответ поясните.

Форма работы:

Учитель: Оказывается: все мы с вами двигаемся, даже если мы не хотим и не чувствуем это. Как такое возможно? Возможно ли такое вообще? На эти вопросы мы должны найти ответ в конце нашего урока.

        Вы теперь знаете вопросы, на которые мы должны ответить, так попробуйте догадаться: о чём пойдёт речь на нашем  уроке? Давайте откроем свои тетради и запишем  тему урока.

Тема:  Движения земной коры и их значение.

А теперь, исходя из темы, сформулируйте для себя цели нашего урока. Что вы должны будете сделать, чтобы ответить на поставленные вопросы?

- изучить движения земной коры.

- определить значение движений земной коры.

Планируемые результаты:

  1. Личностные

- проявление интереса к поставленной проблеме.

- осознание себя как части единого целого – планеты Земля

  1. Метапредметные

Ученик развивает:

  1.  Познавательные

- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Регулятивные

- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи

  1. Коммуникативные

-  умение отвечать на  поставленные вопросы, что необходимо для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем

– умение работать с информацией на опережение.

  1. Предметные

- актуализация исходных знаний по теме.

II этап: Учебно-познавательная деятельность

Цель: Создать условия для осознанного усвоения темы урока.

Планируемые результаты:

  1. Личностные

- сопереживания трагедии людей, попавшим в районы стихийных бедствий.

- знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях

- устойчивый познавательный интерес

  1. Метапредметные

Выпускник научится:

  1. Познавательные

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета

- давать определения понятиям

- устанавливать причинно-следственные связи

- объяснять явления, процессы выявляемые в ходе исследования

- основам ознакомительного, изучающего, поискового чтения.

  1. Регулятивные

- умению выполнять учебное действие в соответствии с планом, согласно поставленным целям.

  1. Коммуникативные

- умению адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата

- работать в группе, в паре.

  1. Предметные

- формирование знаний:

- о целостности и неоднородности Земли в пространстве и во времени.

- о закономерностях развития и  взаимосвязи природы и населения

- об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных процессов, происходящих в географическом пространстве.

Усвоение знаний:

- содержания понятий и терминов: движение земной коры: вертикальные и горизонтальные, складки, глубинные разломы, горсты, грабены, землетрясения, эпицентр землетрясения, сейсмографы, шкала землетрясений, цунами, вулканы: лава, магма; типы вулканов: площадные, трещинные, вулканы центрального типа; гейзеры.

- причинно-следственных связей, закономерностей:

  • между движением земной коры и явлениями, связанными с этим: землетрясения, цунами;
  • между вулканической деятельностью внутри земной коры  и извержениями вулканов, появлением гейзеров на поверхности Земли.

Умение:

- формулировать понятия

- работать с картами атласа

- оформлять контурную карту

Учебные задания и методы работы с информацией

Учитель: Итак, ребята, мы предположили, что Земля движется. А как она движется?   Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос давайте обратимся к тексту параграфа. Открываем учебник на стр.51 читаем текст.

Какие 2 типа движения земной коры выделяют современные учёные?

Задание 1

Давайте составим схему «Движения земной коры»  и занесём её в тетрадь и на интерактивную доску. Кто желает работать у доски?

Движения земной коры

        Сейчас мы поделим класс на 2 группы для выполнения следующего задания:

1 группа выяснит: что это такое и подберёт примеры горизонтального движения земной коры, следствия этих движений и продолжит заполнять свою часть таблицы у себя в тетради, затем один человек из группы объяснит всё, что выяснила  группа второй половине класса, а ещё один из вас заполнит таблицу на интерактивной доске

2 группа выяснит: что это такое, приведёт примеры и следствия вертикального движения земной коры и поделится своими открытиями с одноклассниками аналогично с первой группой.

Форма работы:      ****

Обобщение учителем рассмотренного  материала

        Какой вывод можно сделать после всего вами изученного: прочитанного, сказанного и записанного? Напишите в тетради.

Вывод: земная кора движется в 2 направлениях: вертикальном и горизонтальном.

         Что касается вертикального движения земной коры, то тут всё понятно. Они идут сотни  и даже тысячи лет, это практически не видимый процесс. Протекает он тихо и спокойно. А вот с горизонтальным движением всё гораздо сложнее. Как же протекает такое движение? Давайте попробуем здесь разобраться.

Задание 2  

Прочитайте в учебнике на стр.53 текст

Форма работы *

Задание 3

Найдите на сайте http://scool-collection.edu.ru. информацию о землетрясениях. Изучите её.

Форма работы *

Задание 4

Посмотрите Презентацию № 1 о возникновении  цунами в результате землетрясений.

Форма работы **

Задание 5

        Изучите текст параграфа стр. 54 и ответьте на вопрос: С помощью чего можно предсказать  скорое землетрясение?

Форма работы *

Задание 6

Изучите шкалу землетрясений стр.54-55 ответьте на вопрос 1 стр.58

Форма работы *

Обобщение учителем рассмотренного  материала:

Какой вывод можно сделать по изученному вами материалу о горизонтальных движениях земной коры?

Вывод:

- горизонтальные движения земной коры приводят к землетрясениям и возникновению цунами;

- эти движения малопредсказуемы, их можно зарегистрировать сейсмографом

-  иногда они  ведут к катастрофам и жертвам и т.д.

Учитель: Ребята, а что вы знаете о вулканах? (…..) Вулкан (от лат. «Вулканус» - у др. римлян бог огня) – конусообразная, куполовидная или иной формы гора с углублением, кратером на вершине, через который извергается лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.

 Известный французский вулканолог Гарун Тазиев сказал о вулканах:

«Вряд ли бывают в природе явления, которые по своему грозному величию могли бы сравниться с разгулом вулканической стихии». 

Как вы думаете, почему он так сказал?

Задание 7

Изучите слайды презентации №3

Форма работы **

Задание 8

Изучите  пункт параграфа «Вулканы».  Заполните таблицу:

 «Вулканы»

Способы классификации

Вулканы

По признакам действия

потухшие

…..

По  путям проникновения магмы

Вулканы центрального типа

*По продуктам извержения

Каменные бомбы

Форма работы *

Задание 9

Изучите текст параграфа о гейзерах на стр. 57-58

Форма работы *

Задание 10

Посмотрите на сайте http://scool-collection.edu.ru.  видеофрагмент о гейзерах. Предложите способы  использования гейзеров.

Форма работы **

Обобщение учителем рассмотренного  материала

Ответьте на вопросы: Что такое вулканы? Что такое гейзеры?

III этап:  Интеллектуально - преобразовательная деятельность

Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера;

- научить ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- научить планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.

Варианты заданий:

  • Задания – репродуктивный уровень (обязательно для всех)

1.  Найдите и подпишите на контурной карте вулканы, по данным географическим координатам: 41о с.ш. 15о в.д., 9о ю.ш. 113ов.д., 6о ю.ш. 106о в.д., 15о с.ш. 61о з.д., 5о с.ш. 75о з.д.

2.  Изучить материалы презентации № 4, выполнить задание 3 стр. 58 учебника

  • Задания – частично-поисковый уровень (по желанию)

1. Выполнить задание 2 стр.58 учебника.

2. Изучить таблицу «Сравнительная характеристика ветровых волн и волн цунами» презентация №2 слайд 1. Сделать вывод: «Чем волны цунами отличаются от ветровых волн»

3. Отметьте на контурной карте мира территории  распространения гейзеров

  • Задания  – эвристический уровень (по желанию)
  1. Отметьте красным карандашом  на контурной карте мира сейсмические зоны.
  2. Изучите слайд № 2 презентация 2. Объясните принцип действия данной платформы.

Планируемые результаты:

  1. Личностные

- творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

- знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях

  1. Метапредметные
  1. Познавательные

- развитие познавательных интересов

  1. Регулятивные

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом

       3. Предметные

Умение:

- выполнять практические задания  с использованием карт, атласов, презентаций.

Ученик получит возможность для формирования:

  • выраженного учебно-познавательного интереса к получению знаний;
  • осознанного понимания и сопереживания чувствам и горю других, выражающего в поступках, направленных на помощь другим людям, попавшим в беду.

IV этап:  Диагностика качества освоения темы

Цель: Установить степень усвоения темы

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные
  1. Регулятивные

- умение выполнять задания и анализировать достигнутые результаты

        3.  Предметные

- знание понятий и терминов по изученной теме;

- установление причинно-следственных связей

Форма работы -  *

Проверочная работа

Задание 1:  Вставьте в текст  пропущенные слова:

Магма по _______  рвется наружу.

Выход из _______ ей очень нужен.

Если проход на поверхность дан,

Значит, проснулся грозный _____.

Ответ:

Магма по жерлу рвется наружу.

Выход из кратера ей очень нужен.

Если проход на поверхность дан,

Значит, проснулся грозный вулкан.

Задание 2: Ответьте на вопросы:

- Что такое:

 Землетрясение – это ___________________________________________________________

 Цунами – это _________________________________________________________________

 Вулкан – это _________________________________________________________________

Гейзер – это __________________________________________________________________

-  Чем опасны горизонтальные движения земной коры?

____________________________________________________________________________

- Что такое эпицентр землетрясения?

____________________________________________________________________________

- Какая опасность может исходить от землетрясения в океане?

____________________________________________________________________________

- Каковы причины возникновения цунами?

____________________________________________________________________________

V этап: Рефлексивная деятельность

Цель деятельности: научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью

- оценивать результат своей деятельности

ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ:

  • Что на уроке вам показалось наиболее интересным, удивительным?
  • Какую информацию вы впервые узнали на уроке?
  • Какие новые термины вы изучили сегодня?

Учитель: Урок подходит к концу и нам остаётся ответить на те вопросы, которые были заданы в его начале: помните?

  • Оказывается: все мы с вами двигаемся, даже если мы не хотим и не чувствуем это. Как такое возможно? Возможно ли такое вообще?

Кто теперь сможет ответить на эти вопросы?

Самоанализ и самооценка ученика

Задание:  (самооценка) Закончите предложения:

- Я доволен (довольна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)…..

- Я не доволен(льна) тем, что сегодня……

VI этап:  Домашнее задание.

Запишите домашнее задание:

  • Прочитать параграф
  • Из пластилина вылепить модель вулкана в разрезе.

Используемая литература и сайты

  1. ФГОС общего образования. География.
  2. Рабочая программа по географии 6-9 класс.
  3. сайт http://scool-collection.edu.ru.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...