статья "Технологии проблемного обучения"
статья по географии (8, 9, 10, 11 класс)

Гуляева Любовь Вячеславовна

Урок–дискуссия требует большой подготовки не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся.

Цель: Рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachyotnaya_rabota_po_itogam_kursov.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Годичные курсы повышения квалификации

«Инновационные технологии в образовании»

Технологии проблемного обучения.

Регламентированная дискуссия.

                                 выполнила слушатель курсов

учитель географии гимназии № 205

Гуляева Л.В.  

Руководитель курсов

Ермакова А.С.  

Санкт-Петербург

2009-2010

учебный год

Технологии проблемного обучения.

        Интерес к обучению возникает в процессе умственного труда по решению проблемы, поиска новых знаний и новых способов решения проблемной задачи или группы задач. В этом случае возникает внутренняя заинтересованность ученика, которая формирует мотивационную среду на учебном занятии. Мотивационная среда воздействует на поведение и действия школьника в интересах саморазвития и самосовершенствования, а не просто стимулирует их на выполнение некой обязательной работы.

     Проблемно-развивающие, личностно ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей.

     Решению этих задач способствуют "активные методы и приёмы обучения".

     "Активные методы" – это совокупность средств, способов, приёмов побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

      Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию ими самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности.

      К данным приёмам обучения на уроке относятся:

- опорные схемы;

  • диалог
  • мозговой штурм
  • мозговая атака
  • постановка проблемных вопросов

И как следующий этап перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты.

    Актуализация знаний – этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для "открытия " нового знания. На этом этапе так же осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

     На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придётся изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достаёт, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.

    Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

  1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приёмами.
  2. Формулировка основной учебной задачи.  Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации, завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).  Учебная задача создаёт основу для постановки каждым учащимся перед собой определённых целей, направленных на изучение данного материала. Важное условие организации учебной деятельности – подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
  3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы.  После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создаёт у учащихся ясную перспективу работу. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки уроков.

Коммуникативно-диалоговые технологии включают в себя следующие процедуры:

  1. Постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения;
  2. введение исходной информации для обсуждения путём актуализации знаний или путём организации опыта учащихся;
  3. Целенаправленный и упорядоченных ход обсуждения. Организация и управление обсуждением осуществляется учителем.
  4. Анализ и оценка дискуссии;
  5. Подведение итогов.

Виды дискуссий:

  • учебная дискуссия с высоким уровнем проблемности
  • дискуссия – вопросно-ответный обмен мнениями
  • проблемная дискуссия с выдвижением проектов
  • межгрупповой диалог ("аквариумное обсуждение")
  • дискуссия с игровым моделированием
  • направленный диалог
  • дискуссия на основе обмена мнениями в формах: "круглый стол", "заседание экспертной группы", "симпозиум", "конференция", "дебаты".
  • коллективные способы обучения (обучение в парах сменного состава).

Урок–дискуссия требует большой подготовки не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся.

Цель: Рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий и т.д.

Ход урока: Вводный этап. Подготовка и включение класса в дискуссию. Здесь формулируется проблема (записывается на доске), определяются основные точки зрения участников. а также регламент, правила и условия обсуждения, проводится инструктаж, распределяются роли, раздаётся необходимый дидактический материал.

     на этом этапе учитель переводит проблемный вопрос в проблемную ситуацию путём его углубления и расширения. поиска новых граней его решения, сопоставления различных гипотез, выдвижением альтернатив.

Основной этап. Собственно дискуссия.

Этап подведения итогов. Делается краткое резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются пути дальнейшей работы, применения полученных выводов. Учитель вместе с экспертами оценивает, правильно ли шло обсуждение, кто выдвигал идеи, чья критика повлияла на результаты,  выявляются наиболее активные и пассивные участники, выставляются оценки и даётся домашнее задание.

ПАМЯТКА:

"Как подготовить дискуссию в классе: 10 простых правил"

  1. основная задача – движение навстречу выбору. Учащиеся должны поставить себя в позицию политиков, принимающих ответственные решения. Мотивом их участия является готовность предложить собственные решения проблемы, познакомиться с альтернативными вариантами, задуматься над их ценой и последствиями.
  2. Созданные заранее группы должны начать работу с определения проблемы, с понимания её сущности и значения, с осмысления её связи с их собственной жизнью.
  3. Учитель во время дискуссии должен сохранять нейтралитет. Он не может поддерживать ни одну точку зрения.
  4. Дискуссия предполагает тщательную подготовку и осмысление определённого набора фактов. Очень важно понять, какие факты анализа наиболее существенны для анализа проблемы.
  5. Чрезвычайно важно строить обсуждение таким образом, чтобы становилась ясной ценность рассматриваемых альтернатив. Для этого необходимо осмыслить сущность предложенного выбора, какие реальности стоят за этим.
  6. Существенное значение имеет процедура обсуждения. Следует понимать, что участники, не согласные с той или иной позицией, имеют основания для собственного мнения. Важно, чтобы они начали обсуждение с выражения своего отношения. своей точки зрения и приходили к осознанию смысла альтернативного решения.
  7. Нужно помнить, что каждая реальная альтернатива имеет собственные основания, нуждается в признании и обсуждении.
  8. Необходимо заранее продумать те варианты решения, которые смогут стать основой согласия участников дискуссии.
  9. Нужно быть готовым к тому, что выбор способов решения проблемы – дело сложное, оно требует от участников готовности уважать конкретные инициативы.
  10. Дискуссия требует серьёзной и длительной подготовки.

              При подготовке к уроку учитель является консультантом. В ходе же самого урока главное – не мешать учащимся самостоятельно вести дискуссию, координировать действия учащихся, уточнять или корректировать излагаемый материал.

Структурированная (регламентированная) дискуссия

Цель: выявить существующее многообразие точек зрения её участников на ту или иную проблему, провести (при необходимости) всесторонний анализ каждой из них,  внести вклад в формирование собственной позиции каждого ученика.

Сущность занятия – в малых группах происходит обсуждение ряда частных аспектов одной общей проблемы, которую предстоит решать всему классу.

Ход урока:

Подведение итогов дискуссии. Обсуждение результатов работы групп (соотнесение результатов групповой работы с общими проблемами.  Возможные итоговые выводы. Оценка участников).

Домашнее задание.

В своей работе я использую данный вид работы, чаще всего, при обобщении знаний. Как правило, это последний урок по изученной теме.  

Ниже я привожу примеры уроков из опыта работы.

Повторительно-обобщающий  урок по теме «Гидросфера». 6 класс

Форма: регламентированная дискуссия по типу «коноп»

Класс делится на  3 команды  по 8-9 человек.

В каждой команде выбирается капитан, который распределяет задания между участниками. Ход игры отражается в таблице.

Задание 1: Подготовить выступление на тему «Значение гидросферы».

Задание 2: Придумать 5 вопросов по теме «Гидросфера», таких чтобы на них можно было дать развёрнутый вопрос.

Пока учитель проверяет вопросы и выбирает один вопрос для каждой команды, учащиеся выполняют следующее задание.

Задание 3: Определите, на каком материке находятся озёра.

Задание 4: Команды готовят выступление по вопросу, выбранному учителем.

Учитель проверяет задание №3.

Команды раскрывают свой вопрос. После выступления каждой команды соперники могут задать ей один вопрос и сделать одно дополнение.

Пока учитель считает очки, команды выполняют последнее задание.

Задание №5: Выберите правильный ответ. Притоками какой реки являются следующие реки.

Подводится окончательный итог игры.

Критерий оценки:

25 - 30 баллов – «5»

20 - 24 балла – «4»

16 – 19 баллов – «3»

меньше – 16 – «2»

Таблица

 

команда

задание №1

задание №2

задание №3

задание №4

ответы

 на вопросы

дополне-ния

вопросы командам

задание №5

штраф

всего баллов

место

оценка

1 команда

2 команда

3 команда

Задание № 3

Определите, на каком материке находятся озёра:

  1. Виктория
  2. Байкал
  3. Гурон
  4. Эйр
  5. Чад
  6. Ладожское
  7. Танганьика
  8. Онтарио
  9. Титикака
  10. Верхнее
  11. Балхаш
  12. Женевское

А) Австралия

Б) Африка

В) Евразия

Г) Северная Америка

Д) Южная Америка

Задание № 4

Выберите правильный ответ. Притоками, какой реки являются:

  1. Ангара:

а) Волги              в) Амура

б) Оби                 г) Енисея

  1. Миссури:

а) Амазонки             в) Конго

б) Миссисипи          г) Нила

  1. Кама:

а) Волги              в) Днепра

б) Оки                 г)  Терека

  1. Иртыш:

а) Енисея             в) Оби

б) Лены                г) Амура

Игра по теме «Атмосфера», 6 класс

Темы командам для обсуждения:

     1.Как влияет Солнце на погоду и климат Земли  

  1. Климат и его особенности в разных частях света  
  2. Погода и её характеристики  
  3. Влияние человека на климат
  4. Стихийные явления в атмосфере

6. Влияние климата на здоровье и деятельность человека.

команда

название девиз

вопросы

термины

ответы

загадки

штраф

всего очков

место

оценка

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

5 команда

6 команда

9 класс. Дискуссия «Перспективы развития Санкт-Петербурга»

Санкт-Петербург – второй по значимости город России. В какой области экономики развитие Санкт-Петербург будет  наиболее перспективно:  промышленности, культуре, науки?

(доказать свой вариант ответа)

Особенности ЭГП и природы, определяющие  специализацию города: ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

промышленный центр

центр науки

центр культуры и туризма

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица участия в  дискуссии

команда

общие вопросы – до 7 баллов

природа- до 9 баллов

основное выступление - до 10 баллов

ответы на вопросы – до 14 баллов

штраф

баллы

место

оценка – выше 20 баллов –5, от 15 до 20 – 4, от 10 до14 – 3.

Промышленность

Наука

культура

Участники команды и оценки:  __________________________________«__________»

                                                     ___________________________________   «__________»

                                                     ___________________________________   «__________»

                                                     ___________________________________   «__________»

                                                     ___________________________________   «__________»

                                                     ___________________________________   «__________»

                                                     ___________________________________   «__________»

                                                     ___________________________________   «__________»

                                                     ___________________________________   «__________»

                                                     ___________________________________   «__________»

                                                     ___________________________________   «__________»

                                                                             

 

Общие вопросы:

  1. Назовите главные особенности ЭГП Санкт-Петербурга?
  2. Как изменилось ЭГП города в связи с распадом СССР?
  3. Сколько жителей в Санкт-Петербурге?
  4. Какое место по количеству населения занимает Петербург в Европе, и после каких городов?
  5. Сколько ленинградцев умерло от голода и погибло при обстрелах во время блокады?
  6. Назовите самое петербургское дерево.
  7. С какой целью на южном берегу Финского залива в городе Усть-Луга создан крупный морской порт?

Природа:

- по отрывку узнать, о каком объекте идёт речь.

Производство:

  1. Какова важнейшая отрасль промышленности города?
  2. Какую продукцию выпускает предприятие «Металлический завод»?
  3. Почему в городе располагаются десятки предприятий хлопчатобумажной, шерстяной, трикотажной промышленности?
  4. Почему в Петербурге самое большое количество набережных вдоль рек, а морских набережных нет?
  5. На металл какого российского предприятия ориентируется машиностроительная промышленность города?
  6. Какую продукцию выпускает завод «Электросила»?
  7. Почему ввозимый в город по железной дороге груз по весу примерно в 4 раза больше вывозимого?

Наука:

  1. Что такое инновация?
  2. Что такое НПО?
  3. В чем преимущество НПО?
  4. Назовите основные НПО города.
  5. В чём вы видите научный потенциал города?
  6. Назовите всемирно известные ВУЗы города?
  7. Что такое конверсия, и как это понятие связано с перспективами развития города?

Культура:

  1. Назовите всемирно известные садово-парковые ансамбли Петербурга, расположенные к югу от города.
  2. В городе располагается музеев: свыше 40, свыше 80, свыше 120?
  3. В Петербурге расположен первый по времени создания в России музей. Как он называется?
  4. Назовите всемирно известные садово-парковые ансамбли Петербурга, расположенные на побережье Финского залива.
  5. Музеи города ежегодно посещают, млн. чел.: 16, 24, 32?
  6. До воссоздания в Москве храма Христа Спасителя самым крупным в России православным храмом считался находящийся в Петербурге. Как он называется?
  7. Назовите южный пригород Санкт-Петербурга, который несколько раз менял своё название, последний раз в 1937 году. Как связаны название пригорода и дата его последнего переименования?

Урок Народы Северного Кавказа. 9 класс

Учащиеся сидят по командам.

- На прошлом уроке мы говорили о хозяйстве  Северного Кавказа, говорили о составе и природных условиях и ресурсах территории.

- Скажите, чем по составу населения отличается этот район России от ранее изученных? (очень многонациональный более 40 народностей, 7 автономных республик).

- Каковы главные черты природы региона? ( на юге, тепло, горы, море, нефть, почвы, минеральные воды)

- Сегодня продолжая знакомство с районом, мы будем говорить о народах живущих здесь и нам предстоит ответить на вопрос "Почему имея самый низкий уровень жизни в России люди живущие здесь имеет самую высокую продолжительность жизни?". Работать будем по командам и в тоже время каждый за себя. У вас на столах есть дополнительный материал, который понадобится для подготовки ответов на вопросы, атласы для получения информации по демографическим характеристикам населения территории,  учебники ориентирующие вас в обязательном программном материале. Вы должны выбрать 1 участника, который будет вести таблицу игры, участника, который будет записывать вопросы, капитаны – распределяют кто и какое задание будет выполнять. У каждого из вас есть карточка, которую вы сдадите мне после урока – она то и покажет, насколько вы усвоили материал урока, и смогли ли вы походу сегодняшней дискуссии найти ответ на поставленный вопрос.

- А сейчас послушаем ваших капитанов, которые и введут вас в тему урока, слушайте внимательно, потому что всё, что вы услышите пригодится вам для ответов на вопросы.

(выступают капитаны)  

- Вы  получили информацию, у вас есть дополнительный материал. Задание первое – составить по 5 вопросов на тему – "Население Северного Кавказа", таких, чтобы можно было дать не односложный, а развёрнутый ответ на них, не забудьте о нашем главном вопросе, у вас 3 минуты, следите за временем.

- Пока я проверяю вопросы, составьте схему "Народы Северного Кавказа", указав языковые семьи и группы,  и выполняете дополнительное задание. Капитаны распределите, кто и что делает.  

- Я определила вопрос для каждой группы,  по которому вы будете готовить выступление, не забудьте, что по условиям игры команды задают друг другу по одному вопросу и делают по одному дополнению. А прежде, чем вы начнёте работать послушайте,  кто и сколько баллов уже заработал.  Готовят ответы 

-  Выступление команд и обсуждение

- Пока мы считаем результаты, у вас есть время заполнить свою личную карточку и выставить оценки всем участникам команды. Будьте объективны.

- Результаты дискуссии.

Индивидуальная карточка:

Работа ___________________________________

Вопрос: Почему, несмотря на самый низкий уровень жизни в России народы  Северного Кавказа имеют самую высокую продолжительность жизни?

Аргументы: _________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

Вывод:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Дополнительное задание:

Какое отношение к теме урока имеют следующие понятия

  • Аул –
  • Станица –
  • Кубачи –
  • "Казаки" –
  • "Тарас Бульба" –
  • Сакля –
  • Саман –
  • Тмутаракань –

Вопросы командам для обсуждения:

  1. Расскажите о традиционных занятиях населения, благодаря каким условиям они сложились?
  2. Почему на территории Северного Кавказа, в отличие от большинства других территорий России, сохраняется положительный естественный прирост?
  3. Какие традиции и обычаи горских народов, на ваш взгляд, заслуживают наибольшего уважения и могли послужить хорошим примером для других народов?

География мировой культуры, религий, цивилизаций.

10 класс

     Важность изучения географии материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства, образа жизни и традиций населения мира, определяется важностью её как пути решения всех острейших проблем человечества.

    Основные понятия темы:  

  • География культуры – изучает размещение элементов материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства, образа жизни и традиций населения мира.
  • Культура – совокупность искусственных объектов, созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями.
  • Религия – одна из форм духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом, личностью.
  • Цивилизация – это культурная общность наивысшего типа. Она определяется такими объективными признаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов, традиций.
  • Самоидентификация – субъективный критерий принадлежности человека к той или иной цивилизации.
  • Исторические цивилизации – развитие человечества по восходящей линии

( аграрная цивилизация. Индустриальная, постиндустриальная…)

  • Географические цивилизации – рассматривают мир, как совокупность слагающих его в настоящем (или слагавших в прошлом) цивилизаций.
  • Традиционные цивилизации – жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью (цивилизации Востока: китайская, японская, исламская, индуистская, африканская).
  • Техногенные цивилизации –  в основе лежит производство материальных благ (западноевропейская, славяно-православная, латиноамериканская).

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему важно изучать данную тему?
  2. Объясните взаимосвязь понятий: религия, культура, цивилизация.
  3. Дайте характеристику религии – как основы цивилизаций: буддизм, ислам, христианство, национальные религии.
  4. Покажите особенности развития стран цивилизации Востока
  5. Покажите особенности развития стран цивилизации Запада.
  6. Диалог цивилизаций, как залог решения острейших проблем человечества.

Задание на проверку общей эрудиции. Командам выдаются разрезанные  карточки. Необходимо составить пары.  

Собор Святого Петра

Рим

        Мечеть Айя-София

Стамбул

Тадж- Махал

Агра

              Конфуций

Религия-этика

                Икебана

искусство составления букета

медресе

Мусульманская школа

Храм «Изумрудного Будды»

Таиланд

Кааба

Мекка

                «Троица»

Андрей Рублёв

«Сикстинская мадонна»

Рафаэль

Данные уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Уроки-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.

    Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффективной, необходимо, чтобы избранная проблема:

  • имела различные решения, которые заслуживают обсуждения, и относительно которых нет однозначных ответов;
  • была актуальной, острой, важной (для данного региона или страны в целом);
  • требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;
  • имела личностно значимый характер (её решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Проблемное обучение направлено на формирование  мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....

Проблемное обучение. Проблемный урок.

Проблемное обучение. Проблемный урок....