Разработка урока географии в 5 классе
Тема: Первые европейцы на краю Азии.
Выполнила: Сизоненко Л.А.
Технологическая карта урока географии
Предмет: география.
Класс: 5 класс МКОУ «Чернятинская СШ №15»
Уровень образования: основное общее образование.
Учитель: Л.А.Сизоненко
Тема: Первые европейцы на краю Азии.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель: Формирование представлений учащихся о путешествии Николо Поло, Маттео Поло, Марко Поло.
Задачи:
1.Образовательные: рассмотреть причины и особенности путешествия Николо Поло, Маттео Поло, Марко Поло; познакомить учащихся с жизнью и деятельностью путешественника и раскрыть его роль в формировании представления о Китае.
2.Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
3. Воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в коллективе. Высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с текстом.
Предметные: называть и показывать географические объекты.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: формировать умение работать с информацией, с текстом учебника и с дополнительным материалом, выделять и формулировать познавательную цель всего урока.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность; взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: Формирование умения слушать собеседника, управлять своей деятельностью; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять самостоятельность.
Личностные УУД: Развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Ключевые слова: Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустичано, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира».
Ресурсы: «География» 5 класс. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский; мультимедийное оборудование, учебник, атлас, контурная карта.
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание учебного материала. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1 этап. Организационный момент (2 мин).
|
| Приветствие учителя. Проверка готовности обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности. (Личностные УУД) |
2 этап. Подготовка к активной учебной деятельности: постановка учебной задачи, актуализация знаний. (8 мин) | Проводится прием «Ассоциативный ряд»: понятию «Китай» нужно выписать в столбик слова-ассоциации и составить текст описания данной страны, используя записанные слова. Далее происходит знакомство с путешественниками Поло.
Ученикам предлагается составить вопросы и сформулировать тему, цели и задачи урока.
Ребята, когда вы собираетесь в путешествие по незнакомым вам местам, что вы делаете, чтобы не заблудиться? Конечно же, изучаете карту. Давайте вспомним, географические объекты, которые были нами, изучены (фронтальная работа) А теперь вернемся к нашим путешественникам, с какой целью они совершали свои открытия, и кто же они были по профессии? Для этого нам надо заполнить таблицу Путешественники | Цель путешествий | Сфера деятельности | Финникийцы |
|
| Геродот |
|
| Пифей |
|
| Эйрик Рыжий |
|
|
| записывает на доске ассоциации учеников.
Предлагает составить характеристику путешественников по портретам. Предлагает составить вопросы, сформулировать тему, цели и задачи урока.
Проводит фронтальный опрос с помощью презентации
Создает проблемную ситуацию | Составляют ассоциации к понятию «Китай». Пряности, богатство, шелк, китайцы, хан, Хуанхэ, Янцзы
Составляют портретную характеристику.
Составляют вопросы, которые записываются на доске учителем. Формулируют тему урока, цели и задачи. 1. Рассмотреть причины и особенности путешествия. 2.Познакомится с жизнью и деятельностью путешественников. 3. Что привлекло европейцев в Китае?
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Решают проблемную ситуацию. Устно заполняют таблицу | Осознанно строят речевые высказывания (Коммуникативные УУД)
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения (Познавательные УУД)
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу (Регулятивные УУД)
Формирование умений объяснять результаты географических путешествий. (Познавательные УУД) Формирование речевой деятельности (Личностные УУД) проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; (Регулятивные УУД) - объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. - определять причины и следствия географическихпутешествий и открытий. (Предметные УУД): |
3 этап. Усвоение новых знаний: сообщение нового материала, решение учебной задачи, усвоение новых ЗУН. (15 мин) | Погружение в проблему: Как вы думаете, зачем европейцы искали путь в Китай? Для этого необходимо познакомиться с отрывками из «Книга Марко Поло о разнообразии мира». II Задание: 1. Озаглавьте текст. 2. Составьте план текстового материала, озаглавив части. 3. Нанесите маршрут на контурную карту путешествия Марко Поло.
| Погружает в проблему и направляет деятельность учащихся для решения этой проблемы. | Работают в малых группах (по 5 человек) с заданием к тексту.
Работа с контурной картой. При ответе (у доски) цветными флажками на «Физической карте мира» отмечают географические объекты. | Умение находить способы решения проблемы. Работа в группе. Участвуют в обсуждении содержания материала (Коммуникативные УУД) Формировать умение способности к саморазвитию. (Личностные УУД) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль (Регулятивные УУД) Извлечение необходимой информации. выстраивание логической цепочки рассуждения; Проводят исследование в малых группах, - (Познавательные УУД) |
4 этап. Физкультминутка (2 мин) | Проводиться физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка | Проводит физкультминутку | Дети выполняют движения | Овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, (Регулятивные УУД)
|
5 этап Закрепление изученного материала. (10 мин) | А сейчас ребята мы посмотрим, кто был самым внимательным. Ученикам предлагается ответить на вопрос: О чем говорят эти слова? Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустичано, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира».
| Создает проблемную ситуацию для применения и закрепления изученного материала. | Воспроизводят события, связанные с этими словами.
Выполняют тест Взаимопроверка.(обмениваются выполненными тестовыми заданиями)
| Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия (Коммуникативные УУД) Применяют полученные знания. Отработка операций, в которых допущены ошибки. (Познавательные УУД) Взаимопроверка. Отрабатывают навыки работы с картой в целом. (Регулятивные УУД) |
6 этап Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. (5 мин)
| Подведение итогов урока с использованием записей на доске, в ходе этого устанавливается связь между целью деятельности учеников и ее результатом.
Проводиться рефлексия Сегодня я узнал…… Было интересно…. Было трудно…. Меня удивило… Мне захотелось….
После взамооценки и самооценки происходит выставление оценок за урок. | Организует процедуру взаимооценки учебной деятельности на уроке.
Задает вопросы, написанные на доске.
Организует самооценку рефлексию.
| Осуществляют процедуру взаимопроверки и взаимооценки учебной деятельности и своих товарищей на уроке
Отвечают на вопросы и тем самым формулируют четкие выводы.
Слушают и самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - рефлексия способов и условий действий. (Познавательные УУД) - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. (Коммуникативные УУД) - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. (ЛичностныеУУД) |
7 этап Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. (3 мин). | § 10, выполнить задания в рабочих тетрадях по теме 10
| Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают задания в дневники. | Учебно-познавательный интерес, самоопределение, самосознание (ЛичностныеУУД) |
Список использованной литературы
- Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс.- Москва: ООО «Русское слово-учебник», 2013.
- http://realestatecroatia.ru/ru/fact
- http://tainy.info/history/marko-polo-zaglyanuvshij-za-stenu экземпляр книги Марко Поло с пометками Колумба