конспекты к урокам
план-конспект занятия по географии (5, 8, 9, 10 класс)


Предварительный просмотр:

Открытия русских путешественников

Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=wwHx0er6NQc

Домашнее задание: Прочтите параграф №7 стр 35-40.

Ответить письменно на вопросы 2, 3, 4.

Ответы прислать на эл.почту ; ulyana.valeeva83@mail.ru   

Выполнить работу -5 А,Б классы - до 19.11.2020

5 В- до 24.11.2020



Предварительный просмотр:

8класс

Климатические пояса и типы климата России

Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=przMDEnVOOk

Прочитайте в учебнике параграф 11-12.  Стр 64-73

Домашнее задание

Практическая работа.№ 4

Определение по климатическим картам основных элементов климата для отдельных районов России.

Цель: формировать умения работать с различными типами карт, анализировать результаты, делать выводы.

Ход работы:

Пользуясь картами атласа и учебника, заполнить таблицу.

Город

Тип климата

Средние температуры

Годовая амплитуда температур

Годовое количество осадков

Агроклиматические ресурсы. Обеспеченность

января

июля

теплом

влагой

Мурманск

Норильск

Москва

Волгоград

Омск

Якутск

Хабаровск

Краснодар

 

Сделать выводы о степени благоприятности климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Ответы прислать

Почту  ulyana.valeeva83@mail.ru

На whatsapp по номеру тел: 89328408949

Wk : https://vk.com/id172466133

Выполнить работу -8 Б,В классы - до 19.11.2020

5 А- до 24.11.2020



Предварительный просмотр:

Земельные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок.

https://www.youtube.com/watch?v=zaepZR80OSs 

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРОЦЕССА

Земля – источник жизни. Недаром говорят : «Труд – отец богатства, а Земля – мать его».

Земельные ресурсы, почвенный покров – это основа всей живой природы. Веками, тысячелетиями создавалось это природное хозяйство.

Мировой земельный фонд – степень обеспеченности земельными ресурсами, составляет 13,1 млрд га.

ЗАДАНИЕ: работа с учебником, с.30, тема «Размеры и структура мирового земельного фонда».

Лишь 1/3 земельного фонда планеты – это сельскохозяйственные угодья (4783 млн га), т.е. земли, используемые человечеством для производства продуктов питания. Остальная территория – это горы, пустыни, ледники, болота, леса и т.д.

Сельскохозяйственные угодья представляют собой пашни, многолетние насаждения (сады), естественные луга и пастбища. В разных странах соотношение пашни и пастбищ в сельскохозяйственных угодьях различно.

В настоящее время в мире на пашни приходится 11% всей площади суши (1350 млн га) и 24% суши (3335 млн га) – используются в животноводстве (это пастбища).

За истекшие 100 лет было расчищено больше земельных площадей для осёдлого земледелия, чем за все предшествующие века существования человечества.

Сейчас в мире новая ситуация. Резервов для сельскохозяйственного освоения практически нет, остаются лишь леса и «экстремальные территории». К тому же во многих странах мира земельные ресурсы быстро уменьшаются: продуктивные земли отторгаются под строительство, горно-промышленные разработки, поглощаются населёнными пунктами, затопляются при сооружении водохранилищ. Огромные площади возделываемых земель утрачиваются в результате деградации.

И если в развитых странах рост урожайности и продуктивности сельского хозяйства компенсирует убыль земель, то в развивающихся странах картина иная.

До половины пахотных земель в мире используется «на истощение». За историю развития цивилизации уничтожено 2 млрд га. Это несколько больше, чем современная площадь пахотных земель.

Земля всё ещё обеспечивает средства к существованию населения развивающихся стран. Но большая часть наиболее доступных и плодородных земель уже заняты под сельскохозяйственным производством, а те, что остались – малоплодородны.

Во всём мире усиливается тревога по поводу деградации почв.

Основной задачей охраны почв является поддержание её плодородия. Около 3/4 всех почв имеют пониженную продуктивность из-за недостаточной обеспеченности теплом и влагой. Около половины почв находятся в засушливой и полузасушливой зонах. Издавна бедой земледельцев была эрозия почв, а разрушенная почва восстанавливается очень медленно. Ежегодно вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота выпадает 6-7 млн га земель, а за счёт заболачивания, засоления, выщелачивания – ещё 1,5млн га.

В большей степени подвержен истощению почвенный покров тропических районов мира, ввиду ливневого характера дождей и самого состава почв. А в аридных зонах большой ущерб сельскому хозяйству наносят пыльные бури, которые поднимают в воздух тучи пыли, песка, почвы. Иногда ветер выдувает слой почвы на 15-20см, перенося её на огромные расстояния.

Опустынивание также не новый процесс, но он, как и эрозия, ускорился по вине человека. Общая площадь антропогенных пустынь мира составляет >9млн км2, т.е. равна площади США. И ещё 19% суши находится на грани опустынивания (скорость опустынивания – 6 млн га в год).

Быстрый рост населения развивающихся стран усугубляет многие процессы, увеличивая нагрузку на земельный фонд. К тому же необходимо учитывать низкий уровень сельскохозяйственного производства в большинстве этих государств.

Учёные различают четыре степени опустынивания:

слабую;

умеренную;

сильную;

очень сильную.

Сильное опустынивание произошло в Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии. (работа с картой атласа)

Пути решения проблемы деградации земель:

- сокращение внесения удобрений;

- рациональное проведение водной мелиорации;

- проведение противоэрозионных мероприятий;

- сокращение вырубки лесов.

ЗАДАНИЕ: проанализируйте рис.7, с.30, карту «Мировые земельные ресурсы» в атласе и таблицу 5 в приложении. Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры многоземельных и малоземельных стран. Опираясь на знания по курсу географии «Материки и океаны», объясните причины таких различий

В Ы В О Д. Таким образом, «нагрузка» на землю больше, а обеспеченность земельными ресурсами меньше.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ СУШИ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕСНОЙ ВОДЫ

Воду человек ценил во все времена и эпохи. Она является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле. Много ли воды на нашей планете? Большая часть вод на земном шаре – это воды Мирового океана – 96%. На подземные воды приходится 2%, на ледники – 2% и только 0,02% приходится на поверхностные воды материков: реки, озёра, болота. Запасы же пресных вод составляют 0,6%.

И сама жизнь, и вся хозяйственная деятельность человека связаны с использованием водных ресурсов. Воды уже сейчас недостаточно там, где её нет в природе, где её интенсивно используют, или где она стала непригодной для употребления.

Современное потребление в мире этого драгоценного минерала достигает 3500км3 в год, т.е. воды на каждого жителя планеты приходится по 650м3. это огромное количество. Для удовлетворения физиологических потребностей человека достаточно 2,5л в день, однако и этого мизерного количества не везде хватает.

В экономически развитых странах городской житель использует 300-400л воды в сутки.

Главные потребители пресной воды:

сельское хозяйство;

промышленность;

электроэнергетика;

коммунально-бытовые службы.

Около 60% общей площади суши на Земле приходится на зоны, где нет достаточного количества пресной воды. Четвёртая часть человечества ощущает её недостаток, а ещё свыше 500млн жителей страдают от недостатка и плохого качества питьевой воды (что вызывает массу кишечных заболеваний).

Можно сделать следующие выводы. Дефицит пресной воды растёт, и это связано:

- с быстрым ростом населения мира;

- с увеличением расходования запасов пресных вод для нужд сельского хозяйства и промышленности;

- с возрастающим загрязнением гидросферы (сброс коммунально-бытовых сточных вод, отходов промышленности и сельскохозяйственного производства в реки, озёра, моря;

- со снижением способности водоёмов к самоочищению (они не справляются с таким большим количеством отходов).

Ограниченность и неравномерное распределение ресурсов пресных вод по земной поверхности, растущее загрязнение поверхностных и подземных вод являются одной из составляющих глобальной ресурсной проблемы человечества.

Существует несколько путей решения проблемы водообеспечения:

1) Проведение политики водосбережения на основе:

- уменьшения водоёмкости производств;

- сокращения потерь воды (в основном за счёт замкнутого оборотного водоснабжения).

2) Вовлечение дополнительных ресурсов пресной воды за счёт:

- увеличения объёма использования подземных вод;

- опреснения морской воды;

- сбора талых и дождевых вод в подземные хранилища;

- регулирования речного стока путём строительства водохранилищ;

- переброски речного стока;

- транспортировки айсбергов вододефицитные районы.

3) Строительство очистных сооружений с применением современных систем очистки: механической, химической, биологической.

ЗАДАНИЕ : Пользуясь рис.8, с.31, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды. По карте в атласе рассмотрите размещение крупных водохранилищ мира, сделайте выводы и используйте их для подтверждения текста учебника. (Использовать дополнительные главы к учебнику 10класса В.П.Максаковского, с.38, табл.14, табл.15).

В Ы В О Д . Глобальные изменения водных ресурсов:

1) загрязнение рек, водоёмов тяжёлыми металлами, нефтепродуктами;

2) обмеление (вырубка лесов в поймах рек, понижение грунтовых вод).

3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТ ОСКУДЕНИЯ.

Растительные ресурсы представлены как культурными, так и дикорастущими растениями. Насчитывается почти 6тыс. видов культурных растений. Но наиболее распространённых видов сельскохозяйственных культур на Земле лишь 80-90, а самых распространённых всего 15-20: пшеница, рис, кукуруза, ячмень, батат, соя и т.д.

Среди дикорастущей преобладает лесная растительность, формирующая лесные ресурсы.

Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади. Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя главными показателями:

размерами лесной площади;

запасами древесины на корню.

На нашей планете лесами занято около 4млрд га земель. Чётко прослеживаются два лесных пояса: северный с преобладанием хвойных пород деревьев и южный (влажные тропические леса развивающихся стран).

Основной причиной потери леса и снижения его качества в экономически развитых странах в последние десятилетия являются кислотные дожди. Поражены леса на территории 30млн.га.

Для большинства развивающихся стран также характерно снижение обеспеченности лесными ресурсами (обезлесение территорий), но по другой причине. Ежегодно площадь влажнотропических лесов сокращается на 11-12млн га. Леса вырубаются под пашни и пастбища, к тому же наиболее ценные породы леса экспортируются в развитые страны. Древесина остаётся также основным энергоносителем – 70% всего населения развивающихся стран используют древесину как топливо при приготовлении пищи и обогреве жилищ. В Непале, Гаити, Уганде – 9/10 энергетических потребностей удовлетворяются именно за счёт древесного топлива.

Только за последние 200 лет площадь лесов в мире сократилась в два раза. Уничтожение лесов такими темпами имеет катастрофические последствия для всего мира: сокращается поступление кислорода в атмосферу, усиливается «парниковый эффект», меняется климат на планете и т.д.

Среди основных причин сокращения лесных ресурсов мира можно отметить следующие:

- леса вырубаются с целью расширения обрабатываемых площадей, под строительство промышленных объектов, городов, транспортных коммуникаций;

- древесина является высококачественным строительным материалом, из различных пород леса изготавливают мебель, игрушки, газеты, бумагу, карандаши, спички и др.;

- лес используется как топливо;

- леса сокращаются и деградируют от загрязнения воздушной среды и почв.

Отношение человечества к лесным ресурсам должно срочно измениться.

Рациональное использование лесных ресурсов предполагает:

- комплексную переработку древесины с полным использованием отходов;

- сокращение объёмов вырубки лесов в соответствии с их приростом;

- активизацию лесовосстановительных работ;

- частичную замену древесины новыми конструкционными материалами.

Ресурсы животного мира – часть биосферы, относятся к категории возобновимых.

Растительность и животные образуют генетический фонд (генофонд) – совокупность всех ныне живущих на Земле видов.

Сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда – очень важная задача.

В Ы В О Д. Глобальные изменения лесных ресурсов:

1) Процесс обезлесения, вырубка лесов.

2) Деградация лесных массивов, прежде всего тропических лесов.

3) Истончение озонового слоя, запылённость и т.д.

4) Гибель лесов от пожара.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ответить на вопросы:

- Почему показатель обеспеченности пахотными землями в Канаде превышает среднемировое значение в 7 раз, а в Китае он в 2,5 раза ниже?

- Почему Австралия, лежащая в аридном поясе, реки которой немноговодны и пересыхают в засушливый период года, отличается самым высоким показателем обеспеченности ресурсами речного стока?

- Почему проект транспортировки айсбергов не получил активной поддержки?

 

Ответы присылать на эл. Почту  ulyana.valeeva83@mail.ru     

 На whatsapp по номеру тел: 89328408949

Wk : https://vk.com/id172466133 

Выполнить работу  - до 19.11.2020



Предварительный просмотр:

Миграция населения в России. Особенности географии рынка труда России

Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=BDNPzE64siw 

План-конспект урока

«Миграции населения России»

Тема урока «Миграции населения России»

Цель урока: изучить особенности миграций населения в России.

Задачи: 1. Образовательная.

Выявить проблемы, возникающие при активной миграции населения и определить пути решение проблем. Развивать умение анализировать статистические материалы.

               2. Развивающая.    

Развивать логическое мышление, память, речь, внимание, наблюдательность,  познавательный интерес к уроку, умение находить причинно-следственные связи, умение работать с картой.

               3. Воспитательная.

Воспитывать  культуру общения, активную гражданскую позицию, патриотизм.

Оборудование: политико-административная карта Росси, статистические материалы.

Тип урока: комбинированный.

3.Объяснение нового материала.

Ребята, сегодня мы познакомимся с понятием «миграция», видами и причинами миграций населения в нашей стране.

Запишем в тетрадь определение.

 Миграция - переселение людей из одних мест проживания в другие. Миграции называют еще механическим движением населения.

По территориальному признаку - два основных типа миграции - внутренние или внешние. Миграции населения в пределах одной страны называются внутренними, а за пределы страны внешними.

Исходя из критериев времени, миграции подразделяют на временные и постоянные. Среди временных миграций распространены кратковременные (маятниковые) поездки на работу, учебу, лечение, в отпуск и т.д.

По способу реализации миграции подразделяют на добровольные, принудительные и вынужденные. Преобладают среди них добровольные миграции, но роль принудительных и вынужденных нельзя недооценивать. В основе принудительной миграции лежат распоряжения гражданской или военной администрации. К вынужденным миграциям люди прибегают сами стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия, т.е. под давлением внешних обстоятельств.

По правозаконности миграции подразделяют на легальные и нелегальные. Нелегальными мигрантами называют людей, незаконно въезжающие в другую страну.

Причины миграций: экономическая; политическая; социальная; семейная; национальная; расовая; религиозная

Ребята, систематизируйте изложенный материал в таблицу или изобразите схематично.

     Вопросы к классу:

Как же мигрировало населения СССР и России в ХХ веке? Что послужило причинами миграции?

     Рассмотрим наиболее крупные миграции:

Самая мощная миграция ХХ века прошла с 1926 г. по 1988 г. – это переезд людей из села в город, т.е. процесс урбанизации населения.

Вопрос: С чем был связан этот процесс?  ( С индустриализацией экономики СССР. Большое количество русских переселились в период  индустриализации в национальные союзные республики СССР. За 10 лет с 1959 года число русских, живущих республиках СССР, выросло на 5 млн. человек).

Насильственные переселения до 1917 г. на каторгу и в ссылку в Сибирь и на остров Сахалин. После Октябрьской революции поток ссыльных резко увеличился: это раскулаченные крестьяне в период коллективизации, дворянство, духовенство, интеллигенция

Вопрос: Назовите наиболее известные факты «переселения народов». Покажите на карте (рис 12, с 35, учебника) пути депортации народов.

 ( В1937 году около 200000 корейцев приморского края в течение двух недель были вывезены в Среднюю Азию и Казахстан. В 1939 г.  сотни тысяч литовцев, поляков, эстонцев, латышей были вывезены в Сибирь. В 1941 г. все немцы СССР были вывезены в Сибирь, на Урал, в Казахстан. В 1943 г. в Сибирь, Казахстан были вывезены чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, калмыки и др. В 1956-57г.г. народы Северного Кавказа были возращены на свою Родину.)

Добровольные миграции в 50-х годах ХХ в. прошли на Юг Сибири и Казахстан. Русские, украинцы и другие народы ехали на освоение «целинных земель». Массовая миграция прошла и в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это были плановые  миграции.

Вопрос: Что означает «плановая миграция» и в чем она заключалась? (Миграция проводилась с целью освоения природных ресурсов неосвоенных районов СССР. Не которые районы строились как « ударные комсомольские стройки» с привлечением молодежи, например БАМ.)

Сейчас происходит обратный процесс: массовая миграция из районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Европейского Севера.  Инфляция «съела» сбережения жителей Севера, а доходы не компенсировали расходы на питание,  одежду, отдых. Северяне, как правило уезжают в Центральную Россию, Поволжье, на Урал, т.е. в те районы , которые раньше были основными территориями оттока населения.

В 90-е годы ХХ века началась миграция из города в село и пригороды - субурбанизация. В крупных промышленных городах из-за неблагоприятной экологической обстановки (шумовое, пылевое загрязнение), высокого уровня преступности, дороговизны земли часть населения выезжает в пригород и села, где строят коттеджи.

 Ежегодно в России активизируются сезонные миграции: с началом огородного сезона миллионы людей едут на дачи, сады-огороды; в сезон отпусков - на юг, в деревню и т.д.

Вопросы: Для каких народов характерны сезонные миграции и  с чем это связано?

(Сезонные миграции характерны и для кочующих народов Севера: оленеводы перегоняют  свои  стада летом к побережью морей Северного Ледовитого океана, а к зиме оленей перегоняют в лесотундру под защиту леса.) Приведите примеры маятниковых и сезонных миграций.

 (Маятниковые миграции связаны с вахтовым методом работы на Крайнем Севере)

4.Закрепление изученного материала.

Для закрепления понятия «миграции» и их виды предлагаю выполнить следующее задание: определите, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Их может быть и несколько видов одновременно.

Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы.

Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию.

“Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.

Ответ: Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтово-экспедиционная миграция. Тетка Иванова – реэмиграция.

Тема: Отраслевая структура хозяйства.

Пройдите по ссылке и просмотрите ведеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=o-jQxIZ_Fzk 

Цель урока:

Познакомить с содержанием понятий «хозяйство», «отрасль», «сфера», «географическое разделение труда», «межотраслевой комплекс» Сформировать представление об особенностях структуры хозяйства России.

Формировать умения работать со статистическими материалами, развивать умения работать с учебниками, составлять логические схемы.

Ход урока:

Мы приступаем к изучению хозяйства (экономики) России. Что же такое хозяйство России. Что же такое хозяйство России:

Хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.

Хозяйство – Это взаимосвязь людей (рабочей силы) и средств производства, состоящих из средств труда (то, с помощью чего работает человек) и предметов труда (то, что он обрабатывает).

Главная задача хозяйства (экономики) – это обеспечение населения продуктами питания, одеждой, обувью, другими материальными благами и услугами.

Можно решить три проблемы:

Что производить (пушки или масло);

Как производить (какие технологии и ресурсы использовать);

Для кого они будут предназначены (какой части населения необходимы и как географически распределены по стране)

Хозяйство состоит из отраслей. А что такое отрасль?

Отрасль – это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги. Совокупность отраслей составляет экономику страны.

Например: все автомобильные заводы страны образуют отрасль – автомобилестроение; а медицинские учреждения (больницы, поликлиники, аптеки и т.д.) образуют другую отрасль – медицину (или здравоохранение).

Учитель:

Хозяйство делится на 2 сферы: производственную (материальную) и непроизводственную (нематериальную). Производственная сфера состоит из отраслей, производящих материальные блага (машины, мебель, продукты питания и др.).

Непроизводственная сфера оказывает услуги (образовательные – образование, медицинские – медицина, услуги связи и др.)

Хозяйство можно представить в виде следующей схемы:

Хозяйство (экономика России)

Производственная сфера Непроизводственная сфера

сельское хозяйство строительство наука просвещение

промышленность медицина

тяжелая группа А легкая группа Б

энергетика машиностроение швейная обувная

металлургия

Множество отраслей можно сгруппировать в 4 сектора: первичный, вторичный, третичный и четвертичный. В свою очередь разные предприятия отраслей объединяются в межотраслевые комплексы.

Межотраслевой комплекс – это система предприятий различных отраслей, объединенных выпуском определенной продукции (или производством определенных услуг). Крупные межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, конструкционных материалов и химических веществ, машиностроительный, агропромышленный, инфраструктурный.

Задание: Изучить сектора в учебнике стр.5-6 и заполнить в тетради таблицу: «Структура хозяйства России».

Страны проходят 3 этапа в развитии общества и экономики:

Доиндустриальный (аграрный) – большая часть трудоспособного населения занята в сельском хозяйстве (Россия в 19 веке)

Индустриальный этап. Ведущей отраслью хозяйства является промышленность (развитые страны прошли этот этап в 19 веке и в начале 20. Россия сейчас находится на данном этапе).

Постиндустриальный этап. Этап развития, при котором ведущими отраслями являются наука, информатика, связь, сфера услуг. Этот этап в России в будущем.

Вопросы:

Определите на каком этапе развития общества и экономики находится наш регион?

Определите ведущие отрасли промышленности в нашем регионе.

Какие отрасли имеют рост производства в последнее время?

Учитель:

Дела людей как волны океана,

Подвержены приливу и отливу.

Воспользуйся приливом – и успех

С улыбкою откликнется к тебе.

С отливом же все плаванье твое

В тяжелую борьбу преобразится –

С метелями и невзгодами.

У. Шекспир.

Великий английский поэт У. Шекспир пишет о взлетах и падениях человеческой жизни. Но и эти стихи отражают и периодичность развития общества, экономики, которую обосновал русский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев.

Н.Д. Кондратьев выделил длинные волы в развитии экономики – или технологические циклы.

Каждый цикл имеет период подъема волны, когда формируется новый технологический уклад. Понижение волны соответствует спаду, депрессии в экономике. Таким образом, структура промышленности не остается неизменной. В каждом цикле ведущие отрасли меняются.

Развитие хозяйства не может развиваться только на подъеме. Подъемы сменяются кризисами (спадами) в экономике. Каждый цикл охватывает около 50 лет.

Николай Дмитриевич Кондратьев – родился в 1892 г., окончил юридический факультет Петербургского университета. В начале 20-ых гг. он выдвинул идею длинных волн (циклов) в развитии экономики. В 1928 г. В институте экономики Кондратьев сделал доклад «Большие циклы конъюнктуры», который и принес ученому большую известность. Работая над теорией больших циклов, Кондратьев учитывал цены, внешторговый оборот, добычу золота, угля, выплавку чугуна в ряде стран Европы за период 100-150 лет.

В Советское время Н.Д. Кондратьев основал Конъюнктурный институт, где успешно работал. Кондратьев обосновал теорию больших циклов.

Кондратьев погиб в сталинских застенках в 1938 г.

В данной таблице отражены позиции Н.Д. Кондратьева и И.В. Сталина.

Научные доклады Кондратьева впервые были изданы только в 1989 г.

Вопрос:

Что является причиной смены одного цикла другим?

ІІІ. Закрепление изученного материала.

Домашнее задание:  подготовить  сообщение о насильственном переселении народов России и Советского Союза. Выполнить в тетради или вордовском документе. (1 урок)

Практическая работа – проанализируйте экономическую карту России. Выпишите,  какую информацию вы можете получить при использовании экономической карты России.

Почему отраслевая структура хозяйства страны не остается постоянной?

Назовите примеры отраслей нашего региона.

Ответы присылать на эл. Почту:   ulyana.valeeva83@mail.ru 

На whatsapp по номеру тел: 89328408949

Wk : https://vk.com/id172466133 

Выполнить работу -9 А класс - до 19.11.2020

9 Б- до 24.11.2020



Предварительный просмотр:

Как древние люди представляли себе Вселенную

Пройдите по ссылке и просмотрите видеоурок

https://yandex.ru/video/preview?text=как%20древние%20люди%20представляли%20себе%20вселенную%205%20класс&path=wizard&parent-reqid=1606051367232887-621275194469043905700330-production-app-host-sas-web-yp-254&wiz_type=vital&filmId=14426395067761211482 

Домашнее задание: Прочитать 8 параграф,  стр 41-45, Ответить письменно на вопросы 1. Стр 45. Срисовать рисунок №39.

Ответы прислать на эл.почту ; ulyana.valeeva83@mail.ru   

Выполнить работу -5 А,класс - до 26.11.2020

5Б, В классы- до 27.11.2020



Предварительный просмотр:

Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды.

Пройдите по ссылке и просмотрите видеоурок

Видеоурок-текстовый урок-пройти мини тест( скрин пройденного теста прислать вместе с домашним заданием)

https://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/bklimat-i-klimaticheskie-resursyb/klimat-i-chelovek?block=content

Домашнее задание: прочтитать  параграф 13 стр 73-77.

Письменно ответить на вопросы

  1. На какую из сторон жизнедеятельности человека неблагоприятные погодно-климатические явления оказывают наибольшее влияние?
  2. Какие неблагоприятные климатические явления встречаются в нашей местности?
  3.  Заполнить таблицу

Дата

Время года в нашей местности

Как называется этот день

Где солнце находится в зените

Продолжительность дня и ночи

22 июня

23 июня

22 декабря

21 марта

Ответы прислать

Почту  ulyana.valeeva83@mail.ru 

На whatsapp по номеру тел: 89328408949

Wk : https://vk.com/id172466133 

Выполнить работу -8 Б,В классы - до 26.11.2020

8 А- до 27.11.2020



Предварительный просмотр:

9класс

Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России.

Пройдите по ссылке и просмотрите видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=udQyCwccT2Y

Пройдите по ссылке и прочитайте сообщение

https://tepka.ru/geography_9/2.html

Состав АПК. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство.

Пройдите по ссылке и просмотрите видеоролик

https://interneturok.ru/lesson/geografy/9-klass/bobwaya-harakteristika-hozyajstva-rossiib/agropromyshlennyy-kompleks-sostav-znachenie-selskoe-hozyaystvo?block=player 

Видеоурок-текстовый урок-пройти мини тест( скрин пройденного теста прислать вместе с домашним заданием)

Домашнее задание письменно ответить на вопросы:

Прочитайте параграф 2 стр 13-18, параграф 3 стр 19-26

  1. Почему в советский период быстрее всего развивалась тяжелая промышленность?
  2. Какие изменения происходят в структуре хозяйства России на современном этапе? В чем, на ваш взгляд, причина этих изменений?
  3. Ответить письменно на вопросы 1,3 стр 25

Ответы прислать

Почту  ulyana.valeeva83@mail.ru 

На whatsapp по номеру тел: 89328408949

Wk : https://vk.com/id172466133 

Выполнить работу – 9а класс - до 26.11.2020

9Б - до 30.11.2020



Предварительный просмотр:

Рациональное и нерациональное природопользование. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем . Особо охраняемые природные территории и объекты  Всемирного природного и культурного наследия.

Пройдите по ссылке и просмотрите видеоролик

https://www.youtube.com/watch?v=S6GixEcLTvM 

Рациональное и нерациональное природопользование: признаки и примеры

Люди, являясь частью природы, используют её дары для удовлетворения собственных потребностей. Зачастую хозяйственная деятельность человека негативно сказывается на окружающей среде и наносит ей непоправимый вред. Об особенностях рационального и нерационального природопользования, узнаем далее.

Природопользование – это совокупность мер, направленных на удовлетворение потребностей людей за счет использования ресурсов окружающей среды.

Рациональное природопользование – это гармоничное взаимодействие человека с природой, подразумевает бережное к ней отношение. Рациональное природопользование основано на умении людей контролировать все этапы и процессы воздействия на окружающую среду, их стремлении сохранить и защитить природные ресурсы, свести к минимуму вероятность возникновения нежелательных последствий от собственных действий.

К признакам такого подхода к природопользованию относят:

Многократное использование отходов производства.

Восстановление возобновляемых природных ресурсов.

Экономное расходование невозобновляемых природных богатств.

Бережное извлечение полезных ископаемых.

Обеспечение охранных мероприятий, направленных на сохранение флоры и фауны.

Поддержание экологического баланса окружающей среды.

Ведение интенсивного хозяйства, характеризующееся применением научных достижений, автоматизацией производственных процессов и грамотной организацией труда.

При рациональном использовании природных ресурсов снижается уровень загрязненности окружающей среды, нарушение естественных круговоротов веществ  сводится к минимуму. Примерами рационального природопользования могут быть следующие мероприятия:

создание национальных парков и заповедников;

рекультивация земель в местах добычи полезных ископаемых;

использование очистных сооружений;

применение на предприятиях систем замкнутого водоснабжения;

внедрение экологически чистых видов топлива;

переработка и использование отходов производства и другие.

Нерациональное природопользование – это ухудшенное состояние окружающей среды, её необратимые изменения, загрязнение биосферы и другие отрицательные тенденции. Такой подход приводит к нарушению экологического баланса, утрате способности экосистем к саморегуляции и самовоспроизводимости.

Признаки нерационального воздействия на природу следующие:

Отсутствие системного подхода к использованию ресурсов.

Игнорирование методики правил добычи полезных ископаемых.

Неполное извлечение из добытого сырья всех полезных компонентов.

Увеличение отходов производства.

Нарушение экологического равновесия.

Несоблюдение природоохранных мероприятий.

Ведение экстенсивного хозяйства, основанное на применении неэффективных технологических процессов, требующих освоения новых территорий, использования большого количества природных ресурсов и увеличения числа работников.

Нерациональный подход к использованию природных богатств приведёт к их необратимому истощению. Примеров такого природопользования немало, среди них можно выделить следующие:

вырубка лесов;

сброс отходов и сточных вод в реки и моря;

загрязнение атмосферы токсичными выбросами;

перевыпас скота;

изменение естественного гидрологического режима водных объектов;

истребление и уничтожение мест обитания редких видов рыб, растений и животных;

открытая разработка природных ресурсов и другие.

Бездумное использование доступной части природно-ресурсного потенциала, уничтожение экосистем, загрязнение биосферы и другие негативные последствия хозяйственной деятельности людей могут в недалёком будущем привести к экологической катастрофе. Чтобы этого не допустить, мировое сообщество должно всерьёз задуматься о необходимости бережного и гармоничного взаимодействия с окружающей средой и приложить все усилия для перехода к рациональному природопользованию.

Домашнее задание: заполнить таблицу

природопользование

Рациональное

Нерациональное

Почту  ulyana.valeeva83@mail.ru   

На whatsapp по номеру тел: 89328408949

Wk : https://vk.com/id172466133 

Выполнить работу –10класс - до 26.11.2020



Предварительный просмотр:

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Пройдите по ссылке и просмотрите видеоурок

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5286653932776178053&from=tabbar&parent-reqid=1606673878953195-1640253071700405816400186-production-app-host-man-web-yp-295&text=изучение+вселенной+от+коперника+до+наших+дней+5+класс+видео 

Домашнее задание: Прочитать 9 параграф,  стр 46-51,

Ответить письменно на вопросы 4,5 на стр 51

Ответы прислать на эл.почту ; ulyana.valeeva83@mail.ru   

Выполнить работу -5 А,класс - до 03.12.2020

5Б, В классы- до 04.12.2020



Предварительный просмотр:

Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек России. Режим рек.

Пройдите по ссылке и просмотрите видеоурок

1 урок

https://yandex.ru/video/search?text=8%20класс%20Разнообразие%20внутренних%20вод%20России.%20Особенности%20российских%20рек%20России.%20Режим%20рек.&from=tabbar 

2 урок

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8610161176686547572&from=tabbar&parent-reqid=1606678143727396-1142708334636642108400163-production-app-host-man-web-yp-220&text=озера+болота+подземные+воды+ледники+многолетняя+мерзлота+8+класс+презентация 

Домашняя работа : Прочитайте параграф 14,15  стр 78 – 90.

НАПИШИТЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ: наводнения,

Межень…

Паводок…

Годовой сток…

Половодье…

Уклон реки…

Падение реки…

Распределите  реки России по бассейнам океанов

(Заполните таблицу)

Северный Ледовитый океан

Тихий океан

Область внутреннего стока  (каспийское море)

Атлантический океан

 Подготовить краткое сообщение: озеро Байкал

Ответы прислать

Почту  ulyana.valeeva83@mail.ru 

На whatsapp по номеру тел: 89328408949

Wk : https://vk.com/id172466133 

Выполнить работу -8 Б,В классы - до 03.12.2020

8 А- до 04.12.2020



Предварительный просмотр:

Животноводство. Отраслевой состав животноводства.

Пройдите по ссылке и просмотрите видеоурок

1 урок

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10187226770459560875&from=tabbar&parent-reqid=1606679437253605-868229512963113505500163-production-app-host-man-web-yp-146&text=животноводство+отраслевой+состав+животноводства+география+животноводства+9+класс

2 урок

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17768617334532136970&from=tabbar&parent-reqid=1606680337146856-1600407735652956146900163-production-app-host-man-web-yp-323&text=пищевая+и+легкая+промышленность+9+класс+презентация 

Домашнее задание: прочитать параграф 4, 5 стр 26-35

Заполнить таблицу

Отрасли легкой промышленности

текстильная

швейная

Кожевенная (меховая, обувная

Перечислить отраслевой состав животноводства;

Заполнить таблицу

Животноводство

Главные отрасли

Второстепенные отрасли

Ответы прислать

Почту  ulyana.valeeva83@mail.ru 

На whatsapp по номеру тел: 89328408949

Wk : https://vk.com/id172466133 

Выполнить работу – 9а класс - до 03.12.2020

9Б - до 08.12.2020



Предварительный просмотр:

Итоговый урок по теме « Мировые природные ресурсы»

Тема рассчитана на 2 урока : на первом смотрим видеоурок, на втором решаем тесты

Пройдите по ссылке

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2244209072536183599&from=tabbar&parent-reqid=1606682402886389-538684965932109266800163-production-app-host-man-web-yp-373&text=итоговый+урок+по+теме+%22мировые+природные+ресурсы%22 

Пройти тест « Природные ресурсы»

1. На какую из перечисленных отраслей промышленности в России приходится наибольшая доля выбросов в атмосферу загрязняющих веществ:

а) металлургия

б) химическая промышленность

в) машиностроение

2. Какие из перечисленных природных ресурсов относятся к исчерпаемым невозобновимым:

а) гидроэнергетические

б) алюминиевые руды

в) энергия приливов

3. Какие из перечисленных природных ресурсов относятся к исчерпаемым невозобновимым:

а) лесные и почвенные

б) гидроэнергетические

в) медные руды

4. Какой из перечисленных видов природных ресурсов относится к неисчерпаемым:

а) солнечная энергия

б) лесные ресурсы

в) каменный уголь

5. Причиной глобального потепления считается увеличение в атмосфере количества:

а) кислорода

б) азота

в) углекислого газа

6. Примером нерационального природопользования является:

а) создание систем замкнутого водооборота

б) создание терриконов в районах добычи угля

в) рекультивация земель

7. Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым невозобновимым:

а) энергия приливов

б) гидроэнергетические

в) природный газ

8. Какой из перечисленных ресурсов является исчерпаемым возобновимым:

а) лесные ресурсы

б) энергия Солнца

в) энергия ветра

9. Какой из перечисленных источников энергии относится к возобновляемым:

а) природный газ

б) нефть

в) гидроэнергия

10. Какие из перечисленных ресурсов относятся к числу исчерпаемых невозобновимых:

а) лесные

б) каменный уголь

в) почвенные

11. Какой из перечисленных газов является парниковым:

а) углекислый газ

б) кислород

в) угарный газ

12. К неисчерпаемым ресурсам относятся:

а) земельные

б) энергия приливов и отливов

в) биологические

13. В первую тройку стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, входит:

а) Австралия

б) Швеция

в) Дания

14. В первую тройку стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, входит:

а) Франция

б) Испания

в) Китай

15. В первую тройку стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, входит:

а) Аргентина

б) Мексика

в) Уругвай

16. Наиболее обеспечены водными ресурсами страны:

а) тропического пояса

б) экваториального пояса

в) арктического пояса

17. Выберите вариант, в котором правильно указана тенденция изменения структуры земельного фонда планеты:

а) уменьшается площадь пашни

б) увеличивается площадь лесов

в) увеличивается площадь пашни +

18. Одна из наиболее обеспеченных лесными ресурсами страна:

а) США

б) Канада

в) Мексика

19. Одна из наиболее обеспеченных лесными ресурсами страна:

а) Китай

б) Россия

в) Финляндия

20. Главным потребителем пресной воды является:

а) коммунально-бытовое хозяйство

б) сельское хозяйство

в) промышленность

21. Выберите страну с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:

а) Китай

б) Конго

в) Великобритания

22. Выберите страну с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:

а) Бразилия

б) Россия

в) Египет

23. Выберите страну, с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:

а) Уругвай

б) Мексика

в) США

24. В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают страны:

а) Турция, Кипр, Греция

б) Италия, Испания, Франция

в) Канада, Россия, Египет

25. Одно из наиболее загрязненным отходами морей:

а) Охотское

б) Карское

в) Средиземное

26. Одно из наиболее загрязненным отходами морей:

а) Красное

б) Северное

в) Тасманово

27. Причиной развития парникового эффекта на Земле являются:

а) выбросы углекислого газа

б) радиоактивное загрязнение

в) выбросы фреонов

28. Причиной опустынивания земель стало:

а) монокультурность сельского хозяйства

б) многопольная система земледелия

в) засушливость климата территории

29. Одна из стран, входящих в лесной хвойный пояс:

а) Никарагуа

б) Чили

в) Финляндия

30. Одна из стран, входящих в лесной хвойный пояс:

а) Бразилия

б) Канада

в) Новая Зеландия

Ответы присылать в формате : 1-а, 2-б, 3-в итд

Ответы присылать на эл. Почту  ulyana.valeeva83@mail.ru     

 На whatsapp по номеру тел: 89328408949

Wk : https://vk.com/id172466133   

Выполнить работу  - до 10.12.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Цикл конспектов к урокам музыки для 1 класса (4 конспекта)

Конспекты к урокам музыки в 1 классе: "Край, в котором ты живешь", "Музыка утра", "Музыка вечера", "Музыкальные портреты. Баба-Яга"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 2 класса (3 конспекта)

Конспекты к урокам музыки во 2 классе: "Музыка в народном стиле", "Проводы зимы. Встреча весны", "Сказка будет впереди"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 6 класса (10 конспектов)

Конспекты уроков музыки в 6 классе: "Авторская песня", "Булат Окуджава", "Вечные темы искусства и жизни. Холокост в музыке", "В начале был ритм", "Высокая месса И.С. Баха", "Диалог метра и ратма", "Жа...

Цикл конспектов к урокам музыки для 7 класса (7 конспектов)

Конспекты к урокам музыки в 7 классе: "Балет Кармен-сюита", "Балет Ярославна", "В музыкальном театре. Дж. Гершвин", "Опера Иван Сусанин", "Опера Кармен", "Опера Князь Игорь", "Опера Порги и Бесс"...