Выступления на ШМО
материал по географии

Черепанова Алла Владимировна

Выступления на ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение  учащихся  на уроках географии

   В своей работе я использую элементы некоторых образовательных технологий. Особенно актуальными в настоящее время являются, на мой взгляд, здоровье сберегающие технологии, признанные сохранить здоровье ребёнка за период обучения в школе. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор и т.д. – стараюсь не пренебрегать этим на своих уроках, т.к. это ведёт к раскрытию способностей каждого ребёнка. Использование поэзии, музыкальных и литературных отступлений не только создают благоприятную атмосферу, но и помогают установить и укрепить межпредметные связи. При изучении некоторых тем беседую с детьми о правильном питании, здоровом образе жизни. Например, при изучении темы «Земледелие» 8 класс, можно поговорить с детьми о том: - Какие овощи вы едите чаще других? В чём их польза для вашего организма? – Какие продукты нужно обязательно вводить в рацион, чтобы заботиться о своём зрении, особенно в компьютерный век? – Что такое «рыбный день»? – Какой продукт необходим для здоровых и крепких зубов? Или, как пример, урок в 7 классе на тему: «Страны Азии» - Почему Японию называют нацией здоровых людей? Почему японцы живут долго? Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире - 4 на 1000 (в США - 8 на 1000; в России - 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины -76 лет, женщины - 82 года). Причины долгожительства кроются в правильном, мудром отношении японцев к своему здоровью.

  1. Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты (в магазинах продают именно такие), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно.
  2. Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
  3. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.
  4. Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
  5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

Вопрос: А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас? 
Что из перечисленного мы смогли бы взять как рекомендацию к действию? 
Подготовьте дома ответ – размышление на тему «Японская трагедия 11 марта 
2011. Взрыв на Фукусиме. Как влияет радиация на организм человека?»

   Снятию эмоционального напряжения помогает использование игровых технологий. Встречи с бывшими учениками показали, что им больше всего запомнились именно те уроки, которые прошли в игровой форме. Те ученики, которые играют на уроках, лучше владеют устной речью, находят выход в нестандартных ситуациях, быстрее решают проблемы. Говоря о месте игровых форм урока в курсе «География», надо отметить: с одной стороны, игру можно применять почти на каждом уроке, но необходимо помнить, что игровые моменты должны занимать примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Известно, что порой слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени — активизируют учебную деятельность, формируют стойкий интерес к предмету. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, так как есть вопрос, на который необходимо дать ответ, пути решения неясны, а все это приводит к творческому поиску.

Например, урок - занимательной географии. Проводится на заключительно - обобщающих уроках и состоит из серии занимательных заданий и конкурсов. Например,7 класс. Тема: «Африка». В начале урока учитель создает игровую ситуацию сообщая, что сейчас он будет проверять, кто из детей выдержит путешествие по Африке. Для этого все должны пройти несколько испытаний в виде конкурсов: · Самый – самый (учащиеся находят объекты на карте Африки, которые выделяются своими размерами, глубинами, высотами, длиной и т.д.) · Лучший знаток карты (учащиеся наносят на контур материка заданные учителем объекты) · Записки капитана Врунгеля (суть конкурса в том, что учитель осознано допускает несколько ошибок в изложении материала, дети должны найти эти ошибки и исправить их). · Кто такой и что такое? (учащиеся получают карточки с определенными терминами и именами и отвечают на заданный вопрос) · Конкурс капитанов – логические цепочки (капитан получает задание из перечисленных объектов определить лишнее и объяснить).

На уроках различных типов в своей работе использую и игровые ситуации.

Так, на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений, использую методический прием «Рекламное бюро». Класс, по желанию учеников, делится на «всемирно известные» рекламные кампании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков, всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для равнины, гор, природных явлений какого-либо географического района(8кл.), отраслей хозяйства данного района или края (9кл.) и представить его на «суд мировой общественности» класса.

Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, газеты, журналы). Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проспекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проспекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта. Максимально представление длится десять минут.

Рекламные кампании могут работать по одной теме, но по разным направлениям. Например, компаниям предлагается создать рекламный проспект Черноморского побережья. Первой группе рекомендуется подготовить экономический проспект, второй группе - создать культурологический проспект Черноморского побережья и  т.д.

Этот методический прием развивает умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его, придавать ему форму и защищать его, а главное - видеть его практическую реализацию. На уроках обучения умениям и навыкам использую деловые игры. Например, в 8 – 9 классах предлагаю ученикам такие ситуации:

1. Один из вас будет капитаном, другой - штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по побережью Чёрного моря, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

2. Вы едете в поезде от Новороссийска до Адлера. Что вы увидите из окна поезда?

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, говорить, рассказывать. Ситуаций можно придумать много. Главное, чтобы они были современными, практически полученными.

В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседаний пресс-конференции), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету. Использую оригинальные задания и задачи как на уроке, так и в качестве домашнего задания, конечно не постоянно, а время от времени, такие как: творческие домашние задания, составление ребусов, кроссвордов, мини-сочинения, географические сказки, рецензии и т.д.   



Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО

"Метод проектов как средство выработки коммуникативных компетенций на уроках географии"

  Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)?  В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированности умения их использования.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации сдерживает возможность  систематизации знаний. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию.  Для этого надо обучить их ранжировать, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
В настоящее время перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать  у учащихся информационную компетенцию.
Чего современные школьники  ждут от учителя? – Знаний для жизни. Очевидно, что сейчас необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Учитель должен научить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого в учебном процессе нужно предлагать учащимся задания на практическое использование школьных знаний.
Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые  (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
          Объяснительно-иллюстративный метод не годится. Самостоятельная деятельность учащихся здесь очень ограничена, целью является усвоение знаний. Проблемные ситуации, уровневые дифференциации, дифференцированный подход, коллективные способы обучения и т.д. – все это хорошо, но это средства, лишь отчасти решающие перечисленные проблемы, «косметически» улучшающие все ту же традиционную систему обучения, основой которой является объяснительно-иллюстративный метод.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Эти средства фрагментально уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании. Коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической  практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность.
Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки групповая работа характерна для большинства учебных проектов и дает очень важный учебно-воспитательный эффект.
Имея в виду групповую работу детей над проектом, нельзя забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорит, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
Метод учебного проекта характеризуется как:
-    личностно-ориентированный;
-    деятельный
-    обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
-    построенный на принципах проблемного обучения;
-    развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
-    формирующий навыки самостоятельности ив мыслительной, практической и волевой сферах;
-    воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
-    здоровьесберегающий.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые  постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности –  необходимые качества развитого интеллекта.

Основные требования к проекту
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.
 Проект – это «пять П.»:  Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.
Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Классификация проектов
Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей.                                  

  Практико-ориентированный      проект       нацелен на  социальные интересы участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Темы проектов самые разнообразные – от создания учебного пособия для кабинета географии до пакета рекомендаций по улучшению социальных вопросов в городе.
Исследовательский проект напоминает подлинно научное исследование. При работе над темой проекта используются методы современной науки: лабораторный эксперимент (например, проверка качества питьевой воды в различных районах города), моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, «Экологическая ситуация на малых реках области»  или «Демографическая ситуация в городе и влияние миграции на формирование рынка труда» и т.д.
Творческий проект предполагает свободный  и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Чаще подобные проекты используются во внеклассной и внеурочной деятельности. Это могут быть «Маршруты путешествий по родному краю», театрализованные представления географической тематики, разработки географических конкурсов, викторин и т.д.
 Ролевой проект. Участвуя в таком проекте, участники берут на себя роли персонажей, выдуманных героев. Примерные темы подобных проектов: «Судебное заседание «Природа планеты в опасности», «Ролевая игра «Заседание городской Думы» и т.д. 
           В рамках проектной работы школьники приобретают способности и умения, которые потребуются им в будущей профессии.
Кроме того, проектная работа формирует такие качества, как способность к решению проблем, способность к работе в команде.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаютсякомплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности
1.    Поисковые умения:
-    Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
-    Умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
-    Умение выдвигать гипотезы;
-    Умение устанавливать причинно-следственные связи
2.    Умения и навыки работы в сотрудничестве:
-    умения коллективного планирования;
-    умение взаимодействовать с любым партнером;
-    умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
-    навыки делового партнерского общения;
-    умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
3.   Коммуникативные умения:
-    умение взаимодействовать со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
-    умение вести дискуссию;
-    умение отстаивать свою точку зрения;
-    умение находить компромисс.
4.  Презентационные умения и навыки:
-    навыки монологической речи;
-    умение уверенно держать себя во время выступления;
-    артистические умения;
-    умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
-    умение отвечать на незапланированные вопросы.

Примерные темы проектов
«Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир»
«Дневник несостоявшегося путешествия»
«Портрет города»
«Экологический мониторинг питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне»
«Обычаи и традиции народов нашего края»
 «Пресс-конференция участников экспедиции на неизвестный материк»

Проект: Мы исследуем региональную экономику
Проектный метод является наиболее подходящим, чтобы разобраться, что такое региональная экономика. Самые существенные вопросы этой темы можно проработать на одном из примеров относительно какого-либо региона, а еще лучше, если это будет край, в котором мы живем. Тогда и информацию собрать будет проще, да и практическая значимость работы будет выше. Вот примерный план,  по которому нужно создавать ПРОДУКТ:
-    Важные характеристики экономической структуры;
-    цели региональной экономической политики;
-    сферы возможных конфликтов (например, экология, транспортная политика, политика в сфере занятости.)
К обсуждению этой темы можно также подключить и другие учебные предметы, например, историю, обществознание, экономику.
1.    Необходимые навыки и знания для работы над проектом.
Чтобы успешно организовать работу над проектом, вы должны обладать некоторыми навыками знаниями. Для этого проекта особенно важно уметь:
-    определять цели и выбирать подходящие методы работы;
-    определять месторасположение на карте и рассчитывать расстояния;
-    собирать письменную информацию;
-    собирать информацию по телефону;
-    использовать перечень отраслей в телефонных книгах и других справочниках;
-    организовывать встречи с предпринимателями, различными организациями и членами управляющих органов власти;
-    обрабатывать и оценивать результаты опросов и наблюдений;
-    представлять результаты работы для других
2.    Помощь в реализации проекта:
-    Нужно ли проводить рекламную компанию нашего проекта? И если нужно, то какими средствами с помощью каких мероприятий?
-    Кто из учителей и какие школьные предметы могут нам помочь?
-    Какие организации и ведомства могут оказать нам содействие в работе над проектом?
-   Какие навыки и знания должны мы приобрести и освоить?
-   Как должен выглядеть наш детализированный текущий и временной план работы?
-    Какие неувязки могут возникнуть, и как их можно избежать?

Возможный план для исследования региональной экономики.
Население
1.    Плотность
2.    Прирост, структура занятости.
3.    Занятые в промышленности.
4.    Занятые в торговле и на транспорте.
5.    Занятые в других сферах обслуживания.
6.    Миграция населения.
Рабочие места
7.    В промышленности.
8.    В торговле и на транспорте.
9.    В других сферах обслуживания.
Доходы
10.    Размер зарплаты в промышленности
11.    Размер зарплаты в торговле и на транспорте
12.    Размер зарплаты в других сферах обслуживания.
13.    Налогообложение (размер потенциальной и действительной суммы налогов).
Информация о региональной экономике
1.    Областные и городские  администрации
2.    Торгово-промышленная палата
3.    Бюро по трудоустройству населения (биржа труда).
4.    Управление по печати и информации при областных администрациях.
5.    Экономические отделы при областных администрациях.
6.    Областные или городские статистические управления.
7.    Областные или городские управления (ведомства) различных отраслей промышленности и бытового обслуживания.

Проекты: Заочные экскурсии по городам и странам

Несколько групп разрабатывают каждая свой проект, и все проекты в совокупности образуют некую систему, позволяющую и участникам и свидетелям узнать, увидеть, понять и полюбить то удивительное, что отличает каждый город, улицу, страну, носителей культуры, науки, спорта, представляющих определенную культуру.
Эти проекты не требуют защиты. Их цель – собрать необходимую информацию, звуковой и видео ряд и представить это в самых различных формах зрителям и слушателям. И главное – добиться интереса, удивления и восхищения.

Развитие продуктивного мышления у обучающихся

 при изучении географии

Учитель: Черепанова А.В.

Развитие современного общества ставит перед школьным образованием цели, ориентированные  на воспитание и развитие личности, готовой к активной деятельности, к  достижению успехов, осуществлению  ответственного поведения в жизненных ситуациях.

Современное состояние педагогической практики характеризуется переходом к новым образовательным стандартам, которые основаны на деятельностном  подходе,  формировании продуктивного мышления,  реализации  практической направленности обучения.

Главная задача школы на современном этапе — обеспечить развитие учащихся на основе целенаправленного освоения образовательных  результатов, что позволяет решать конкретные проблемы в различных жизненных ситуациях.

Современная  школа призвана дать образование, результаты которого будут востребованы учащимися в практической  жизни.

Знания становятся ориентированной основой для организации учебной деятельности на уроке и во  внеурочное время.

География  выступает одной из основ будущей  практической жизни школьников, способствует формированию географической культуры, становлению гражданской и общественной позиции подрастающего поколения.

Школьная география обладает большими  возможностями для развития современной личности

  • знакомит  учащихся с методами географической  науки, вооружает их необходимыми    познавательными и практическими умениями;
  • формирует систему прочных и действенных знаний;
  • развивает умение учащихся  работать с различными  источниками географической информации (картами, статистическим материалом, учебником и др.):
  • учит ориентироваться на местности, вести наблюдения в окружающей среде, прогнозировать её изменения;
  • осуществляет тесную связь теории с практикой, учит применять полученные на уроках знания  для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • способствует профессиональному самоопределению школьников;
  • развивает личностную установку учащихся на организацию процесса познания,  творческую (продуктивную) деятельность;
  • формирует географический образ своей страны и «малой родины».

Исходя  из этого,  реализация практической направленности обучения требует усиления внимания со стороны учителя к организации  продуктивной деятельности учащихся по формированию умений и освоению учебных действий.

Продуктивное   мышление  представляет собой активную целенаправленную  деятельность,  в процессе которой  осуществляется переработка  уже имеющейся и вновь поступившей информации, раскрываются  закономерные связи между ними.  Продуктивное мышление  опирается на прошлый опыт, и в то же время предполагает открытие новых знаний.

Продуктивное мышление учащихся обеспечивает  самостоятельное решение  новых для них проблем, глубокое усвоение знаний.

Учитель не только передаёт знания школьникам, но и организует их  продуктивную деятельность на уроке,  а  также  способствует тому, чтобы учащиеся  могли  сформировать  опыт  применения полученных знаний в различных жизненных ситуациях, в самообразовании, в профессиональной деятельности.

Принцип практической направленности обучения ставит перед учителем  географии методическую задачу — реализовать на практике  компетентностный  подход, т. е сформировать у учащихся  способность творчески  использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни и  практической деятельности.

Реализация  принципа практической направленности географии предполагает организацию учебной деятельности, основанной на применении  усвоенных учащимися знаний и учебных действий.

Такая деятельность осуществляется в практической работе, в ходе которой  происходит  взаимодействие  знаниевого  компонента с операционным,  что способствует продуктивному  усвоению знаний, умений, закреплению учебных действий.

Практическая деятельность на уроках географии вооружает школьников умениями использовать различные источники географической информации (учебником, картой, справочной литературой, статистическим материалом, научно – популярной литературой), интегрировать эту информацию, отражать  её на карте, проводить наблюдения  на  местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды, т. е.   формировать географическую компетентность ученика.

Обучение способам практической  деятельности осуществляется на различных  этапах урока:

  • во время проверки (контроля) пройденного материала, домашнего задания;
  • во время изучения нового материала;
  • закрепления нового материала.

Практическая работа подготавливает учащихся к  выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями, т. е. способствует формированию продуктивного мышления школьников.

Практическая работа может быть просто тренировкой, закрепляющей  уже  имеющиеся знания и умения.

Практическая работа может использоваться с целью проверки  уровня  овладения учащимися  основных умений и навыков.

В процессе обучения практические  и самостоятельные работы тесно связаны между собой, взаимно переходят одна в другую, составляя основу практических методов обучения. Однако на начальном этапе обучения практическая работа должна предшествовать самостоятельной, т.к. вначале учащиеся должны овладеть определёнными теоретическими знаниями  и приемами учебной работы, а уже затем использовать приобретенный потенциал для самостоятельной работы.

В процессе выполнения практической работы, учащиеся обучаются творчески применять имеющийся багаж знаний  и умений, решая поставленные перед ними  задачи или проблемы. Практическая деятельность учащихся основана на продуктивной мыслительной деятельности,  которая  раскрывает богатые возможности самостоятельного творческого приобретения знаний, их широкого применения на практике.

Проблемность и другие принципы развития продуктивного мышления реализуются с учетом возрастных и индивидуально – типических особенностей мышления. Данный принцип  прослеживается  в действующей программе по географии. Практические работы  представляют собой усложняющуюся  систему. Так в 6 классе учащиеся используют только физическую карту полушарий и физическую карту  России, простейшую  топографическую карту.  В 6 классе выполняются  следующие практические задания:

  1. нанесение на контурную карту маршрутов изучаемых  географических путешествий;
  2. построение простейших глазомерных планов небольшого участка местности (используя инструктивную карточку и с помощью учителя);
  3. чтение плана местности; определение по плану высоты и расстояний;
  4. определение по географической карте  направлений, расстояний, координат географических объектов, глубин и высот;
  5. определение по карте географического положения гор, равнин, океанов и морей, рек и озер, используя  план и алгоритм действия, соответствующего пунктам плана, например

Описание географического положения гор.

План

Действия, соответствующие пунктам плана.

  1. Название, высота.

Назвать и показать горы на карте, определить к каким горам они относятся по высоте.

  1. Географическое положение:

а)  на материке,

б) направление и протяженность,

в) относительно других объектов.

 

Определить:

а) на каком материке и в какой его части находятся горы, между какими  параллелями меридианами,

б) в каком направлении протянулись и на сколько километров,

в) как расположены горы относительно соседних равнин, морей, рек и др.

  1. описание  гор, равнин, рек по плану,
  2. обработка  результатов наблюдений за погодой в своей местности,
  3. описание природного  комплекса своей местности.

В ходе выполнения практических работ  учитель контролирует действия учащихся, при необходимости может оказать помощь.

В 7 и 8  классах  учащиеся овладевают умением комплексного использования различных тематических карт, их сопоставления и анализа.

Учащимся предлагаются более сложные  и более разнообразные задания, например:

  1. описание по карте  по карте рельефа одного из материков,
  2. сравнение рельефа двух материков с  выявлением причин сходства и различий,
  3. описание по климатической карте  различий в климате одного из материков и оценивание условий для  жизни населения,
  4. сравнение по карте географического положения материков,
  5. описание по картам атласа, используя  типовой  план, страны или природной зоны,
  6. определение по картам атласа  основных видов деятельности населения.

 В процессе изучения  экономической  и социальной  географии,  у  учащихся формируется умение  анализировать  экономические карты, статистический материал, работать  с дополнительным справочным материалом.

Так в 8 классе учащимся предлагаются  такие работы:

  1. составление аннотации одного из источников географической информации об истории открытия и освоения территории России,
  2. решение задач на определение поясного времени для различных пунктов нашей страны,
  3. выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых на примере крупных территорий нашей страны,
  4. составление  характеристики одной из рек с использованием тематических карт, климатических диаграмм, определение возможностей её хозяйственного использования,
  5. оценка природных условий и ресурсов какой –либо природной территории,
  6. характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов.

В 9 классе учащиеся совершенствуют работу с различными видами карт, формируют навыки работы со статистическим и справочным материалом,

выполняют  творческие задания:

  1. определяют по статистическим материалам и сравнивают показатели прироста населения в разных частях страны, прогнозируют темпы роста населения России,
  2. определяют по статистическим и картам крупных народов и особенностей их размещения,
  3. составляют  характеристику  одного из угольных (нефтяных или газовых) районов страны по картам и статистическим материалам,
  4. определяют  факторы,  влияющие  на размещение  предприятий одного из комплексов,
  5. дают оценку экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций  в СМИ,
  6. составляют картосхему объектов Всемирного культурного наследия на территории страны,
  7. составляют туристические маршруты по своему городу или области,
  8. составляют проекты развития рекреационного хозяйства на территории одного из регионов,
  9. составляют характеристику одного из промышленных узлов или ТПК.

В курсе  «Экономической и социальной географии мира»  практические работы все более усложняются:

  1. оценка  ресурсообеспеченности  отдельных регионов и стран мира,
  2. составление картосхемы размещения крупных бассейнов и месторождений полезных ископаемых, построение схемы –графика «Изменение численности населения»,
  3. сравнение показателей средней продолжительности жизни,
  4. выявление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природных  ресурсов,
  5. составление сравнительной характеристики двух стран,
  6. определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры хозяйства страны.

 От класса к классу увеличивается  уровень самостоятельности учащихся,  расширяются и углубляются основные умения и навыки.

Условием возникновения продуктивного мышления является наличие проблемной  ситуации, способствующей  осознанию потребности в открытии новых знаний, стимулирующей  школьника активно решать поставленную перед ним проблему. Продуктивное мышление является важнейшим звеном в  умственной  деятельности, обеспечивает движение к новым знаниям.

Выполнение практических заданий  и работ способствует развитию творческого мышления учащихся.  Выполняя практическую работу, учащийся овладевает  приемами использования  и самостоятельного поиска необходимого источника  информации.

Учитель  продумывает систему предшествующих работе тренировочных заданий и упражнений  (к итоговым работам или работам, которые требуют такой подготовки). После качественного выполнения практической работы  учащимся может быть предложена самостоятельная работа творческого характера или задание повышенной сложности.

При выполнении такого рода заданий у учащихся формируется познавательный интерес, развиваются творческие способности, вырабатываются исследовательские навыки.

Виды практических заданий.

Практические задания обучающего задания.

Данные практические задания выполняются учащимися под руководством учителя. Учитель предварительно ставит перед учащимися проблему, объясняет школьникам

  • значение данного практического задания;
  • последовательность действий;
  • знакомит с планом выполнения задания, используя типовой план или инструктивную карточку;
  • демонстрирует образец выполнения задания;
  • предлагает вопросы и задания для закрепления.

Например, при изучении «Разница во времени на территории России» в 8 классе, выполняется практическая работа, которая является довольно сложной и требует особой подготовки. Поэтому,  вначале учитель предлагает учащимся алгоритм  решения задач на определение поясного времени. Далее выполняется тренировочная задача. Затем, используя алгоритм решения, учащиеся выполняют практическую работу. Для закрепления учащимся предлагается  вариант заданий более сложного уровня  ( на развитие продуктивного мышления).  Учащимся, которые быстрее других справились с работой, предлагаются дополнительные задания повышенной сложности.

Практическая работа

По теме «Разница во времени на территории России»

( решение задач на определение поясного времени)

Цель работы:  формирование умений определять поясное время.

Для выполнения работы учащиеся пользуются физической картой и картой часовых поясов.

При подготовке к выполнению практической работы учащимся  необходимо ответить на  вопросы.

  1.  На сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 час, за 4 минуты.
  2. На сколько часовых поясов разделена  поверхность Земли?
  3. Сколько часовых поясов в России?
  4. В каком часовом поясе расположен наш  город?

Задание

Ответ

1

Определить, сколько времени  будет в Якутске, если в Москве  14 часов.

20 часов

2

На  сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, если они прилетели из Санкт – Петербурга в  Магадан?

 На 8 часов вперёд.

3

Местное время населённого пункта отличается от московского на 4 часа.  В каком часовом поясе  находится данный населённый пункт?

В 6 часовом поясе.

4

Определить, сколько времени будет в  Москве, если в Петропавловске – Камчатском полдень?

3 часа.

Для усложнения задания можно предложить  выполнить  задание  № 1 и 4  двумя способами.

  1. Используя карту часовых поясов,
  2. Используя  физическую карту России.

Дополнительные задания в 3 –х уровнях сложности.

1уровень.

  1. Если в Москве  12 часов, то который час будет в Иркутске?
  2. Определить поясное время в Москве, если в Анадыре  0 часов?
  3. На сколько и куда надо перевести стрелки часов, если вы переехали из 2 часового пояса в   а)  5 час. пояс ;    б)  9 час. пояс.
  4. Город  К.  расположен  в  5 часовом поясе. В каком часовом поясе  будет находиться город  М. , если разница во времени между ними 3часа?
  5. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 часов?

(Решить задачу 2 способами)

       

           

2 уровень.

  1. На  сколько часов раньше наступает утро в    а)  Москве                    б)  Екатеринбурге  по сравнению с  Лондоном?
  2. Разница в долготе между  2  населёнными пунктами  составляет

  20 градусов.  Могут ли они ,находиться  в одном часовом поясе,   насколько различается местное время этих пунктов?

  1. Определить местное время  на  30 гр.  в.д.  и  30 гр. з.д.,  если на 0 гр.  12 часов?

3 уровень

  1. Города  Москва, Каир и Кейптаун  расположены в одном часовом  поясе. Значит ли это, что жители этих городов живут по одинаковому времени?
  2. Какого числа жителю Аляски надо вылететь на Чукотку, чтобы оказаться там 8 июня?
  3. Житель Чукотки прилетел на Аляску 10 июля. Какого числа он отправился в путь?
  4. В каких случаях возможно следующее:                                                    а) между населенными пунктами расстояние  5 км. , а различие  во времени целые сутки;                                                                              б) между населенными пунктами расстояние  5 км. , а различие во        времени 3 часа?                                                                                                   в)  между населенными  пунктами расстояние  5 км. , а разница во времени  1 час?
  5. Пароход, отплывший  из  Сан - Франциска (С ША) в четверг 18 августа,  прибыл  в Токио  ровно через 15 суток. Какого числа,  в какой  месяц и день недели он прибыл в Токио?
  6. Ввиду большой протяженности территории России с запада на восток  календарный день не наступает в нашей стране одновременно. Когда по московскому времени на всей территории  страны один и тот же день календаря?
  7. Рабочий день в России начинается в 9 часов и заканчивается в 18 часов. Когда по московскому времени  всюду на территории России рабочий день  либо уже закончился, либо ещё не начался?
  8. Если вы 14 мая  поплывете из  Владивостока в  Сан – Франциск  и пробудите в плавании 5 суток, то какого числа ваше судно прибудет в пункт назначения?  

   

Тренировочные практические задания.

Тренировочные практические задания  используются  для отработки и совершенствования полученных знаний. Данный вид работ может выполняться на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, выполнение которого предварительно оговаривается на уроке.

Например, для отработки умений по теме «План местности» в 6 классе можно предложить учащимся выполнение  топографического диктанта  или практического задания на составление плана местности способом полярной съемки. Предварительно проводится инструктаж по выполнению работы, оговаривается масштаб.

Задания топографического диктанта.

1 вариант

  1. с=в   300м. - озеро
  2. ю      250м. - сад
  3. ю=з   550м. - хвойное дерево
  4. в        250м. – болото
  5. с=з    400м. – лиственное дерево
  6. ю=в   350м. – кустарник

2 вариант

  1. ю=в   350м. – кустарник
  2. с=з    400м. – лиственное дерево
  3. в.       250м. – болото
  4. ю=з   550м. – хвойное дерево
  5. ю       250м. – сад
  6. с=в    300м. – озеро

Масштаб:  в 1 см.  -  100 м.

С помощью данного задания отрабатываются и совершенствуются навыки работы с масштабом, условными знаками,  определения сторон горизонта.

В процессе тренировочной работы учитель индивидуально занимается с теми учащимися. Которые ещё слабо усвоили практические навыки работы  с источниками географических знаний.  Учащимся, качественно справившимся с работой, предлагаются задания  повышенной сложности или задания творческого характера.

Например:

  1. составить как  можно более подробное описание маршрута, используя предложенную топографическую карту, заменив топографические знаки словами. Можно определить  расстояние и азимут;
  2. составить  топографический рассказ, заменив как можно больше слов условными знаками;
  3. составить маршрут своего пути из дома в школу, используя условные знаки.

 

Итоговое практическое задание.

Итоговое практическое задание  выполняет  контролирующую  функцию.

Данное практическое  задание выполняется учащимися с  наибольшей степенью самостоятельности. Итоговое  практическое задание несет продуктивный характер, так как рассчитано на перенос усвоенных умений и действий в условия, сходные с обучающими и тренировочными работами, или в новые условия. Например:

  1.   самостоятельно составить комплексную  характеристику какого - либо   государства или территории  (можно использовать для работы типовой   план);
  2. разработать туристический  маршрут  по определенной территории (стране, области, городу);
  3. составить  описание  географического объекта  (реки, горы, равнины и т. д.);
  4. самостоятельно выполнить  творческое задание,  (топографический  рассказ  из 6-7 предложений, заменив как можно больше слов условными знаками    -  6 класс тема «План местности);
  5. составить задание или задачу по определённой теме;
  6. составить описание погоды одного дня по плану и т. д. – тема    «Атмосфера» -  6  класс.

Данный тип практических заданий носит творческий  (продуктивный)  характер.

Тема :  «Атмосфера» 6 класс

Тема урока: «Погода, причины изменения погоды, прогноз погоды».

Тема  домашнего задания:  «Составить  характеристику погоды одного дня по плану».

План описания погоды

  1. Долгота дня.
  2. Изменение температуры в течении дня.
  3. Состояние неба в течение дня (состояние облачности).
  4. Изменение атмосферного давления.
  5. Осадки  (если были, то какие).
  6. Цвет и описание утренней и вечерней  зари.
  7. Направление и сила ветра.
  8. Интересные явления, происходящие в природе.

Практическая работа на местности.

Практические работы на местности  формируют  у  учащихся  пространственное представление, наблюдательность, умения объяснять изменения, происходящие в окружающей  природе, умения изучать географические объекты, ориентироваться на местности, использовать план местности. Подготовка к работе, её  выполнение и составление отчета  по итогам работы требует от учащихся  творческого (продуктивного) подхода.

Данный вид   практической деятельности базируется на  имеющиеся у учащихся  умения,  которые они должны  применить в новых условиях (на местности),  выполняя поставленные перед ними задачи .  В ходе процесса выполнения работы, учащиеся закрепляют  имеющиеся у них навыки, приобретают новые. На  предварительном этапе учащиеся знакомятся с целью работы, последовательностью её  выполнения, приемами , оборудованием, правилами  оформления результатов, формулировкой вывода. Для выполнения работы учащимся выдается инструктивная карточка, а  с  учащимися  старшего возраста инструктивная карточка может составляться совместно.

Практическая работа на местности может выполняться как группами, так и индивидуально. Практическая работа на местности выполняется под руководством учителя, который следит, чтобы все учащиеся четко записали все результаты наблюдений в полевом дневнике. По окончании работы подводятся итоги.

Важнейшей  целью географического образования  школьников является формирование  целостной  картины природы,  уяснение взаимосвязи общих закономерностей и их проявления в конкретных фактах регионального и локального  масштабов. В связи с этим значительная роль в преподавании географии отводится краеведческому материалу. Начиная с 6 класса, реализуется краеведческий принцип, позволяющий дать представление о нашей области как  о  части  Руссой равнины, а  в  экономическом плане,  как о части  Центрального экономического района.

В 6 классе реализуется региональный компонент, который включает серию работ по  изучению природы своего края:

  1. определение по карте направления и расстояния от  г. Вязники до ближайшего моря,
  2. определение координат своего города,
  3. построение  розы ветров и графика температуры по данным календаря погоды,
  4. описание реки Клязьмы по плану,
  5. определение сторон горизонта,
  6. знакомство  с картой своей местности,
  7. изучение горных пород своей местности.

6 Класс.

Тема практической работы:

« Определение  горных пород и описание их свойств»

Цель:  Научить учащихся определять горные породы по совокупности признаков, описывать их свойства и классифицировать горные породы.

Оборудование и материалы: учебник, коллекция горных пород, фарфоровая пластинка, гвоздь, стакан с водой.

Задачи: Изучить свойства предложенных горных пород. Установить с помощью определителя горной породы, классифицировать их по происхождению.

Данная практическая работа проводиться при изучении темы «Литосфера» в качестве закрепления знаний учащихся  о горных породах, слагаемых земную кору. Для определения и описания предлагаются наиболее известные и распространенные горные породы, а также горные породы встречающиеся в своем регионе.

Ход работы:

Для каждой из горных пород, предложенных учителем, определите с помощью инструктивной карточки  свойства,  перечисленные ниже,   внесите их в таблицу №1.

  • Цвет;
  • Цвет черты;
  • Плотность;
  • Массу;
  • Блеск;
  • Прозрачность;
  • Твердость;
  • Растворимость в воде;
  • Следы органических веществ.

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите цвет горной породы.
  2. Проведите горной породой по поверхности фарфоровой пластинки. Рассмотрите цвет черты, оставленной горной породой на фарфоровой пластинке.
  3. Определите,  какая горная порода по плотности (плотная, рыхлая или сыпучая).
  4. Сравните горную породу по массе с другими образцами (какая она тяжелая, средняя или легкая).
  5. Рассмотрите,  какой блеск имеет данная горная порода
  • Металлический;
  • Стеклянный.
  • Матовый;
  • Перламутровый;
  • Блеск отсутствует,
  1. Рассмотрите, как горная порода пропускает свет.
  • Если горная порода пропускает свет подобно обычному стеклу она прозрачная.
  • Если горная порода пропускает свет подобно матовому стеклу  - она полупрозрачная.
  • Если горная порода не пропускает свет  - непрозрачная.
  1. Определите твердость горной породы. Для этого поцарапайте горную породу ногтем, гвоздем.
  • Если на горной породе останется след от ногтя, то эта горная порода мягкая.
  • Если на горной породе останется след от гвоздя, то твердая.
  • Если след от гвоздя на горной породы не образуется, то очень твердая.
  1. Проверьте,  растворяется ли горная порода в воде.
  2. Рассмотрите, присутствуют ли в горной породе следы органических веществ.
  3. Результаты наблюдений занесите в таблицу №1.
  4. С помощью таблицы приложения определите названий горной породы по их свойствам и внесите название каждой из них в таблицу №1.
  5. Классифицируйте горные породы по происхождению (магматическая; метаморфическая; осадочная: обломочная, химическая, органическая) и внесите в таблицу №1.

Таблица №1.

Горная порода

1

2

3

4

Цвет

Цвет черты

Плотность

Масса

Блеск

Прозрачность

Твердость

Растворимость в воде

След органического вещества

Название горной породы

Происхождение горной породы

Таблица приложения.

Пестрые тяжелые породы, состоящие из плотно прилегающих друг к другу кристаллов.

  • Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета с вкраплениями кристаллов черного и белого цвета – гранит.
  • Порода сероватого или розоватого цвета, характерно чередование разноцветных прослоек из разных минералов – гнейс.

Черные или темно –серые породы плотные породы кристаллы не различимы на глаз.

  • Тяжелая твердая порода иногда с мелкими полостями и пустотами – базальт.
  • Легкая мягкая порода оставляет черную или бурую полосу на фарфоровой пластинке – каменный уголь.

Пористые породы, состоящие из остатков организмов.

  • Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов- известняк.
  • Бурая или черная рыхлая порода, состоящая из не полностью перегнивших остатков растений – торф.

Белые, прозрачные или светлые серые породы, состоящие из одного минерала.

  • Бесцветная , прозрачная или слегка, окрашенная порода. Растворима в воде. Соленая на вкус – каменная соль.
  • Белая, розоватая или сероватая порода со стеклянным блеском очень мягкая – гипс.
  • Белая, серая или красноватая порода, состоящая из мелких зернышек минералов – мрамор.

Породы, состоящие из сыпучих или скрепленных между собой мелких обломков минералов.

  • Сыпучая порода, состоящая из обломков минералов размером 0,1-0,2 мм – песок.
  • Плотная твердая порода, состоящая из скрепленных обломков минералов размером 0,1 – 0,2 мм – песчаник.

Светлая, землистая порода, растираемая пальцами в порошок.

  • Легко впитывает воду, становится пластичной – глина.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

В 8 классе изучается физико- географическая характеристика области, на изучение которой отводится  8 часов.

В 9 классе изучается экономико- географическая характеристика области (10 часов).

Для изучения географии Владимирской  области используется комплект учебных пособий  под редакцией В.В.Кузнецова, О.В.Гаврилова, который состоит из учебного пособия и рабочей тетради. Данное учебное пособие содержит многочисленные источники географической информации в виде текстов, карт, схем, таблиц, статистического материала. Используя это учебное пособие можно разнообразить работу учащихся, организуя индивидуальную, коллективную работу,  составлять задания  повышенной сложности и задания творческого  характера, например:

  1. дать  комплексную характеристику природного района, в котором вы живете, сравнить природу своего района с природой других районов области, найти сходства и различия, объяснить причины;
  2. составить туристический маршрут по территории области, включив в него достопримечательные объекты, которые хотели посетить и показать своим друзьям;
  3. используя различные источники информации, составить карту  «Охраняемые территории своего города и района».

Выполнение подобных практических заданий способствует реализации деятальностного  подхода  к обучению, развитию продуктивного мышления учащихся и познавательного интереса к предмету.

Необходимо учитывать соотношение уровней усвоения  и учебных действий учащихся.

Уровень усвоения

Учебные  действия

Репродуктивный

Называть, измерять, показывать, определять, наносить .

Частично-поисковый (эвристический)

Описывать, выявлять особенности (причины и следствия), анализировать, объяснять. Моделировать.

Творческий

Прогнозировать, оценивать, доказывать, проектировать.

Большое  внимание  необходимо уделять  заданиям на осмысление, осознание  значимости собственных действий:

  1. докажите, что климатические  условия России определяют потребности населения в питании,
  2. оцените особенности и тенденции динамики численности населения.
  3. Сопоставьте  «плюсы» и «минусы» городского и сельского образов жизни. Обоснуйте свой прогноз приоритета одного из них в ближайшее время в России и в своем районе.
  4. Дайте оценку значения экономического района в экономике страны,
  5. Объясните принципы размещения предприятий черной металлургии в Череповце, Липецке, Новокузнецке и Туле.

Продуктивному усвоению умений способствуют уроки-практикумы.

Урок – практикум

Тема «План и карта» 6кпасс

Тема урока «Определение расстояний, направлений и географических координат на карте»

Цель урока: Расширить и  закрепить умение определять географические координаты, направления и расстояния на карте.

Оборудование: карта полушарий и физическая карта России, атласы .

  1. Оргмомент.
  1. Повторение.

Вопросы для повторения:

  1. Что такое широта?
  2. Что такое долгота?
  3. Самая длинная параллель?
  4. Самая короткая параллель?
  5. Какой материк пересекается всеми меридианами?
  6. Какие материки пересекаются экватором?

Задания  для закрепления  навыков по определению географических координат:

  1. «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым». О каком географическом объекте идет речь в романе Л.Буссенара «Похитители бриллиантов». Координаты  объекта 25гр. в.д . и 17 гр. ю.ш?
  2. Один из героев Ж.Верна совершил фантастическое  путешествие к центру земли через кратер потухшего вулкана в точке с координатами  64 гр.с.ш. и 21гр. з.д. О каком вулкане идет речь?
  3. В 1856 году английский путешественник Д. Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его по координатам 18 гр.ю.ш и 26 гр.в.д.
  4. Самый высокий водопад  мира  низвергающийся с высоты  1054 метра имеет координаты 6 гр.с.ш. и  61гр. з.д.  Что это за водопад?
  5. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи,  Вайгу, но чаще всего его называют другим именем. Что это за остров? Его координаты 27 гр. ю.ш. и 109 гр. з.д.
  1. Выполнение практической работы по вариантам.

Задания 1 варианта.

  1. Какой город расположен южнее С.Петербург или Нью- Йорк?
  2. Какой остров расположен западнее  Мадагаскар или Новая  Земля?
  3. Какой остров расположен южнее Тасмания или Огненная Земля?
  4. Определить географический объект по координатам                                        

                                 78 гр. ю. ш  и 167 гр. в.д.

                                 7гр. ю.ш. и 105 гр. в.д.

                                 15 гр. с.ш. и 14 гр. в.д.

                                 39 гр. с.ш. и 78 гр. з.д.

                                 48 гр. с.ш. и 2 гр. в. д

                          5.В каком направлении от Москвы  и на каком расстоянии               находятся:

                 Балтийское море,

                 Черное море,

                 Уральские горы?

      Задания 2 варианта

  1. Какой город расположен  южнее  Сидней или Владивосток?
  2. Какой остров расположен западнее  Северная Земля или Шри – Ланка?
  3. Какой остров расположен ближе к экватору остров Пасхи или Кергелен?
  4. Определить географический объект по координатам

31 гр. с.ш. и 31 гр. вд

              29 гр. с.ш. и 77 гр. в.д.

              42 гр с.ш. и 80 гр. з.д.

              33 гр. ю.ш. и 17 гр. в. д.

              19 гр. ю.ш. и 99 гр. з.д.

        5.В каком направлении от Москвы и на каком расстоянии находятся:

  1. Баренцево море,
  2. Азовское море,
  3. Кавказские горы?

Используемая литература:

  1. В,И,Сиротин  «Практические работы по географии»
  2. Е,А,Беловолова «Реализация практической направленности обучения географии в соответствии с задачами федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» журнал «География в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...