Игровые технологии на уроках географии.
статья по географии

Андреева Екатерина Александровна

Методические рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение технологии (коррекционно-развивающего обучения на уроках географии для детей с ОВЗ). Игровые технологии.

Методические рекомендации из опыта работы.

Сегодня особое внимание уделяется средовой интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая помощь и поддержка данной категории детей призвана удовлетворить сущностные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обучении, воспитании и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие с позиций коррекционной педагогики рассматривается как процесс эффективного применения обучающих, воспитывающих и адаптивных технологий.

Стремясь получить более высокое качество знаний обучающихся и пробудить интерес к предмету «География», я использую различные игры.

Преимущество применения игровых технологий при построении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в деятельностном практико-ориентированном подходе.

Игровые технологии позволяют развивать когнитивную, эмоциональную, мотивационно-потребностную сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Применение игровых педагогических технологий при работе в обучающимися с ограниченными возможностями здоровья повышает их самооценку, развивает коммуникативные навыки, снижает уровень тревожности, улучшает способности отражать чувства и эмоции.

 Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Игра обоюдно важна как для ребенка, так и для педагога, поскольку позволяет решать широкий спектр воспитательных и образовательных задач, наполнять учебную деятельность интересным содержанием:

- применение игры как дидактического средства позволяет приобретать новые умения и навыка, инновационность игровых методов в обучении и воспитании формирует умственные действия и занимательной форме;

- с помощью игры ребенок познает себя и окружающий мир;

- игровая деятельность развивает физическую природу ребенка, воспитывает физические качества, ребенок в процессе игры двигается, высвобождает энергию;

- игра развивает произвольные функции психики ребенка, учит планировать и контролировать поведенческие реакции;

- игра, выступая важным этапом онтогенеза, является значимым периодом развития в ходе которого формируются основы морально-нравственного поведения, развивается, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы психической жизни ребенка;

- планирование содержания игровых ситуаций раскрывают новые возможности в совместной деятельности ребенка и взрослого.

П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров сформулировали перечень принципов организации игровой деятельности:

- принцип активности - базовый принцип в организации игровой деятельности, проявляющийся в демонстрации интеллектуальных и физических способностей ребенка;

- принцип открытости и доступности, заключающийся в возможности свободно участвовать в игровой деятельности;

- принцип динамичности состоит в постоянном изменении психофизиологического, интеллектуального и эмоционального состояния ребенка в процессе игры;

- принцип наглядности заключается в том, что игра усиливает познавательный интерес ребенка при условии ее открытости в реальных и ирреальных проявлениях;

- принцип занимательности и эмоциональной окрашенности игры как деятельности, усиливающей процесс познания окружающего мира;

- принцип индивидуальности позволяет педагогу сконцентрировать внимание на отдельном ребенке, его личностных качествах, особенностях, использовать их в ходе игровой деятельности;

- принцип ориентации на групповой характер игры, состоящий в развитии взаимоотношений, основывающихся на взаимовыручке, взаимопомощи, умении вести диалог с ровесниками и взрослыми;

- принцип личностной ориентированности игры, предполагающий воспитание социально значимых личностных качеств ребенка, его самостоятельность, целеустремленность;

- принцип состязательности, побуждающий ребенка к проявлению активности в игровой и познавательной деятельности.

Практика применения игровых технологий в на уроках географии достаточно актуальна на сегодняшний день. Игровая технология сочетает в себе увлекательный и познавательный моменты в процессе обучения и воспитания. Игра делает учебную деятельность интересной, побуждает ребенка к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию. Основная ценность применения игровых технологий состоит, не только в учете возрастных особенностей развития, но и в учете самой природы ребенка. Применения игры на уроках позволяет педагогу формировать типовые социально одобряемые модели поведения, систему ценностей, эффективные стереотипы межличностного взаимодействия в социальной среде. В рамках игровой деятельности ребенок усваивает большее количество разнообразной информации. В моделируемых педагогом различных ситуациях, он учится принимать решения, делать осмысленный нравственный выбор. Игровые формы уроков повышают творческие возможности ребенка, позволяют раскрыться и реализовать свой потенциал.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

- обучающая;

- воспитательная;

- коррекционно-развивающая;

- психотехническая;

- коммуникативная;

- развлекательная;

- релаксационная.

Решая задачу гармоничного развития подрастающего поколения, педагог все чаще применяют игру как инструмент, сочетающий в себе широкие возможности умственного, физического, духовно-нравственного, эмоционального развития.

Использование игры как средства обучения и воспитания, позволяет ребенку не бояться ошибиться, дает возможность внести коррективы в свое решение, поведение, тем самым создаются комфортные условия для обучения и воспитания.

Применяя игру в своей практике педагогу целесообразно учитывать сложность предлагаемых игровых заданий. Доступность и понятность игры, предлагаемых педагогом ролей, упражнений, правил делает ее интересной и эффективной для решения образовательных задач.

Комплекс обучающих игр на уроках географии.

«Своя игра»

Решение филворда, кроссворда, ребуса.

Игра «Вопрос – ответ»

Цельусвоение учащимися нового учебного материала, формирование основных понятий; формирование умений эффективно работать с текстом учебника, умение грамотно формулировать вопросы и отвечать на них.

Каждой команде достается равное количество абзацев (правой команде все четные абзацы, левой – нечетные), к каждому из которых они должны придумать вопрос (или вопрос-загадку).

Придуманные вопросы команды по очереди задают друг другу; левая команда задает вопрос, правая – отвечает, потом меняются ролями (внутри команды все участники также должны задавать вопросы и отвечать по очереди).

Игра «Угадай абзац»

Цель: усвоение нового учебного материала, формирование основных понятий изучаемой темы; формирование умения работать с учебным текстом.

Суть игры заключается в соревновании на лучший вопрос и лучший ответ, также необходимость отгадать абзац, к которому задан вопрос.

Игра «Самое главное»

Цель: усвоение и осмысление новой учебной информации; развитие умений эффективно работать с текстом, выделять в тексте главную мысль.

Суть игры заключается в том, чтобы научиться выделять в тексте главную мысль.

Обучающая игра «Куда идет корабль»

Цель: повторение и закрепление материала, изученного на уроке; формирование навыков определения географических координат.

Учитель предлагает командам найти потерявшееся морское судно, если известно только его координаты; для этого учащимся необходимо выяснить в каком океане и у берегов какого материка находился корабль, если его изначальные координаты были следующие: 00 широты 00долготы; затем определить, в какую сторону какого материка направляется корабль, если через два дня его координаты изменились: 400 ю.ш. и 00долготы; а также выяснить конечный пункт назначения корабля, если его координаты 260 ю.ш. и 450 в.д. (подсказка: это остров); победителями считаются  команды, определяющие весь путь судна.

Примечание: чтобы повысить интерес учеников к проблеме, можно придумать занимательную историю, связанную с этим кораблем.

Игра «Рассказ по шпаргалке»

Давайте прочитаем текст. Теперь изобразите его содержание с помощью рисунков, знаков, схем. Передайте эту «шпаргалку» соседу справа. По ней каждый должен рассказать, о чем говорилось в тексте.

“Географический лабиринт”

Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно - по стрелке “НЕТ”.

1Ю11

Игра «Служба

Игра «Служба спасения»

 Команды  получают задания по учебнику и дополнительным источникам информации изучить материалы, связанные с различными стихийными бедствиями: особенностями их возникновения и действия, последствиями, районами распределения.

Учитель готовит карточки, на которых указаны координаты места предполагаемого стихийного бедствия:

  1. 0 ш. и 30 з.д; 6) 45 с.ш. и 75 в.д.;
  2. 30 ю.ш. и 140 в.д.; 7) 30 с.ш. и 0 д.;
  3. 35 с.ш. и 135 в.д.; 8) 60 с.ш. и 75 в.д.;
  4. 10 с.ш. и 125 в.д.; 9) 60 с.ш. и 59 в.д.;
  5. 80 с.ш. и 120 в.д.; 10) 40 с.ш. и 120 з.д.

Перед началом урока учитель выписывает перечень стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, с которыми будут сталкиваться «команды спасателей» в ходе игры на доске:

  1. шторм на море;
  2. лесной пожар;
  3. извержение вулкана;
  4. цунами;
  5. вмерзание судна в лед;
  6. снежная лавина;
  7. песчаная буря;
  8. увязание в болоте;
  9. потеря ориентации в пещере;
  10. оползень.

Количество стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций равно количеству карточек с координатами; места, координаты которых указаны на карточках, подобраны таким образом, что можно достоверно предположить, с каким именно стихийным бедствием придется здесь столкнуться.

Команда должна предложить какое именно стихийное бедствие имеет место в данном районе и перечислить средства и приспособления, необходимые для спасения людей, а также способ действия спасателей. За фиксированное время команда излагает свои выводы на листе бумаги и сдает учителю.

Урок-игра « Оболочки Земли» 6 класс (автор учитель географии Писчасова Е.Д.)

Цели и задачи: выявление и поддержка интеллектуально-одаренных

учащихся; создание условий для реализации творческих способностей

учащихся, формирование навыков конкурсных испытаний.

Образовательные:

  • проверка и оценка знаний учащихся за курс  - Физическая география

6 класса;

  • расширение кругозора учащихся, развитие познавательных и

творческих способностей учащихся посредством элементов игры, соревнования и решения проблемных вопросов;

  • повышение интереса учащихся к предмету ―Физическая география.

Развивающие:

  • развитие географического мышления;
  • принятие самостоятельных решений в проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач.

Воспитательные:

  • формирование умений работать в команде, уважительно относиться

к чужому мнению, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  • воспитание культуры общения и развитие коммуникативных и познавательных умений;
  • рост познавательной самостоятельности учащихся.

Технические средства: ноутбук, проектор, экран, компьютерная

презентация.

Дидактические материалы: карточки-задания к 2, 3, 5 раундам, атлас 6

класса, план местности.

План занятия.

Продолжительность – 45 минут.

Этап 1. Организационный момент – 1 мин.

Этап 2. 2.1 Сообщение темы и цели занятия – 2 мин.

2.2 Ознакомление учащихся с правилами проведения и ходом игры – 2

мин.

Этап 3. Ход игры – 40 мин.

Этап 4. Подведение итогов

Ход игры

Учитель. Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру, чтобы определить,

какая команда достойна звания ―Знатоки географии”. Мы приветствуем

всех участников игры, болельщиков и жюри. Каждый из вас имеете шанс

стать победителями. Мы желаем всем командам удачи. Игру оценивает

компетентное жюри и сообщает результаты после каждого раунда.

Итак, мы начинаем игру.

Первый раунд – “Разминка”.

В первом раунде команды по очереди отвечают на заданные вопросы.

Если у команды нет ответа, то возможность ответить (и заработать балл)

получает другая команда.

Вопросы к первому раунду “Разминка”.

1. Самый большой материк Земли?

2. Часть света, омываемая четырьмя океанами?

3. Материк открытый позже других?

4. Самый маленький материк...?

5. Океан, омывающий все материки, кроме Африки?

6. Перечислите все части света.

7. Материк, который пересекают все меридианы?

8. Самый северный океан...?

9. Самый нижний слой атмосферы.

10. По высоте равнины делятся на …?

11. Совокупность неровностей земной поверхности?

12. Формы рельефа с плоской или холмистой поверхностью?

13. Кто открыл Америку?

14. Самая высокая вершина мира?

15. Кто совершил первое кругосветное плавание?

16. Самый большой остров в мире?

17. Где находится Амазонская низменность?

18. Самый высокий действующий вулкан Евразии?

19. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме?

20. Самое большое по площади озеро мира?

21. Где находятся Кордильеры?

22. Крупный остров у берегов Африки?

23. У какого моря нет берегов?

24. Плавающая ледяная гора?

25. Группа островов, расположенных близко друг к другу?

26. Излившаяся на поверхность магма?

27. Чашеобразное углубление на вершине вулкана?

28. Воды, находящиеся в земной коре?

29. Сильный ветер в пустыне?

30. Назовите проливы, разделяющие материки.

31. Где находится Большой Барьерный риф?

32. Место, где начинается река?

33. Самая многоводная река мира?

34. Кто первым достиг, Индии обогнув Африку?

35. Естественный спутник Земли?

Учитель. Тому, кто ищет постоянно новое в известном,

Кому без книг на свете жить не интересно,

Кому по силам смелые дерзания –

Мы посвящаем второе состязание.

Второй раунд – “План местности”.

Задание на плане местности (в атласе).

1. Определите расстояние от точки 154,4 до:

А. станции

Б. родника

В. парома

Г. школы

2. Определите азимут (А=?) от точки 154,4 до:

А. домика лесника

Б. озера ―Глубокое‖

В. электростанции

Г. пристани

3. Определите абсолютную высоту в районе:

А. школы

Б. смешанного леса

В. родника

4. В каком направлении от поселка Ладогино находится:

А. домик лесника

Б. озеро Глубокое

В. школа

Г. станция

Учитель: географическая карта.

Без нее не обойтись при изучении Земли.

Чтобы определить местоположение объекта на Земле люди создали географические координаты.

Третий раунд называется – “Географические координаты”.

Определите объекты по географическим координатам:

1) 640 с.ш. 130 з.д. –

2) 790 ю.ш. 1690 в.д. –

3) 500 ю.ш.700 в.д. –

4) 190 с.ш. 980 з.д. – 5) 190 с.ш. 1550 з.д. –

Определите географические координаты объектов:

1) г. Килиманджаро –

2) г. Нью-Йорк –

3) Южный полюс –

4) влк. Котопахи (Южная Америка) –

5) г. Москва –

Учитель: Для изучения природных явлений, люди придумали различные

приборы, с некоторыми, из которых вы уже знакомы.

Давайте проверим, насколько хорошо вы их знаете.

Четвертый раунд нашей игры называется “Измерительные приборы”.

Определите прибор и его назначение:

Барометр

Сейсмограф

Термометр

Компас

Эхолот

Рулетка

Гигрометр

Анемометр

Флюгер

Осадкомер

Нивелир

Учитель: С помощью приборов получают и обрабатываются географические

данные.

На уроках вы научились вычислять среднюю температуру и амплитуду

воздуха, атмосферное давление, среднегодовое количество осадков.

И мы предлагаем вам применить эти умения.

Пятый раунд – “Географическая математика”.

Задания к пятому раунду “Географическая математика”:

1. Определите масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет

длину 10 см.

2. Начертите прямоугольник 15 км на 30 км в масштабе в 1 : 500 000

3. Какова высота горы, если температура воздуха у подножия +26°С, а

на вершине –10°С?

4. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление

воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм

рт.ст.?

5. Высота холма 19 м. Северный склон крутой, южный пологий.

Изобразите холм горизонталями. Горизонтали проведены через 3 м.

Учитель:

Мы живем в трехмерном пространстве –

В бесконечном непознанном царстве,

И чем дольше на свете живем,

Тем все глубже его познаем

От Арктики до Антарктики

Люди весь мир прошли.

И только остров романтики,

На карты не нанесли!

Мы объявляем шестой раунд – “Контурная карта”.

Задание к шестому раунду “Контурная карта”:

Определите географический объект по контуру.

Учитель:

Кто угадает, для чего нам ярко солнце светит,

Идут дожди и для кого мы родились на свете?

Что в том лесу весной цветет? Зачем река внизу течет?

Ответьте нам ребята?

Седьмой раунд нашей игры – “Географические загадки”.

1. Он у моря – как язык,

Он берега лизать привык,

И пляж в часы прилива

Он лизал на диво.

2. Он ведет из моря в море,

Он не широк – всего верста,

И в нем, как в школьном коридоре,

И шум, и звон, и теснота.

3. Бежать, бежать –

Не добежать,

Лететь, лететь –

Не долететь.

4. День и ночь кричит,

А голос не устает.

5. Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.

6. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий кончик – в море.

7. В тихую погоду,

Нет нас нигде,

А ветер подует –

Бежим по воде.

8. Без рук, без ног воюет.

Без рук, без ног

Под окном стучит,

В избу просится.

9. Надо мною, над тобою,

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Вылился там и исчез.

10. Два брата родных:

Одного всякий видит,

Да не слышит,

Второго все слышат,

Да не видят.

11. Шар не велик, лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажешь весь свет.

12. Море есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя.

13. Кругом вода, а с питьем беда?

14. Есть один полярный остров,

Он внутри, как самовар,

Там из расщелин в скалах острых

Со свистом вылетает пар.

И в тот не сунешься поток:

Водичка словно кипяток.

15. Смотри: они все длинные – предлинные

И словно режут шар земной

На дольки апельсиновые.

Учитель: На этом мы завершаем "путешествие" в страну занимательной

географии с надеждой продолжить его в будущем.

Подведение итогов

Каждый раунд игры оценивается в соответствии с разработанными

критериями оценок. Победителем игры становится команда, набравшая максимальное количество баллов.

Главная ценность обучающих игр заключается в том, что они исключают пассивное восприятие учебного материала. Они рассчитаны не только на улучшение предметных знаний путем активизации мышления, но и на приобретение способностей самовыражения, понимание обучающимся самого себя и позиции других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках географии. Из личного опыта.

В данной статье рассмотрен ряд игровых технологий, применяемых мною на уроках географии в 9,10,11 классах....

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Применение игровой технологии на уроке географии

Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...

игровые технологии на уроках географии

Использование игровых технологий на уроках географииСегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и ме...

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии способствует повышению познавательной активности учащихся и повышает интерес к предмету.Презентации состоит из 22 слайдов....

"Игровые технологии на уроках географии"

Представление педагогического опыта...