Технологическая карта урока географии
план-конспект урока по географии (9 класс)

Технологическая карта урока географии в 9 класс по теме "Трудовые ресурсы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_9_klass.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ново-Сергеевская средняя общеобразовательная школа имени Е. А. Грунской»

Курчатовского района Курской области

Технологическая карта урока

Тема: «Трудовые ресурсы»

Предмет: География

Учитель: Цаценкина Ирина Владимировна

Октябрь 2020 год

  1. Пояснительная записка

Тема: «Трудовые ресурсы»

Класс: 9

Методическая база: Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков.

Технологии обучения: личностно-ориентированное, развивающее обучение, здоровьесберегающая.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические; психологические – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение4 информационные – работа с учебником, дополнительной литературой; педагогические – организация и стимулирование учебной деятельности.

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний, форма урока: деловая игра.

Цель урока: сформировать понятие «трудовые ресурсы».

Задачи:  раскрыть значение термина, рассмотреть факторы, определяющие качества работников, воспитывать ценностное отношение к способам повышения образования и профессиональной подготовки.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Сформировать представление о рынке труда, о требованиях к современному работнику. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении».

Метапредметные результаты:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные результаты:

Развивать логическое мышление, строить сообщение в устной и письменной форме.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией. Выполнять логические операции, самостоятельно формулировать цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, умение аргументировать своё предложение, взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Оборудование: бланки паспортов на каждого ученика, 3 листа бумаги и 1 лист картона на каждого, ножницы, иголка, нитки по числу участников, модель плаща, шаблоны выкроек(приложение), призы для победителей, таблица «Результаты изготовления плащей» (приложение – рисуется перед уроком на доске).

  1. Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Учитель проверяет

готовность к уроку,

психологически настраивает на работу.

Подготовка класса к работе.

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

  1. Актуализация знаний

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Объявляет о том, что сегодня необычный урок. Предлагает обучающимся сыграть в деловую игру, связанную с новой темой урока «Трудовые ресурсы».

Диалог с учителем.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий

учителя.

Коммуникативные УУД: умение осмыслять информацию , отвечать на вопросы учителя, поддерживать диалог.

  1. Изучение новых знаний и способов действий.

Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать знания и умения.

Учитель выступает в роли предпринимателя, создаёт предприятие по пошиву модных в этом сезоне плащей.

Что для этого нужно? (нанять рабочих)

Объясняя мотивы вводит ограничения по возрасту:

  • Старше 18 лет;
  • Не достигших пенсионного возраста.

Демонстрирует макеты плащей, которые будут производиться на предприятии. Раздаёт шаблоны и просит каждого игрока сделать такие же из своего картона.

Выдаёт бланки «паспортов» (прил. 1),  и просит заполнить их, проверяя пригодность работников.

Уточняет нюансы производства плащей, просит приступить работников к производству.

1 этап

Для ускорения процесса изготовления, повышения заинтересованности в «производстве», объявляет приз за наибольшее количество качественно изготовленных плащей.

По истечении времени определяет победителя и награждает его, итоги этого этапа заносит в таблицу (прил. 2).

2 этап

Предлагает участникам более сложный приём, главное отличие которого состоит в том, чтобы «обучить» рабочих разделению труда: один ученик выполняет функции закройщика, а другой сшивает полученные заготовки.

Далее учитель предлагает более эффективный приём раскроя материала, когда на несколько листов бумаги, сложенных стопкой, накладывается шаблон и сразу вырезается несколько экземпляров этой детали.

Итоги работы отражает в таблице.

 

Рассуждают. Отвечая на вопросы, преодолевают трудности возникающие в ходе работы.

Каждый ученик строго индивидуально в течение 7-10 минут делает плащи.

Выполняют задание учителя.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий

учителя, делать

выводы по результатам

работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать

информацию на слух,

отвечать на вопросы

учителя. Владение монологической речью.

Познавательные УУД: умение структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

  1. Закрепление изученного, обобщение и систематизация.

Цель: активизировать имеющиеся знания.

Учитель проводит эвристическую беседу.

  1. В каком возрасте нанимались рабочие?
  2. Почему не выгодно нанимать на работу людей в возрасте до 18 лет и пенсионеров?
  3. Какими свойствами обладали рабочие на 1 этапе игры?
  4. Какие качественные изменения в труде произошли на 2  этапе?
  5. Как изменилось качество и количество производимой продукции после обучения?
  6. Какими качествами должны обладать люди, чтобы активно и эффективно трудиться на производстве?
  7. Исходя из вышеизложенного дайте определение понятию «трудовые ресурсы»?

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.

Регулятивные УУД:

Умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать

выводы по результатам

работы

Коммуникативные

УУД: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

Умение структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

  1. Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке.

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели .

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Регулятивные УУД:

Умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать

учебный материал,

выделять в нем главное. 

  1. Домашнее задание

Поясняет содержание домашнего задания. Определяет персонально уч-ся готовых выполнить дополнительное задание.

Ответить на вопросы анкеты:

  1. Дайте определение понятию «трудовые ресурсы».
  2. Какие меры необходимо принимать, чтобы изменить качество трудовых ресурсов?
  3. В учебной литературе часто встречается понятие «Экономически активное население». По вашему мнению это (нужное подчеркнуть):

А) то же, что и трудоспособное население;

Б) всё население страны, занимающееся самостоятельной экономической деятельностью;

В) то же, что и трудовые ресурсы;

Г) собственное определение (напишите).

Записывают задание себе в дневник

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Приложение 1

Бланк паспорта

Паспорт

                                                          Фамилия_____________________                                                           Имя________________________

Число____,месяц_____, год рождения_____

Приложение 2

Результаты изготовления плащей

Способ производства

Число изготовленных плащей

Число качественно изготовленных плащей

До обучения

,,,

,,,

После обучения

,,,

,,,

 

                                     

Перед левая часть                                                 Перед правая часть

                                                                                                                                                                 Спинка

        

Капюшон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...