Урок географии в 10 классе
план-конспект урока по географии (10 класс)

Жогина Татьяна Александровна

Урок географии в 10 классе на тему Альтернативные источники энергии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Светловская СОШ имени Солёнова Б.А.»

Открытый урок географии в 10 классе

Тема урока:

«Неисчерпаемые ресурсы.  

Альтернативные источники энергии».

Учитель географии

Жогина Татьяна Александровна

2019 год.

Тема урока в 10 классе:

 «Неисчерпаемые ресурсы.  Альтернативные источники энергии».

Цель урока: ознакомление с альтернативными источниками энергии.

Задачи урока:

  1. сформировать понятия «альтернативные источники энергии»
  2. познакомить с основными источниками альтернативной энергии; выявить их географию;
  3. продолжить развитие географического мышления через решение проблемных ситуаций на уроке;
  4. формировать умения географического моделирования и прогнозирования, умения применять на практике полученные ранее знания.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся должны:

знать альтернативные источники энергии;

уметь показывать на карте страны, в которых имеются типы альтернативных электростанций.

Средства обучения: политическая карта мира,  контурные карты,

учебник: Е.М.Домогацских, Н.И.Алексеевский

«География.10 класс часть 1»;

рабочая тетрадь к учебнику.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

На доске эпиграф к занятию:

«Природа не храм, а мастерская» -

утверждал герой знаменитого романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Здравствуйте ребята!

Человечество ни одного дня  не сможет прожить без того, что даёт ему природа, всё, что необходимо человеку в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. И относиться к ним нужно как настоящий мастер, как человек разумный – бережно и с любовью.

Скажите, какой раздел географии  мы сейчас изучаем? (Природные ресурсы мира)

С какими видами мы уже познакомились? Давайте вспомним (минеральные, земельные, водные, биологические, ресурсы мирового океана, рекреационные)

Проверка домашнего задания. Географический диктант.

  1. Что такое природные ресурсы?
  2. Как рассчитывается ресурсообеспеченность?
  3. Что такое минеральные ресурсы?
  4. Полезные ископаемые. Виды.
  5. Что такое рекреационные ресурсы? Приведите примеры.

Загадка: 

Знаете ли вы, что есть географические карты, на которых показаны несуществующие географические объекты? Что это за карты? Почему они необходимы?

Ответ: Это карты караванных путей в пустынях, на которых обозначены места, где часто встречаются миражи. Известны случаи, когда видения озер, городов были так реальны, что жертвами миражей становились целые караванные пути. СЛАЙД 1

Сегодня мы с вами изучим  существующие объекты и укажем их местоположение на карте мира. Так о чем же мы сегодня будем с вами говорить? СЛАЙД 2

Что относится к исчерпаемым традиционным источникам энергии? (топливные ресурсы, газ, уголь, нефть). СЛАЙД 3

Почему топливные ресурсы, энергия воды и атомная энергия считаются традиционными  источниками энергии? Давно используется человеком.

Эти природные ресурсы  когда нибудь закончатся и человечество   задумалось о том,  что же делать? Нужна альтернатива.

Так о чем же мы сегодня будем говорить?

Будем говорить об альтернативных нетрадиционных неисчерпаемых источниках энергии. СЛАЙД 4

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Новый материал.

Энергия была и остается главной составляющей жизни человека.

По оценкам специалистов, мировые ресурсы угля составляют 15 трилл.тонн , нефти -300 миллиардов тонн, газа – 220 триллионов кубометров. Почему же наблюдается тенденция к освоению альтернативных видов энергии, при таких, казалось бы, внушительных цифрах, при том, что в последние годы в шельфовых зонах морей открыты огромные запасы нефти и газа.

Есть несколько ответов на этот вопрос.

Во – первых, непрерывный рост промышленности, как основного потребителя энергетической отрасли. Существует точка зрения, что при нынешней ситуации запасов угля хватит примерно на 270 лет, нефти на 35-40 лет, газа на 50 лет.

Во - вторых,  необходимость значительных финансовых затрат на разведку новых месторождений, так как часто эти работы связаны с организацией глубокого бурения и другими сложными и наукоемкими технологиями.

И, в-третьих, экологические проблемы, связанные с добычей энергетических ресурсов. Не менее важной причиной необходимости освоения альтернативных источников энергии является проблема глобального потепления.  

Давайте познакомимся с альтернативными источниками неисчерпаемыми источниками энергии  СЛАЙД 5

– Перечислите альтернативные источники энергии (на экране) (неичерпаемые, энергия солнца, тепла земли, ветровая энергия, приливная, энергия волн….)

- Почему их называют альтернативными?  (они недостаточно освоены и порой можно говорить только

- Все традиционные электростанции (ТЭС, ГЭС, АЭС) вырабатывают более 99% от всей мировой энергии, соответственно, альтернативные электростанции – менее 1%.

1. Энергия солнца: древняя Греция бог Солнца - Гелиос. Страны тропического пояса (сухой воздух,  более 300 дней солнце). Солнечные батареи очень дороги. Солнечная энергетика не по карману бедным странам. Лидеры не страны Африки, а США и Франция. СЛАЙД 6-9

2. Энергия ветра:  известна человеку с древности. Ветряные мельницы и паруса кораблей. Для получения энергии нужен не сильный ветер, а постоянный, ровный.  Как на границе суши и моря. США, страны Европы, Великобритания, Франция, Германия, Италия. Дания – насквозь продувается верами. СЛАЙД 10-12

3. Геотермальная энергия: энергия внутреннего тепла земли. Там где подземное тепло ближе к поверхности, вулканические районы.  Таких районов на земле много. Мала потребность, плотность населения в таких районах мала. Наиболее доступна ИСЛАНДИЯ (используется для отопления теплиц и жилья, полностью обеспечивает себя фруктами и овощами). Запад США, Новая Зеландия, Филиппины, Италия, Мексика и Япония. СЛАЙД 13-16

4.Энергия морских приливов и отливов: пока приливных электростанций немного  (ПЭС),  но они перспективные. ПОТЕНЦИАЛ Баренцева, Охотского, Белого морей: суммарная приливная энергия этих трёх морей превышает мощность всех электростанций России. СЛАЙД 17-20

Работа с текстом учебника.  (Стр. 89 параграф 13)

Мы познакомились с альтернативными источниками энергии, теперь определим факторы, влияющие на размещение электростанций и проблемы их размещения.

Для этого заполним таблицу. (На работу 10 минут)

Нетрадиционные источники

Факторы, влияющие на размещение

Проблемы

Страны

Энергия Солнца -

гелеоэнергетика

Районы, где много солнечных дней в году (тропики и субтропики)

Солнечные батареи большой мощности очень дороги.

(бедным странам не по карману)

США, Франция (лидеры).

Заинтересованы в развитии – Италия, Индия, Бразилия, Япония.

Энергия внутреннего тепла Земли (геотермальная энергия)

Районы, где подземное тепло подходит близко к поверхности Земли, т.е. в вулканических районах, где много горячих источников

В вулканической области мало населения, поэтому мала потребность в энергии.

Исландия, запад США, Новая Зеландия, Филиппины, Италия, Мексика, Япония.

Энергия ветра – ветроэнергетика

Районы, где дует постоянный и ровный ветер.

Нерегулируемый источник энергии; зависит от силы ветра — фактора, отличающегося большим непостоянством

США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Дания

Энергия морских приливов.

Районы, где происходят приливы и отливы.

высокая стоимость строительства и изменяющаяся в течение суток мощность, из-за чего ПЭС может работать только в составе энергосистемы, располагающей достаточной мощностью электростанций других типов.

Проверим таблицу.  (Зачитывают по очереди)

Работа с контурной картой.   Работа в парах.

Каждой паре учащихся выдаются контурные карты, в которых они наносят страны, где имеются типы альтернативных электростанций.

  1. Придумайте название вашей карты. Почему вы выбрали именно это название? Подпишите.
  2. Продумайте условные обозначения для каждого типа  альтернативных электростанций. Почему вы выбрали именно такие условные обозначения.

ВЫВОД.

- Итак, отрасль альтернативной энергетики находится на этапе становления и является очень перспективной, поскольку снижает зависимость человека от исчерпаемых источников минерального топлива. СЛАЙД 21-22

 

Домашнее  задание.  СЛАЙД 23

Сообщение: Какие ещё существуют альтернативные источники энергии, о которых не шла речь на уроке.

Рефлексия: СЛАЙД 24

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке?
  2. Всё ли было понятно?
  3. Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке? (ЛАДОШКА)

Оценки учащимся за урок.

Спасибо за работу. Урок окончен.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...