Рабочая программа по предмету "Глобальная география" 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс)

    «Глобальная география» - сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической науке, изучающее пространственное проявление общепланетарных процессов и явлений. Можно сказать, что мы имеем дело с особой ветвью  глобалистики — учения о глобальных проблемах человечества — географической, включающей экологический, энергетический, продо¬вольственный, сырьевой, демографический и другие ас¬пекты развития природы и общества.

 Данный курс направлен на расширение знаний и умений учащихся в области  географии, он  дополнит содержание  основного курса географии. В  данном элективном курсе последовательно обобщаются знания, полученные учащимися ранее, а заодно показывается, как тесно взаимосвязаны естественные и общественные науки, потому что все процессы, происходящие вокруг нас, сложные, обусловлены многими факторами. Занятия проектируются в современной информационной образовательной среде, где будут использованы инновационные образовательные технологии, что  позволит выйти на достижение планируемых образовательных результатов. Ребята получат дополнительные навыки работы с картами, изданиями периодической печати, внеучебной литературой, данными из системы Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon globalnaya_geografiya_10_klass_-_kopiya.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: глобальная география

Класс: 10А

Учитель: Карпеева Анна Викторовна

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе требований:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с последующими изменениями);
  •  Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 17» г. Чебоксары, утверждённой приказом по МБОУ «СОШ№ 17 г. Чебоксары от 02.06.2020 г. № 76 (с последующими изменениями);
  • Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования в Чувашской Республике (национально-региональный компонент) чувашский язык и литература, история, география, музыка, биология, физкультура, ОБЖ, технология и окружающий мир;
  • ​ Календарного годового графика МБОУ «СОШ № 17» г. Чебоксары на 2020-2021 учебный год.
  • ​ Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189).

         Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения по географии.  

Количество часов для реализации программы составляет: в год 35 часов, в неделю 1 час.

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ № 17» г. Чебоксары и календарным учебным графиком на учебный год (приказы по МБОУ «СОШ № 17» г. Чебоксары).

Базой курса является программа для профильных классов Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география»

    «Глобальная география» - сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической науке, изучающее пространственное проявление общепланетарных процессов и явлений. Можно сказать, что мы имеем дело с особой ветвью  глобалистики — учения о глобальных проблемах человечества — географической, включающей экологический, энергетический, продо¬вольственный, сырьевой, демографический и другие ас¬пекты развития природы и общества.

 Данный курс направлен на расширение знаний и умений учащихся в области  географии, он  дополнит содержание  основного курса географии. В  данном элективном курсе последовательно обобщаются знания, полученные учащимися ранее, а заодно показывается, как тесно взаимосвязаны естественные и общественные науки, потому что все процессы, происходящие вокруг нас, сложные, обусловлены многими факторами. Занятия проектируются в современной информационной образовательной среде, где будут использованы инновационные образовательные технологии, что  позволит выйти на достижение планируемых образовательных результатов. Ребята получат дополнительные навыки работы с картами, изданиями периодической печати, внеучебной литературой, данными из системы Интернет.

 Содержание данного курса поможет учащимся:

- объединить полученные по разным предметам знания в единую систему;

- получить более глубокие знания, в том числе экологические;

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- расширить кругозор и сформировать глобальное мышление;

- самостоятельно добывать информацию географического характера по данной   проблематике;

-оценивать и объяснять степень природных и техногенных изменений в природе;

-проводить учебные исследования, моделирование ситуаций в пространственно-временной конкретности;

-выйти на метапредметный результат.

    Изучение курса «Глобальная география» в старших классах позволяет интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеоб¬разовательный и культурологический потенциал геогра¬фии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенча¬тый и концентрический принципы обучения.

   Семинарские занятия будут способствовать развитию коммуникативной

    Элективный курс «Глобальная география» рассчитан на учащихся 10-х  или классов. Вид данного учебного курса – предметный, целью которого является углубление и расширение знаний по географии - предмету, входящему в базисный учебный план школы.

  Актуальность курса определяется возросшим интересом ко всем аспектам взаимодействия человеческого общества и природы.

  Наряду с этим, в условиях современного, высокого уровня развития производственных сил сохраняется зависимость человека от природы.

 «Глобальная география» - это «географическая глобалистика», её изучение особенно важно и перспективно, так как речь идет об овладении знаниями на рубеже науки о природе и человечестве. География остается единственной дисциплиной, синтезирующей естественное и общественное направление в науке. Глобальные проблем различны по своему характеру, но все они пронизаны идеей географического единства человечества и его выживания. Современный охватывает весь мир, все основные формы и сферы жизни человека.

Задачи программы:

  • овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества  людей, единства природы и общества.
  • формирование глобального мышления учащихся, в противовесе узкопонимаемым национальным и классовым интересам.
  • развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее значение проблемам социального характера – межнациональных отношений, культуры и нравственности.
  • вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им  самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

    Изучение курса «Глобальная география» позволяет интегрировать знания, полученные по географии и другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенчатый и концентрический принципы в обучении.

    Социальная направленность программы делает её актуальной для профильной ориентации гуманитарных направлений.

      Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание, но все они тесно взаимосвязаны. В последнее время центр тяжести глобальных проблем дрейфует, т.к. раньше он был смещен в развивающиеся страны, а теперь эти проблемы  периодически затрагивает и развитые страны.

При изучении географии в 10 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

В связи с современной санитарно-эпидемиологической обстановкой и введением карантинных и ограничительных мер при реализации рабочей программы возможно использование инновационных методов обучения, позволяющих добиться максимального включения всех участников в образовательный процесс с максимальной продуктивностью. Одним из актуальных методов для достижения данной цели выступает дистанционное обучение.

Основными принципами организации дистанционного обучения являются:

  • принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
  • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе форумы, электронная почта, Интернет - конференции, онлайн уроки);
  • принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
  • принцип модульности, позволяющий использовать ученику и учителю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
  • принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся, включающий обратную связь учителя с учеником, систему накопления оценок и установление уровня усвоения знаний.

Дистанционное обучение – способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся. Педагог и обучающийся пространственно и во времени разделены, поэтому создается среда, с помощью которой происходит их общение в целях обучения.

Эта среда может представлять собой получение материалов следующими способами:

- использование ресурсов электронного дневника и журнала;

- посредством почты, факса, телефонной связи;

- общение в социальных сетях и сообществах, групповые и индивидуальные чаты (Вконтакте, Viber, WhatsApp);

- просмотр учебных телевизионных программ, учебных материалов на дисках;

- использование ресурсов Интернет: выполнение интерактивных тестов и заданий, просмотр видеоуроков (videouroki.net, infourok.ru и т.п.)

- работа на цифровых образовательных платформах и порталах («Я.Класс», «Учи.ру», «Российская электронная школа», «Веб-грамотей», «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ» и т.п.)

- уроки в режиме видеоконференции (Zoom, Skype и др.)

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

  • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России
  • Осознание этнической принадлежности, знание своего края; интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,  ценностям народов России и народов мира.
  •  Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  • Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  •  Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  •  Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
  • Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  •  Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
  • интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • Эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учеников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении географии обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения географии обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  2. Обучающийся научится:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  • 1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся научится:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

 Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3.Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный)
  • критически оценивать содержание и форму текста.

4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся научится:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

 Обучающийся научится:

 

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

               1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся научится:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

             2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся научится:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

           3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся научится:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

3. Предметные результаты:

Ученик научится:

• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение

географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

• различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы стран мира

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных государств мира;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий  мира;

• различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения мира и отдельных стран;

• объяснять и сравнивать особенности экономических отношений в мире

• сравнивать особенности глобальных проблем;

• давать характеристику глобальным прооблемам;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Ученик получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

• составлять описание природного комплекса и; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

• оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

• давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

• наносить на контурные карты расположение стран мира

  • давать краткую  характеристику территории с использованием наложения географических карт различного типа.

Раздел 2. Содержание программы.

  1. Введение
  1. Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

 1.2.        Систематизация глобальных проблем.

Пакет глобальных проблем. Основные направления глобалистики. Необходимость мобилизации совместных усилий всех специалистов для исследования глобальных проблем. Составить наиболее наглядное представление об анализируемых проблемах, четко зафиксировать связи между различными их группами.

  1. Современный лик Земли
  1. Изменившийся лик Земли. География человечества

Антропогенные воздействия на природу в целом и её отдельные компоненты. Позитивные и негативные результаты человеческой деятельности. Классификация ландшафтов в зависимости от степени хозяйственной деятельности человека.

Наука о народах. Влияния природы на характер и традиции народа. Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества. Этногеография. Учение о цивилизациях (Ф. Ратцель, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.). Отсутствие стройной научной теории цивилизаций. Глобальный процесс взаимодействия и взаимопроникновения региональных цивилизаций. Характеристика известных цивилизаций (в том числе западнохристианской, исламской и др.).

  1. Политическая анатомия современного мира. Экономическая дифференциация мира.

Культурно-исторические регионы мира. Существующие сценарии будущей геополитической картины мира. Варианты геополитической стратегии России.

Повторение сюжетов, связанных с формированием политической карты мира. Культурно-исторические регионы мира; Западная Европа, Восточная Европа, англоязычная Америка, Арабский Восток и др. Место государств в экономическом «табели о рангах». Причины, их определяющие. Мировое хозяйство: понятие, тенденции развития. Восхождение человечества к вершинам социально-экономического прогресса. Разумное государственное правление и атмосфера конкуренции как двигатели прогресса. Примеры Западной Европы, США и Японии. Экономический опыт СССР – России ХХ века.

Практическая работа №1. 

Краткая географическая характеристика территории с использованием наложения географических карт различного типа.

  1. Глобальные проблемы человечества  
  1. Демографическая и продовольственная проблема.

Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной цивилизации обеспечить нынешнее и будущее население нормальными условиями для жизни.

Теория Мальтуса. Способность Земли теоретически прокормить десяток миллиардов людей. И нарастание угрозы загрязнения окружающей среды.

Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Сущность продовольственной проблемы в современном мире и её основные параметры: производство, спрос, распределение и потребление. Пути выхода из продовольственного тупика.

Практическая работа №2. 

Сравнение возрастно-половых пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения.

  1. Проблема отсталости.

Масштабы и критерии отсталости, применяемые в ООН. Наименее развитые страны. Причины отсталости. Связь отсталости с другими глобальными проблемами.

  1. Энергетическая и сырьевая проблема.

Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энергоемких производств. Традиционная и альтернативная энергетика.

Сущность и масштабность. Производство отходное, малоотходное и безотходное. Пути ресурсосбережения. Утилизация бытовых отходов. Региональные аспекты сырьевой проблемы в современном мире. Россия и глобальный сырьевой кризис.

Практическая работа №3

Определение обеспеченности различных стран мира и России, в том числе энергетическими ресурсами (по картам и статистическим материалам).

  1. Проблемы Мирового океана.

Мировой океан – «колыбель» всего живого. Роль Мирового океана в обеспечении жизни на Земле. Мировой океан - как ресурсная база. Морское хозяйство. Водные ресурсы океана. Проблемы использования энергии Мирового океана. Проблемы морского транспорта. Экология Мирового океана.

  1. Глобальный этнический кризис.

Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. География межэтнических конфликтов в современном мире. Россия и глобальный этнический кризис.

 Практическая работа №4

Определение по источникам информации районов межэтнических конфликтов мира и  нанесению их  на контурные карты.

  1. Проблемы здоровья и долголетия человека.

Здоровье человека как синтетическая категория. Продолжительность жизни населения как один из важнейших критериев цивилизованности любой страны. Понятие о медицинской географии.

  1. Проблема стихийных природных явлений и технологических аварий.

Роль трагедий, вызванных силами природы, в истории человечества. Систематизация стихийных природных явлений по условиям возникновения (СПЯ). Эволюция человеческого поведения, в отношении СПЯ. Географический характер проблемы СПЯ. «Цепная реакция» катастроф производственного характера последних десятилетий. Систематизация технологических аварий. Математическая теория катастроф. Географические аспекты. Проблемы технологических аварий.

  1. Проблема дефицита демократии и свободы.

      Декларация прав человека. Анализ ранжирования государств по группам.  Положение с правами человека в СССР, Новой России и странах нового зарубежья.

  1. Геоэкология – фокус глобальных проблем
  1. Биосфера как планетарная организация жизни.

        Пределы биосферы. Биогеохимические круговороты в природе. Наиболее распространенные сценарии гибели земной биосферы в будущем.

  1. Техногенез:  глобальные масштабы и региональные проявления.

        Техногенез как совокупность процессов в природной среде, вызванных хозяйственной деятельностью человека. Этапы, параметры, показатели и масштабы техногенеза.

  1. Глобальная экология.

        Техногенез и экология:  нити связи. От микросистем до глобальной экосистемы. Глобальная социоэкосистема. Условность границ в экологии. Общие и специфические экологические проблемы в мире и регионах мира.

  1. Экология атмосферы, гидросферы и педосферы.

        Функции, загрязнение и пути решения проблем: парниковый эффект, водопользование, очистка сточных вод, опустынивание, деградация земель.

  1. Социальная экология.

        Объективные свойства среды жизни в мегаполисах, городах, селах и так далее. Социально-экологическая специфика территориальных групп человеческого общества.

  1. Геоэкология России.

        Острота и масштабность экологических проблем. Наследство от СССР. Источники загрязнения. Особо охраняемые природные территории России. Регионы повышенного экологического неблагополучия.

Практическая работа №5

Определение по статистическим материалам районов России  наиболее экологически неблагоприятных   и нанесению их  на контурные карты.

  1. Литература  для учащихся                                                                                                           Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география – М.:  Дрофа, 2009.

Раздел 3. Тематическое планирование по глобальной географии  в 10  классе

Раздел/тема

Кол-во часов

1

Введение (1 час)

Что изучает глобальная география

1

2

Часть 1. Современный лик Земли (5 часов)

Тема 2. Изменившийся лик Земли.

1

3

Тема 3.География человечества

1

4

Тема 4. Политическая анатомия мира

1

5

Тема 5. Экономическая дифференциация мира

1

6

Обобщающий урок по теме: «Современный лик Земли»

1

7

Часть 2.Глобальные проблемы человечества (18 часов)

Глобальные проблемы: понятие и классификация

1

8

Тема 6.Демографическая проблема.

1

9

Тема 7. Север-Юг: проблема отсталости

1

10

Тема 8.Продовольственная проблема

1

11

Тема 9. Энергетическая проблема

1

12

Тема 10. Сырьевая проблема

1

13

Обобщающий урок по теме: «Глобальные проблемы человечества»

1

14

Тема 11. Проблемы мирового океана

1

15

Тема 12.Глобальный этнический кризис

1

16

 Тема 13.Проблема здоровья человека и долголетия человека

1

17

Тема 14. Другие глобальные проблемы

Проблемы терроризма и региональных конфликтов

1

18

Проблема урбанизации

1

19

Проблема стихийных природных явлений

1

20

Проблема технологических аварий

1

21

Обобщающий урок по теме: «Экологические проблемы человечества»

1

22

Проблема освоения космоса и исследования внутреннего строения Земли

1

23

Кризис духовных ценностей

1

24

Обобщающий урок по теме: «Глобальные проблемы человечества»

1

25

Часть3. Геоэкология - фокус глобальных проблем (11часов)

Тема 15. Биосфера как планетарная организация жизни

1

26

Тема 16. Техногенез: глобальные и региональные проявления

1

27

Тема 17. Глобальная экология

1

28

Тема 18. Экология атмосферы, гидросферы, педосферы

Загрязнение гидросферы

1

29

Загрязнение атмосферы

1

30

Проблемы потепления климата и озоновых дыр

1

31

Глобальный климат и Киотское соглашение

1

32

Загрязнение почв

1

33

Социальная экология

1

34

Взаимосвязь глобальных проблем

1

35

Обобщающий урок по теме: «Экология атмосферы, гидросферы, педосферы

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...