Технологическая карта урока географии
план-конспект урока по географии (9 класс)

Голубина Светлана Ивановна

формирование географического мышления учащихся через выявление особенностей ЭГП, природных условий, природных ресурсов Дальневосточного района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Класс: 9

Тема урока: Пространство Дальнего Востока. Уникальность географического положения.

 Тип урока по дидактической цели: урок  открытия новых знаний

Цель дидактическая: выработать умение применять знания в схожей и новой ситуации

Цель предметная: формирование географического мышления учащихся через выявление особенностей ЭГП, природных условий, природных ресурсов Дальневосточного района

Задачи

Планируемые результаты

Предметные:

1.Выявить своеобразие Дальневосточного экономического района, его состав, особенности ЭГП.

  1. Называют и показывают район, регионы в составе и их административные центры, соседний район, государственную границу с Китаем, КНДР, Японией, США.
  2. Называют особенности ЭГП, объясняют влияние ЭГП на развитие района.

2.Выявить особенности природных условий Дальневосточного экономического района.

  1. Называют особенности рельефа, климата, распределения внутренних вод, природных зон.
  2. Дают оценку влияния природных условий на развитие района.

3.Выявить природно-ресурсный потенциал Дальневосточного экономического района.

  1. Рассказывают о величине запасов района природными ресурсами, приводят примеры многообразия ресурсов.
  2. Называют и показывают крупнейшие месторождения полезных ископаемых, регионы, обеспеченные различными видами природных ресурсов.
  3. Дают оценку влияния природно-ресурсной базы на развитие района.

4.Обсудить        проблемы        природно-ресурсной        основы

экономики района.

3. Называют и объясняют проблемы.

5. Развивать умения работать в группе со статистическими        данными,        способствовать формированию географической культуры, развитие

кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта

Метапредметные: Умение организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, умение вести самостоятельный анализ информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения,

подтверждая их фактами;

6.Способствовать        формированию        ценностей географических знаний

Личностные: Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Технология: проблемно-диалогическая

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

УМК: География. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/А.И. Алексеев,  М.: Просвещение, 2019

Оборудование: географический атлас, Население и хозяйство. 9 кл, М.: Просвещение, 2019., раздаточный материал

Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийный проектор с экраном, авторский медиапродукт –        мультимедийная презентация PowerPoint –  5 слайдов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Приветствую учащихся

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Актуализация знаний

(3 минуты)

  • Какие экономические районы Восточного макрорегиона России мы изучили? Покажите их на карте. Какой район Восточного макрорегиона нами не изучен? Назовите и покажите его. Слайд1
  • С чем у вас ассоциируется Дальневосточный экономический район?

Демонстрирую природу района Слайд 2

Называют и показывают ранее изученные экономические районы: Западно-

Сибирский, Восточно-Сибирский.

Называют и показывают экономический район, который предстоит изучить - Дальневосточный.

- Камчатка, долина гейзеров, уссурийский тигр, остров Врангеля, мыс Дежнѐва….

Умение:

- вести самостоятельный анализ информации, сравнение, систематизацию, обобщение.

Мотивационно- целевой (5 минут)

Создаю ситуацию для постановки проблемного вопроса, определения целей урока, сообщая: Слайд 3 У меня последние 2 года этот район ассоциируется с дальневосточным гектаром. Что такое гектар – это участок Земли, равный по площади футбольному полю, на котором проходят мировые чемпионаты. Представили?

С 1 февраля 2017 года каждый гражданин России может получить бесплатно гектар земли в Дальневосточном федеральном округе.

Цель: Привлечение граждан на постоянное место жительства на территорию Дальневосточного федерального округа

Всего участников: 73 000 граждан России

Из Дальневосточного района: 69350 граждан(95%) Из других регионов России: 3650 граждан России(5%)

Какой вопрос нам уместно задать, изучая ДВ сегодня?

-        Какие        у        вас        будут         версии?

Слушают, думают, анализируют.

Формулируют проблемный вопрос:

Почему в регионах РФ мало желающих получить гектар Земли на Дальнем Востоке?

Предлагают версии ответа на проблемный вопрос:        слабо        освоенные        территории,

удаленность от центра, суровые условия, не

Умение:

-самостоятельно определять        цели и задачи,

-формулировать проблему, выдвигать версии, планировать свою        деятельность по                решению поставленной проблемы.

-вести самостоятельный анализ информации, обобщение.

-Выскажите свои предположения.

–        На какие                вопросы нам сегодня предстоит ответить        на        уроке,        изучая        район?

  • Каковы        должны        быть        наши        действия?
  • С чего мы начнѐм?

развита инфраструктура, не обеспечен транспортом,        стихийные        явления природы….

Ставят цели, уточняют тему урока. ЭГП, состав, природные условия, природные ресурсы Дальневосточного района.

Планируют деятельность на уроке. Чтобы дать ответ на проблемный вопрос, необходимо:

  1. Выявить и оценить своеобразие Дальневосточного экономического района, его состав, особенности ЭГП.
  2. Выявить и оценить особенности природных условий Дальневосточного района.
  3. Выявить и оценить природные ресурсы Дальневосточного района.

Первичное восприятие                и усвоение        нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

(20 минут)

Организую фронтальную   работу   учащихся   по

определению площади и состава.

- Открываем атлас и устанавливаем площадь района, административный состав называем и показываем. Предлагаю сравнить с Зарубежной Европой, на площади 5, 4 млн. км2 размещено 40 государств.        Называем и

показываем самый северный, южный, западный, восточный регионы, самый маленький и самый большой         по         площади.         Слайд         4

(административный состав)

- Чтобы дать ответ на проблемный вопрос, какие знания нам необходимо получить о районе?

Разбиваю учащихся на группы (исходя из результатов диагностики ведущего стиля учебной деятельности), путѐм разворота учеников первой парты ко второй и т.д., даю инструктивные карточки, контролирую работу учащихся. При необходимости помогаю найти нужные источники

Устанавливают площадь района –6,1 млн.

км2, одна треть территории государства. Называют и показывают административный состав:        9 регионов из 85 (3 края, 3

области, 1 республика, 1 авт. Округ, 1 автономная область: Амурская область- Благовещенск, Магаданская область – Магадан, Сахалинскаяобласть - Южно- Сахалинск - единственная в РФ область на островах, Еврейская автономная область- Биробиджан – самый маленький регион, Чукотский автономный округ- Анадырь – самый северный, восточный (м. Дежнѐва), Якутия – Якутск – самый большой регион, площадь Индии, Приморский край- Владивосток самый южный, Камчатский край-Петропавловск-Камчатский – на полуострове Камчатка, Хабаровский край-

Хабаровск.

Умение:

  • проводить поиск необходимой

информации и представлять ее в разных формах;

  • преобразовывать информацию из одного вида в

другой;

  • соотносить

единичные факты и общие явления;

  • анализировать и

делать обоснованные выводы;

  • устанавливать причинно-

следственные связи;

информации. Объясняю, что результатом работы учащихся в группе должны стать заполненные инструктивные карточки и устные ответы. После выполнения работы предлагаю предъявить результат работы классу. Результат предъявляет выбранный ребятами в группе спикер.

Задание 1 группе: Выявите особенности ЭГП Урала. (инструктивная карточка в приложении) (коммуникативно-ориентированная деятельность) Слайд 4

- Возвращаются к плану, называют.

Работают в группах с источниками информации        (текстом        учебника, географическими картами, заполняют инструктивные карточки.

Отчѐты групп:

Отчѐт 1 группы:        Задание 1 группе

Заполните пропуски в предложениях. Экономико-географическое        положение Дальневосточного района

Территория района расположена в Дальневосточном   федеральном   округе, на востоке страны. На севере район имеет выход к морям Северного Ледовитого океана Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому, на востоке к морям Тихого океана        Японскому, Охотскому, Берингову. На юге имеет сухопутную границу с     на востоке морскую с Японией и США. Следовательно, район имеет приморское и приграничное положение. Район граничит с Восточно-Сибирским экономическим районом РФ. Район расположен далеко от центра страны. Кроме материковой части в состав региона входят острова:   и полуострова: Камчатка и Чукотка. В районе сложилась самая низкая концентрация транспортных путей. Большое значение для района имеет Транссибирская магистраль, которая связывает район с европейской частью РФ и соседними государствами. По морям, омывающим район, проходит часть кратчайшего Северного морского пути между Европейской        частью

России и Дальним Востоком.

  • умение излагать своѐ мнение,

дискуссировать, принимать другие точки зрения;

  • сравнивать собственное видение проблемы с другими взглядами и

позициями;

  • взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.

Задание 2 группе:        Уникальность природных условий        Дальневосточного        района. (инструктивная карточка в приложении) (интеллектуально-познавательная деятельность) Слайд 4

Задание        3        группе:        Природные        ресурсы

  1. Перечислите благоприятные стороны ЭГП

Широкий выход к морям Тихого и Северного Ледовитого океана. На востоке район омывается Беринговым, Охотским и Японским морями, на севере - водами морей Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского.        Это        способствует установлению                торгово-экономических связей со странами АТР.

ДВ имеет сухопутную границу с динамично развивающимся Китаем и морские границы с высокоразвитыми странами – США и Японией

Транссибирская магистраль связывает ДВ с районами Сибири, Уралом и Центром.Через порты Восточный и Находка осуществляется контейнерная перевозка грузов из стран АТР через Россию в страны Западной Европы.В портах Владивосток, Находка, Восточный, Ванино начинаются морские пути в страны АТР.

  1. Перечислите неблагоприятные стороны ЭГП

Расположен на восточной окраине России. Самый удалѐнный от Центра России район. Территориальные        претензии        Японии        на часть Курильских островов.

Моря Северного Ледовитого океана замерзают, что сокращает навигацию. Особенно это сказывается на завозе грузов в районы Крайнего Севера.

Отчѐт 2 группы:

Большая часть Дальнего Востока (около 75% территории) занята плоскогорьями и

Дальневосточного        района        (инструктивная карточка в приложении)

(рефлексивно-смысловая деятельность)

Слайд 5

Задание        4        группе:        С                целью        привлечения населения                        России                на        Дальний        Восток разработайте слоганы (рекламные лозунги) для каждого региона, указывая плюсы региона для хозяйственной                        деятельности                населения. (инструктивная карточка в приложении) (креативно-преобразовательная деятельность)

невысокими нагорьями. Равнины и низмен- ности занимают около 25% территории:

Дальний Восток - подвижная область земной коры, поэтому здесь извергаются землетрясения, вулканы.

Климат отличается особой контрастно- стью – от арктического, умеренного резко континентального (вся Якутия, колымские районы Магаданской области) до умеренного муссонного (юго-восток), и морского – на полуострове Камчатка и ост- ровах. В южной части – климат умеренный муссонный с холодной зимой и влажным летом. В Оймяконе зафиксирован абсолютный минимум температур северного полушария – 72.

Реки района относятся к крупнейшим в стране по протяженности, водности, вели- чине гидроэнергопотенциала

По всей территории распространены болота, многолетняя мерзлота занимает большую часть

Природные зоны сменяют друг друга отот арктических пустынь и тундры на севере до широколиственных лесов (уссурийская тайга) на юге, а в горах наблюдается высотная поясность.

В пределах района часты опасные природные явления: землетрясения, цунами, извержения вулканов, тайфуны, паводки, наводнения, снегопады.

Отчѐт 3 группы:

Алмазы-Якутия

Золото - Якутии, Магаданской, Амурской областях, Чукотском автономном округе,

Хабаровском крае и на Камчатке

Олово – Якутия, Чукотский автономный округ

Вольфрам - Чукотский автономный округ Каменный уголь(Ленский бассейн, Южно- Якутский)

Нефть и природный газ- Сахалин

Лес - Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области, Еврейской автономной области.

Промысловой рыба, морепродукты – Сахалин, Камчатский край, Магаданская область

Плодородные почвы – Амурская область, Приморский край

Минеральные , термальные источники –

Камчатский край

5.Урал        отличается        разнообразием природных ресурсов. Здесь есть сырьѐ для развития лесной промышленности, в южных регионах благоприятны почвенные и агроклиматические ресурсы для ведения сельского хозяйства.

Отчѐт 4 группы:

Первичное

Закрепление(6мин)

После того, как группы обменяются знаниями, полученными   в   ходе   работы,        организую тестовую индивидуальную работу. Учащимся предлагаю        выполнить                тест. 1.В состав Дальневосточного района не входит: А) Приморский край Б) Республика Бурятия В) Амурская область Г) Республика Якутия

2.        С        каким        государством        граничит Дальневосточный район:        А) Финляндия

Б) Казахстан      В) Белоруссия    Г) Китай

Отвечают на поставленные вопросы теста. Сравнивают с образцом.

1б, 2г, 3а, 4в, 5а, 6бвг, 7а, 8б

Умение

- вести самостоятельный анализ информации, сравнение, систематизацию, обобщение, сопоставление нового с ранее изученным.

  1. Дальневосточный район граничит с районом РФ: А) Восточносибирским Б) Северо- Кавказским В) Волго-Вятским Г) Западно- Сибирским

  1. Дальневосточный район выходит к морям: А)        Баренцеву,        Восточно-Сибирскому,        Белому В) Японскому, Охотскому, Берингову

Б)        Карскому,        Чукотскому,        Лаптевых Г) Японскому, Охотскому, Жѐлтому

  1. Какая река протекает по территории Дальневосточного        района: А)Обь Б) Амур В) Волга Г)Енисей

  1. Какими полезными ископаемыми богат Дальневосточный        район: А) калийные соли Б) оловянно-вольфрамовые руды, В) железная руда Г) золото и алмазы

  1. Наиболее благоприятные для сельского хозяйства почвенные и агроклиматические ресурсы характерны для: А) Приморский край, Б) Якутия В) Чукотский автономный округ Г) Магаданская область

  1. Высокая сейсмичность характерна для:

А) Еврейская автономная область        Б) Камчатский край В) Амурская область В) Приморский край После выполнения теста организую самопроверку, называя правильные ответы.

Воспроизведение нового        знания. Самоконтроль        и самооценка полученного

знания (4 мин)

Вернѐмся к плану. Всѐ выполнили? Как ответим на вопрос урока? Почему в регионах РФ мало желающих получить гектар Земли на Дальнем Востоке? Прошу ответить на вопросы: В чем разобрался на уроке? Что осталось непонятным?

Возвращаются к плану урока. Отвечают на проблемный вопрос.

Учащиеся        высказываются        одним предложением.

Умение

- давать оценку результативности своей деятельности

Итог урока(2мин)

Домашнее задание: изучить параграф 59. Выполнить работу в контурной карте: обозначить границы района и входящих в его состав регионов, подписать регионы и их административные центры, отразить особенности ЭГП, условными знаками обозначить важнейшие месторождения полезных ископаемых в каждом регионе.

Оцениваю работу учащихся на уроке.

Записывают в дневник домашнее задание. Выставляют в дневник отметку.

Умение

- обобщать, делать собственные выводы.

Приложение к уроку №1

Дидактические материалы к уроку

Результат (продукт) групповой работы: заполненная таблица (выдаѐтся каждому учащемуся группы)

Инструктивная карточка для учащихся 1 группы

Заполните пропуски в предложениях, извлекая информацию из карт атласа.

Экономико-геграфическое положение Дальневосточного района

Территория района расположена в        федеральном округе,                                на        страны. На севере район имеет выход к морям Северного Ледовитого океана        ,        _,        на востоке к морям Тихого океана

         ,        ,        .        На юге имеет сухопутную        границу с                 , _        ,        на востоке морскую с        и

         . Следовательно,   район   имеет        и        положение. Район граничит        с        экономическим

районом РФ. Район расположен        от центра страны. Кроме материковой части в состав региона входят острова:        _,

         ,        и полуостров        . В районе сложилась самая                концентрация транспортных путей. Большое значение для района имеет                магистраль, которая связывает район с европейской частью РФ и соседними государствами. По морям, омывающим район, проходит часть кратчайшего        морского пути между Европейской частью России и Дальним Востоком.

  1. Перечислите благоприятные стороны ЭГП:         

  2. Перечислите неблагоприятные стороны ЭГП:         

Инструктивная карточка для учащихся 2 группы Задание: Изучите  текст параграфа 59, карты атласа и ответьте на вопросы:

  1. В чѐм заключается уникальность природы Дальневосточного района?

  1. Сделайте        вывод        о        влияние        природных        условий        на        жизнь        и        хозяйственную        деятельность        населения

района.         

Инструктивная карточка для учащихся 3 группы Природные ресурсы Дальневосточного района

  1. Изучите текст параграфа 59, карты атласа и проиллюстрируйте парами «Природный ресурс – район распространения».

  1. Оцените природные ресурсы района:         

Инструктивная карточка для учащихся 4 группы

Изучите текст параграфа 59, карты атласа и выполните задание. С целью привлечения населения        России на Дальний Восток разработайте слоганы (рекламные лозунги) для каждого региона, указывая плюсы региона для хозяйственной деятельности населения.

Регион

Слоган (рекламный лозунг)

Камчатский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Чукотский автономный округ

Якутия

Приморский край

Хабаровский край

Еврейская автономная область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...