Исследовательская работа по теме "Экотур по Веркольскому заказнику"
проект по географии (7 класс)

Барачевская Галина Владимировна

Исследовательская работа по теме "Экотур по Веркольскому заказнику"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon barachevskaya_otpravit_rabota_na_pechat.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Котлова Мария Александровна

Научный руководитель Барачевская  Г.В.

Архангельская область

«Экотур по Веркольскому заказнику»

Жителю мегаполиса требуется отдых от шума машин, бешеного ритма, загазованного воздуха, и современные направления экотуризма помогут в этом. Чистейший воздух, очаровательные пейзажи, единение с природой, наслаждение тишиной и спокойствием – такое безмятежное пребывание понравится каждому туристу. Сегодня о подобном отдыхе мечтают многие жители крупных городов, уставшие от бесконечной работы. Проект «Экологический туризм» предназначен для жителей Архангельской области: педагогов, детей школьного возраста и их родителей. Предназначение нашего проекта – развитие у участников, экскурсантов похода, а также – ознакомление с охраняемыми природными зонами Пинежского района Архангельской области. 

По нашему мнению развитие мирового экологического кризиса напрямую связано с распространением в современном мире потребительского отношения к природе. Изменить такую ситуацию возможно за счет формирования экологической культуры, активной социальной позиции населения в деле сохранения окружающей среды. Экологическое просвещение необходимо осуществлять на протяжении всей жизни человека, используя систему непрерывного образования.

Туризм – любая форма проведения досуга, связанная с тем или иным видом многодневного отдыха вне места постоянного проживания. Со школьного туризма начинается и туризм взрослых. В свою очередь, развитие туризма приводит к повышению уровня занятости (создаются рабочие места в отелях и местах общепита, производится продажа туристического снаряжения) Хотя популярность тех или иных мест может меняться (в зависимости от актуальности) поэтому туризм сложно представлять как источник дохода, но при этом он может хорошо помочь в развитии экономики определенной области. Туризм – это поход, реализующий спортивные и оздоровительные цели, связанный с образованием и воспитанием, что достигается в процессе ознакомления и изучения определенной местности.

Таким образом, выявлена значимость туризма:

  1. школьники наблюдают природу и деятельность людей края;
  2. из собранных во время похода различных предметов и сведений может пополняться содержание краеведческого уголка или музея школы;
  3. туризм воспитывает наблюдательность и умение ориентироваться на местности;
  4. непосредственный контакт с туристскими объектами позволяет связать географические и экологические знания с практикой,
  5. туризм оказывает положительное влияние на физическое состояние участника проекта,

В рехультате анализа литературы была выявлена следующая проблема: :в Веркольском государственном природном ландшафтном заказнике нет ни одного разработанного экотура.

Мы выдвинули гипотезу: разработка Экотура, охватывающего природно-антропогенные ландшафты и культурно-исторические объекты, способствует росту экологической культуры населения.

Таким образом, предметом исследования является – экотур.

Объектом – ООПТ «Веркольский».

Цель Экотура: развитие у частников и экскурсантов знаний о природе и ознакомлении с культурно-историческими ценностями.

Задачи:

  1. дать понятие « экологический туризм»;
  2.  дать представление об ООПТ «Веркольский»
  3. привлечь внимание туристов к данной природной территории;
  4. познакомить детей с профессиями, связанных с работой в заказнике / заповеднике;
  5. познакомить детей, родителей, педагогов с возможностями организации семейного и дополнительного досуга
  6. воспитывать бережное отношение к природе;
  7.  разработать экотур к юбилею заказника (8.12.2018 года исполнилось 20 лет)

Нами были использованы следующие методы: метод исследований, сотрудничества, проектирования и моделирования.

Тип проекта: краткосрочный

Этапы реализации проекта – Экотур:

1) подготовительный: постановка цели, определение задач и объема работ, создание бригады;

2) проектировочный: изучение литературы, составление плана работы по созданию тропы, поиск спонсоров;

3) поисково-исследовательский: исследование местности, выбор маршрута тропы;

4) практический: прокладка маршрута, составление картосхемы, правила поведения, подготовка экскурсоводов;

5) оформление: подготовка лозунгов, создание путеводителей, изготовление и оформление информационных щитов и указателей;

6) благоустройство: установление указателей и табличек, благоустройство экологической тропы;

7) заключительный: открытие экологической тропы, проведение экскурсий;

8) перспективный:  расширение тропы, создание новых объектов исследования.

Для своего проекта мы выбрали одно из уникальных мест России -  Веркольский природный государственный заказник, расположен на северо-востоке Архангельской области. Туризм здесь взаимосвязан и с географическими объектами: природно-антропогенный ландшафты (старовозрастные еловые леса, болота, луга, сосновые боры); культурно-исторические ценности (Деревня Веркола, литературно-мемориальный музей им. Ф.Абрамова, Артемиево-Веркольский монастырь).

Научные исследования подтвердили природную ценность Веркольских ландшафтов. Среди них следует отметить старо – еловые возрастные леса, которые произрастают в северной части заказника. Эти леса сохранились в естественном состоянии, так как были труднодоступны и не представляли особого интереса для лесозаготовки.  Массивы имеют природоохранную ценность, так как способствуют поддержанию естественных экологических процессов. Эти ели также представляют собой среду обитания для исчезающих видов растений и животных. Даже Фёдор Абрамов в своих произведениях упоминал их и называл ель «хитрым деревом». Отсутствие следов хозяйственной деятельности, позволило отнести эту зону к малонарушенным лесным территориям, выделенным международной организацией «Всемирная лесная вахта».

Несколько крупных сафгановых болот расположены в южной части заказника, они отличаются высоким видовым разнообразием, в них велика вероятность произрастания редких видов мхов, лишайников, которые занесены в Красную книгу России и Красную книгу Архангельской области. Кроме того, болота являются источником морошки, клюквы и лекарственных растений.

Часть заказника, расположенная вдоль реки Пинеги рядом с населенными пунктами, представляет собой природно-антропогенный ландшафт. Особо ценными участками этой территории являются сосновые боры – настоящее украшение заказника. К сожалению, они находятся под угрозой исчезновения, так как являются источником древесины для построек местного населения и ремонта монастыря. Не принимать во внимание эти потребности нельзя, однако следует осторожно планировать выборку деревьев для заготовки, помня о необходимости сохранения ландшафтов заказника.

Огромную ценность представляют и луговые комплексы Веркольского заказника. Здесь встречаются различные типы луговых экосистем, которые характеризуются высоким разнообразием травянистых растений. Они придают особую уникальность и неповторимость Веркольскому заказнику. Большинство из них зарастают кустарниками из-за отсутствие привычной хозяйственной деятельности (выпас, сенокошение), из-за сокращения поголовья скота в личных хозяйствах, у местного населения нет  необходимость ухаживать за лугами.

Заключение: природные ценности ландшафтов Веркольского заказника имеют практическую ценность не только для экологического воспитания школьников, но и для местного населения.

Туристские путешествия – походы по родному краю, содержат в себе многое, что их связывает с краеведением. В нашем случае, посетив Веркольский заказник, вы сможете оказаться на исторической родине известного русского писателя Ф.Абрамова, так как он родился в Верколе; многие места из этого заказника он описывал в своих произведениях.

По существу, всякий туристский поход по родному краю должен включать программу краеведческие исследования: наблюдение за природой и деятельность людей края, сбор различных предметов, фотографий, информации для  пополннения экспозиции краеведческого уголка или музея школы.

Туризм развивает и воспитывает личностные качества школьников: наблюдательность и умение ориентироваться на местности; открываются безграничные возможности для проявления инициативы, которая может быть направлена не только на изучение родных мест.

Источниками знаний во время путешествия являются рассказ, беседа, печатные источники, Интернет-ресурсы. Непосредственный контакт с туристическими объектами (природными, культурно-историческими, хозяйственными и др.), позволяет связать географические и экологические знания с практикой.

Деятельность школьников в путешествии и походе разнообразна, туризм оказывает положительное влияние на физическое состояние участника проекта, что положительно сказывается на физическом развитии и здоровье учащихся , служит стимулятором для поддержания здорового образа жизни в будущем.

Из всего многообразия задач, возлагаемых в настоящее время на особо охраняемые природные территории (ООПТ) хочется особо выделить организацию познавательного туризма и отдыха. Прежде всего, это относится к такой категории ООПТ как государственный природный заповедник.

В России практика организации государственных природных заповедников не такая продолжительная как за рубежом. Возможно, этим во многом и объясняется то, что, несмотря на огромный природнопознавательный потенциал, рост посещаемости наших государственных природных заповедников происходит крайне медленно. Также это можно объяснить недостатком практических навыков организаторов туристской деятельности в формировании и продвижении туристского продукта государственных природных заповедников.

Мы считаем, что именно в Веркольском заказнике можно реализовать подобный проект, поскольку здесь вы сможете увидеть красивую, интересную, природу, прикоснетесь к культурно – историческим ценностям. Кроме того, Веркольский заповедник обладает прекрасными экологическими объектами: еловые старовозрастные леса, болота, луга, сосновые боры, что является предпосылкой для организации именно экологического туризма. Гипотеза о том, что разработка Экотура, охватывающего природно-антропогенные ландшафты и культурно-исторические объекты, способствует росту экологической культуры населения, подтверждена.

Перспективность дальнейшего развития заключается в участии детей, их родителей и педагогов в проекте «Экологический туризм» – это один из стартовых шагов по развитию экологической культуры и активизации творческой и познавательной деятельности населения, благодаря их экологическому просвещению, а также воспитанию граждан, способных к сохранению и улучшению окружающего жизненного пространства. 

Материалы исследования будут интересны учителям географии для подготовки к  урокам по изучению региона и ООПТ.

Библиографический список

  1. Абрамова, А.Ф. По Абрамовским местам [Текст] : фотокнига / А.Ф.Абрамова, С.Ю. Галочкина, М.Б. Бушуева – Архангельск : Изд-во: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2010. – 156 с.
  2. Газета «Пинежье» за 2006 год Издательский дом «Пинежье» .Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры
  3. Веркола по всей Пинеге славится… : сборник / Веркол. б-ка муницип.бюджет. учреждения культуры «Карпогор. межпоселен. б-ка» МО «Пинеж. р-он» ; авт.-сост.: О.В. Алина ; [ред.: Т.В. Овчинникова]. – Архангельск : Лоция, 2013. – 180 с.
  4. Алин А. Е. Моя Веркола : [фотоальбом со стихами / фот. и стихи: Алексей Алин; авт.-сост.: Ольга Алина]. – Архангельск : Медиа-Тур. – [Б.м.] : Лоция, 2013. – 43 с. : цв. Ил
  5. Игнатьева С. Веркола Федора Абрамова / С. Игнатьева // Архангельск. – 2010. –28 окт. – С. 25.

Интернет-источники

  1. ООПТ России. Веркольский государственный природный ландшафтный заказник регионального значения : [офиц. сайт.] / URL: http://oopt.aari.ru/oopt/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (дата обращения: 24.01.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...

Проект "Экотур по Веркольскому заказнику"

АннотацияСлайд 2: Проект «Экологический туризм» предназначен для жителей Архангельской области: педагогов, детей школьного возраста и их родителей.Предназначение нашего проекта &ndash...