Открытый урок в 5 классе
план-конспект урока по географии (5 класс)

Бальбурова Марина Климентьевна

Урок в 5 классе "Географические координаты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02.02.2021_geogr.koorodinaty.docx71.32 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе по теме «Географические координаты»

Учитель Бальбурова М.К.

МБОУ школа-интернат с. Некрасовка

02.02.2021 г.

"Путешествие"! Вот оно, слово!

Так и тянет от радости петь.

"Путешествие"! Хочется снова

Над Жюль Верном всю ночь просидеть.

(Вс. Рождественский)

  1. Цель  урока: сформировать представление о географических координатах и практических способах их определения.
  2. Задачи:

- обучающие:

- сформировать понятия «широта», «долгота», «географические координаты»;

-сформировать практические навыки работы с картой:  умение определять по карте географическую широту, долготу, географические координаты объекта; умение определять по карте объект по заданным координатам;

- учить детей пользоваться градусной сеткой, определять расстояния и направления между объектами по градусной сетке.

-развивающие:

- развивать пространственные представления  учащихся;

-развивать познавательный интерес к изучению географии;

-развивать способность применять умения, навыки в поисках решения проблемной ситуации, анализировать, делать выводы.

-воспитательные:

- воспитывать навыки коллективной работы: взаимопроверки, взаимопомощи;

- воспитывать географическую культуру.

3. Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, использование таблиц, карт, схем, ЭОР, ПК умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе,  умение ориентироваться в окружающем мире, овладение элементарными практическими умениями и знаниями работы с картами.

Предметные: усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; овладение умениями читать и карты, таблицы, схемы, рисунки по данной теме, находить географᴎческᴎе коордᴎнаты; развᴎтᴎе способностей делать выводы ᴎ формулᴎровать правᴎла пользованᴎя даннымᴎ карт.

Универсальные учебные действия:

Лᴎчностные: осознать значᴎмость ᴎспользованᴎя на практᴎке географᴎческᴎх коордᴎнат.

Регулятᴎвные: планᴎровать свою деятельность под руководством учᴎтеля, оценᴎвать работу однокласснᴎков, работать в соответствᴎᴎ с поставленной задачей, сравнᴎвать полученные результаты с ожᴎдаемымᴎ.

Познавательные: ᴎзвлекать ᴎнформацᴎю о местоположенᴎᴎ географᴎческᴎх объектов прᴎ работе с картамᴎ, таблᴎцамᴎ, схемамᴎ, рᴎсункамᴎ, текстом учебнᴎка , делать аналᴎз ᴎ отбор ᴎнформацᴎᴎ, добывать новые знанᴎя ᴎз ᴎсточнᴎков ЭОР, перерабатывать ᴎнформацᴎю для полученᴎя необходᴎмого результата.

Коммунᴎкатᴎвные: уменᴎе общаться ᴎ взаᴎмодействовать друг с другом.

  1. Тᴎп урока:урок ᴎзученᴎя нового матерᴎала.
  2. Формы работы учащᴎхся: Работа фронтальная, групповая, ᴎндᴎвᴎдуальная
  3. Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, атлас,   тетрадь-тренажёр. Физическая карта полушарий. Раздаточный дидактический материал.

Структура урока:

I этап. Самоопределение к деятельности.

II этап. Актуализация и мотивация  знаний.

III Постановка проблемы.

IV Открытие нового знания.

V Первичное закрепление знаний.

VI  Рефлексия деятельности.

Географические координаты.

Ход урока:        

1 этап.  Самоопределение к деятельности. 1 мᴎн

Здравствуйте, ребята. Начнём урок. На слайде эпиграф к уроку.Слайд 1

2 этап.  Этап мотивации и актуализации. 7 мин.

Этап мотивации. 2 мин.

Задача этапа: мотивировать учеников на изучение темы, показав значимость рассматриваемого вопроса на практике.

На слайде -  отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Ребятам предлагается ответить на вопросы: можно ли было в кратчайшие сроки найти место крушения и оказать помощь потерпевшим крушение? Что  для этого необходимо? (2 мин) слайд 2-3

Этап актуализации.  5 мин.

Задача этапа: Вспомнить и проверить усвоение материала предыдущего урока, чтобы на основе полученных знаний перейти к изучению новой темы. Выполнить тестовую работу (индивидуальная работа).

Работа выполняется в специальном поле.  Нужно выбрать из предложенных вариантов ответов один правильный и занести его в таблицу,  приготовленную заранее.

Слайд4

 

E:\МК\БМК\География\5 класс\3 четверть\Проверка дз - копия.jpg

Слайды 5-8

Взаимопроверка слайд 9

В завершении этапа актуализации проводится взаимопроверка, ученики оценивают работу соседа по парте с помощью  слайда с ответами.

Сейчас у нас с вами каждый правильный ответ имеет свою конкретную точку, свой координат. Точно также и на карте любой объект имеет свои координаты.

Поэтому, сегодня на уроке мы с вамᴎ должны:

Цель нашего урока: слайд 10

Узнать! Что такое долгота, шᴎрота? Стр.  в учебнике 50-51

Научᴎться  определять географᴎческᴎе коордᴎнаты.

Записываем тему урока слайд 11

Сформулируем план урока слайд 12

3 этап  Постановка проблемы 2 мин.

Элемент проблемного обучения.

Проблемный вопрос: Если мы можем сейчас оперировать понятиями «параллель» и «меридиан», знаем их особенности, то сможем ли мы определить координаты города Москва? Слайд 13-14

Дайте ответ на вопрос и определите координаты города.

Ученики дают ответы и приходят к выводу, что у них не хватает знаний для определения координат.

Ученики сравнивают свои ответы с предложенным и отвечают на вопросы учителя.

С какими проблемами вы столкнулись?

Почему у вас возникли затруднения?

Какую вы поставите себе цель на следующем этапе урока?

 Физминутка 1мин.:

Этап 4  Открытие нового знания 24 мин.

Форма работы – групповая.

Ребята объединяются в 2 группы (1 ряд – 1 группа, 2 ряд- 2 группа)

 Им предлагается раздаточный материал. Детям необходимо дать определение: географическая широта 1 группа, географическая долгота 2 группа и вместе - географические координаты; составить алгоритм определения географической широты и географической долготы, используя предложенный материал. В раздаточном материале предложен алгоритм определения географических координат, но порядок перепутан, ребятам необходимо разрезать листы с пунктами алгоритма и наклеить их в тетрадь: на одном – алгоритм определения географической широты, на другом – алгоритм определения географической долготы. Ниже  написать определения географическая широта и географическая долгота, используя  учебник с.50-51

 Раздаточный материал:

Найти меридиан, проходящий через данный объект.

Определить значение параллели в градусах.

Записать значение географической долготы объекта.

Найти параллель, проходящую через данный объект.

Определить значение меридиана в градусах.

Определить полушарие, в котором находится объект (северное или южное).

Записать значение географической широты объекта.

Найти географический объект на карте.

Найти географический объект на карте.

Определить полушарие, в котором находится объект (восточное иди западное).

Ребята, поработав  с текстом учебника, дают понятие географическая широта.

Географическая широта показывает расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах. Географическая широта бывает северной и южной. Также, географическая долгота.

Географическая долгота показывает расстояние от нулевого меридиана (Гринвича) до заданной точки, выраженное в градусах. Географическая долгота бывает западной и восточной. 

 вызвать к карте по одному желающему из каждой группы, ребята показывают всем широту и долготу.

 Поставить перед учениками задачу: сформулировав определения географическая широта и географическая долгота, попробуйте дать определение понятие «географические координаты объекта».

Дети предлагают свои варианты определений.

В итоге они получают правильное определение: географические координаты объекта – это его географическая широта и географическая долгота.

Делаем вывод: если бы герои романа знали и широту, и долготу, они бы быстрее могли найти место крушения. Слайды 20-21

Физминутка 1мин.

Этап 5 Этап первичного применения знаний. 6 мин.

Задача этапа: проследить усвоение материала и его понимание.

Форма работы – групповая. Ребятам необходимо определить географические координаты ( в тетради-тренажёре, с. 26 №7 1 группа- С-Петербург- Осло, 2 группа- города Пермь-Оренбург. Осуществить взаимопроверку. Выявить ошибки, если есть.

Д/З: слайд 22  1 мин.

Этап 6. Рефлексия 3 мин.

Ролик «Картинная галерея»

Рисуем в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....