Практические работы 9 класс
методическая разработка по географии (9 класс)

Воронкова Галина Яковлевна

Данный материал поможет в организации практических работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon практические работы108 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                        Практические работы по

                         географии России

                               ( 9 класс)

Пр. р. № 1. «Нанесение на к\к основных угольных бассейнов и крупнейших электростанций».

Цель: Закрепить и расширить знания и умения учащихся  при составлении характеристики  одного из нефтяных  бассейнов  на основе сопоставления различных картографических источников.

     Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать  тематические карты.

Ход работы:

1.По карте «Топливная промышленность» атласа, карту врезку учебника и таблицу 3 «Производство отдельных видов промышленной продукции в районах РФ», составьте характеристику угольных бассейнов и электростанций  по плану:

А) Значение комплекса.

Б)Уровень его развития.

В) Основные  центры его добычи и переработки

Г) Направления транспортировки топлива.

Д) Экологические проблемы.

Цель: Закрепить и расширить знания и умения учащихся  при составлении характеристики  одного из угольных бассейнов  на основе сопоставления различных картографических источников.

     Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать  тематические карты.

    Ход работы.

Ι.По карте «Топливная промышленность» атласа, табл.20 стр.97.,рис.40 и 41 у.Д. стр.98-99. Охарактеризуйте один из угольных бассейнов России по плану:

1.Географическое положение бассейна (регион России и пр.)

2.Способ добычи (подземный, открытый).

3.Глубина добычи.

4.Мощность пластов.

5.Качество угля.

6.Себестоимость добычи.

7.Велина добычи, запасы угля.

8.Потребители.

9.Проблемы бассейна (экологическая ,социальная и пр.).

10.Перспективы развития бассейна.

         

        Пример выполнения практической работы:

       Печорский угольный бассейн.

1.Бассейн расположен на северо-востоке европейской части России, на северо-востоке Республики Коми. Центром бассейна является город Воркута, расположенный за северным полярным кругом.  Другой город в бассейне- Инта. До Воркуты проложена железная дорога- Печорская (Коноша-Воркута).

2.Весь уголь добывается дорогим подземным способом.

3.Глубина добычи 298 м-это глубже, чем в Кузбассе.

4.Пласты средней мощности 1,53м (в Кузбассе-1,85м).

5.Угли высококачественные (0,8 тыс.ккал/кг).

6.Угли дорогие (себестоимость высокая), т.к. шахтеры имеют «северные надбавки» к зарплате.

7.Добыча угля в 4 раза ниже, чем в Кузбассе.

8.Запасы угля меньше , чем в Кузбассе в 3 раза..9.Потребителями угля являются предприятия Европейского Севера.

10.Бассейн имеет небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости углей.

11.Проблемы бассейна связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы связаны с использованием терриконов. Социальные проблемы обострились из-за несвоевременной выплаты зарплаты, инфляции. Люди уезжают из Воркуты в более благоприятные для жизни регионы.

Составление  характеристики  угольных бассейнов  по картам и

статистическим      материалам.

План

Печорский бассейн

Кузнецкий бассейн

1. Г.п

Север Европейской части России

Юг Западной Сибири

2. Балансовые

     запасы угля

210 млрд.т

700млрд.т

3. Глубина

    залегания углей

От 300 до 1800 м

300-600 м

4. Теплотворная              

     способность

4-7,8 тыс.ккал

7-8,5тыс.ккал

5. Качество

     угля

1/2 часть коксующиеся

Большая часть-

коксующийся уголь

6. Способы добычи

Шахтный

Шахтный и открытый

7. Мощность пластов

0,7-1 м

От 6 до 14м и до 25 м

8. Условия работы

Сложные из-за вечной мерзлоты

Благоприятные

9. Себестоимость

Самая   высокая в  России

Средняя

Вывод. Сравнить характеристики угольных бассейнов и сделать вывод о

перспективах  развития  бассейнов.

Пр. р. № 2 «Сравнительная характеристика Уральской и Сибирской металлургических баз»

Цель: Закрепить и расширить знания и умения учащихся  при составлении характеристики металлургической базы на основе сопоставления различных картографических источников.

     Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать  тематические карты.

      Ход работы:

  1. По карте «Металлургический комплекс» атласа,рис.48 стр.113 у.Д., охарактеризуйте одну из металлургических баз по плану ( географическое положение; доля в производстве металла; источники сырья; источники топлива; примеры крупных центров).

           Пример выполнения  практической работы.

 Центральная- создается на железных рудах КМА и  Кольско - Карельского района, больших запасах металлолома. Коксующийся уголь Печорского бассейна не покрывает потребности, и поэтому используется уголь Кузбасского и Донецкого бассейнов. Центры- Череповец , Липецк ,Старый Оскол. На северо-западе, в Кольско- Карельском районе, из местных руд производят никель (Мончегорск) и алюминий (Волхов, Кандалакша). Московская область- предприятия по переработке лома цветных металлов и оловянных руд (Подольск), производству урана (Электросталь).

      Сибирская- в её составе выделяют районы:

 А) Южно- Сибирский- развивается на угле Кузнецкого бассейна и месторождениях железной руды Приангарья и Горной Шории. Это крупнейший производитель алюминия из местного (Ачинского) и уральского глинозема. Центры- Братск , Красноярск, Саяногорск, Шелехово. Ведется добыча и переработка

Полиметаллических руд (Кузбасс, Забайкалье). В перспективе -использование меди Забайкалья (Удокан);

Б) Северо-Сибирский- развивается на разработке богатейших залежей медно-никелевых руд (Норильск). Часть перерабатывается на месте , а  часть- на предприятиях Кольского п- ва и Красноярска.

3) Дальневосточная- планируется в Южной Якутии, где есть близость высококачественных железных руд (Таежное) и коксующихся углей (Южно-Якутский бассейн). Добыча золота ,олова , германия и других цветных металлов ведется на Дальнем Востоке несколько десятилетий.

   Составление характеристики одной из металлургических баз

     по картам и статистическим материалам.

База

Сырье

(железная руда)

Топливо

(каменный уголь)

Металлургические центры

1 в

Центральная

КМА,

Кольский п - ов

1

2

3

1

2

3

4

Уральская

Качканар,

Магнитогорск,

Соколовско –

Сарбайское

1

2

1

2

3

4

5

Вывод.   Перспективы развития

Пр. р. 3. «Обозначение  на  контурной  карте  основных  центров  автомобилестроения,  судостроения,  станкостроения,  железнодорожного  и  сельскохозяйственного  машиностроения  России».

Цель: Закрепить умение по определению факторов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Продолжить формирование умений и навыков учащихся анализировать различные тематические карты с целью выяснения  главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

           Ход работы:

1.По карте «Машиностроение» атласа, или уч.Д. рис.30 с.77, определите основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

2.Назовите центры этих отраслей машиностроения.

3.Сопоставьте карту «Машиностроение» с картами атласа « Плотность населения» и «Металлургия». Сделайте выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Определение   главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения

Группа отраслей

Фактор размещения

Районы

Трудоемкое

машиностроение

1

1

2

3

4

Металлоемкое машиностроение

1

1

2

3

4

Вывод. Укажите причины размещения наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения

Пр. р. № 4. Обозначение на к\к важнейших ж\д и водных магистралей, крупнейших морских и речных портов России.

Пр. р. 5 «Обозначение  на  контурной  карте  экономических  районов  России».

Цель: на основе анализа политико-административных карт России научиться моделировать новые варианты районирования страны.

         Ход работы:

  1. Ответьте на вопрос: что такое районирование?
  2. Перечислите варианты районирования.
  3. Рассмотрите на политико-административной карте России (уч. Д. рис.1; рис.2; рис.71; рис.72 )  современное районирование и его проблемы.
  4. На основе текста учебника  обсудите возможные варианты районирования.
  5. Предложите свой вариант районирования, обоснуйте его.

А) что положено в основу такого районирования.

        Б) чем отличается это районирование от традиционного.

        В) укажите положительные черты будущего районирования, недостатки.

Пр. р. 6. «Сравнительная характеристика Поволжского и Европейского юга экономических районов»

   Цель:

  1. Закрепить умение по определению факторов развития пищевой промышленности.
  2. На примере сравнения специализации пищевой промышленности двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику.

Ход работы:

  1. Дайте оценку агроклиматических  условий европейского Юга и Поволжья на основе карты атласа «Агроклиматические ресурсы».
  2. Пользуясь картами атласа «Агроклиматические ресурсы», экономическими картами Поволжья и Южной России определите отрасли сельского хозяйства с с\х культуры, выращивемые в районах.
  3. Определите отрасли специализации  пищевой промышленности Поволжья и Европейского Юга, пользуясь картами атласа.
  4. Определите факторы развития отраслей специализации пищевой промышленности.
  5. Сравнительный анализ специализации пищевой промышленности Поволжья и Европейского Юга  оформите в таблицу.

Показатели                                                    Сравниваемые                                                Черты

для специализации.                                           Районы                                            сходства             различия

                                                                    Поволжье              Европейский Юг

1.Агрокламатические

    условия.

2.Отрасли с\х,

    с\х культуры.

  3.Отрасли специализации

пищевой  пр-ти.

  4.Факторы развития

     отрасли пищ. пр-ти.

Вывод по сравнительному анализу специализации пищевой промышленности.

      Определение факторов развития и сравнение специализации                         промышленности Европейского  Юга и Поволжья

                                 Определить факторы размещения

                   отрасль

фактор размещения

                          1 вариант

1  сахарная    

2  хлебопекарная

3  кондитерская    

4 сыродельная                                                                

5  мясная                                                                

                             2 вариант                                            

1  маслодельная

2 крупяная

3 консервная

4 пивоваренная

5 макаронная

                         

Вывод. Специализация пищевой промышленности этих районов совпадает по многим отраслям. В обоих районах развиты:

Пр. р. 7. «Составление  характеристики  промышленного  узла».

Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

Цель: Формирование умения анализировать экономические карты, на основе анализа устанавливать причинно- следственные  связи и объяснять размещение промышленных узлов.

Ход работы:

1.Дайте характеристику Норильского промышленного узла по плану:

  1. Название ТПК и ЭГП.
  2. Состав ТПК (города).
  3. Природные ресурсы и энергия, используемые на территории ТПК.
  4. Отрасли специализации.
  5. Выпускаемая продукция.
  6. Проблемы и перспективы развития..

Пример выполнения работы.:

               Норильский промузел.

  1. Город Норильск, порт Дудинка входят в состав ТПК.
  2. Он расположен на севере Красноярского края, где отсутствуют железные дороги, и связь только с портом Дудинкой на Енисее.
  3. В районе Норильска залегают медные и никелевые руды, каменный уголь и ведется их добыча.  Энергия на предприятия Норильска поступает с ТЭЦ. Работающей на угле и с Игарской ГЭС.
  4. Отраслями специализации Норильского ТПК является производство меди, никеля, кобальта, платины.
  5. Вспомогательные производство строительных материалов.
  6. Основная проблема ТПК- экологическая, так как цветная металлургия- «грязная» отрасль.
  7. В перспективе необходимо развитие транспортной сети, в том числе воздушного, подводного видов транспорта,  развитие социальной инфраструктуры.

Пр. р. 8. «Сравнительная характеристика двух экономических районов азиатской части России» (по выбору учащихся)

   Цель:

  1. Закрепить умение по определению факторов развития пищевой промышленности.
  2. На примере сравнения специализации пищевой промышленности двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику.

Ход работы:

  1. Дайте оценку агроклиматических  условий европейского Юга и Поволжья на основе карты атласа «Агроклиматические ресурсы».
  2. Пользуясь картами атласа «Агроклиматические ресурсы», экономическими картами Поволжья и Южной России определите отрасли сельского хозяйства с с\х культуры, выращивемые в районах.
  3. Определите отрасли специализации  пищевой промышленности Поволжья и Европейского Юга, пользуясь картами атласа.
  4. Определите факторы развития отраслей специализации пищевой промышленности.
  5. Сравнительный анализ специализации пищевой промышленности районов  оформите в таблицу.

Показатели                                                    Сравниваемые                                                Черты

для специализации.                                           Районы                                            сходства             различия

1.Агрокламатические

    условия.

2.Отрасли с\х,

    с\х культуры.

  3.Отрасли специализации

пищевой  пр-ти.

  4.Факторы развития

     отрасли пищ. пр-ти.

Вывод по сравнительному анализу специализации пищевой промышленности.

      Определение факторов развития и сравнение специализации                         промышленности Европейского  Юга и Поволжья

                                 Определить факторы размещения

                   отрасль

фактор размещения

                          1 вариант

1  сахарная    

2  хлебопекарная

3  кондитерская    

4 сыродельная                                                                

5  мясная                                                                

                             2 вариант                                            

1  маслодельная

2 крупяная

3 консервная

4 пивоваренная

5 макаронная

                         

Вывод. Специализация пищевой промышленности этих районов совпадает по многим отраслям. В обоих районах развиты:

        Вариант 2

     Изучение и оценка природных условий Кузнецко-Алтайского района для              

     жизни и быта человека  (на примере с/х)

Специализация с/х

Фактор размещения

           1 район с/х

 - молочное животноводство

 - яровая пшеница

 - лён

1

2

3

        2 с/х  район (Барнаул-Бийск)

 -подсолнечник

 - сахарная свекла

 -  пчеловодство

 - садоводство

 - овцеводство

1

2

3

4

5

          3 с/х район

 -  пантовое оленеводство

 - пчеловодство

 - оленеводство

1

2

3

Вывод.  Оценить природные условия для жизни и быта человека

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...

Практическая работа по теме: Географические координаты для 6 класса. Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель МКОУ СОШ № 251 ЗАТО г. Фокино Приморского края

Практическая работа по теме: Географические координаты для 6 класса имеет сформулированную цель, два варианта для прямого и обратного определения координат и пять дополнительных заданий, а так же отве...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Домашние практические работы из серии "Нестандартные лабораторные (исследовательские) работы по физике, 7-9 классы "

Одним из важных направлений в работе учителя физики является приобщение учащихся к исследовательской деятельности. Выполнение таких работ способствует более глубокому пониманию учебного материала, раз...