"Ветер" урок географии 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

"Ветер" технологическая карта урока географии в 6 классе "Полярная звезда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 7 классе

Предмет

география

Учебник, авторы

География, 5-6 класс, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина

Класс

6

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-поисковая

Тема

Ветер

Цель

создание условий для формирования представления о ветре, его свойствах, причинах образования, использование человеком в жизни, формировать умения анализировать различные источники географической информации.

Оборудование

 учебник, атласы для 5-6 класса,  контурные карты, кинофрагмент, тетрадь, линейка.

Задачи

 Предметная: формирование у учащихся   знаний о ветре и его значении в нашей жизни, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме

Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;

- формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.

Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя;

-осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы

Планируемые метапредметные результаты.

Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников;

Познавательные (учебно-логические):

-выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий

Коммуникативные

- выступать перед аудиторией, уметь вести диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный

Приветствие учителя:

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать географические тайны.

II.

Актуализация опорных знаний

Какой раздел географии мы сейчас изучаем? Опишите его, не называя (составление схемы)

- Какие важные характеристики атмосферы вы уже знаете? Что еще нам необходимо знать?

Создание проблемной ситуации

Задание с удивлением.

Чтобы определить, какую характеристику мы будем далее изучать, прочитайте стихотворные строки

Завывает, подвывает,

Злым и добрым он бывает.

Злым, когда всерьез дичает

И о прежних днях скучает.

Страшный, словно гад ползучий,

В небесах гоняет тучи

И с надрывом в вихрях стона

Волны дыбит выше дома,

И ломает, почем зря

В море мачты корабля

Добрым он бывает чаще,

Добры, значит настоящий

Движется как звук струны

Гостем южной стороны.

В темноте, при свете дня-

Солнца яркого огня-

То дыханием ласкает,

Подналяжет, отпускает,

То стеной стоит тугой.

Отгадай, кто он такой?

- Подчеркните словосочетания, по которым точно можно дать ответ на загадку

                                     

- Вспомните, как образуется ветер?

 

- Что еще вы знаете о ветре? Что нужно еще изучить?

Атмосфера

Заполняют схему (Воздушная оболочка, нет четкой границы, с высотой свойства изменяются, задерживает ультрафиолетовые лучи, защищает от космического излучения)

Температура воздуха, атмосферное давление

Ветер

Подчеркивают словосочетания (например, гоняет тучи, волны дыбит и т.д.)

Теплый воздух сменяется холодным, возникает ветер

III. Постановка познавательной задачи

Диалог (подводящий), направленный на организацию работы в группах.

Но прежде, чем мы начнем изучение нового материка, давайте попробуем сформулировать тему урока, цели и задачи

Используя различные источники информации, научиться давать характеристики: силу ветра, скорость, направление,  разнообразие ветров. Как вы думаете, что для этого нам понадобится? (атласы, контурные карты, учебник)

   

Определяют тему урока, цели и задачи

Обучающиеся проверяют  наличие учебников, атласов, контурных карт и др. принадлежностей

IV. Изучение нового материала

Работа в парах (атлас, учебник, презентация, кинофрагмент)

Первичное закрепление

Давайте сегодня отправимся в небольшое путешествие. А начнем его с берега моря. Опишите, что происходит с песком на берегу и водой, где теплее и почему?

Теперь добавим знания с прошлого урока о давлении.

Прочитайте 2 и 3 абзацы на странице с. 131

Используя свои знания, мы можем сделать вывод, давайте попробуем вместе. Составим определение ветра при помощи приема «Кластер»

Запишите определение в тетради

Продолжим наше путешествие, отправимся в лес, горы, на море.

Прочитайте стихотворения, как вы думаете, о какой характеристике ветра пойдет далее речь?

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (С. Михалков)

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (М.Ю. Лермонтов)

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море. (А.С. Пушкин)

- Прочитайте текст ( предпоследний абзац) с. 132 и определите о каком ветре говорится в каждом из стихотворений?

- Следующая характеристика связана со знанием сторон света и умением пользоваться компасом

- Какой ветер по направленности может быть?

- Как его определить?

- Есть прибор при помощи которого определяют направление ветра? Что он из себя представляет?

- Ветры дуют, меняя направление. Например, северный ветер всегда приносит похолодание. И от того, какой ветер дует чаще, зависит работа некоторых представителей профессий. Можете предположить каких?

- Рассмотрите рисунок 92. Понятно ли вам, как построить самостоятельно розу ветров? Обратимся к плану на с. 133-134 и построим свою розу ветров

- Как изображают ветер на карте?

Далее наш путь – океан. Рассмотрите рисунок 93. Дайте характеристику ветру на рисунке. Как называется такой ветер?

Основная его характеристика описана в первом предложении с. 133

Давайте вернемся в начало нашего пути. И здесь нам приготовили задание

Есть еще ветер, который меняет свое направление в течение суток, как он называется и от чего зависит?

Предлагают версии

Песок нагревается быстрее и остывает быстрее, вода нагревается медленнее и остывает тоже медленнее.

Теплый воздух поднимается вверх, давление уменьшается. На его место стремится холодный, возникает ветер.

Ветер – это:

движение вдоль земной поверхности

движется из области высокого давления

поступает в область низкого давления

Записывают

Сила ветра и его скорость

Ураган, штиль, шторм

Направление

Южный, северный, западный, восточный, юго-восточный, северо-восточный, юго-западный, юго-восточный

По дыму из трубы, куда наклоняются деревья или кустарники, пыль и т.д

Флюгер

Читают абзац на стр. 132

Читают текст и выполняют построение в тетради

Стрелками

Зимой с суши на море, летом – с моря на сушу

Муссон

Сезонный ветер (зима – лето)

Бриз

V. Закрепление

  А теперь вернемся к теме нашего урока. Работа в группах

- первое задание – подберите и запишите к существительному ветер подходящие по смыслу глаголы, поясняя каждый глагол предложением

Например. Дует теплый ласковый ветерок

- второе задание – каждая группа готовит описание ветра прилагательным и по очереди называет свое слово, побеждает, та группа, которая назовет больше слов

Например: порывистый, попутный, пронизывающий и т.д.

- третье задание – как человек использует свойства ветра?

- подымается, утихает, воет, гудит, сдувает, налетает, выхватывает, срывает, дует

- штормовой, ураганный, шквалистый, освежающий, северный и т.д.

- Паруса, мельницы

VI.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Ну, вот, ребята, наш урок подходит к концу, надеюсь, урок вам показался интересным, познавательным, вы самостоятельно работая в группах открыли для себя новые знания.

Посмотрите отрывок из одного очень популярного фильма «Мэри Поппинс, до свидания». Послушайте слова песни, и скажите какой ветер в жизни еще бывает?

Домашнее задание: параграф 40, составить розу ветров для сентября нынешнего года г. Калуга.

Ветер перемен, ветра разлук, ветра потерь, обид и зла, ветер добрый, ласковый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

08.05 география класс

презентация...