Рабочая программа 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс)

Программа для класса с углубленным изучением Географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_geografii_10_b_kl._2017.docx60.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Лицей г. Истры  

                                                                                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                          

директор МОУ Лицей г. Истры

                                                                                                                                                      О.А. Оличева

«____»___________20____ г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Предмет                                         география

Учебный год                                 2017-2018 учебный год

Класс                                             10 «Б»

Количество часов в год               102 часа

Количество часов в неделю        1 час в неделю

Учитель  Покалюк С. А.

10 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:                                                                                                   Федерального компонента государственного стандарта по географии ( профильный уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089;                                                                                                                                                                                               Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от  09.03.2004г.;                                                                                                                                                                                                                                                                  Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. (Сборник нормативных   документов. География/сост.- Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2008г);                                                                                                                                   Программа «География. 10-11 класс» Е.М. Домогацких                                                                                                                                             Авторская программа В.Н. Холиной. География. Профильный уровень. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2012г.;                                                                  Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Курс «География. Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление и понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Цели и задачи курса:

  • Сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
  • Развить пространственно-географическое мышление;
  • Воспитать уважение к культурам других народов и стран;
  • Сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
  • Научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
  • Воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Программа данного курса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются на базовом или углубленном уровне. На углублённом уровне на изучение предмета отводится 102 часа в 10 классе. Особенностью программы является классическая трактовка курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в ФГОС, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным требованиям. Кроме того, учебник, написанный на базе данной программы, опирается на современные статистические данные.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» и «Региональная характеристика мира», несколько изменено распределение тематического материала в рамках разделов. Так в один раздел «Взаимоотношения природы и общества» объединены две темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение темы должно происходить после раздела «Население мира».

Раздел «Политическая карта мира» включен во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в середине. Перемещение этого раздела в региональную часть курса позволяет разделить материал на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы.

Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно.

Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.

Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН. Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, заморские территории и департаменты).

Формы государственного устройства и правления. Организация территории государства (унитаризм и федерализм). Территория и границы государства. Территориальные споры. Геополитика. Международные политические организации. ООН. Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира – абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран. Типология и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения. Типы стран современного мира.

 Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с  историей, обществознанием.

Следующая тема «Природа и человек», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Численность населения мира ( переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения ( гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты. География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н, Гумилева. Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.

 Эта тема имеет межпредметные связи с  биологией и экологией.

Далее рассмотрена темы  « Мировое  хозяйство и научно- техническая революция» и « Отрасли мирового хозяйства». Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

        В заключении курса изучается тема « Глобальные проблемы современности».

Для углубленного изучения материала дополнительно используется  материалы учебника В.Н.Холиной « География. Профильный уровень. 10класс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Место учебного предмета в учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объёме 210 часов за два года – 105 ч. в 10 классе и 105 ч. в 11 классе (3 часа в неделю);                                                                                                             Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса географии:

 Личностными результатами обучения географии является:

  • Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
  • Сформированность экологического мышления; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.

 Метапредметными результатами освоения основной общеобразовательной программы являются:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками  познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметными результатами освоение основной образовательной программы по географии являются:

  • Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для сознания своего места в целостном, многообразном и быстроизменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • Формирование представление и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров;
  • Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
  • Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Описание

программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников*

Программа Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира 10-11 класс

Учебник, учебное пособие**

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч.1 Общая характеристика мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. «Русское слово» ,2014г.                                                                                                           В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10 кл.

Рабочая тетрадь

для обучающихся*

Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Экономическая и социальная география мира». 10-11 классы: в 2 ч. Ч.1 /Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких.  «Русское слово – учебник», 2011. (электронная версия)

Электронное  приложение к УМК

География 10 класс. Интерактивное учебное пособие «Русское слово»

Дидактический  материал*

Индивидуальные карточки по отдельным темам.

Тестовые задания по разделам;

Материалы для контроля (тесты и т.п.)*

Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2012,

Методическое  пособие с поурочными разработками*

В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10-11кл Книга для учителя. М.; Дрофа, 2008

Список  используемой литературы*

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.                                                                                                                                    Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2014 г.

Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2014.

Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 2012

Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2002,

Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г

 В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10-11кл Книга для учителя. М.; Дрофа, 2012

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Интернет - ресурсы:

http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.

http://geographer.ru – Географический портал.

http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.

http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.

http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.

Технические средства обучения

Мультимедийная установка.

Психолого-педагогическая характеристика 10 «Б» класса.

Количество обучающихся в классе – 23человека, из них 1 мальчик, остальные девочки.

Общая оценка уровня успеваемости выше среднего: 1 отличник (Ибрагимова Амина), 16 человек учатся на 4 и 5.

Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся высокий.

Уровень сформированности универсальных учебных действий высокий.

Ученик научится:

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

5.    Сопоставлять географические карты различной тематики;

 

  Ученик получит возможность научиться:

1.Выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

2.Находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;                                                                                                                                                                                                                                                                 3.Правильно оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

4. Понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Тематический план курса

№ п/п

Основные  разделы, темы

Кол-во
часов

тестов

контрольных работ

Практических работ

1

Общая характеристика мира. Современная география

1

2

Страны современного мира

29

2

1

1

3

География населения мира

25

4

1

2

4

Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы

14

2

1

2

5

Мировое хозяйство и научно-техническая революция

7

1

1

6

Общая характеристика современного мирового хозяйства

20

4

2

1

7

Глобальные проблемы современности

4

1

8

Резерв

2

Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем урока,

используемые ресурсы*

Характеристика основных видов учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

Домашнее задание**

Дата

1триместр:  

Общая характеристика мира. Современная география

1

Что изучает социально -экономическая  география  мира

Знать традиционные и новые методы географических исследований.  Уметь применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и ,геоэкологическими  объектами.

Учебник                   Е.М. Домогацких

Стр. 3-4

Тема: Страны современного мира (28 часов ).

2/1

Типы стран  современного мира.  Практическая работа. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

Знать общее количество стран современного мира и их типология. Знать основные критерии выделения различных типов стран.. Показывать крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы. Уметь показывать и называть все страны на материках со столицами.

Учебник                   Е.М. Домогацких

 § 1

3/2

Каковы основные черты независимых государств?

Знать основные черты независимых государств, состав стран Содружества. Приводить примеры монархий и республик.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.31-36                                          

4/3

Какие формы государственного устройства имеют независимые государства?

Уметь составлять систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира»;

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.37-40                                          

5/4

Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашённые государства?

 Объяснять почему на политической карте мира появляются самопровозглашенные (непризнанные) государства.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.40-50                                          

6/5

Что такое международные территории и анклав и каков их статус?

Знать что такое международные территории и анклав и каков их статус. Уметь прогнозировать возможные изменения статуса международных территорий и анклавов.  

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.50-57                                        

7/6

Где и почему расположены территории с неопределённым статусом?

Знать виды территорий с неопределённым статусом. Уметь показывать их на карте.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.57-59                                          

8/7

Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории?

Называть причины появления несамоуправляющихся территорий (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.59-64                                        

9/8

Какие функции выполняют международные политические организации?

Знать международные политические организации и их функции.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.64-70                                        

10/9

Какие объекты входят в состав территории государства?

Знать: состав территории государства: суша (в том числе острова, анклавы и полуанклавы), недра, внутренние воды, территориальные воды и воздушное пространство над ними, флора, фауна; размер территории государства, его географическое положение; изменение площади и географического положения государств. Уметь: рассказывать, что входит в состав территории государства, что такое государство; характеризовать причины, влияющие на изменения площади и географического положения государств; прогнозировать возможные изменения состава территории государств в связи с освоением новых территорий.  

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.74-75                                          

11/10

Где проходят государственные границы?

Знать виды государственных границ, международные правила их проведения.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.75- 84                                                              

12/11

Чем вызваны территориальные споры между государствами?

Уметь выявлять причины территориальных споров между государствами. Предлагать пути решения территориальных споров.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.84                                          

13/12

Какие события повлияли на формирование современной политической карты мира?

Знать: этапы формирования политической карты мира; колониальные империи и их распад; колониальный список ООН; объекты политической карты.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.87- 89                                        

14/13

Как формировалась политическая карта  Европы?

Составлять политико-географические комментарии к событиям, происходящим на политической карте мира; составлять характеристику политико-географического положения страны, ее изменения во времени.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.89-102                                        

15/14

Как формировалась политическая карта  Азии?

Знать: этапы формирования современной политической карты мира в Новейшее время; во время Второй Мировой войны, распада колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна в 1950-1960-е гг.; крупные изменения на политической карте Восточной Европы на рубеже 80—90-х гг. XX в.; изменения на политической карте мира в конце XX — начале XXI в. Уметь давать оценку геополитическому положению государства; прогнозировать изменение геополитического положения некоторых стран мира в XXI в.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.102- 118                                        

16/15

Как формировалась политическая карта  Африки?

Знать: этапы формирования современной политической карты мира в Новейшее время; во время Второй Мировой войны, распада колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна в 1950-1960-е гг.; крупные изменения на политической карте Восточной Европы на рубеже 80—90-х гг. XX в.; изменения на политической карте мира в конце XX — начале XXI в. Уметь давать оценку геополитическому положению государства; прогнозировать изменение геополитического положения некоторых стран мира в XXI в.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.118-131                                        

17/16

Как формировалась политическая карта  Америки?

Знать: этапы формирования современной политической карты мира в Новейшее время; во время Второй Мировой войны, распада колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна в 1950-1960-е гг.; крупные изменения на политической карте Восточной Европы на рубеже 80—90-х гг. XX в.; изменения на политической карте мира в конце XX - начале XXI вУметь давать оценку геополитическому положению государства; прогнозировать изменение геополитического положения некоторых стран мира в XXI в.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.131-142                                        

18/17

Как формировалась политическая карта  Океании?

Знать: этапы формирования современной политической карты мира в Новейшее время; во время Второй Мировой войны, распада колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна в 1950-1960-е гг.; крупные изменения на политической карте Восточной Европы на рубеже 80—90-х гг. XX в.; изменения на политической карте мира в конце XX — начале XXI в. Уметь давать оценку геополитическому положению государства; прогнозировать изменение геополитического положения некоторых стран мира в XXI в.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.142- 148                                        

19/18

Каковы основные положения традиционных геополитических теорий?

Знать геополитические теории положения стран мира, России; Уметь описывать геополитическое положение своей страны

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.155- 167                                        

20/19

Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей?

Знать принципы, лежащие в основе современных геополитических моделей; называть геополитические теории прошлого и настоящего.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.167- 170                                        

21/20

Развитые и развивающиеся страны

Знать и понимать: географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 2

22/21

Как оценить уровень развития и тип страны?

Знать показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира – абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала; источники статистических данных для сопоставлений между странами; типологии и классификации (Мировой банк, Международный валютный фонд, географические типологии); многопризнаковые классификации: методика и области применения;

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.174- 183                                        

23/22

Где найти статистические показатели об уровне и качестве жизни?

Знать источники статистических показателей об уровне и качестве жизни. Уметь использовать их в повседневной жизни.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.183- 184                                        

24/23

Почему валовой национальный доход является основой для классификации стран?

Знать классификацию Всемирного банка для стран по уровню ВНД на душу населения. Уметь объяснять чем различаются страны с высоким, средним и низким уровнем доходов.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.185-188                                        

25/24

Как самому составить  классификацию стран?

Знать методику многопризнаковой классификации. Уметь самому составить  классификацию стран

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.189-192                                        

26/25

Как различить более развитые и менее развитые страны?

Определять признаки, различающие более развитые и менее развитые страны. Уметь приводить примеры стран каждой группы и показывать их на карте.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.194- 195                                        

27/26

Какую роль в мировой экономике играют экономически развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны?

Знать роль экономически развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны в мировой экономике. Уметь приводить примеры стран каждой группы и показывать их на карте.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.196- 203                                        

28/27

Какие типы стран выделяют географы?

 Знать многомерную социально- экономическую типологию стран мира. Определять разницу между типологиями и классификациями стран.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.204- 213                                        

29/28

Какова модель формирования колониальной структуры экономики?

Знать как формировалась структура колониальной экономики, какие изменения в экономической и территориальной структуре хозяйства происходили в зависимых странах Определять какое влияние оказала колонизация и деколонизация на формирование территориальной структуры экономики стран.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.214- 222                                        

30/29

Обобщение по теме « Страны современного мира».

Знать страны современного мира, показывать их на карте.  Классифицировать страны по разным признакам. Определять роль страны в мировой экономике

Учебник                   Е.М.Домогацких  стр.22-24, тест.

                                   2 триместр.

 Тема:География населения мира (25часов).

31/1

Где и когда появились первые люди на Земле?

Знать гипотезы о вероятном месте  происхождения  человека.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.226- 228                                        

32/2

Численность и динамика населения мира.

Анализировать половозрастные пирамиды разных стран, объяснять причин выявленных различий

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 3

33/3

Как узнать точное число жителей страны?

Знать учёных, занимавшихся вопросами определения численности населения. Называть способы учёта населения и их недостатки.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.228- 232                                        

34/4

Теория демографического перехода

Знать понятие «демографический переход», его фазы, демографические проблемы современного общества. Составлять обобщённые демографические формулы для стран с разным типом воспроизводства населения.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 4

35/5

Половозрастной состав и трудовые ресурсы

Знать термины: тип воспроизводства, половозрастная пирамида, трудовые ресурсы, экономически активное население, безработный. Определять факторы, влияющие на половозрастную структуру населения в разных регионах мира.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 5

36/6

Расовый и этнический состав населения

Знать расовую и этнографическую специфику разных стран и регионов мира; Уметь сопоставлять географические карты

различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 6

37/7

Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты.

Составлять схему классификации мировых религий Определять причины  этнорелигиозных конфликтов и показывать их на карте.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 7

38/8

Размещение населения .

 Иметь представление о различиях в размещении населения мира.

Уметь: оценивать и объяснять уровни территориальной концентрации населения мира.

 Учебник                   Е.М. Домогацких  § 8                                       

39/9

Факторы, влияющие на расселение людей.

Называть факторы, , влияющие на расселение людей Определять закономерности размещения населения. влияющие на расселение населения.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.232- 237                                        

40/10

Сельское и городское население Практическая работа. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.

Знать и понимать основные проблемы современной урбанизации. Уметь: оценивать и объяснять уровни урбанизации и территориальной концентрации населения мира.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 9

41/11

Миграции населения. Основные причины. Практическая работа. Объяснение причин миграционных процессов в Европе.

Знать основные направления и причины  миграции населения а мире. Иметь представление о различиях в размещении населения мира.

Уметь: оценивать и объяснять уровни территориальной концентрации населения мира.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.237-241                                        

42/12

Показатели оценки количества и качества населения.

Называть показатели оценки количества и качества населения

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.241- 248                                        

43/13

Демографические показатели разных регионов мира.

Уметь по демографическим показателям определять уровень социально- экономического развития страны. Выявлять взаимосвязь между показателями социально- экономического развития

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.249- 250                                        

44/14

Изменение численности населения по регионами мира.

Знать формулы воспроизводства населения и основную информацию карт, характеризующих население мира. Уметь использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности и повседневной жизни для: нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.250- 254                                        

45/15

Грозит ли Земле перенаселение?

Знать гипотезу Т. Мальтуса.  Прогнозировать изменение численности населения мира.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.254- 260                                        

46/16

Демографическая политика, проводимая государствами.

Оценивать демографическую политику, проводимую государствами в разных регионах мира.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.260- 263                                        

47/17

Культурные районы мира. Культура. Элементы культуры.

Называть культурные районы мира. Знать термины                   « Культура. Элементы культуры»

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.267- 268                                        

48/18

Этнический состав населения стран мира.

Знать этнографическую специфику разных стран и регионов мира; видеть  различия в уровне и качестве жизни населения мира Уметь сопоставлять географические карты

различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.268- 274                                        

49/19

Формирование  языка  и его влияние на этносы и государства.

Знать значение языка, его влияние на этносы и государства. Называть причины возникновения территориальных различий в языках  основные языковые семьи и группы .

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.275- 284                                        

50/20

География религий. Национальные религии. Местные традиционные верования.

Объяснять почему религия является важнейшим элементом дифференциации человеческих культур. Приводить примеры национальных религий и. местных традиционных верований.

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.284- 295                                        

51/21

География религий. Мировые религии.

Называть мировые религии, кратко их характеризовать. Показывать по карте основные районы их распространения

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.295- 308                                        

52/22

Влияние религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира.

Оценивать влияние религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.295- 308                                        

53/23

Историко- культурные районы мира

Знать основные концепции, объясняющие выделение историко- культурных районов мира. Объяснять причины различий историко- культурных районов мира

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.308- 312                                        

54/24

Историко- культурные районы мира

Знать основные концепции, объясняющие выделение историко- культурных районов мира. Объяснять причины различий историко- культурных районов мира

Учебник                           Холиной В.Н.

Стр.308- 312                                        

55/25

Обобщение по разделу « География населения мира »

Знать и использовать все понятия по теме и все карты по теме «Население мира» Самоконтроль и взаимоконтроль по  теме «Население мира»

Учебник                   Е.М.Домогацких  Стр.70- 72 , тест

 Тема Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы ( 14часов)

56/1

Мировые природные ресурсы   Практическая работа.  Решение задач по ресурсообеспеченности различных стран мира

Знать понятие «ресурсообеспеченности». Иметь представление об изменении окружающей среды в прошлом и настоящем. Знать закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Понимать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь:   определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных  объектов, процессов и явлений;  Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;  Сопоставлять географические карты

различной тематики.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 10

57/2

Минеральные ресурсы ( топливные)

Знать 3 основные вида минеральных ресурсов. Называть страны, наиболее обеспеченные топливными ресурсами. Определять закономерности в размещении минеральных ресурсов.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 11

58/3

Рудные и нерудные полезные ископаемые.

 Называть страны, наиболее обеспеченные рудными и нерудными полезными ископаемыми. Определять закономерности в размещении минеральных ресурсови показывать на карте металлогенетические пояса

Учебник                   Е.М. Домогацких  §12

59/4

Земельные ресурсы

 Знать понятие «земельные ресурсы», структуру земельного фонда. Определять причины, вызывающие изменение структуры земельного фонда. Оценивать использование с/х угодий в разных странах.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 13

60/5

Лесные ресурсы

Оценивать роль леса в жизни человека. Называть причины сокращения лесных площадей. Предлагать меры для решения проблемы сокращения лесных ресурсов Земли.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 14

61/6

 Водные ресурсы

Оценивать роль воды в жизни человека. Определять закономерности в размещении водных ресурсов Предлагать меры для решения проблемы загрязнения водных ресурсов Земли.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 15

62/7

Неисчерпаемые ресурсы

Знать виды неисчерпаемых ресурсов. Определять значение данных ресурсов для развития экономики отдельных стран и мира в целом.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 16

63/8

Ресурсы Мирового океана.

Знать природную специфику ресурсов Мирового океана. Понимать природную специфику ресурсов Мирового океана. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 17

64/9

Рекреационные ресурсы.

Знать виды рекреационных ресурсов.. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 18 Стр.121-122 тест

65/10

Взаимоотношения между человеком и природой

Иметь представление об изменении окружающей среды в прошлом и настоящем. Знать понятие «географическая оболочка» и её границы, составные части и свойства географической оболочки; этапы формирования географической оболочки, об обмене вещества и энергии в географической оболочке.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 19

66/11

Природопользование и экологические проблемы.

Знать что такое природопользование. Приводить примеры рационального и нерационального природопользования.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 20

                            3 триместр.

67/12

Загрязнение окружающей среды. Решение экологических проблем

Знать основные виды загрязнений окружающей среды  и основные пути решения природоохранных проблем. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жиз Определять причины  загрязнения окружающей среды

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 21

68/13

Пути решения экологических проблем.

Знать пути решения экологических проблем Называть методы решения экологических проблем в развитых и развивающихся странах.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 22

69/14

Итоговый урок по теме: «Мировые природные ресурсы»

Знать и использовать все понятия по теме и все карты по теме «Мировые природные ресурсы» Самоконтроль и взаимоконтроль по  теме «Мировые природные ресурсы»

Стр.145-146 тест Учебник                   Е.М. Домогацких  

Тема: Мировое хозяйство и научно-техническая революция ( 7 часов)

70/1

 Формирование мирового  хозяйства.

Знать: основные географические понятия и термины;  географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей Уметь: оценивать и объяснять территориальную концентрацию населения и производства; составлять картосхемы..

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 23

71/2

Современная эпоха НТР

Иметь представление о четырёх чертах и составных частях НТР. Понимать, что такое НТР и какова  её роль в развитии производительных сил человечества

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 24

72/3

НТР и мировое  хозяйство

Знать географическую «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Уметь  находить  и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы;   понимать географической специфики крупных регионов и стран мира

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 25

73/4

Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства

Знать географическую «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Уметь  находить  и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы;   понимать географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 25, доп. материал

74/5

Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства

Знать международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция Иметь представление о географической специфике крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 25,доп. Материал.

75/6

Факторы размещения

Знать о международных экономических отношениях, их основных формах и значении для развития национальных хозяйств. Уметь разбираться в изменениях,  происходящих в географии мирового хозяйства

Конспект занятия

76/7

Итоговое занятие по теме: «Мировое хозяйство и НТР» Контроль знаний

Знать все понятия по теме «НТР и Мировое хозяйство» Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Учебник                   Е.М.Домогацких  стр.164-166.

Общая характеристика современного мирового хозяйства (17 часов)

77/1

География промышленности. Топливно- энергетический комплекс (нефтяная,  газовая, угольная промышленность мира).

Знать о размещении нефтяной, газовой и угольной промышленности мира, и о направлении основных грузопотоков энергоресурсов. Уметь работать с картами размещении нефтяной, газовой и угольной промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 26

78/2

Электроэнергетика

Знать состав и особенности размещения электроэнергетики. Уметь работать с картами размещении электроэнергетики и полезных ископаемых мира и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 26

79/3

Чёрная металлургия.

Знать состав и особенности размещения чёрной металлургии. Уметь работать с картами размещении чёрной металлургии и полезных ископаемых мира и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 27

80/4

Цветная металлургия.

Знать состав и особенности размещения цветной металлургии. Уметь работать с картами размещении цветной металлургии и полезных ископаемых мира и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 27

81/5

Машиностроение

Знать состав и особенности размещения машиностроения. Уметь работать с картами размещении машиностроения и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 28

82/6

Химическая промышленность

Знать состав и особенности размещения химической промышленности Уметь работать с картами размещении химической промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 29

83/7

Лесная промышленность

Знать состав и особенности размещения лесной  промышленности Уметь работать с картами размещении лесной  промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 29

84/8

Лёгкая промышленность

Знать состав и особенности размещения лёгкой промышленности Уметь работать с картами размещении лёгкой промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Дополнительный материал

85/9

Итоговое занятие по теме: «Промышленность мира»». Контроль знаний.

Знать все понятия по теме «Промышленность мира»». Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль.

Учебник                   Е.М. Домогацких  

86/10

География сельского  хозяйства . Растениеводство

Знать структуру и географию мирового сельского хозяйства; закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Уметь работать с картами размещении отраслей мирового сельского хозяйства.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 30

87/11

Животноводство мира

Знать структуру и географию мирового животноводства Уметь работать с картами размещении отраслей животноводства и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 30

88/12

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран

Сравнивать сельское хозяйство развитых и развивающихся стран. Объяснять черты сходства и различия.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 31

89/13

Итоговое занятие по теме: «Сельское хозяйство мира»». Контроль знаний.

Знать все понятия по теме «Сельское хозяйство мира»». Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль.

Учебник                   Е.М. Домогацких  

90/14

География транспорта

Знать структуру и географию мирового транспорта. Уметь работать с картами размещения мировой транспортной системы.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 32

91/15

Мировая транспортная система.

Знать показатели, оценивающие эффективность работы транспорта. Уметь работать с картами размещения мировой транспортной системы

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 33

92/16

Итоговое занятие по теме: «Транспорт мира»». Контроль знаний.

Знать все понятия по теме «Транспорт мира»». Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль.

93/17

Мировая торговля и открытая экономика.

Знать структуру и географию мировой торговли. Определять влияние мировой торговли на развитие стран. Называть главные центры мировой торговли

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 34

94/18

Международные экономические отношения.

Знать формы международных экономических отношений. Определять перспективы развития свободных экономических зон в различных регионах мира.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 35

95/19

Крупнейшие между-народные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли

Называть крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Характеризовать их деятельность

Конспект занятия

96/20

Практическая работа  «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»

Определять основные направления международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»

Учебник                   Е.М. Домогацких  стр 224- 226, тест.

 Тема: Глобальные проблемы современности (4часа).

97/1

Глобальные проблемы человечества, их классификация.

Знать виды глобальных проблем, их классификацию.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 36

98/2

Проблема сохранения мира, проблема отсталости развивающихся стран

Объяснять сущность глобальных проблем. Предлагать пути возможного их решения.

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 36

99/3

Стратегия устойчивого развития

Объяснять с чем связано возникновение стратегия устойчивого развития

Учебник                   Е.М. Домогацких  § 37

100/4

Итоговое занятие по теме: «Глобальные проблемы современности». Контроль знаний.

Знать все понятия по теме «Глобальные проблемы современности». Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль

Учебник                   Е.М. Домогацких  стр.235-236, тест

Тема: Резерв ( 2часа).

101

Обобщающее повторение курса географии 10 класса 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль.

 102                                                                            

Обобщающее повторение курса географии 10 класса

 

    СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                             СОГЛАСОВАНО


на заседании кафедры                                                                                                                                     Зам. директора по УВР

Протокол №                                                                                                                                                      ___________________

от  «___»  июня  20___  г.                                                                                                                               « ___ » августа 20___ г.

Зав.каф. _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...