Технологическая карта урока "Африка. Природные зоны", 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)

Нежельская Валентина Ивановна

Технологическая карта урока "Африка. Природные зоны", 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

МКОУ Лосевская СОШ №1

Технологическая карта урока:

 «Африка. Природные зоны»

7 класс

                                                              Выполнила:

учитель географии Нежельская В.И.

Урок 7 класс

Тема «Природные зоны Африки»

Цели и задачи урока:

  1. Продолжить формирование представлений о природе Африки.
  2. Познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки.
  3. Развивать умение самостоятельно находить информацию, используя карты атласов, учебник, дополнительную литературу, интернет.
  4. Воспитывать бережное отношение к уникальному живому миру Африки.

Тип урока: изучение нового материка.

Оборудование: учебник , тетрадь с таблицами для заполнения на уроке, физическая, климатическая, карты Африки, контурные карты простой карандаш, презентация по уроку (слайды учителя и слайды учащихся), рисунки животных, растений, выставка книг по Африки, Компьютер, проектор, сообщения учеников.

Ход урока:

  1. Оргмомент
  2. Изучение нового материала.

        1 Учитель: Ребята, какой материк мы продолжаем изучать? Мы с вами познакомились с первыми исследователями этого материка, узнали о климате, рельефе и внутренних водах, и вот сегодня мы вновь отправимся в путешествие по Африке, но только мы будем не пассивными слушателями,  а активными исследователями. Нам предстоит дать подробную характеристику всем компонентам природных зон Африки. А помогать нам в этом будет ваши атласы учебники и дополнительная литература.

И так путешествие началось. Перед нами карты атласа и прежде чем мы выделили с вами природные зоны распространенные в Африки, давайте вспомним что же такое природная зона? ( это территория с характерными только для неё показателями тепла и влаги, почвами, растениями и животными).

        2 работа с картами атласа:

Учитель: какие же природные зоны  выделяются на территории Африки?

Ученики: Влажный экваториальный лес, саваны и редколесья, тропические пустыни и жестколистные кустарники.

        3 Работа в группах и парах.

Каждый ряд получает свою природную зону: IIIряд- Экваториальный лес, IIряд -  Саваны, Iряд -  Пустыни. Каждая парта – это пара учеников,  которые будут характеризовать один из компонентов природной зоны.

1 парта – географическое положение

2 парта – особенности климата

3 парта – почвы

4 парта – растения

5 парта – животные

По мере поиска материала вы заполняете таблицу в тетради и вносите свой компонент.

Природная зона

Особенность климата

почва

Растения

животные

Материал можно выбрать из карт: «почва мира», «климатическая карта Африки», «карта природных зон Африки», Учебник §28  III стр. 123 – 125, II стр. 125 – 127, III стр. 127 – 129.

(Перед этим уроком учащиеся самостоятельно читают §28), а на уроке выбирают главное по каждой природной зоне.

        4 Работа с учебниками.

        5 Выступление учащихся по плану.

  1. Географическое положение по плану.
  2. Особенности климата.
  3. Почвы наиболее распространенные.
  4. Растения.
  5. Животные.

(По мере выступление ученики заполняют таблицу) После выступления группы демонстрируют слайды по природным зонам. И ученики дают подробный анализ.

1.Влажный экваториальный лес (масличная пальма, лягушка – голиаф, жук – голиаф,  ахатина, горилла)  

2. Саванна ( баобаб, зонтичная акация, роридула, африканский слон, жираф, страус, термиты, гиена, леопард)

3. Пустыни ( Пустыни Сахара, оазисы в пустыни, Финиковая пальма, вельвичия верблюд, саранча, скорпион)

6. Работа с картой ( нанести на контурную карту границы природных зон)

III Закрепление материала:

  1.  Задание для проверки.
  1. Приведите примеры сходства и различия влажного экваториального леса и привычного нам , смешенного или хвойного леса.
  2. Назовите черты приспособления к условиям обитания у животных и растений влажных лесов.
  3. Почему в саваннах лесная растительность смешивается с древесной и травяной ?
  4. Какие сезоны выделяются в совании и почему? От чего это зависит?
  5. Как растения и животные саванны приспосабливаются к условиям обитания?
  6. Какое из растений саваны самое полезное для человека? Почему вы так думаете?
  7. В чем причина распространения пустынь даже на побережье морей и океанов?
  8. Почему на севере материка пустыни занимают большую площадь, чем на юге?
  9. В чем отличие пустынь Северной и Южной Африки?
  10. Как растительность и животные пустынь приспособляются к условиям жизни?
  11. Какое растение местные жители называют «хлебом  пустыни»? Чем оно еще полезно?
  12. Угадай по рисунку животных.

Тест на карточке.

  1. Определите к какой природной зоне соответствует эти характеристики:

а)экваториальный лес  б) савана  в)тропические пустыни.

1. Занимает около третьи материка, особенно в северной части?

2. Расположена вдоль побережья Гвинейскогойского залива и у экватора.

3. Занимают 40% площади материка.

4. Осадки весь год, особенно после 12 часов дня.

5. Выделяются влажный и сухой сезоны.

6. Иногда дожди не выпадают годами.

7. Почва практически отсутствует.

8. Почва красно – желтая, ферралитные.

9. Богатые перегноем красно – бурые почвы.

10. Лесная растительность расположена ярусами.

11. Растительность сосредоточена в оазисах.

12. Преобладают травы и редкостоящие деревья.

13. Самое целебное растение финиковая пальма.

14. Много деревьев с ценной древесиной.

15. Самое распространенные деревья баобаб, и зонтичная акация.

16. Места обитания верблюдов, вельвичии, лисицы-фенек.

17. Самый богатый и разнообразный животный мир на земле.

18. Обезьяны, леопарды, окапи – обитатели этой зоны.

Каждому участнику даётся карточка для проверки теста.

Экваториальный лес

Савана

Тропические пустыни.

2, 4, 8, 10, 14, 18,

3, 5, 9, 12, 15, 17

1, 6, 7, 11, 13, 16

Оценка «5» - 2 ошибки

        «4» - 3 ошибки

        «3» - 5 ошибок

        Больше ошибок «2».

Выставление оценок за урок.

Выставка книг,  которые можно прочитать  об Африке.

Домашнее задание: повторить природные зоны по тетради. §29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Природные зоны Северной Америки"

Конспект урока (технологическая карта)  к теме природные зоны Северной Америки (арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга)...

Технологическая карта урока ОБЖ 8 класс по теме " Состояние природной среды и жизнедеятельность человека".

Технологическая карта урока по ОБЖ 8 класс. Тема урока "Состояние природной среды и жизнедеятельность человека"....

Технологическая карта урока в 9 классе "Дальний Восток: природные условия и ресурсы

Методическая разработка урока "Дальний Восток: природные условия и ресурсы" 9 класс с технологической картой...

Технологическая карта урока "Природно-хозяйственные зона России"

Технологическая карта урока "Природно-хозяйственные зона России" по географии в 8 классе...

Технологическая карта урока "Природные зоны Южной Америки"

Технологическая карта урока "Природные зоны Южной Америки" (7 класс) ФГОС ООО...

Технологическая карта урока "Природные зоны Африки" 7 класс

Цель:  сформировать представление о природных зонах Африки и  их компонентах.Задачи:образовательные: познакомить с особенностями природных зон Африки, проследить их зависимость от климата, д...