Технологическая карта урока "Солнечная система" 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Комочков Артем Игоревич

Технологическая карта урока "Солнечная система" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiskaya_karta_uroka_komochkov_a.i.docx65.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе «Соседи Солнца»

ФИО        Комочков Артем Игоревич

Место работы        МБОУ СОШ № 9 им. П.А. Столыпина

Должность        учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Электронный  учебник

Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И. Учебник. География 5 класс. - М.: Дрофа, 2015

Цель  урока:

Деятельностная цель:  Выявить закономерности расположения и движения планет и других объектов в Солнечной системе

Содержательная цель :  Сформировать представление о Солнечной системе и объектах, входящих в нее.

 Задачи:

  • Развить навыки работы в группах
  • Научить добывать необходимую информацию, работая с картами и иллюстрациями атласа, электронной формой учебника
  • Показать необходимость изучения космоса для развития науки, техники  и экономики.

Тип урока: Открытия нового знания (ОНЗ)

Использованная литература:

  • Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И. Учебник. География 5 класс. - М.: Дрофа, 2015

  • Электронное приложение АТЛАС+  (Интерактивное приложение для Атласа

«География. 5 класс.)

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, мобильные устройства (планшеты) каждого учащегося, кластеры.

Структура и ход  урока:

1).Этап мотивации к учебной деятельности.

2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3).Этап выявления места и причин затруднения

4).Этап построения проекта выхода из затруднения.

5).Этап реализации построенного проекта.

6).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Домашнее задание

        

Этап урока

Учитель

(возможные действия, вопросы)

Ученики

(ожидаемые ответы)

УУД

Этап мотивации к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята, я рад приветствовать Вас на сегодняшнем уроке. Давайте улыбнемся друг другу и подарим немного своего хорошего настроения всем присутствующим.

Давайте начнем наш урок с небольшой разминки. Найдите соответствия.

Находят соответствия и комментируют их

Личность

Вклад в науку

Н. Коперник

Земля - шар

Г. Галилей

открытие Урана

У. Гершель

гелиоцентрическая система мира

Пифагор

создание телескопа

Регулятивные УУД

Планировать деятельность в учебной ситуации.

Познавательные УУД

Сравнивать объекты и события

Коммуникативные УУД

Устанавливать взаимосвязь между людьми для дальнейшей плодотворной работы

Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробных действиях

А сейчас я предлагаю решить Вам задачу.

Что объединяет этих ученых?

Давайте обратимся к нашему электронному учебнику и вспомним, что такое Вселенная

Как вы думаете почему мы начали урок с этих ученых и их открытий?

Сегодня я предлагаю Вам расширить горизонт наших знаний о Вселенной и ближайших космических соседях Земли. Какие вопросы мы можем сформулировать на сегодняшний урок?

Они изучали мир вокруг нас/Землю и ее космические окрестности/Вселенную.

Работают с электронным учебником

- Под Вселенной понимают космическое пространство и всё, что его заполняет: космические, или небесные, тела, газ, пыль. Иными словами, это весь мир.

- Потому что сегодня мы вновь будем говорить о Вселенной/планете Земля/

- Какие космические тела окружают нашу планету?

Чем Солнце отличается от планет?

Как изучают космос современные ученые?

Допускаются любые ответы учащихся

Познавательные УУД

Определять понятия.

Обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

Организовывать работу в группе

Излагать своё мнение, аргументируя его.

Личностные УУД

адекватно выражать свои эмоции и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей

Этап выявления места и причин затруднения

Ребята, мы с вами изучили то, как изменялись взгляды людей на Вселенную и Солнечную систему. Какое определение мы можем дать понятию «Солнечная система»?

- Давайте вспомним какие планеты входят в Солнечную систему?

- Какие небесные тела, помимо планет, вы знаете?

- солнце и вращающиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему

- Записывают на доске.

- Кометы, астероиды, метеориты, спутники планет, звезды, черные дыры, пульсары, нейтронные звезды, карликовые планеты и т.д.

Регулятивные УУД:

Устанавливать причинно-следственные связи

Познавательные УУД: самостоятельное выделение –

формулирование познавательной цели;

логическое  формулирование

проблемы

Коммуникативные УУД:

Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Личностные УУД:

Осознавать целостность мира и взглядов на него

Этап построения проекта выхода из затруднений

В течение урока вы также совместно будете заполнять Кластер «Солнечная система» Приложение 1

Почему Солнечная система называется Солнечной?

Солнце является каким небесным телом?

Первый пункт нашего алгоритма – это заполнение части «Звезда»

Потому что в центре ее находится Солнце

Звездой

Начинают заполнять кластер

Регулятивные УУД:

Работать по плану

Познавательные УУД: Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей,

Этап реализации построения проекта

Мы с вами разделены на три группы. И каждая группа будет работать с изображением Солнечной системы в  приложении АТЛАС + и продолжит заполнять кластер.

 Первая группа выделит карликовые планеты, астероиды и кометы

Вторая группа - планеты

Третья – крупные спутники планет

А сейчас нам нужно классифицировать планеты

Расположите планеты в порядке удаления от Солнца

Расположите планеты в порядке увеличения размеров

На какие группы делят планеты Солнечной системы?

Ну а сейчас давайте воспользуемся текстом электронного учебника.

Представители групп после работы с приложением выписывают на доску ту информацию, которую они внесли в свою часть кластера. Остальные их проверяют и записывают в кластеры

Учащиеся продолжая работать с приложениям АТЛАС+ выполняют задания, используя иллюстрацию Солнечной системы

 от Меркурия до Нептуна

от Меркурия до Юпитера

Работают с ЭФУ стр. 52 -54, 57

Познавательные УУД

строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

владеть смысловым чтением;

устанавливать причинно – следственные связи

Коммуникативные УУД

Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии 

Организовывать работу в группе

Регулятивные УУД

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки 

Личностные УУД:

Аргументировано оценивать чужие поступки

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Проговорим причины классификации планет, выстроим логическую цепочку и запишем в кластере планеты

Земная группа – Меркурий, Венера, Земля, Марс (малые размеры, твердая оболочка, близко к звезде)

Гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (состоят из газа и льда, большие размеры, далеко от звезды)

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество  в поиске и выборе информации

Организовывать работу в группе

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

А сейчас поработаем с дополнительной информацией в электронном учебнике

Группы работаю с разной информацией в ЭФУ (стр.55-56; стр. 60; АТЛАС + стр.12) и делают выводы, почему планеты-гиганты делятся на газовые и ледяные.

Регулятивные УУД:  контроль, оценка,

коррекция;

Познавательные УУД

Выделять причины и следствия.

Классифицировать по самостоятельным обоснованиям

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание

Скажите, важно ли нам (человечеству) изучать Вселенную и осваивать космическое пространство?

Какие научные открытия и изобретения, связанные с космосом, необходимы нам в повседневной жизни?

Какой вклад наша страна внесла и вносит в изучение космоса?

Выберете одно задание на выбор

Ответы аргументируются

Связь, ТВ, навигация, прогнозы погоды и стихийных бедствий, шариковая ручка, различные материалы и сплавы и т.д.

Первый искусственный спутник, первое живое существо и первый человек в космосе. Первый человек в открытом космосе. Первая космическая станция. Космический корабль многоразового использования «Буран» и т.д.

Необходимый уровень: задания из раздела «Проверьте вои знания» ЭФУ стр. 56; 60

Программный уровень: подготовить проект об одной из планет Солнечной системы (10 слайдов)

Максимальный уровень: Подготовить характеристику планеты-гиганта по плану (стр. 60. ЭФУ), сравнить с планетой земной группы.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Личностные УУД : Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах  объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны, оценивание усвоенного  содержания

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....