Моё педагогическое кредо. 2022 г
статья по географии

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

 У каждого человека есть мечта, к которой он стремится. Иногда для этого нужно сделать несколько шагов, а иногда идти к ней всю жизнь. Профессия учителя – моя мечта с детства. И в выборе профессии я не ошиблась.

В школе мы все думали о том, кем мы станем в будущем. Именно тогда в нашей голове рождались самые интересные для нас профессии: пожарный, космонавт, врач, учитель (сейчас, конечно, список несколько видоизменился). Чаще всего случается так, что «становимся мы не тем, кем хотим» и приходим на работу часто без желания. В школе я, не задумываясь, отвечала, что хочу стать учителем географии, как мои родители.

Сколько себя помню, я знала, что стану педагогом. Вспоминая своё детство, школу, я вижу себя маленькой девочкой, сидящей за школьной партой. На уроках я внимательно слушала свою первую учительницу, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Она для меня была образцом справедливости, доброты, честности. Всегда умела найти нужное слово, похвалить, подбодрить. Это и сформировало мои взгляды в будущем при выборе профессии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_kredo.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

 учителя географии

Дубровкиной Елены Васильевны

Моё педагогическое кредо.

Учитель географии расстаётся со своими учениками.

Но выпускник школы не расстаётся

с потребностью в географических знаниях,

необходимых ему  в течение всей его жизни,

в знаниях, полученных в школе…

И. П. Герасимов

 У каждого человека есть мечта, к которой он стремится. Иногда для этого нужно сделать несколько шагов, а иногда идти к ней всю жизнь. Профессия учителя – моя мечта с детства. И в выборе профессии я не ошиблась.

В школе мы все думали о том, кем мы станем в будущем. Именно тогда в нашей голове рождались самые интересные для нас профессии: пожарный, космонавт, врач, учитель (сейчас, конечно, список несколько видоизменился). Чаще всего случается так, что «становимся мы не тем, кем хотим» и приходим на работу часто без желания. В школе я, не задумываясь, отвечала, что хочу стать учителем географии, как мои родители.

Сколько себя помню, я знала, что стану педагогом. Вспоминая своё детство, школу, я вижу себя маленькой девочкой, сидящей за школьной партой. На уроках я внимательно слушала свою первую учительницу, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Она для меня была образцом справедливости, доброты, честности. Всегда умела найти нужное слово, похвалить, подбодрить. Это и сформировало мои взгляды в будущем при выборе профессии.

         Закончив в 1995 году школу, я поступила в Курский педагогический институт  на очное отделение естественно-географического факультета, после окончания которого пошла работать в школу.

Быть учителем – это тяжёлый труд. Учитель должен обладать авторитетом, но в то же время не властвовать. Найти подход к учащимся - это очень важно, ведь если учитель не сможет этого сделать, то и работать качественно он не сможет. Учитель должен обладать харизмой, именно поэтому его уроки интересны. Он словно артист, он может делать трудные вещи лёгкими, быть художником, поэтом и спортсменом одновременно. Но самое важное то, что Учитель – это и есть самый важный и поучительный школьный предмет, он есть живой пример для ученика.

        Мне, к счастью, в жизни повезло. Моим главным учителем и наставником была, есть и будет моя тётя – учитель с большим педагогическим стажем и большой верой в меня. Именно она многому научила меня, поддерживала все мои начинания на протяжении моей жизни, была моим наставником в профессиональной деятельности. Этот мудрый, добрый человек научил меня любить школу, себя, людей, мир вокруг... Научила меня и тому, что учить детей необходимо личным примером и быть требовательной в первую очередь к себе, а потом и к окружающим. Ведь неспроста говорят: "Начать с себя - хорошая привычка" - именно этого правила я стараюсь придерживаться.

Основные цели современной системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает её не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. В подобных ситуациях школьник приобретает способности, позволяющие преобразовать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.

Современный урок должен быть построен на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок географии в школе? В какой форме организовать обучение? Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?

Для того, чтобы урок прошел продуктивно, необходима смена деятельности обучающихся на каждом его этапе. В этом помогают современные педагогические технологии, методы и приемы.

В моей педагогической практике ведущее место занимают приемы технологии критического мышления, игровые технологии, ИКТ.

Технология критического мышления:

Основу   технологии      развития  критического мышления  составляет базовая модель,    включающая три стадии:

«Вызов – осмысление - рефлексия». 

Такое построение    учебного  процесса  помогает  учащимся  самим определить цели и   задачи    обучения,     осуществить    активный   поиск    новой информации, проанализировать     ее    и    соотнести   с собственными  знаниями.

    Таким образом,    происходит  целостное осмысление и «присвоение»    нового      знания,    формирование    собственного отношения к изучаемому   материалу.               

 Анализ содержания учебного материала по географии позволяет сделать вывод о том, что приемами развития критического мышления школьников могут выступать:

представление информации в кластерах;

верные и неверные утверждения;        

«мозговая атака»;

графические приемы

 Примеры данной технологии используемой мной на уроках :

Прием «Кластер». Данный прием позволяет систематизировать знания по теме, выявить пробелы в знаниях.

Прием «Верные и неверные утверждения» помогает быстро провести опрос как по всей теме, так и по отдельному явлению.  Может использоваться на любом этапе урока, в том числе и для закрепления.  Проводить его можно как письменно (в виде географического диктанта), так и устно (используя сигнальные карточки).

      например: тема «Ветер»

Урок 9 класс «Транспорт России»

Прием «Синквейн» использую на стадии рефлексии и формирую способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы позволяет ребятам развивать речь, извлекать из большого объема информации главное, логически мыслить, составлять рассказ по теме. Например, такой приём очень актуален при изучении темы «Атмосферное давление» в 6 классе.

Прием «Плюс – минус – интересно» помогает организовать работу с информацией на стадии вызова или стадии осмысления. Это способ активной работы с текстом.  Данный прием помогает провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Таблица аргументов

Учитель даёт аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из текста или лекции учителя

Следующие технологии, которые я применяю то  игровые технологии. Они являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова.

        Игровые формы я выбираю в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.

Применение игры на уроке очень разнообразно и, самое главное, ее можно использовать на любом этапе урока. Игру можно организовать в начале урока для определения темы, при проверке  домашнего задания; при изучении нового материала; для снятия напряжения после сложной работы; в конце урока – для закрепления изученного.

Приведу примеры некоторых игровых моментов.

-При изучении береговой линии Евразии предлагаю ребятам игру-путешествие «Вокруг Евразии» 

-При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово, дав координаты объектов. Определив, какие города соответствуют заданным координатам, ребята отгадают зашифрованное слово.

-Прием «третий лишний» или «белая ворона» 

Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

- Приём   «Слова в словах”. Записываю на доске географическое название. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия.

Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования  мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

Информационно – коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью современного образования. Их главная задача – повысить качество образования, пробудив устойчивый интерес к предмету. Урок с применением ИКТ, как готовые, так и разработанные учителем, применяемые как для изучения нового материала, так и для закрепления, повторения, обобщения и систематизации.  Это мультимедиа-презентации, обладающие наглядностью и выразительностью.  Современные школьники легко ориентируются в Интернет-пространстве и самостоятельно готовят презентации, выбирают нужную информацию.

В своей педагогической деятельности я все чаще обращаюсь к информационно-коммуникативным технологиям, ведь применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и  представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;        

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Эти технологии становятся хорошим помощником учителю  –  географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:

1.Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

2.Работа в  Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;

3.Работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

4.Использование Интернета и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)

          Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.

          Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.

Я классный руководитель 11 класса. За годы работы с детьми у нас сложились очень тёплые, дружеские отношения. Родители тоже всегда идут на контакт.

Я очень активный человек. Иду вперёд со временем и совершенствую своё мастерство Участвую в районных смотрах и конкурсах. Мои ученики победители и призёры конкурсов «Зелёная планета», «Покормите птиц зимой» и т.д. Хотелось бы так же отметить что каждый год девятиклассники выбирают экзамен по «Географии», для сдачи основного государственного экзамена, и показывают хорошие результаты.

В заключении хотелось бы сказать, что любым предметом, процессом, явлением   надо   заниматься,   извлекая что-то  такое, что  доставляет  удовольствие, даже больше – эйфорию.  

Достучаться до каждого сердца 

 Тех, кого ты решился учить,

 И откроется тайная дверца

 К душам тех, кого смог полюбить!

                                                     Марк Львовский       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мое педагогическое кредо"

О себе, о выборе профессии педагога, о применяемых педагогических технологиях....

Мое педагогическое кредо.

     Как-то Николая Рериха спросили: «Как достичь совершенства?» Великий художник и философ ответил: «Совершенствуй себя, и все, что ты будешь делать, будет совершенным». У...

моё педагогическое кредо

педагогическое кредо...

Моё педагогическое кредо

Эссе к конкурсу "Социально-значимые профессии"...

Эссе "Моё педагогическое кредо"

Воспитать Человека!...

моё педагогическое кредо

моё педагогическое кредо...

творческий конкурс педагогических работников «Личностный профессиональный потенциал» номинация: «Моё педагогическое кредо»

творческий конкурс педагогических работников«Личностный профессиональный потенциал»номинация:«Моё педагогическое кредо»...