Значение мирового океана для природы и человека.
план-конспект урока по географии (5 класс)

Раздел №3 Путешествие по планете Земля   

Тема урока: Значение мирового океана для природы и человека.         

Тип урока: изучение нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел №3 Путешествие по планете Земля        

Тема урока: Значение мирового океана для природы и человека.        

Количество часов 1

Тип урока: изучение нового материала 

  1. Образовательно-развивающие цели:
  1. Усвоение учащимися новых понятий: планктон, нектон, бентос.
  2. Применение учащимися опорных понятий: мировой океан.
  3. Овладения учащимися УУД:

- познавательными: поиск и выделение необходимой информации из письменного и прослушанного текста, осознанное построение речевого высказывания в устной или письменной форме; подведение под понятие; анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений;

- регулятивными: постановка учебной задачи под руководством учителя, определение критериев для сравнения фактов, явлений; планирование своей деятельности для выполнения задания учителя, оценка и самооценка результатов учебного труда;

- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.4. Овладение специальными (предметными) умениями: определять виды живых организмов океана, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия, вопросы – сравнения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.

II. Воспитательная цель:

2.1. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – частное, причина – следствие.

2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание.

III.Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 3 в системе СДО, текст учебника)

Заявка на оценку (20 обучающихся в классе) всего 20б+2б

«5» - 19 и более

«4» - 15-18 баллов

«3» - 11-14 баллов

Домашнее задание

  1. П.19. Сравнить четыре океана, найти общие и отличительные признаки в тетради.
  2. Сравнить виды земной коры, найти 2 отличительных и 2 общих признака.

План – конспект урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Проверка готовности учеников к уроку

10с.

Знакомство школьников с заявкой на оценку и критериями оценки, выбор арбитров

30с.

Фиксирование оценки обучающимися на полях тетради

  1. Проверка домашнего задания

О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

Задание 1. Раскройте содержание понятия мировой океан, выделите существенные признаки (родовой и видовой)

        

        

Задание 2. Обсудить результаты домашнего задания, сравнить четыре океана, найти общие и отличительные признаки.

А. Простая кооперация: 1-2 группа  обсуждение общих признаков; 3-4 группа обсуждение отличительных признаков

Б. Сложная кооперация: выступление представителей от групп

          Самопроверка и самооценка

        2мин.

1б. за определение понятия

Фронтальная р

5 мин.

4б за выполнение задания

1б за ответ от группы

На прошлом уроке мы говорили о мировом океане.

Задание 1. Мировой океан - непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и обладающая общностью солевого состава. Родовой признак - водная оболочка Земли. Видовой признак - окружающая материки и острова и обладающая общностью солевого состава

Задание 2.

Общие признаки:

Как в Атлантическом океане, так и в Индийском океане солёность воды одинаковая.

Так же, как Тихий, Атлантический океан разделяются экватором почти пополам.

Отличительные признаки:

- По сравнению с Тихим океаном Северный Ледовитый океан самый маленький.

Если Тихий океан самый глубокий, то Северный Ледовитый самый мелкий.

  1. Усвоение новых знаний

Несмотря на то, что мы живём очень далеко от океана, он играет огромную роль в нашей жизни.

Посмотрите на слайды. Как вы думаете, чему будет посвящена тема сегодняшнего урока?  

Тема урока: Значение мирового океана для природы и человека.        

Задание 3. Работая с планом .

1.Живые организмы населяющие Мировой океан.

2. Как человек использует Мировой океан.

3. Значение Мирового океана в жизни планеты.

Сформулируйте вопросы - суждение к теме урока, которые будут отражать цель урока? Запишите один вопрос в тетрадь.( 1,2,3 ряд.)

5 мин.

1б за каждый вопрос.

-Мы будем говорить о движении земной коры.

Задание 3.

- Как доказать, что живые организмы населяют Мировой океан?

- Каким образом человек использует Мировой океан.?

- Чем объяснить, что  Мировой океан имеет большое значение в жизни планеты?

Задание 4. Работая с текстом (извлечение информации из текста) стр. 103-104 заполните логическую схему используя критерии деления, по теме «Живые организмы океана»

.

А Индивидуальный труд

Б. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда.

В. Фронтальная проверка. Самопроверка и самооценка

5мин.

        

        3б

1б за каждое понятие

Работая с текстом (извлечение информации из текста)

Задание 5.работая с текстом стр. 104-106  Прочитайте заполните  таблицу

Значение океана

для человека

в природе Земли

А. Индивидуальный труд

Б.  Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда.

В. Сложная кооперация: выступление представителей от групп

Самопроверка и самооценка

8-10 мин.

7б- верная

Для человека

В природе Земли

1. Источник пищи (морепродукты)

1. Среда обитания многих организмов

2. Сырьё для промышленности

2. Океан -источник тепла

3. Источник соли и других полезных ископаемых

3. Поставщик влаги

4.Источник пресной воды

Задание 6. Опираясь на первый раздел «Живые организмы населяющие Мировой океан» используя карточку №3  (сравнения) сравните живые организмы населяющие океан, выделите 1 общих и 1отличительный признак.

А Индивидуальный труд

Б. Фронтальная проверка. Самопроверка и самооценка

6мин

4б.

(за каждый вопрос 2б.)

Общие признаки:

-Не только в состав  планктона, но и к организмам, живущим на дне,  относятся водоросли.

Отличительные признаки:

-В отличие от активно плавающих организмов, планктон не способен к активному перемещению.

  1. Обобщение темы урока. Подведение итогов работы.

Подведение итогов:

а) подсчёт баллов;

б) соотнесение школьниками набранного количества баллов с заявкой на оценку;

в) рефлексия урока;

г) выявление учащихся, получивших запланированную оценку;

д) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной;

е) обсуждение с учениками причин расхождения плана и факта оценки.

  1. Домашнее задание

Прочитать п.20, вопросы и задания стр.106. Составить 4 вопроса суждения по изученной теме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Заявка на оценку «5» - 17 и более «4» - 13-16 баллов «3» - 9-12 баллов Дополнительные баллы ответы на вопросы – 1 балл дополнение - 1 балл возражение – 1 балл

Слайд 4

Значение Мирового океана для природы и человека

Слайд 5

План урока: - живые организмы населяющие Мировой океан ; - как человек использует Мировой океан ; - значение Мирового океана . 1 балл.

Слайд 6

Задание №1 3 балла. Используя раздел учебника «Кто-кто в океане живёт?» стр.103-104, заполните логическую схему используя критерии деления Условия обитания Живые организмы океана

Слайд 7

Задание №1 3 балла. Используя раздел учебника «Кто-кто в океане живёт?» стр.103-104, заполните логическую схему используя критерии деления. Условия обитания Живые организмы океана В толще океана не способные к активному перемещению Активно плавающие организмы Организмы живущие на дне океана 1 балл.

Слайд 8

Задание №2 7 баллов. Работая с текстом учебника стр. 104-106 заполните таблицу. Значение океана для человека в природе Земли 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 1 балл.

Слайд 9

Почему необходимо охранять воды Мирового океана? 1 балл.

Слайд 10

Задание №3 4 балла. Опираясь на первый раздел «Живые организмы населяющие Мировой океан», используя карточку №3 сравните живые организмы населяющие океан, выделите 1 общий и 1отличительный признак. 1 балл.

Слайд 11

Домашнее задание П.21стр.106 вопросы (устно). Составьте 4 вопроса суждения используя карточку № 2.

Слайд 12

Посчитайте баллы и оцените свой труд

Слайд 13

Продолжите фразу Сегодня на уроке я узнал…………. Сегодня на уроке мне стало понятно…………. Сегодня на уроке я испытывал трусости ……, потому что……….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Гидросфера 5 урок. "Значение вод в Мирового океана"

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...

Круговорот воды в природе. Части Мирового океана

Глава 4. ГИДРОСФЕРА Урок 24Круговорот воды в природе. Части Мирового океанаЦель урока:         Сформировать представление о гидросфере. Ввести понятия: зал...

6 класс. Мировой круговорот воды в природе. Части Мирового океана.

Урок по теме " МКВ. Части Мирового океана." К конспекту урока прилагается лист-опросник, который используется  для закрепления материала изученного на уроке и для подготовки домашнего задания. В ...

«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...

Конспект урока "Значение мирового океана для человека"

Тема урока: Значение мирового океана для человекаКласс: 5УМК:  Учебник Домагацких Е. М. «География. Введение в географию»...