Выступление на ШМО
материал по географии
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород , д.3,4 тел.(496)-346-81-37 |
Доклад на методическом объединении
учителей – гуманитарного цикла и математики.
Подготовила: учитель географии
Тарасова А.А.
Наро-Фоминский городской округ
д. Вышегород
2019 год
Наглядность на уроках географии
Наглядность – один из основных принципов преподавания учебных предметов.
Основное значение наглядности в процессе обучения заключается в том, что она содействует формированию и выработке соответствующих понятий, которые отражают сущность явлений.
Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
Значение наглядности, ее эффективность заключается в действенном и непосредственном знакомстве учащихся с объектами и явлениями окружающего мира. Под наглядностью разумеется восприятие объектов не только с помощью зрения, но и с помощью осязания, слуха, обоняния, вкуса.
В результате научных исследований были установлены требования к выбору и использованию наглядности в учебном процессе школы:
- демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон;
- учитель должен определить, какой вид наглядности необходимо подобрать на урок, на каком этапе урока его лучше использовать;
- необходимо выбирать определенное количество наглядных средств, так как надо не только предъявить учащимся наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью;
- следует демонстрировать наглядность последовательно;
- важно использовать словесное описание, что поможет учащимся определить отдельные свойства предмета;
- необходимо выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учащихся к умению пользоваться более сложными ее видами;
- средства наглядности, выпускаемые для школы, необходимо адаптировать с учетом возможностей школьников и программных требований;
- самодельные наглядные пособия должны быть выполнены качественно с соблюдением требований, предъявляемых к пособиям (достаточный размер, четкие подписи, единообразие изображения).
В преподавании географии наглядность имеет огромное значение, так как большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащихся. Учить географии без наглядных пособий невозможно. Даже самые красочные словесные описания ничего не дадут ученику, если у него не будет создан образ предмета.
Использование наглядных средств обучения способствует усвоению знаний, активизации методов обучения, развитию познавательной деятельности, определению качества усвоения учебного материала. Наглядность помогает образовать в сознании детей отчетливое представление о предмете, закрепить знание карты.
Современные эволюционные тенденции развития географической науки выдвигают на особое место важную форму обучения географии – практическую направленность в обучении. Поэтому у школьников, в первую очередь, нужно развивать предметно-практическую деятельность.
Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.
Все наглядные пособия делятся на натуральные (натуральные предметы) и изобразительные (воспроизводят натуральные предметы изобразительными средствами).
По способам выражения изобразительные пособия делятся на образные (макеты, модели, муляжи и др.) и схематические (диаграммы).
Эта классификация имеет общепедагогический характер.
Все наглядные пособия в зависимости от способа сенсорного воздействия и восприятия учащимися классифицируются на несколько групп.
К первой группе относятся реальные, или натуральные, предметы, явления, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе (например, минералы, растения). Натуральный предмет становится наглядным пособием, если, во-первых, изолируется от реальных условий своего бытия (птица в клетке), во-вторых, используется в дидактических и воспитательных целях. Преимущество этой группы наглядных пособий в том, что они сближают теоретические знания с жизнью.
Ко второй группе наглядных пособий относятся плоскостные изображения (картины, рисунки и др.) и модели (в том числе действующие) предметов, явлений. Их преимущество в том, что они могут заменить реальные предметы, которые часто показать в классе трудно или невозможно (например, крупных или вымерших животных, исторические эпизоды, природные зоны и др.).
К третьей группе относятся схематические и символические наглядные пособия, которые представляют собой схемы, чертежи, карты, символы и т.п. Они используются для лучшего понимания и усвоения исторических, географических и других закономерностей, теоретических положений. Также невозможно представить изучение географии без карт, глобусов, схем.
В географии существует своя классификация наглядных пособий, которые сгруппированы в зависимости от особенностей изготовления и применения (В. А. Коринская):
- картографические наглядные пособия;
- образные (картины, модели, макеты, фотографии);
- схематические (схемы, таблицы, диаграммы);
- натуральные (коллекции, раздаточный материал).
На уроках географии учитель использует различные виды наглядности. Рассмотрим наглядные пособия с точки зрения восприятия их учащимися.
Натуральный объект. Это один из лучших видов наглядных пособий. При восприятии натурального объекта создается наиболее полный образ, и соответственно яркое представление. Целесообразность использования коллекционных натуральных объектов в обучении обусловлена особенностями восприятия: изучая образец, учащиеся разглядывают его, воспринимают на вкус и запах. Таким образом, в работе с натуральными объектами учебная информация поступает по нескольким каналам, что делает обучение более убедительным и достоверным.
Модель – это уменьшенное (или увеличенное) изображение натурального предмета, маленькая (или увеличенная) копия его.
Выделяют модели статистические и динамические. В географии, примером первых служит глобус, вторых – теллурий, с помощью которого демонстрируется зависимость освещенности Земли, смены суток и времен года от наклона земной оси и положения Земли относительно Солнца. Многие учителя в своей работе применяют моделирование природных процессов. Например, можно моделировать работу текучих вод, образование складок земной коры и т.п.
Макеты – упрощенная модель какого-либо объекта, выполненная в декоративно-художественном оформлении. Во всех разновидностях макетов основным сигналом изображенного предмета служит форма, хотя для передачи некоторых необходимых в целях познания свойств, применяются и другие средства, даже до окраски частей макета в соответствующие цвета. Большое значение в макете, как в специальном наглядном пособии, имеет передача взаимного расположения частей изображаемого макетом предмета.
Иллюстрации. Они играют большую роль в формировании географических представлений. К иллюстрациям по географии относят рисунки учебника, учебные картины, графики, диаграммы, таблицы, фотографии.
Учебные картины выполняются в виде репродукций художественных произведений живописи. Объекты, изображаемые на картине, должны быть типичными, с ярко выраженными характерными особенностями. Главные объекты целесообразно помещать в центре или на первом плане и давать их с большой деталировкой.
Важным средством наглядности являются фотографии и готовые наборы открыток. Например, «Волга», «Алтай», «Урал», «Города России», «Исторические памятники» и т.п. Фотографии можно использовать в качестве раздаточного материала, который должен сопровождаться рассказом учителя.
Рисунок на классной доске зачастую незаменим при объяснении предмета, явления, о котором рассказывает учитель, особенно ценно, когда учитель создает рисунок по ходу своего объяснения. В этом случае рисунок поясняет слова учителя, а его рассказ поясняет содержание рисунка.
На уроках географии также применяется вычерчивание на доске простейших картосхем, контуров, это помогает учащимся понять и закрепить новый учебный материал.
Таблицы – это своеобразный переход от текста к иллюстрации. Работа с таблицей полезна для усвоения географической закономерности. Например, таблицы «Виды равнин», «Природные зоны», «Полезные ископаемые» и др.
Картографические пособия. Одним из важных средств наглядности в обучении географии служит карта.
Без карты нет и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается. Карта не только необходимый инструмент, это сама география. Работа с географической картой – обязательный элемент обучения, без которого преподавание географии не имеет смысла (Барков А.С.).
Карта – это наглядное пособие, которое дает учащимся возможность конкретно представить себе тот учебный материал, который изучается ими на уроке географии.
К числу наглядных методов обучения относится наблюдение.
Наблюдение – это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений предметов и явлений природы различными органами чувств. Наблюдать можно в природе или в классе. В процессе наблюдения у учащихся развивается наблюдательность, формируются некоторые практические умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-435846-1397314781.jpg)
Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-190512-1634937881.jpg)
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-509725-1421862500.jpg)
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-592493-1423986554.jpg)
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-263500-1414945764.jpg)
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/20/picture-551667-1463746486.jpg)
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-641257-1547364508.jpg)
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...