Выступление на ШМО
материал по географии

Тарасова Александра Александровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zhiznennyh_kompetentsii.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вышегородская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Формирование жизненных компетенций через отношение к малой Родине на уроках географии».

Сообщение на методическом объединении.



Подготовила: Тарасова А.А., 

учитель географии

Наро-Фоминский городской округ

д. Вышегород

2021 год

Педагогическая ценность преподавания географии на основе изучения родного края была осознана очень давно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “Великой дидактике” Я. Коменского в первой половине XVII в.

В современном образовании все больше внимания уделяется краеведческому аспекту. Использование краеведческих материалов помогает воспитывать у детей любовь и уважение к Родине, её истории, природе и традициям. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, села, его исторические центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить обучающихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы обучающиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя в окружающей природе. Благодаря краеведению, в географии применяется важное дидактическое правило: от известного — к неизвестному, от близкого — к далекому, реализуется принцип связи обучения с жизнью, широко используются межпредметные связи. Учитывая значимость знаний о своей местности для детей с ОВЗ, программы специальных (коррекционных) школ VIII вида содержат краеведческий компонент, который реализуется на протяжении всего периода обучения. Однако краеведческий материал, в основном, рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного материала с 6 по 8 класс. Работа предполагает совместную деятельность учителя и учащихся по наблюдению и пополнению краеведческих знаний. Содержание ее от класса к классу углубляется и расширяется, а также несколько изменяются ее формы и методы. В 9 классе тема «Свой край» завершает весь географический цикл. В процессе изучения Московской области учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов, рассматриваются вопросы истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций.

Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока:

- в начале урока, во вступлении;

- при актуализации знаний;

- при изучении нового материала;

- при закреплении;

- в домашнем задании.

Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:

- социализация личности ученика;

повышение уровня духовно-нравственной культуры;

- воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине".

Составляя рабочую программу по предмету, я указываю региональный компонент в специальном разделе.

О величии нашей Родины уместно говорить при  изучении курса географии России.  Наша страна – самая большая в мире по площади, и поэтому ее природа, люди и хозяйство настолько разнообразны. Именно с этих слов нужно начинать знакомить учащихся с Россией. Нужно говорить детям об огромных её размерах, великих границах, об истории   формирования территории, о русском человеке и его характере. О том, что ее населяют разные народы, но все они трудятся во благо  своей Родины и едины в любви к ней.  Говоря о внутренних водах России,  воспевая великие наши реки, озера, моря, обязательно вспоминаем о том, что речушки нашей малой родины – часть больших, могущественных  рек.

  Изучение   формирования  народных  промыслов  показывает,  что  они  выросли  из  семейной  традиции  передачи  мастерства  от  старшего  поколения  к  младшему,  а  следовательно,  показывают  важность  семьи,  что  в  последнее  время  является  очень  важным  аспектом,  способствует  воспитанию  патриотических  и  духовных  основ  личности  старшеклассника  за  счет  предоставления  им  знаний  о  культуре  разных  географических  районов,  в  том  числе  о  народном  искусстве,  как  части  общемировой  культуры. При изучении этих тем снова уместно использовать ресурсы музея, в частности материал о земляках народных умельцах. А по возможности провести экскурсию в мастерскую одного из таких людей.

Одно из средств патриотического воспитания на уроке географии - использование дополнительной литературы. Это и  статьи из журналов, газет, и отрывки из  художественной литературы. При этом отбираемое описание, должно открывать географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность, развивать интерес учащихся, волновать чувства.

На уроках краеведения  также можно использовать возможности музея, где  собран  материал о выдающихся земляках, участниках войн, героях труда, учителях, родителях и других людях.

Таким образом,  уроки географии и краеведения в школе  способствуют развитию интереса к родной земле, традициям и культуре своего народа, воспитанию патриотических чувств юных граждан страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...