Выступление на ШМО
материал по географии

Тарасова Александра Александровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya.docx81.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород , д.3,4 тел.(496)-346-81-37

Доклад на методическом объединении

учителей – гуманитарного цикла и математики.

Социализация воспитанников

 на уроках географии.

C:\Users\User\Desktop\nastroenie-peredaetsya-v-sotsialnyih-setyah_1.jpg

Подготовила: учитель географии

 Тарасова А.А.

Наро-Фоминский городской округ

д. Вышегород

2022 год

Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас.                                            Эрнст Легуве

Одной из целей педагогов является подготовка ребят  к самостоятельной жизни в обществе. В последние годы термин «социальная адаптация» получил широкое распространение в научных исследованиях и практической работе психологов, реабилитологов, педагогов. При этом часто термин «адаптация» отождествляется с такими понятиями, как «интеграция», «социализация», «реабилитация», «компенсация».

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах.  Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.  Все это приводит к тому, что выпускники школ и, тем более, школ для детей с ОВЗ   в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества.

 Успех социальной адаптации и интеграции детей  напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособится к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.

ХХI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Знания, культура, воспитанность и интеллигентность должны стать приоритетными в жизни человечества. Система образования, являясь стратегически важной сферой человеческой деятельности, одним из социальных институтов, значимость которых будет неуклонно возрастать по мере продвижения общества по пути прогресса, ориентирована как социальное явление на формирование личности, на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат освоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. Или, другими словами, преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром.

 Овладеть социальным миром – это не просто усвоить сумму знаний, сведений, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания.

 Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями:

 - в процессе воспитания, просвещения и обучения как целенаправленных процессов;

- в ходе совместных актов поведения идет активное освоение социального опыта, так как ребенок не пассивно вбирает воздействие окружающей среды, а включаясь в совместную деятельность;

- в процессе спонтанного освоения социального опыта ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, к людям.

Социализация, как процесс становления личности, несет в себе широкие социальные влияния средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи, а также спонтанные проявления – изменения оценок, взглядов, суждений. Процесс социализации имеет личностный характер, он постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

В последнее время все большее значение приобретает воспитание толерантности по отношению к представителям разных национальностей. В связи с этим на уроках географии в 7 классах в рамках изучения темы «Население России» организовали дискуссию о нации. Мы провели исследование национального состава учащихся 6-9 классов нашей школы. В ходе выполнения работы рассмотрели происхождение различных фамилий. В результате работы ребята выяснили, что школа является многонациональной организацией, здесь проводятся классные часы для сплочения и дружбы разных народов .

Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность воспитанникам осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Так, например, дети с удовольствием участвовали в разработке и осуществлении обустройства школьной территории. Они не только изучали состояние пришкольного участка, но и принимали активное участие в его благоустройстве: мастерили макеты совместно с педагогами, помогали семенами цветов и посадочным материалом. Благодаря этому наша школа всегда благоустроенная и чистая.

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей осуществляется через знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей.

 С учащимися старших классов  посещали историко-краеведческий музей г. Вереи, библиотеку, исторические памятники города. Обучающиеся нашей школы, как и все жители хотят жить в чистом, красивом городе, поэтому их заинтересовала проблема утилизации мусора. В процессе работы над данной темой мы провели серию экоуроков о раздельном сборе отходов «Разделяй с нами».  Ребята с увлечением изучали состав мусорной корзины, рассчитывали количество выбрасываемого мусора, изучали способы его переработки. В итоге получилась небольшая научно-исследовательская работа. Приложением к этой работе стала информационная листовка  об утилизации мусора различного химического состава.

Эффективность работы учащихся возрастает, если есть интерес к предмету. Желание оценивать результат своей деятельности очевиден в период перехода от подросткового возраста к юношескому, так как учащиеся в этом возрасте оценивают своё положение в обществе. Знания, добытые самостоятельно, формируют личность способную социализироваться.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

И  география как предмет несёт в себе большие возможности для развивающейся личности с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...