Мастер класс "География как искусство"
методическая разработка по географии

Солопёкина Олеся Павловна

Технологии применяемые на уроках географии для лучшего запоминания материала и визуализации информации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс География как искусство Учитель географии МБОУ «Ясногорская СОШ» Солопёкина Олеся Павловна

Слайд 2

Задачи школы: - Формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, стремления к самообразованию; - Р азвитие познавательных потребностей, способностей и интересов; -Формирование мотивов и стимулов к получению знаний

Слайд 3

Использование живописи, кинематографа и художественной литературы на уроках географии

Слайд 4

1 к Слайд 6

Слайд 5

Как велика моя страна, Как широки её просторы! Озёра, реки и поля Леса, и степь, и горы... Раскинулась моя страна От севера до юга. Когда в одном краю весна, В другом — снега и вьюга. В Москве ложатся спать сейчас, Луна глядит в оконце. Дальневосточник в тот же час Встаёт, встречая солнце.

Слайд 6

Работа в группах по достопримечательностям России и К узбасса

Слайд 7

Описывая огромные просторы территории России, можно зачитать стихотворение К. Симонова : Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сетью меридианов, Непобедима, широка, горда Затем, после прочтения учащимся ставятся вопросы и задания: - Какими океанами омывается Россия? Покажите их на карте. - Назовите крайние точки России. Покажите их на карте. - Покажите на карте, с какими государствами граничит Россия? - Как вы понимаете слова: «непобедима, широка, горда »?

Слайд 8

Информационно-коммуникационные технологии 1. Чтение художественного отрывка «Вертикальные лучи солнца ослепляли и палили безжалостно. Термометр в тени показывал +46. До песка нельзя было дотронуться рукой. С юго-востока дул сухой, обжигающий ветер. К концу дня становилось трудно дышать, губы высыхали и трескались. Язык во рту набухал, всё время хотелось пить…» [ Мурзаев Э.М. Непроторенными пустынями. Записки географа.- Э. М. Мурзаев . - М: Молодая гвардия, 1954. – 392 с.

Слайд 9

Применяется для повышения внимания, расширения представлений об объекте и явлении. Помогают в данном вопросе : Отрывки их художественной литературы; Мифы; Сказки; Загадки; Считалки; Поэзия; Картины художников Знают Альпы и Тибет - Джомолунгмы выше нет. Высота, какая? – спросим. – Восемь восемь сорок восемь

Слайд 10

Кинофильмы Помогают возбудить интерес у обучающихся к изучению новой темы Применение кинофрагментов на уроке методически подразделяется на три этапа: 1. Выявление взаимосвязей между изучаемой темой и содержанием кинофрагмента; 2. Работа с кинофрагментом во время показа на уроке; 3. Работа с кинофрагментом после просмотра.

Слайд 11

Главная задача учителя-это отбор нужного кинофильма , а из фильма кинофрагмента небольшого размера. Для этого существует большое количество программ . По моему мнению самая простая и удобная из них это программа VirtualDub . В этой программе возможно работать с популярными на сегодня форматами видео файлов AVI , MKV и другими. Данная программа доступна в сети и бесплатна для пользователей.

Слайд 12

Фильмов помогающих нам в работе огромное множество , вот примеры некоторых из них : Экипаж (2016)-извержение вулкана Гидроагрегат (2019)- гидроэлектростанция Землетрясение (2016), Спитак (2019) - землетрясение в Армении в 1988 году Утомленные солнцем пустыни – пустыня, барханы Ледокол (2016)- льды, Арктика, Северный ледовитый океан Невозможное (2012)- цунами в Тайланде 2012 (2009)– фильм о теории дрейфа материков Геошторм (2017)-молния, смерч, цунами, жара, холод, песчаная буря. Разлом Сан- Андрес (2015)-последствия землетрясения, разломы земной коры И грянул шторм (2016), Идеальный шторм (2019) Смерч (1996)

Слайд 13

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли, Всех её океанов, вершин ледяных и закатов. Только парус мечты вёл по свету мои корабли, Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов. Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен, Я не видел, как звёзды сползают к фьёрдам всё ниже, Как кипит за кормой горький снег атлантических пен, И в начале весны голубеют фиалки в Париже. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 Мастер-класс «География как искусство»

Родился я в Сибири. Мой край родной — Кузбасс.
Нет места лучше в мире, прекрасней, чем у нас.

 Одна из приоритетных задач, которые ставит государство перед современной школой — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается в первую очередь как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
 Я уверена, что именно география — это тот предмет, который способствует развитию личностной и социальной культуры подрастающего гражданина России.
 В истории географической науки неоднократно высказывалась мысль о близости географии к искусству, а некоторые авторы даже склонялись к тому, чтобы считать географию скорее искусством, нежели наукой. 

Особое внимание стоит уделить вопросу использования литературных произведений, кинематографа и живописи, которые позволяют реализовать межпредметные связи географии, что способствует достижению следующих результатов обучения: предметных, личностных и  метапредметных. Задача учителя географии -  раскрыть географическую специфику с помощью различных типов используемого материала, то есть, отбираемое описание должно быть «географично». 

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате – отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации – главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео, картин и конечно источники из художественной литературы.



Кроме того, важно ребятам прививать ценности такие как природа (жизнь, родная Земля, заповедная природа, планета земля в целом) и человечество ( многообразие культур и народов, международное сотрудничество) и национальные ценности: «Мы — российский народ!»

Я думаю, достаточно будет нескольких примеров, чтобы доказать важную роль искусства в географии и в решении поставленных перед школой задач.

Мы живём в небольшой области Кемеровской на берегу реки Томь. Я уверена, что каждый присутствующий в зале легко найдёт на карте Россию, Кемеровскую область  и наш  город Кемерово (показываю на карте). Любовь к своей малой и большой Родине каждый человек впитывает с молоком матери. Но у современного поколения сложился негативный образ Родины, России. И поэтому от того, что и как мы будем говорить о России на уроках географии в немалой степени зависит то, какие чувства по отношению к родной стране взрастут в душе каждого ребёнка.

Своей первостепенной задачей я считаю воспитание чувства гордости за то, что мы появились на свет и живём в России, сопричастности к её настоящему и будущему, сохранению её природных богатств, культурному и экономическому процветанию. На их решение направлены те приёмы, которые я использую в своей работе.

Итак, я приглашаю вас на необычный урок географии. Представьте себя жителями, например Австралии, которые выбирая маршрут для туристической поездки, увидели презентацию о стране с незнакомым названием Россия:

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля
Леса, и степь, и горы...
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом — снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Что могло удивить вас — жителей Австралии, — в стихотворении о нашей стране?

1. На ваших столах лежат: карта Австралии, картины известных русских художников. Выберите одну картину, которая по вашему мнению поразила бы жителей такой страны как Австралия и отразила суть стихотворения, хочу вам напомнить, что на карте Австралии подписаны все природные обьекты, что Австралия — это самый сухой материк планеты, находящийся в южном полушарии. (Приложение 1) Каждая картина подписана, вы можете увидеть имена знаменитых художников России…….(Перечисляю)Почему вы выбрали именно эту картину?


2.А какими ещё природными особенностями и чудесами мы — россияне можем заинтересовать иностранных туристов?
Теперь поработаем в группах, первой группе надо выбрать из предложенных достопримечательности Кузбасса (памятник Войну освободителю в Кемерово,
 Музей-заповедник «Томская писаница», Кузнецкая крепость, Скульптура «Золотая Шория», Шестаковский археологический комплекс, Азасская пещера), а второй группе группе достопримечательности России(Государственный Эрмитаж, Московский кремль, Байкал, , Родина мать, статуя Свободы, Таджмахал. Эйфилева башня, Великая Китайская стена,Мучу-Пикчу,Третьяковская галерея, храм Василия блаженного )  выбирая из предложенных фотографий не ошибитесь, ведь у вас на столах не только достопримечательности нашей страны

Описывая огромные просторы территории России, можно зачитать  стихотворение К. Симонова:

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сетью меридианов,

Непобедима, широка, горда [65].

Затем, после прочтения  учащимся ставятся вопросы и задания:

- Какими океанами омывается Россия? Покажите их на карте.

- Назовите крайние точки России. Покажите их на карте.

- Покажите на карте, с какими государствами граничит Россия?

- Как вы понимаете слова: «непобедима, широка, горда»?

В данном случае мы поработали и со стихотворением  поэтессы Натальи Забилы и с картинами художников, вспомнили достопримечательности нашей страны, родного Кузбасса.

Это может быть не только поэзия, но и чтение вслух художественного отрывка в процессе изложения нового материала, что  применимо для повышения интереса и внимания к изучаемому вопросу, расширения представлений (знаний) об объекте или явлении, создании географического образа. Например, в 7 классе, объясняя теоретический материал о природных зонах, при характеристике пустыни можно использовать следующие отрывки из художественных произведений:

  1.  - «…Вертикальные лучи солнца ослепляли и палили безжалостно. Термометр в тени показывал +46. До песка нельзя было дотронуться рукой. С юго-востока дул сухой, обжигающий ветер.  К концу дня становилось трудно дышать, губы высыхали и трескались. Язык во рту набухал, всё время хотелось пить…» [Мурзаев Э.М. Непроторенными пустынями. Записки географа.- Э. М. Мурзаев. -  М: Молодая гвардия, 1954. – 392 с.

Что сразу мы себе представили перед глазами, пустыню , нетерпимую жару, огромные массы песка.

 Отрывки из художественной литературы помогают визуализировать ощущения.


Не только поэзию и художественную литературу можно использовать, но и мифы, сказки,загадки, что способствует развитию коммуникативной культуры учеников, развивает их познавательный интерес к учебному предмету. Для рационального запоминания цифр и фактов возможно применение  в обучении географии специальных приемов, которые способствуют развитию у учащихся интереса к географии. Учащимся, начиная с младшего школьного возраста знаком прием рифм и ритма (он лежит в основе считалок). Рифма служит опорой для группировок названий по ритмическому признаку. В результате получаются забавные стишки и легко запоминаются цифры. Например:

Знают Альпы и Тибет - Джомолунгмы выше нет.

Высота, какая? – спросим. –

Восемь восемь сорок восемь (8848 м).

        Этот методический прием очень привлекает учащихся, и они  с удовольствием придумывают подобные стишки или загадки:

Где донырнуть до дна не сможет даже самый смелый?

Нет в океане места глубже, чем… (Марианский желоб).

Фанди – запомни названье залива.

Здесь высочайшие в мире приливы.

Обучающиеся отлично знакомы с различным спектром средств

информационно-коммуникационных технологий и более четко усваивают новые знания наглядным способом, так как более 80% обучающихся являются визуалами.

Кинофильмы значительно помогают учителю возбудить интерес у обучающихся к изучению новой темы. Отбор кинофрагментов из художественных фильмов для использования на уроках географии требует значительных усилий и большого количества времени у учителя, но в то же время сильно облегчает достижение поставленных результатов обучения.

Применение кинофрагментов на уроке методически подразделяется на три этапа:

  1. Выявление взаимосвязей между изучаемой темой и содержанием кинофрагмента;
  2. Работа с кинофрагментом во время показа на уроке;
  3. Работа с кинофрагментом после просмотра.

Главная задача учителя-это отбор нужного кинофильма , а из фильма кинофрагмента небольшого размера. Для этого существует большое количество программ. По моему мнению самая простая и удобная из них   это программа VirtualDub. В этой программе возможно работать с популярными на сегодня форматами видео файлов AVI, MKV и другими. Данная программа доступна в сети и бесплатна для пользователей.

Для примера приведем задания по фильму “Землетрясение” (2016 год).

Как называется природное явление, показанное в кинофрагменте? Дайте определение данному термину. Когда и почему происходит это явление ? Где можно его встретить? Каковы последствия действия явления?

Ответ: в кинофрагменте показано землетрясение –явление возникающее из за движения земной коры. Чаще бывают в горной местности.

Как вы думаете где могут происходить такие явления в России?

Можно задать другие вопросы (Перед учениками лежит карта строения земной коры (уроки с 6 по 8 класс), они уже знают основы, по этой карте.

  1. В какой части Земли эти явления происходят чаще и почему?
  2. Как люди спасались во время этого бедствия? Все ли поступали правильно?

Фильмов помогающих нам в работе огромное множество, вот примеры некоторых из них:

  1. Экипаж (2016)-извержение вулкана
  2. Гидроагрегат (2019)-гидроэлектростанции
  3. Землятресение (2016), Спитак (2019) - землятресение в Армении в 1988 году
  4. Утомленные солнцем пустыни – пустыня, барханы
  5. Ледокол (2016)- льды, Арктика, Северный ледовитый океан
  6. Невозможное (2012)- цунами в Тайланде
  7. 2012 (2009)– фильм о теории дрейфа материков
  8. Геошторм (2017)-молния, смерч, цунами, жара, холод, песчаная буря.
  9. Разлом Сан-Андрес (2015)-последствия землетресения, разломы земной коры
  10. И грянул шторм (2016), Идеальный шторм (2019)
  11. Смерч (1996)


А как много произведений искусства не появилось на свет, если бы поэтов, писателей, художников, и музыкантов не вдохновила красота родной природы, которая нас окружает и которую, к сожалению, мы порой не замечаем.


Гениальные строчки Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, живописнейшие описания природы в произведениях Пришвина, Шукшина, Астафьева, незабываемые пейзажи Васнецова, Шишкина, Сурикова, Айвазовского, дают богатейший материал для изучения природы России. Это способствует не только нравственно-патриотическому, но и эстетическому воспитанию школьников.
Таким образом, мы видим насколько широки возможности самой интересной, познавательной, увлекательной, поучительной науки ГЕОГРАФИИ. Я очень счастлива, что преподаю в школе именно этот предмет.

Закончить наш урок я хочу словами Р. Рождественского

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вёл по свету мои корабли,

Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,

Я не видел, как звёзды сползают к фьёрдам всё ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства."

Творческий проект: " Тыс ам - мастер декоративно- прикладного искусства",  задуман как коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов и разработок эскизов для работы...

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства

   Декоративное искусство  продолжает жить в современном мире, находит новые средства выразительности.       Современные художники смело экспериме...

Презентация "Судьба Мастера и тема искусства в романе "Мастер и Маргарита"

Презентация к конспекту урока"Судьба Мастера и тема искусства в романе "Мастер и Маргарита"....

Урок Изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства"

Цели и задачи урока:Предметные:знакомство учащихся с искусством витража;формирование представления об истории развития витража.Метопредметные:развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создан...

Открытый урок изобразительного искусства Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства. «Открытка. 9 мая – День Победы!»

·        Познакомить с особенностями создания открытки. Научить выполнять открытку, используя различные материалы....

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Урок Изобразительного искусства в 5 классе по теме: Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Роспись матрешки)

Дружно спрятали косичкиИ живут семьей одной.Только старшую открой,В ней сидит сестра другая,В той еще сестра меньшая.Доберешься ты до крошки,Эти девицы — (матрешки).      ...