Урок географии в 5 классе на тему "Вулканы"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Татьяна Александровна Ерёмина

Урок географии для 5 класса на тему "Вулканы"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

География, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, автор А.А. Летягин, изд. « Вентана-Граф » Выполнили: Ерёмина Татьяна Александровна, МБОУ « Чернореченская СОШ № 1 »

Слайд 2

Тема урока : Вулканы Земли Цель урока : Распознавать вулканы Земли и объяснять причины извержений в различных уголках планеты Задачи: 1. Изучить внутреннее строение вулкана 2. Определить места размещения вулканов 3. Смоделировать процесс извержения вулканов Тип урока : урок-исследование Технология : проблемное обучение

Слайд 3

Формы работы: Индивидуальная Фронтальная В парах Групповая Самопроверка и взаимопроверка

Слайд 4

Результаты Предметные: Выявлять и объяснять признаки понятий: вулкан, магма, лава, кратер, желоб. Понимать причины возникновения вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Личностные: Будут сформированы знания о вулканах России. Будут сформированы правила безопасного поведения при извержении вулканов, опыт рефлексивно-оценочной деятельности. Метапредметные : Обучающийся научится : Давать определение понятиям «вулкан». Выявлять описывать и объяснять существенные признаки вулканов. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Обучающийся получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов вулканизма. Отображать в речи содержание совершаемых действий.

Слайд 5

О чем мы будем говорить? 1. Носит бабка Снежную шапку Каменные бока, Закутанные в облака. (гора) 2. В огне горы родился – От огня убежал С огнем разлучился И в небе пропал. (дым) 3. Жевать – не жую А все поедаю, сжигаю. (огонь) 4. Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова- отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан)

Слайд 6

Мы совершим путешествие в удивительный мир вулканов и гейзеров вместе с группой туристов из Китая Просмотрите видеофрагмент «Долина - объект мирового значения» и ответьте на вопросы: - Какие географические объекты вы узнали в видеофильме? - Какие явления природы вы наблюдали в данном фрагменте? http://www.youtube.com/watch?v=1jO6vAbjO9

Слайд 7

Формулирование цели урока Продолжая беседу, ответьте на вопросы перед параграфом (стр. 35 учебника): Что вам известно о вулканах? Опишите, как вы представляете извержение вулкана. О каких грандиозных извержениях вулканов вы знаете? Можете ли вы объяснить причину извержения вулканов? Каких знаний нам не хватает для ответа на последний вопрос? Какую цель мы можем поставить себе на этот урок?

Слайд 8

Содержательный этап урока

Слайд 9

Демонстрация модели извержения вулкана

Слайд 10

Работа в парах Типы вулканов Отличительная черта Название вулкана Потухшие Действующие в настоящие время Ключевская Сопка Льюльяйльяко Шивелуч Действующие Вулкан который давно не извергался, но сохранил свою форму Везувий Уснувшие Сильно разрушен и не проявляет активности несколько тысяч лет Килиманджаро

Слайд 11

Рассмотрите картину и представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях? А есть ли на территории нашего Красноярского края вулканы? Если есть назовите их.

Слайд 12

Работа в группах Килиманджаро Льюльяйльяко Ключевская Сопка

Слайд 13

Причины извержения вулканов

Слайд 14

Закрепление Викторина 1. Как называется сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли и, прорывая земную кору, изливается на поверхность? 2. Что такое лава? 3. Что такое кратер вулкана? 4. Что такое жерло? 5. Назовите продукты вулканических извержений. 6. Перечислить типы вулканов.

Слайд 15

Домашнее задание Обязательное задание: Изучите статью «Проявление вулканизма» стр.37-38. Ответьте на вопросы 4 и 5 после параграфа 7, вопросы после параграфа. Дополнительное задание (по желанию и по выбору): 1. Практическая работа «Школа географа - следопыта». Создать конструктор литосферных плит и объяснить, почему на отдельных участках этих плит расположены зоны землетрясения и вулканизма по плану с. 38-39 учебника. Попробуйте ответить на вопрос. Как образовалось ТО кольцо? 2. Составьте презентацию о наиболее известном гейзере или вулкане, используя дополнительную литературу или интернет – ресурсы.

Слайд 16

Рефлексия На уроке я работал Активно/пассивно Своей работой на уроке я … Доволен /не доволен Урок для меня показался Коротким / длинным За урок я … Не устал / устал Мое настроение Стало лучше / стало хуже Материал урока мне был Понятен / не понятен Полезен /бесполезен Интересен / скучен Домашнее задание мне кажется Легким / трудным Интересно / не интересно



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 10

№ и тема учебного занятия

2 (10) Вулканы Земли

Тип учебного занятия по дидактической цели

Изучение новых знаний и умений

Практические работы

Создание модели «Движение литосферных плит»

Предметные результаты

Обучающийся научится

Выявлять и объяснять признаки понятий: вулкан, магма, лава, кратер, желоб. Понимать причины возникновения вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

Обучающийся получит возможность научиться

Описывать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. Обозначать на карте действующие вулканы.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится

Давать определение понятиям «вулкан». Выявлять описывать и объяснять существенные признаки вулканов. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Обучающийся получит возможность научиться

Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов вулканизма. Отображать в речи содержание совершаемых действий.

Личностные результаты

Будут сформированы знания о вулканах России. Будут сформированы правила безопасного поведения при извержении вулканов, опыт рефлексивно-оценочной деятельности.

Основные ресурсы учебного занятия

Учебник § 7, видеофрагменты. Рабочая тетрадь. «Школа географа-следопыта»

Приемы и методы, способствующие достижению планируемых результатов

Словесный (работа с рисунками, понятиями в тексте, беседа). Наглядный (демонстрация видеофрагмента). Практический метод (создание модели литосферных плит).

Виды самостоятельных и творческих заданий (урочных и внеурочных)

Подготовка и запуск модели «Извержение вулкана».

Формы и виды диагностики и контроля

Географический диктант

Формы рефлексии

«Составление логической цепочки» или «Мини-сочинение»



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме  «Вулканы Земли» (5 класс)

Тип  учебного занятия по дидактической цели – урок-исследование

Цель: Распознавать вулканы Земли и объяснять причины извержений в различных уголках планеты

Оборудование: учебник §7, Дневник географа-следопыта, атласы, картосхема литосферных плит рис.13, персональный компьютер , мультимедийный проектор, Интернет – сайты, таблицу «Типы вулканов  по их активности»

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный

 компонент урока

Творческий

 компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение темы урока

1. Носит бабка

Снежную шапку

Каменные бока,

Закутанные в облака.

(гора)

2. В огне горы родился –

От огня убежал

С огнем разлучился

И в небе пропал.

(дым) 

3. Жевать – не жую

А все поедаю, сжигаю.

(огонь) 

4. Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова- отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан)

Отгадывают  загадки,  с помощью которых определяют тему урока.

Актуализация полученных знаний и создание  мотивационной установки

 Мы совершим путешествие в удивительный мир вулканов и гейзеров вместе с группой туристов из Китая http://www.youtube.com/watch?v=1jO6vAbjO9  Просмотрите  видеофрагмент «Долина - объект мирового значения» и ответьте на вопросы:

- Какие географические  объекты вы узнали  в видеофильме?

- Какие явления природы вы наблюдали в данном фрагменте?

Продолжая беседу, ответим на вопросы перед параграфом (стр. 35 учебника):

  1. Что вам известно о вулканах?
  2. Опишите, как вы представляете извержение вулкана.
  3. О каких грандиозных извержениях вулканов вы знаете?
  4. Можете ли вы объяснить причину  извержения вулканов?
  5. Каких знаний нам не хватает для ответа на последний вопрос?

Какую цель мы можем поставить себе на этот урок?

После просмотра отвечают на поставленные вопросы и  указывают объекты «вулканы», возможно, назовут «гейзеры». Называют явление «извержение вулканов».

Делятся своими познаниями. - Вспоминают и дают ответы на вопросы

Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы

Учащиеся пытаются сформулировать цель урока

Проявляют интерес к изучаемой теме

Высказывают свои

предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо

добыть на уроке

Распознавать вулканы Земли и объяснять причины извержений в различных уголках планеты

Формулирование задач урока

1. Чтобы найти причину явления необходимо подвергнуть объект (явление) анализу.

Это означает: нам надо изучаемый объект расчленить на составные части. Из чего состоит явление «извержение вулкана»?

2. Именно особенности строения вулкана определяют условия его образования и конкретные места их появления.

Нам надо ответить на вопросы: В каких уголках планеты  проявляется вулканизм? Как часто происходят извержения?

Итак, какая вторая задача встает перед нами? 

3. Изучение строения вулкана и районов их образования можно предположить причины извержения.  Вот мы и подошли к нашему ключевому вопросу:  Почему происходят извержения вулканов? Можно смоделировать процесс извержения? Если да, то как?

Третья задача, которая позволит нам достигнуть поставленную цель, заключается в следующем.

- А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?

Участвуют в поиске ответов на вопросы.

-1 часть - вулкан,

2 часть - процесс извержения,

 3 часть – причина процесса

Возможные ответы школьников:

1.Что такое вулканизм, как он проявляется на земной поверхности?

2.Почему  и как происходят  извержения вулканов?

3.Какие вулканы называются действующими, а какие - потухшими?

4.Где в мире и в России располагается большинство вулканов?

5.Почему гейзеры относятся к вулканическим проявлениям?

6. В каких районах Земли  расположены наиболее известные гейзеры?

Формулируют 1 задачу: Изучить внутреннее строение вулкана

Формулируют 2 задачу: Определить места размещения вулканов

Формулируют 3 задачу: Смоделировать процесс извержения вулканов

2.Процессуально - содержательный  этап урока

Изучение нового материала

1. Образование и строение вулканов

 1.-Для того чтобы  дать определение  понятию вулкан нам необходимо  установить как он устроен  и как действует?

По рис. 17 стр. 35 учебника составьте рассказ строение вулкана.

2. -Используя знания о строении вулкана и просмотренный  видео фрагмент «Вулканы и гейзеры - строение и образование» 

http://www.youtube.com/watch?v=eoXp7kUbnOI&feature=related   текст учебника вставьте пропущенные в тексте слова в рассказе «Образование вулкана»  

 «Перед началом  извержения вулкана  в  земной коре  образуются трещины. По трещинам  через кратер  вулкана  вверх по  жерлу устремляется огненно-жидкий расплав  веществ  глубинных слоев, который называется - магма

Излившись на поверхность Земли, она превращается  в плотную горную породу - лаву. Постепенно  слои  накапливаются,  и  конус  вулкана  наращивается.»

3. (Работа с моделью вулкана).

Вулканы – это географический  объект, географический процесс или географическое явление?

4. - Обобщая  проделанную ранее работу,  по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не обычная гора?

- Продолжите начало определения – вулкан – это гора….

Сверьте свое определение с определением, которое дано в учебнике  в словаре терминов (стр. 153).

Рисуют схему  «Строения вулкана», обозначая части вулкана. (Один учащийся работает у доски, другие -  в Дневнике географа-следопыта, стр. 19).  

Смысловое чтение 2 абзаца  статьи с. 35-36 учебника и вставляют пропущенные слова  в рассказ задания стр. 18-19 в Дневнике географа-следопыта.

Демонстрация  модель извержения вулкана

Высказывают свои предложения по дополнениям к формулировке определения

Сравнивают его с определением в словаре, Находят допущенные ошибки в определении, дают оценку по совпадению

Демонстрируют модель вулкана , сделанную своими руками

Составляет свое определение термину «вулкан»

Рефлексия деятельности

 Для того  чтобы  определить строение вулкана и особенности его образования что  мы делали?  

Все ли уяснили внутреннее строение вулкана? Осталось ли что-то непонятным?

Просмотрели видеофильм, изучили рисунок, познакомились с определением в словарь терминов, провели опыт демонстрирующий образование вулкана

2.Вулканы мира

1. Вулканы   различаются   по степени активности. Используя текст,  статьи  стр.36 (Вулканы мира) и таблицу на рабочем листе ответьте на вопрос:

-Какие вулканы называют действующими, а какие потухшими?

Найдите в  таблице ошибки, предложите, как их надо исправить.

Типы

вулканов

Отличительная черта

Название вулкана

Потухшие

Действующие в настоящие время

Ключевская Сопка

Льюльяйльяко

Шивелуч

Действующие

Вулкан который давно не извергался, но сохранил свою форму

Везувий

Уснувшие

Сильно разрушен и не проявляет активности несколько  тысяч лет

Килиманджаро

2. Иногда потухшие вулканы начинают извергаться.  Пример, такого извержения можно изучить по картине Брюллова «Последний день Помпеи».

 -Рассмотрите  картину  и представьте себя на месте  героев картины. Расскажите о своих ощущениях?

 3. А есть ли на территории нашего Красноярского  края вулканы? Если есть назовите их. (Вулкан Черная Сопка).

Какие это вулканы:  действующие или потухшие? Почему  вы так  думаете?  

4. - Откройте карту атласа «Землетрясения  и вулканизм».

-Обратите внимание, как показаны вулканы на карте?

- Найдите на карте и назовите действующие вулканы? Как вы это определили?

 

5. Мы нашли  только  небольшую (10) часть вулканов, а их (1400 из них 960- действующие).

- Давайте  попробуем установить,   в каких частях планеты   находится  их наибольшее количество?

-В папках есть карточка  с изображение  и названием вулкана. Найдите в атласе место его расположения и прикрепите карточку  на настенную карту.

- Давайте  посмотрим,    в каких частях планеты   сосредоточено наибольшее количество вулканов?

Изучают  таблицу «Типы вулканов  по их активности», находят  в таблице  ошибки (работа в парах)

Исправляют ошибки и сдают таблицы учителю

Ужас, страх, желание спастись

Высказывают предположение, что это  потухшие вулканы

Перечисляют вулканы.

Объясняют легенду карты: Красными звездочками обозначаются вулканы действующие, потухшие – черными.

Работа в группах. Ученики знакомятся с названием, внешним видом вулкана. Определяют его местоположение на карте и прикрепляют в соответствующее место   на настенной карте.

Килиманджаро (1), Гекла,(2) Камерун(3), Ключевская Сопка(4), Котопахи (5), Кракатау(6),  Орисаба (7), Фудзияма(8), Льюльяйльяко(9); Этна (10)

Рефлексия деятельности

Для того чтобы определить  особенности разных видов вулканов и размещение вулканов на Земле, какие  источники  географической  информации мы использовали? Как мы их использовали?  Что мы узнали?

Называют источники информации, и работу с ними и продукт:

Выделение в текст учебника  особенностей трех видов вулканов (действующие, потухшие, спящие),  анализ таблицы и исправление ошибок.

Узнали, как изображаются  действующие  и потухшие  вулканы, определили,  где находится наибольшее скопление

3. Причины извержения вулканов

1.Мы подошли к важному вопросу, на который не смогли ответить в начале урока. Изучив строение вулкана и особенности его образования и местоположения, давайте попробуем ответить на вопрос: Почему происходят извержения вулканов?

Рассмотрите   видоизмененный вариант нашей настенной карты. Сравните ее с картой «Горизонтальные движения литосферных плит», которую мы изучали на прошлом уроке рис. 13 стр.31 и картосхему на стр.39 учебника

– В чем вы нашли совпадение? - С какими линиями совпадают зоны землетрясений и вулканизма.

Самым  крупным сейсмическим поясом считается Тихоокеанский.  А вулканы образуют «Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо»

2. Анализируя  рис. 13, стр.31 учебника ответьте на вопросы:

  • Что происходит с литосферными плитами на границах соприкосновения?
  • Как вы думаете, к чему это может привести в реальной ситуации?
  • Появление трещин в земной коре, к каким изменениям твердого вещества земной коры приводит?
  • Куда она в последующем будет устремляться? Чем будет сопровождаться?
  • Какой процесс мы сейчас описали?
  • Как называется природное явление, сопровождающее этот процесс на поверхности земли?

Сделайте  вывод. В чем причина вулканизма?

Больше всего мы видим  вулканов   именно в тех районах, где  сходятся  литосферные плиты Земли: районы Тихоокеанского побережья, Средиземноморья, Атлантического океана.

Плиты наращиваются, поглощаются или скользят

К появлению трещин

Расплавление в жидкие породы- магму

Поднятие магмы по трещинам и излияние лавы на поверхность

Извержение вулкана

Движение литосферных плит приводит к появлению трещин, по которым изливается лава, вулканические бомбы пепел.

Именно на границах литосферных плит происходит развитие вулканов

Рефлексия деятельности

Каким методом мы пользовались для выявления зависимости между размещением вулканов и границами литосферных плит?  

В географии такое сравнение двух карт используют довольно часто и называют наложением карт.

Метод сравнения.  Сопоставили две карты и нашли совпадения расположения вулканов на границе литосферных плит

3.Этап закрепления

Закрепление и первичный контроль

Викторина

1. Как называется сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли и, прорывая земную кору, изливается на поверхность?

2. Что такое лава?

3. Что такое кратер вулкана?

4. Что такое жерло?

5. Назовите продукты вулканических извержений.

6. Перечислить:

– типы вулканов.

Работа в группах. Слушают вопрос, обсуждают в группе и поднимают карточку с ответом. Ответы: 1.Вулканизм; 2.Излившаяся на поверхность магма; 3.Чашеобразное углубление; 4. Канал по которому поднимается магма; 5.Газ, вулканический пепел, вулканические бомбы; 6.Действующие, спящие, потухшие

Контроль

 

Подведение итогов

Чему вы научились на этом уроке и что научились делать?

Называют полученные знания, умения,  географические методы изучения, универсальные способы деятельности

Определяют приращение своих знаний и умений, опыта творческого, эмоционального

4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия эмоциональная

- Прием «Закончи фразу»

На уроке  я работал……»

-Какой вид работы вы хотели бы повторить на последующих уроках?

- Заполняют предложенные формы с началом предложения и вариантом выбора ответа

Анализируют свою деятельность на уроке.

Анализируется урок, достижение целей, общий результат.

- Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие

- Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в  письменной форме

5.  Объяснение домашнего задания

Обязательное

задание

Изучите статью «Проявление вулканизма» стр.37-38.

Ответьте на вопросы 4 и 5 после параграфа 7, вопросы после параграфа.

 - Читают текст и составляют план статьи. Проводят домашний опыт и описывают явление, которое он демонстрирует.

1. Дополнительное задание (по желанию и по выбору

Практическая работа «Школа географа - следопыта». Создать конструктор литосферных плит и объяснить, почему на отдельных участках  этих плит расположены  зоны  землетрясения и вулканизма по плану с. 38-39 учебника. В результате Вы имеете вырезанные контуры литосферных плит.

Попробуйте  ответить  на вопрос. Как  образовалось  ТО кольцо?

Из вырезанных контуров  литосферных плит   собирают поверхность Земли.

 Создают  упрощенную схему разломов  и двигают литосферные плиты

Отмечают разрывы в одних местах и заходы друг на друга в других.

Называют границу Тихого океана

2.Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

1.Составьте презентацию о наиболее известном гейзере или вулкане, используя дополнительную литературу или интернет – ресурсы.

 - Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы

- выбирают необходимый материал и составляют сообщение

Подготовка и презентация сообщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...