Конспект урока по теме: "Гидросфера и человек
план-конспект урока по географии (8 класс)

Образовательные задачи:

  1. Познакомить  с понятием «водные ресурсы»
  2. Познакомить со стихийными бедствиями, связанные с водой.
  3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе; прививать интерес к предмету.

 

Практические умения:

  1. Отрабатывать приемы работы с картами атласа, дополнительной информацией.

Средства обучения:

Учебник (Е.М. Домогацких), Физическая карта России, кара «плотность населения», контурная карта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Гидросфера и человек»

Образовательные задачи:

  1. Познакомить  с понятием «водные ресурсы»
  2. Познакомить со стихийными бедствиями, связанные с водой.
  3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе; прививать интерес к предмету.

Практические умения:

  1. Отрабатывать приемы работы с картами атласа, дополнительной информацией.

Средства обучения:

Учебник (Е.М. Домогацких), Физическая карта России, кара «плотность населения», контурная карта

Ход урока:

Организационный момент.

Работа  с эпиграфом (слайд 1)

Вода… «Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни:
ты – сама жизнь…
Ты самое большое богатство в мире»

Антуан де Сент-Экзюпери

О чем идет речь?

( Слайд 2.) Так, какая тема урока у нас?  

 Давайте поставим задачи урока.

(Слайд 3)

Познакомится с понятием «водные ресурсы»

Познакомимся со стихийными бедствиями, связанные с водой.

Изучение нового материала:

Вода – это жизнь. Так гласит народная мудрость. Вода является основой жизни человека.

Работа с рисунком 97

Посмотрите на рисунок 97

Существует взаимное влияние воды на человека и человека на воду.

Как вода влияет на человека? (положительное влияние – вода-это жизнь. Отрицательное влияние – паводки, наводнение, снежные лавины, селевые потоки, катастрофические подвижки ледников)

Как человек влияет на воду?  (положительное влияние – мероприятия по охране вод, регулирование стока, водоочистка, оборотное водоснабжение. Отрицательное влияние – загрязнение водоемов в процессе хозяйственной деятельности).

Вывод: Чем является вода для человека? (природным ресурсом)

Самостоятельная работа, заполнение таблицы

Вывод: Что такое водные ресурсы? (это воды, пригодные для использования деятельности человека)

Казбулатова Аделя выполнила работу и рассчитала количество потребляемой воды в ее семье.

В нашей семье 5 человек. Я рассчитала, что на ежедневные нужды в моей семье на одного человека  приходится 250-300 л воды

Поэтому на семью расходуется 1500 л в день. В году 365 дней, поэтому за год моя семья потребляет 450000 л.

На приготовление еды –5 литров

На использование душа, ванной – 50 литров

На стирку – 20 литров

На мытье посуды – 14 литров

Потребление воды на хозяйственные нужды – 184 литра

 Более подробнее,  я представила в диаграмме.

Заинтересовавшись,   своей  работой  мне стало интересно, сколько воды тратится на предприятиях

Из  дополнительных источников я узнала, что для производства 1 кг сахара необходимо – 100 литров воды, для 1 мороженого – 5 литров воды,

Для производства ткани на 1 рубашку – 15 литров воды,

Из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды.

Рассчитав, я сделала вывод, что  за год на все эти тратится 49.275 л воды

Вывод: бережное отношение к воде сможет сохранить водные ресурсы.

Учитель: В нашей стране много полноводных рек. (Слайд )

Назовите и нанесите на контурную карту крупные реки России.

Как распределены запасы речных вод по территории страны? (неравномерно)

Сравните физическую карту (реки) с картой плотности населения. Какой вывод можно сделать?

Где на территории России находится крупные реки? (на Дальнем Востоке и Сибири)

Назовите основную зону расселения?

Вывод: Большинство крупных рек находится в Сибири и на Дальнем Востоке, где проживает меньшая часть населения.

Малайкина Олеся подготовила информацию об обеспеченности водных ресурсов территории России (показ на карте).

Так на каждого жителя европейской части России приходится 8500 м3 воды в год, а в Сибири – 100 000 м3 , т. е  в 12 раз больше, но эти ресурсы там не нужны в таком количестве. Дефицит воды наблюдается в южных районах России (земледельческие районы), на Урале (небольшое число рек, промышленные предприятия).

 Учитель: не равномерность распределения по территории страны – это только одна проблема, связанная с ресурсами речного стока. Объем воды в реке непостоянен и зависит от характера ее питания. Запасы воды, позволяющие это решить эту проблему, накапливаются в водохранилищах, созданных на крупных  малых реках

Назовите водохранилище, находящееся  на территории области?

Просмотр видео о Цимлянском водохранилище.

Какова причина водохранилища?

Учитель: решив одну проблему человек создает другую. Течение воды в водохранилищах крайне замедленное, поэтому время,  которое нужно воде для того, чтобы пройти путь от истока до устья, возрастает во много раз

(Слайд )

С какой проблемой столкнулся человек? Найдите ответ в тексте

Еще одной проблемой, стало ухудшение  качество воды

Как сохранить водные ресурсы  будущего поколения?

(строить очистные сооружения, старые реконструировать; совершенствовать технологию производства на предприятиях;  оборотное водоснабжение экономить потребление воды).

Вывод: Особую тревогу вызывает то, что более половины населения России вынуждено пить загрязненную воду

 

 Сейчас я хочу прочитать отрывок из поэмы «Медный всадник»

(слайд) О каком стихийном бедствии говорится?

Учитель: вода – это не только благо. Когда ее слишком много, она становится грозной разрушительной силой, представляющую огромную опасность для людей, дорог.

Главная река Ростовской области?

Может на Дону проходить наводнение?

Наводнение на реке Дон связаны с сильным ветром со стороны Таганроского залива.

Какое бедствие возникло на Дону сейчас?

В Ростовской области, в районе Азова и столицы региона, обмелел Дон. Из-за сильного восточного ветра произошёл так называемый "сгон воды" из реки в Таганрогский залив Азовского моря. Остановились почти пятьдесят судов - от Волгодонска до Ростова-на-Дону Южный региональный центр МЧС запретил экипажам сухогрузов и танкеров продолжать движение, пока не поменяется ветер. В акватории реки на участке от Аксая до Ростова-на-Дону вода ушла ниже критических отметок. Речные порты закрыты. Экологи называют это обмеление Дона рекордным за полстолетия. Хроническое маловодье важнейшей транспортной магистрали региона  усиливают аномалии климата. Засуху сменяют ливни и штормовой ветер. И даже осенние дожди не могут наполнить Дон.

Тем временем, ученые фиксируют рекордное за последние 15 лет обмеление Дона.

К чему может привезти это бедствие?

:

Сейчас выполним практическую работу.

Практическая работа

Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных  природных явлений на территории страны  в зависимости от рельефа и климата.

Цель:  Установить зависимость между водами суши, климатом и рельефом.

Оборудование: физическая карта России.

!  Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении.

    Подземная вода – вода, находящаяся в земной коре.

    Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном

    углублении.

    Ледник – многолетнее скопление льда на суше.

    Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой

    растительностью.

    Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не

   оттаивающий в течение долгого времени.

   Наводнения  это затопление обширных участков территории вместе с населенными

   пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

    Сели – бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при

    интенсивном снеготаянии.

Ход работы: Релаксация 

Задание 1. Сопоставьте воды суши  и опасные природные явления, связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.

 Воды суши:

  • Реки
  • Озера
  • Болота
  • Ледники
  • Многолетняя мерзлота
  • Подземные воды

Опасные природные явления:

  • Наводнения
  • Засухи
  • Ливни
  • Снегопады
  • Сели
  • Лавины
  • Наледи
  • Гололед
  • Оползни

 

Районы распространения:

  • Районы Кавказа
  • Реки Северного стока
  • Горы Южной Сибири
  • Реки Дальнего Востока
  • Западно-Сибирская равнина
  • Северо-запад Русской равнины
  • Бассейн Амура
  • Алтай
  • Восточная Сибирь

                                                                                                               

Воды суши

Опасные природные явления

Районы распространения

  •  Сделайте вывод: 

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «Водные ресурсы», поработали с картами атласа, выяснили значение воды в жизни человека, как и зачем необходимо охранять воду, выяснили, какие стихийные явления, связанные с водой характерны для России и Ростовской области


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода… «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире» Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 2

Гидросфера и человек

Слайд 3

Цель : Познакомиться с понятием «водные ресурсы» Узнать о стихийных бедствиях, связанных с водой .

Слайд 5

Водные ресурсы

Слайд 6

Водные ресурсы Рыболовство Отдых на воде сельского хозяйства Производство электроэнергии Транспортные водные пути Снабжение водой население промышленности

Слайд 12

Воды суши: Реки Озера Болота Ледники Многолетняя мерзлота Подземные воды Опасные природные явления: Наводнения Засухи Ливни Снегопады Сели Лавины Наледи Гололед Оползни Районы распространения: Районы Кавказа Реки Северного стока Горы Южной Сибири Реки Дальнего Востока Западно-Сибирская равнина Северо-запад Русской равнины Бассейн Амура Алтай Восточная Сибирь Воды суши Опасные природные явления Районы распространения

Слайд 13

Цель : Познакомится с понятием «водные ресурсы» Познакомимся со стихийными бедствиями, связанные с водой .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Гидросфера" 6 класс

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Гидросфера" насыщен игровыми моментами, что делает его интересным и очень нравится детям....

обобщающий урок по теме "Гидросфера" (6 класс)

Главной целью урока является обобщение и закрепление знаний учащихся. Урок проводится в игровой форме. Игра проводится в несколько этапов: 1 этап - викторина; 2 этап - тест; 3 этап - кроссворд. Данный...

Обобщающий урок по теме "Гидросфера" 6 класс

Цель урока:закрепить  и обобщить знания учащихся  по теме «Гидросфера»...

Урок по теме "Гидросфера", 6 класс

Урок по теме "Гидросфера" с использованием презентации по этой теме....

Интегрированный урок на тему "Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека"

Обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидрос...

презентация к уроку по теме "Гидросфера"

Презентация к уроку по теме "Гидросфера" может быть полезной для учителей начальных классов, ведущих курс "Окружающий мир", для учителей,  преподающих природоведение в 5 классе или географию в 6 ...

Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.

Итоговый урок  по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование»  6  класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...