Проектная технология обучения
статья по географии

Басова Галина Константиновна

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya_obucheniya.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Басова Галина Константиновна,

МОУ «Кукмаринская основная общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл

Проектная технология обучения

В настоящее время метод проектов приобрел популярность в связи с растущей необходимостью формирования новой системы образования и воспитания молодежи, ее переориентации на социализацию личности через участие в общественно значимой деятельности, развитие способности к самостоятельному решению разнообразных жизненных трудностей и проблем.

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.  

Проектный метод позволяет учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям (ситуация неопределенности, кооперации и т.д.) и на основе различного предметного содержания.

Исследователи  под целями проектного обучения понимают следующее:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным:

- через проживание «ситуации успеха» почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

          2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли  сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

            Социально важным является  не только умение  высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать  и понять другую, и  в случае несогласия, уметь конструктивно критиковать  альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию,  выявлять проблемы,  осуществлять отбор необходимой информации из литературы,  проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты.

Проектная технология - организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обоснования поэтапной, успешной учебной деятельности, представление результата. Проектный метод в школьном образовании это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, формирования определенных компетенций учащихся: 

-  ценностно-смысловых: умение видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

- учебно-познавательных: целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка.

- информационных (ИКТ): владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- коммуникативных: знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Правила и принципы успешности проектной деятельности:

- ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание;

- все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;

- каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;

- все члены команды равны, команды не соревнуются;

- все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. При работе над проектом учитель:

– помогает ученикам в поиске нужных источников;
– сам является источником информации;
– координирует весь процесс;
– поощряет учеников;
– поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Последовательность работы над проектом:

1. Подготовка (выявление проблемы, противоречия). Учащиеся обсуждают предмет с учителем, устанавливают цели. Учитель знакомит со смыслом проектного подхода, мотивирует учащихся и помогает в постановке целей. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

2. Планирование (обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов, установление критериев оценки результатов, распределение задач между членами команды). Учащиеся вырабатывают план действий, формулируют задачи. Учитель высказывает предположения, предлагает идеи.

3. Исследование (работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу сбор информации, решение промежуточных задач, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты). Учащиеся выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Учитель  руководит деятельностью, наблюдает, советует.

4. Результаты. Учащиеся анализируют информацию, формулируют выводы. Учитель наблюдает, советует.

5. Представление. Учащиеся отчитываются, обсуждают формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчёт. Учитель слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

6. Оценка результатов (анализ успехов и ошибок, коррекция). Учащиеся участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчёта.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности повышения мотивации в получении дополнительных знаний, изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации), рефлексии и интерпретации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог), чувство ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

ЛИТЕРАТУРА.
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.  

3. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М., 2004.

4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе.

В городе Волгограде проводятся ежегодные Макаренковские педагогические чтения. Конференции имеют международный статус, их материалы публикуются. Вэтом году мы во второй раз принимали участие в конкурс...

Разработка занятия элективного курса « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения

  Цели занятия: способствовать формированию творческого подхода к выбору темы исследовательской работы. Привить внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров. Стимулировать позн...

Применение проектной технологии обучения на уроке русского языка в 7 классе

Цель: направить внимание учащихся на обобщение и систематизацию знаний о причастии; продолжить формирова­ние орфографических и    пунктуационных навыков; углубить умения и навыки по ис...

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...

Применение проектной технологии обучения для подготовки к ЕГЭ

Организация учебного проекта по созданию электронного учебника-тренажёра, который объединяет подборку демонстрационных и тестовых презентаций, объединённых системой гиперссылок в среде Web-страниц....