Исследовательская деятельность на уроках географии
материал по географии
Исследовательская деятельность на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
almuhametova_venera_statya.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Альмухаметова В.Р.
МБОУ «Бурдинская СОШ»
Тукаевского муниципального района РТ
Исследовательская деятельность на уроках географии
География, как учебная дисциплина, имеет широкие возможности для работы с талантливыми детьми. Большой интерес у обучающихся вызывают проекты, связанные с изучением родного края.
В процессе краеведческой работы ставятся определенные образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
- Развитие у учащихся познавательной деятельности.
- Изучение географических особенностей села, населения, традиций.
- Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность: умение собирать материалы, анализировать, классифицировать и сопоставлять их.
- Обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации.
- Воспитание чувства любви к родному краю [1,с.173-174].
В ходе краеведческой работы учащиеся используют различные источники информации: энциклопедические словари, справочники-определители, музейные материалы. Самое главное состоит в том, чтобы научить ребят искать и находить нужный материал, делать записи, составлять проекты.
Исследовательская деятельность подразумевает умение обучающихся самостоятельно изучать литературу, их ознакомление с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, и направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты.
А одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.[4]
А с чего начинается само исследование? С самого простого вопроса. Например, «Почему село так называется?», «Какие полезные ресурсы есть в Тукаевском районе?» и т.д.
Опыт показывает, в школе встречаются дети, которых не удовлетворяет работа лишь со школьным учебником. Они с удовольствием становятся «исследователями». Такие ребята отличаются активностью и мышлением.
Исследовательскую деятельность я начинаю организовывать с 6 класса. Начинаем с малого. Тематика исследовательских работ довольно простая, а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам. Эти несложные задания помогают детям поверить в собственные силы и толкают на создание собственных работ. Обучающиеся ищут «свои» темы, составляют план, выполняют работу.
Со старшими классами исследовательские работы направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением природы, истории, экономики родного края. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые Республики Татарстан» предложила провести исследование на тему «Полезные ископаемые Тукаевского района». Обучающиеся работали также над другими проектами и становились призёрами в НПК.
В каждом ребенке есть творческий потенциал. Наша задача помочь его раскрыть и развить творческую активность. Педагог организует и активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Проблемные вопросы и задания активизируют мышление, стимулируют познавательную потребность, которая проявляется в стремлении постоянно задавать вопросы. Дети пытаются найти не только информацию, но учатся самостоятельно устанавливать цель, определять гипотезу, ход проводимых исследований, проводят опыты и формулируют логические выводы. Данная работа позволяет углубляться в предмет, а простые вещи превращать в интересные. К преимуществам исследовательской деятельности в процессе обучения географии так же следует отнести заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность. [2]
Использованная литература
- Преемственность эколого-географического образования учащейся молодежи в школе и вузе// Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-Казань: «Школа»,2018,364с.
- Региональные модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных детей. В 2 ч. под ред. А. В. Ильиной, Ю. Г. Маковецкой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2018. – 100 с.
- Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. Пособие для учителей.-М:Просвещение,1979.-127.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познани...
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
План самообразования учителя географии по теме «Применение проектной и исследовательской деятельность на уроках географии»
Главная педагогическая идея моей работы в образовательном учреждении - развитие личностных качеств обучающихся, повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельности, создание условий...